Главная / Биология / Урок по биологии на тему: "Мышцы их строение и функции"

Урок по биологии на тему: "Мышцы их строение и функции"

Проект урока

8 класс. Биология

Технологическая карта урока

Тема урока

Мышцы, их строение и функционирование

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Форма урока

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, КСО.

Тип урока

Урок новых знаний

Оборудование

Медиапрезентация по теме, учебник, обучающие тесты, рабочие листы, образовательные ресурсы медиотеки, листы – инструкции.

Методы

Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

1. Организационный момент. Валеологическая минутка.

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц .

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?

Домашнее задание

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111
* Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.



ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Валеологическая минутка.

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.


1. Организационный момент.

Валеологическая минутка.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

Выход на тему.

- Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

- Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

- Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

- Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

(слайд2)

11. Целеполагание

  • Что вы уже знаете по этой теме?

  • Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)

  • А зачем нужно изучать этот материал?

- А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 3) .

План урока

  1. Строение мышц.

  2. Функции мышц.

  3. Основные группы мышц, значение физических упражнений.

  4. Классификации мышц.


111. Изучение нового материала

1. Беседа.

- А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).

- Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

(слайд 4)

- Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

- Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

(слайд 5)

2. Работа в группах

Методические рекомендации для учителя.

Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:

а) получение задания группами

б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе

в) защита ответа спикером

Работу начнем в группах. После получения задания от каждой группы ко мне подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

а) Получение задания группами.

Задание для 1группы - «Строение мышц» (с. 106-107 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 1 группы

Тема: Строение мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.

  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 107 учебника).

  3. Обсуждение в группе для выработки единого ответа.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени…………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………………


Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.


hello_html_1d064ce6.png


  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина


Задание для 2группы – «Функции мышц» (с. 107-108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 2 группы

Тема: Функции мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.

  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 108 учебника).

  3. Обсуждение в группе для выработки единого мнения.


Роли в группе:

Секретарь (пишет)………………………………………………………….

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………….



Вопросы для обсуждения в группе:

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.



Задание для 3 группы – «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» (с.108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 3 группы

Тема: Основные группы мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.

  2. Самостоятельное чтение (с. 108 учебника).

  3. Обсуждение в группе для выработки единого мнения.


Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………….

Помощники………………………………………………………………………..

Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Объедините все мышцы в схему.

hello_html_4d899912.png

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?


- Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.

б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе.

- Работу в группах начали.

3. Работа с диском.

- Пожалуйста, от каждой группы к компьютеру подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

Методические рекомендации для учителя.

Во время просмотра диска дети выбирают необходимый материал для своей группы и распечатывают его с помощью учителя, если не имеют опыта работы или самостоятельно.

Материал, который располагается на диске.

Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета, действуют на костные рычаги, приво­дят их в движение. Поэтому их на­зывают также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают око­ло 650 мышц.

hello_html_2e96c057.png


Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17—18 лет она достигает 35— 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25—30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функ­ции:

I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обес­печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) перемещают части тела друг от­носительно друга;

4) осуществляют дыхательные и глотательные движе­ния;

5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

6) вы­рабатывают тепло;

7) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

в) Защита ответа спикером

- Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.

Рабочий лист для 1 группы

1

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.


2

1. Объедините все мышцы в схему.

hello_html_4d899912.png

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?


Рабочий лист для 2 группы

1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.

hello_html_1d064ce6.png

  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

2

1. Объедините все мышцы в схему.

hello_html_4d899912.png

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 3 группы

1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.


hello_html_1d064ce6.png


  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

2

1. Какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

в) защита ответа спикером (для выступления учащиеся исльзуют слайды 6 – 8 из презентации к уроку).

(слайд 6) (слайд 7) (слайд 8)

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

- Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.

  • Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).

  • Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.

  • Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

4.Беседа.

- Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?

- Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?

Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.

(слайд 9)

5. Беседа.

- По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

- А теперь давайте сравним с действительными, какие признаки вы угадали? А какие не угадали?

Вывод. Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.

6.Работа со слайдами 10 - 13 .

Методические рекомендации для учителя.

Слайды из медиопрезентации используются как образовательный материал. Слайд 10 высвечивается полностью сразу. Дети зачитывают, а затем по нему отвечают на вопросы учителя. Аналогично работать со слайдом 11. Слайд 13 высвечивать сначала только иллюстрацию и заголовок, затем предложить детям, выполняя движения, назвать виды мышц и сравнить с появившимися на экране. Назвать недостающие.

По форме мышцы делятся на: веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д.

(слайд 10)

- Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

- Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

По строению мышцы делятся на: одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.

(слайд 11)


- Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?

(слайд 12) По расположению мышцы делятся на: косые, прямые, глубокие и т.д.

- Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям. Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.

  • Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?

  • Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?

  • Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?

  • Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?

(слайд 13 полностью открывается)

Валеологическая минутка.

Цель: профилактика заболевания глаз.

Предлагается закрыть глаза, сосчитать до 15 и поморгать.

1 V. Закрепление

7.Обобщительная беседа.

- Какие основные функции выполняют мышцы?

- По каким признакам можно классифицировать мышцы? (сл. 14)

- Как устроена скелетная мышца? (сл. 15)

- Какие основные группы мышц выделяют? (сл. 16)

- Зачем необходимо тренировать мышцы?

V. Лабораторная работа

Тема: Определение местоположения отдельных мышц.

Откройте учебник с. 108-109. вы должны выполнить действие, найти на себе выполняющую его мышцу и по учебнику найти ее название. Кто быстрее, но не забывайте поднимать руку.

Методические рекомендации для учителя.

Задания для лабораторной работы можно проговаривать учителю вслух или напечатать на слайдах, чтобы дети зачитывали по очередно после выполнения предлагаемого действия.

Задания.

  1. Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.

  2. Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

  1. Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?

  2. Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

  1. Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?

V1. Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Валеологическая минута.

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом.

Педагог предлагает детям в каждой группе взяться за руки, закрыть глаза и под медленную музыку сделать плавные движения, говоря про себя: «Я все могу. Я все знаю».

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

8.Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

(слайд 18)

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.

- Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V11. Домашнее задание (сл. 19)

Методические рекомендации для учителя.

Задание под звездочкой идет по выбору, для любознательных.

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» с. 111.

*Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц

V111. Рефлексия

На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

На каком этапе урока испытали затруднение?

Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

Вам понравился урок?

1X. Оценивание

Выставление отметок с оценочным комментарием.



7


Урок по биологии на тему: "Мышцы их строение и функции"
  • Биология
Описание:

Данный урок является 3 уроком главы 4 «Опорно - двигательная система», на изучение которой по плану отводится 6 часов. Изучению данной темы предшествовало изучение значения ОДС и изучение строения скелета человека.

Изучение темы урока опирается на знания учащихся:

- об особенности строения скелета человека;

- о функции опорно - двигательной системы;

- о функциях скелета;

- об особенности строения скелета головы, туловища человека, верхних и нижних конечностей.

Знания о мышцах позволит в последующем создать целостную картину строения и значения ОДС, использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, соблюдения мер профилактики нарушения осанки, соблюдения мер профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах.

Тип урока – комбинированный - был определен по количеству структурных единиц (актуализация опорных знаний учащихся, мотивация учебной деятельности школьников, сообщение темы, цели и задач урока, восприятие нового учебного материала, осмысление учебного материала, обобщение и систематизация знаний, подведение итогов урока, задание на дом)

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач:

- повторение пройденного и проверка домашнего задания;

- изучение и закрепление новых знаний.

Задачи, решаемые на уроке:

Образовательные:

Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам, показать, что мышцы вместе с костями образуют рычаги и являются неотъемлемой частью ОДС.

Научить распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Сформировать элементарное представление о физиологии мышечного сокращения и утомления.

Развивающие: развитие познавательной деятельности через работу с наглядным и раздаточным материалом; формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, творческих способности учащихся.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Стержневыми для меня стали задачи развития познавательной деятельности учащихся.

Данная структура урока объясняется и возрастными особенностями учеников 8 классов (7 - 8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности, неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость). Она позволяет разнообразить и совместить различные виды деятельности в рамках одного урока. Считаю, что все этапы урока логически связаны между собой. Время для выполнения задач каждого этапа определено рационально.

Главный акцент, при проведении урока, делается на практические виды деятельности (самостоятельную и лабораторную работу). Основные понятия и идеи (удлинённая форма мышечных волокон соответствует функции сократимости; работа мышц связана с расходованием энергии и выделением тепла; мышцы выполняют различные функции: прямохождения, двигательную, защитную, дыхательную, теплообразование, участвует в образовании речи; мышцы вместе с костями образуют рычаги и являются неотъемлемой частью ОДС) формируются именно в ходе их проведения.

Выделение объекта прочного усвоения произведено при подведении итога изучения новой темы, в виде краткого вывода и при закреплении изученного материала. Это позволило не потеряться в достаточно большом объеме информации, представленной на уроке.

Для раскрытия главного материала были использованы три основные группы методов:

Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:

- Словесные методы обучения –разъяснения и пояснения преподавателя, словесное акцентирование на наиболее значимых положениях, свойствах. Это позволяет обучаем, посредством слушания, запоминать , осмысливать, активно воспринимать и усваивать учебный материал.

- Наглядные методы обучения ( презентация, видеоролик, рисунки учебника, собственное тело), обеспечили визуальное восприятие действительности. Наглядные методы обучения обязательно предлагаются, в той или иной мере в сочетании со словесными методами.

- Практические методы обучения. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения. Словесные пояснения и показ иллюстраций сопровождают и сам процесс выполнения работы.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- обеспечение возникновения положительных эмоций по отношению к учебной деятельности;

- создания на занятии ситуаций значимости изучения нового материала (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние)

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности:

- Методы устного контроля, который осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса на занятиях.

Считаю, что данные методы рационально применимы, так как:

- материал носит теоретико - информационный характер;

- содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде;

- содержание темы включает практические упражнения, проведение исследования собственного организма.

По своему составу класс не требует дифференцированного обучения.

Управление учебной деятельностью осуществлялось через стимулирование познавательной деятельности, организацию самостоятельной и лабораторной работы, контроля за выполнением вышеупомянутых работ, оценки деятельности обучающихся.

Контроль усвоения знаний осуществляется посредством подведения итогов изучения нового материала (формулировка вывода) и проведения проверочной работы с помощью контрольного модуля из школьной коллекции ЦОР.

Высокая работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосферы, создания комфортного микроклимата в кабинете и за счет рациональности используемых методов и приемов. Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества. Ученики видели, что учителю интересен их самостоятельный опыт.

Учебно - познавательная активность школьников во время урока высокая, что позволило учащимся получить и усвоить большой объем учебной информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в ходе урока.

Основными факторами, побудившими учащихся к мыслительной деятельности, явились их самореализация и персонализация.

Все поставленные задачи удалось реализовать полностью.

 

 

Автор Акопян Лилит Саятовна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1953
Номер материала 54020
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓