Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Биология / Урок по биологии на тему: "Химический состав клетки"

Урок по биологии на тему: "Химический состав клетки"

КГУ Червонная средняя школа

Автор: Акопян Л.С. учитель биологии и химии

18.09.2014 г. Биология Класс 8 урок 6

Тема занятия:

Химический состав клетки


Ссылки:

Интерактивная доска, ЦОР по биологии на сайте http://school-collection.edu.ru/catalog/search, рабочая тетрадь

Цели:

Знают Жизнедеятельность клетки и ее строение органоидов

Понимают необходимость применения знаний на практике

Применяют знания 5-х уроков

Анализируют значение белков, жиров и углеводов в клетке


Результаты обучения:

Учащиеся на практике выявляют состав органических и неорганических веществ в клетке, проделывая опыты. Знания, полученные на уроке, применяются в повседневной жизни учащихся

Ключевые идеи:

Белки, жиры и углеводы являются органическими веществами клетки, т.к. встречаются только в живых организмах. Вода и минеральные соли – неорганические вещества

Время

Стратегии

Ресурсы

Содержание урока

Деятельность учителя: что я буду делать?


Деятельность учащихся


3 минуты

Психолог.

настрой




Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

  Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе.

Дети выполняют


2 мин

Деление на группы

УиЛвО


Ученикам предлагается выбор картинок, на которых изображены продукты питания, содержащие в себе белки, жиры, углеводы и вода.

Согласно изображений, учащинеся делятся на 4 группы


4 мин





ОКМ

Задание 1.


Работа с интерактивной доской

ЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004ad-1000-4ddd-cd88-520046bc4326/132.swf

Ученики анализируют, размышляют, делают выводы.




25 минут

Задание 2.

ОКМ



Определение содержания воды в растении.

Оборудование: стебли комнатных растений, фильтровальная бумага.

Опыт 1 : Между листов фильтровальной бумаги поместить стебель растения и надавить до промокания фильтровальной бумаги.

Учитель

Вода принимает участие в процессах превращения одних веществ в другие, непрерывно происходящие в живых клетках. Как называются эти превращения в химии?(Химическая реакция, записывают определение в тетрадь).

(Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии пигмента хлорофилла).

Опыт 2. Обнаружение жиров (масел) в семенах подсолнечника.

Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги.

Для обнаружения масла раздавить семечки (без кожуры) на листе бумаги

Опыт 3. Обнаружение крахмала.

Оборудование: йод, картофель

Опыт: На кусочек картофеля добавить несколько капель спиртового раствора йода.

О чём свидетельствует появление тёмно-синего окрашивания?(Наличие крахмала). 

Реакции, с помощью которых распознают определённые вещества, называют качественными 

Качественная реакция на белок”

Реактивы и оборудование: куриное яйцо, 10%-е растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, вода; химические стаканы, стеклянная палочка.

Опыт: Отделить белок от желтка, разбавить белок водой. В полученный раствор белка добавить 1 мл раствора сульфата меди (II) и 2 мл раствора гидроксида натрия, перемешать.

Учащиеся отмечают появление фиолетового окрашивания.

Учитель. Какие можно сделать выводы?

Ученики: В состав растений, а значит, и всех живых организмов, исходя из общности химического состава всего живого, входят белки, жиры (масла), углеводы (крахмал).

Учитель . Как вы думаете, почему одни вещества называются органическими, а другие неорганическими? 

Учащиеся, как правило, отвечают, что одни могут быть в составе организме, а другие нет. Правильный ли ответ? Найдите подтверждение или опровержение в тексте учебника.

Ученики работают с текстом, доказывают, что нет таких элементов, которые встретились бы только в живых организмах, а вот химические соединения их, а также вещества, могут быть. Эти соединения и называют органическими.

Учитель . Какой же можно сделать вывод?

Учащиеся (вместе с учителем) делают вывод: на уровне химических элементов различий между живой и неживой природой нет. Они появляются лишь на уровне химических соединений.






Учащиеся выполняют








Учащиеся формулируют ответ




Ученики выполняют







Отвечают на вопрос


(определение записыва-ют в тетрадь).












Формулируют вывод








Работа с текстом учебника



После выполненной работы ученики взаимооценивают друг друга.

7 минут

Задание 3.

ИКТ

ОКМ

Закрепление


  • Какие вещества необходимы для полноценного существования и растительной и животной клеток? (Неорганические: вода и минеральные соли; органические: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).

  • Перечислите элементы, наиболее распространённые в живых организмах. (Кислород, азот, углерод, водород).

  • Сходен ли химический состав растительной и животной клеток?

  • Как называется группа органических веществ, в которую входят глюкоза, сахароза, клетчатка, целлюлоза? (Углеводы)

  • Какие вещества в клетке выполняют роль хранения и передачи наследственной информации? (Нуклеиновые кислоты)

Отвечают на вопросы

2 минут

Д/з


Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том,

1) Какие масличные растения используют люди в разных странах? (задание для 1 группы)

2) Какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? (задание для 2 группы)

3) Подготовить сообщение об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток. (задание для 3 группы)

4) Изучить этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выяснить, какие продукты наиболее богаты этими веществами. (задание для 4 группы)



3минут

Рефлексия


Составить синквейн

Битва

2 прилагательных

3 глагола

Предложение

Существительное, синоним 1-го




Дополнительно

Анализ урока

Что прошло хорошо?









Что было не так хорошо?




На какие сильные стороны вы можете полагаться?







Что можете вы развить?









  • Биология
Описание:

Урок комбинированный, построенный на основе технологии развивающего обучения. Применены здоровьесберегающие технологии. Содержание урока соответствует требованиям программы. Структура урока соответствует его содержанию и поставленным целям. В течение урока учащиеся изучают новый материал и добывают необходимую информацию с помощью исследовательской работы, просмотра видеофильмов о строении растительной, животной клеток, которые заставляют учащихся думать, искать ответы на вопросы в учебнике, запоминать научный материал.

Вначале урока происходило распределение детей  на группы, с помошью фотографий продуктов. Благодаря им, учащиеся поняли, что разделение класса происходит  на  четыре группы: белки, жиры углеводы и вода. Данная методика необходима для того, чтобы сформировать активную среду для применения приема взаимооценивания.

Ключевым  методом обучения на  уроке является смысловое понимание    учебного текста.  Деятельность школьников   направлена  на ознакомительное чтение с целью  извлечения  ключевой информации из учебного текста  для  ответов на вопросы  и озвучивание  анимации. На уроке  формируются навыки трансформации  текста в таблицу, схему.

Интерес  детей к изучаемому материалу поддерживается за счет включения в урок  практико –ориентированных примеров , создания положительного эмоционального фона  за счет доминанты на уроке позиции"Молодец!"  и   реализации  системно-деятельностного подхода, обеспечивающего  включение в работу всех учащихся класса.

На уроке применяется метод взаимооценивания непосредственно на уроке, для наглядной демонстрации данного метода.

Лист взаимооценки работы в группе

Ф.И.О. обучающегося______________________


Показатели                     Уровень участия в работе

 

Низкий

 (1 б)

Средний

(2 б)

Высокий

(3 б)

1. Инициативность в выборе группы коктейлей

 

 

 

2. работа у доски

 

 

 

3. защита кластера

 

 

 

4.  правильное деление на группы

 

 

 

5. Точность и аккуратность в выполнении опытов

 

 

 

6. Проявил оригинальность

 

 

 

7. Взаимодействие в группе

 

 

 

Количество набранных баллов

 

 

 

 

Ф.И.О. обучающегося (тот кто оценивает)___________________

Предусмотрены различные формы деятельности учащихся на занятии, способствующие развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств, познавательной и социальной компетентности. В результате проблемного поиска дети узнают о строении клеток, сравнивают растительную клетку с животной и прописывают выводы в маршрутный лист урока. В ходе занятия тренируется память учащихся. Они учатся объективно оценивать работу товарища.

Четко рассчитано время, необходимое для выполнения задания на каждом этапе, в заключении сделаны выводы, объяснено задание, данное на дом, выставлены оценки учащимся за работу на уроке, проведена рефлексия.

        Итогом урока является самостоятельно заполненный маршрутный лист по теме «Химический состав клетки». За него каждый ребёнок получает оценку. Дополнительную оценку получают все активно работающие во время занятия учащиеся.

           Урок направлен на  решение задач личностного развития учащихся, обеспечивает их продвижение в развитии и усвоении знаний. Ученики являются соавторами урока и проявляют активность, умение делать выбор, давать оценку фактам, оценивать свою работу. Изучение и закрепление новых знаний происходит  на втором и третьем этапах урока. Урок цели достиг.

 

 

Скачать материал
Автор Акопян Лилит Саятовна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 2747
Номер материала 54017
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс профессиональной переподготовки «Библиотекарь: библиотечно-информационная деятельность в профессиональном образовании»