Главная / Биология / Урок по биологии на тему «Цветок, его строение и значение» (6 класс)

Урок по биологии на тему «Цветок, его строение и значение» (6 класс)


Предмет, класс

6 класс, биология

Тема урока

«Цветок, его строение и значение»


Цели урока

 

обучающие

развивающие

воспитательные

Изучить особенности строения цветка, его роли в жизни растений.

Раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях.

Формировать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы,

умений работать с интерактивными таблицами,

совершенствовать навыки работы в группе.

Создать условия для воспитания бережного отношения к природе, трудолюбия, чувства долга, самодисциплины, культуры общения, коммуникативных качеств, эстетических взглядов и вкусов;

рефлексивных качеств личности.




Вид используемых на уроке ЭИОН

1.образовательный комплекс «Биология. 6 класс», компьютер, мультимедийный проектор, экран, красивоцветущие комнатные растения-1С:Школа. Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 41

2.http://rnbo.khb.ru/index.php?category=182&pageid=8&id=15929 Видеофрагмент развитие цветка

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность

Учителя

Учащихся

Актуализация знаний.

Цель: обратиться к ассоциативному образному мышлению, чаще всего неожиданного для участников.

Это задание актуализирует личный опыт учащихся , связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности.


Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».

Слайд№3

Что находится в коробочке? Читает текст о самых прекрасных творениях природы, не называя их.

-Что же находится в коробочке?

Слайд №4

-У каждого есть свои любимые цветы.

- Вы можете их назвать?

- Почему именно эти цветы вам больше нравятся?

-Какие вопросы появились у вас?

- Что бы вы хотели узнать о цветах — этих удивительных творениях природы — во время нашей беседы? Запишите их и передайте мне.

Слушают, отвечают на вопросы учителя, записывают появившиеся вопросы на выданных листах.

Изучение нового материала.

1. Цель: создание условий для определения оптимальных способов работы в соответствии с целью.

1. Какое значение имеет цветок в природе?

Почему цветки такие разные?

Какое строение имеет цветок?

Какую роль играют запахи цветов?
Прошу вас вспомнить:

а) что образуется у растения на месте цветка

б) что находится в плодах

в) для чего нужны семена

Итак, каково же биологическое значение цветка?

Слайд№5

Демонстрация видеофрагмента «Развитие цветка».

Зачитывание вопросов учащимися вслух.

Отвечают лишь на некоторые, логически взаимосвязанные вопросы.

Совместный поиск ответов на поставленные вопросы. Просмотр видеофрагмента.








2. Цель: создание условий для изучения нового материала, формирование умения работать по плану, добывать знания, используя различные источники информации.


А)Творческое задание

Цель: конструирование модели цветка












Б) Физкультминутка


Предлагает разделиться на три группы в зависимости от того, какой цвет соответствует настроению, эмоциональному состоянию: красный, желтый или синий.

Из частей выбранных цветков сконструировать (в группе) модель цветка.

Все модели цветов выставляются в вазу на столе.

«Почему они (цветки) такие разные?»

Работа с раздаточным материалом: части искусственных цветков.


В) Изучение строения цветка

Цель: Практически познакомить учащихся со строением цветка.

Слайд№6

Учитель использует интерактивный рисунок «Строение цветка», используется при выборе опции "Подсказка". Постепенно открывая все подписи к рисунку и фиксируя их на экране.

Слайд №7,8,9,

При выполнении практической работы проецирует

интерактивную таблицу «Строение цветка» .


Учащиеся отвечают на вопросы учителя в приложении 2.





Выполняют практическую работу по инструкции , используя живые объекты, разъединяют цветок на части и сравнивают со своей моделью, и таблицами.




Контроль.

Цель: выявление степени усвоения материала, выявление уровня запоминания учебного материала.

Слайд №10

Использует в качестве закрепления тест.

Выполняют индивидуально задание, прописывая части цветка в тетради, осуществляя взаимопроверку, выставляют оценки.

Подведение итогов работы на уроке.

Цель: Акцентировать внимание на достижениях и недочетах учащихся

Проводит «Рефлексию деятельности учащихся», используя анкету (приложение №4)

Отвечают на вопросы анкеты, проводят самоанализ своих достижений и недостатков.

Домашнее задание:

Цель: Закрепить знания, полученные на уроке.

Расширить кругозор учащихся путем

подготовки сообщений

«Легенды и мифы о цветах»

На доске §

Подготовить сообщения

«Легенды и мифы о цветах»



Приложение №1

— Что находится в коробочке? В ней находятся самые прекрасные творения природы. Они всегда привлекают внимание людей. Их изображения можно встретить на самых разных предметах: посуде, женской одежде, на картинах. О них сочиняют стихи, поют песни, о них сложено много красивых легенд и преданий. Люди выращивают их в садах, парках, украшают ими свой дом. Они присутствуют на торжествах и праздниках в нашей жизни. Мы дарим их тем, кого любим.

Приложение №2

Давайте рассмотрим строение цветка. Что тебе больше всего нравится в цветах?

  1. Наверное лепестки. Они-то и отличаются великолепными красками и формой. Лепестки образуют венчик цветка.

  2. Посмотри на цветок. Его нежный венчик снизу окружен "юбочкой" из мелких зеленых листочков. Такие листочки есть и у многих других цветков. Они называются "чашелистики". Все вместе чашелистики образуют чашечку.

  3. В центральной части каждого цветка находятся главные участники семенного размножения. Это тычинки.

  4. И пестик.

  5. Части цветка, располагающиеся вокруг тычинок и пестика, называют околоцветником.

  6. На чем же держатся чашелистики и лепестки? На самом стебле? Нет, на верхушке цветоносного побега имеется утолщение, которое называется цветоложем. Вот к нему-то и прикрепляются все части околоцветника.

  7. Мы узнали названия почти всех частей цветка. А как называется верхняя часть стебля, которая находится непосредственно под цветком? Это цветоножка, она не имеет настоящих листьев.



Приложение №3 Практическая работа. Строение цветка.

Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка;

закрепление знаний o строении цветка и его функциях;

продолжать формировать y учащихся навык работы c натуральными объектами.

Оборудование: живые цветки любых растений (лучше всего брать крупные цветки c полным набором элементов) или влажные препaраты цветков (учитель должен заранее подготовить препараты, законсервированые цвeтки в крутом соляном растворе или в спирте); пинцеты, препаровальные иглы (на каждый стол) (если работа происходит c влажными препаратами, то учащиеся получают также ванночки для влажных препаратов и бумажные салфетки).

Ход работы:

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся o правилах техники безопасности.

  1. Рассмотрите основные части цветка.

Найдите тычинки. Сосчитайте количество тычинок в данном цветке (если их более 12, точное количество тычинок указывать необязательно). Аккуратно при помощи пинцета извлеките одну тычинку из цветка. Рассмотрите ее строение используя интерактивную таблицу «Строение цветка».

Найдите пыльники, тычиночную нить. Зарисуйте строение тычинки, укажите ее основные части.

  1. Haйдите пестик (или пестики). Сосчитайте их примерное количество (если их более одного). Аккуратно извлеките из цветка пестик и рассмотрите его. Найдите рыльце, столбик, завязь используя интерактивную таблицу «Строение цветка». Зарисуйте строение пестика, укажите его основные части.

  2. Определите, какой околоцветник у этого цветка: простой или двойной, используя интерактивную таблицу «Строение цветка»?

  3. Если околоцветник простой, то какой вид он имеет: чашечковидный или венчиковидный

  4. Если околоцветник двойной, определите, какая у него чашечка: раздельнолистная или сростнолистная.

  5. Какой у него венчик: раздельнолепестной или сростнолепестной? Определите количество и окрaску лепестков венчика (или околоцветника, если околоцветник простой)

  6. Сделайте вывод о строении данного цветка.


Приложение №4..

  1. A вы знаете, что сегодня на уроке я

  2. Больше всего мне понравилось

  3. Самым интересным сегодня на уроке было

  4. Самым сложным для меня сегодня было

  5. Сегодня на уроке я почувствовал

  6. Сегодня я понял

  7. Сегодня я научился

  8. Сегодня я задумался

  9. Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду

Каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения и отвечает письменно.

Физкультминутка

Представьте, что вы маленькие росточки (дети присели). Росточки тянутся вверх. Выглянуло солнышко, маленькие растения развернули свои листья (руки вверх). Но вот подул ветерок, листочки зашелестели. (Наклоны)

Наступила осень. Листочки пожелтели и опали. (Руки опустили). А мы с вами продолжаем работу дальше.


Урок по биологии на тему «Цветок, его строение и значение» (6 класс)
  • Биология
Описание:

Предмет, класс

6 класс, биология

Тема урока

«Цветок, его строение и значение»

 

Цели урока

 

обучающие

развивающие

воспитательные

Изучить    особенности    строения цветка,  его роли в жизни растений.

Раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об однополых  и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях.

Формировать  умения  выделять  глав­ное, сравнивать, анализировать, делать выводы,

умений работать с интерактивными  таблицами,

совершенствовать   навыки   работы в группе.

Создать условия для воспитания бережного отношения к природе, трудолюбия, чувства долга, самодисциплины,  культуры общения, коммуникативных качеств, эстетических взглядов и вкусов;

рефлексивных качеств личности.

 

 

 

Вид используемых на уроке ЭИОН

1.образовательный комплекс «Биология. 6 класс», компьютер, мультимедийный проектор, экран, красивоцветущие комнатные растения-1С:Школа. Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 41

2.http://rnbo.khb.ru/index.php?category=182&pageid=8&id=15929 Видеофрагмент развитие цветка

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность

Учителя

Учащихся

Актуализация знаний.

Цель: обратиться к ассоциативному образному мышлению, чаще всего неожиданного  для участников.

 Это задание актуализирует личный опыт учащихся , связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельно­сти.

 

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».

Слайд№3

— Что находится в ко­робочке? Читает текст о самых прекрасных тво­рениях природы, не называя их.

-Что же находится в коробочке?

Слайд  №4

-У каждого есть свои любимые цветы.

- Вы мо­жете их назвать?

 - Почему именно эти цветы вам больше нравятся?

-Какие вопросы появились у вас?

- Что бы вы хо­тели узнать о цветах — этих удивительных тво­рениях природы — во время нашей беседы? За­пишите их и передайте мне.

Слушают, отвечают на вопросы учителя, записывают появившиеся вопросы на выданных листах.

Изучение нового материала.

1. Цель: создание условий для определения оптимальных способов работы в соответствии с целью.

1. Какое значение имеет цветок в природе?

Почему цветки такие разные?

Какое строение имеет цветок?

Какую роль играют запахи цветов?
Прошу вас вспомнить:

а) что образуется у растения на месте цветка

б) что находится в плодах

в) для чего нужны семена

 Итак,    каково   же   биологическое   значение цветка?

Слайд№5

Демонстрация видеофрагмента «Развитие цветка».

Зачитывание вопросов учащимися  вслух.

Отвечают лишь на некоторые, логиче­ски взаимосвязанные вопросы.

Совместный поиск ответов на поставленные вопросы.  Просмотр видеофрагмента.

 

 

 

 

 

 

 

2. Цель:  создание условий для изучения нового материала, формирование умения работать по плану, добывать знания, используя различные источники информации.

 

А)Творческое задание

Цель: конструирование модели цветка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Физкультминутка

 

 Предлагает разделиться на три группы в зависимости от того, какой цвет соответствует настроению, эмоциональному состо­янию: красный, желтый или синий.

Из частей выбранных цветков сконструировать (в группе) модель цветка.

Все модели цветов выставляются в вазу на столе.

«Почему они (цветки) такие разные?»

Работа с раздаточным материалом: части ис­кусственных цветков.

 

В) Изучение строения цветка

 Цель: Практически познакомить  учащихся со строением цветка.

Слайд№6

 Учитель использует интерактивный рисунок «Строение цветка», используется при выборе опции "Подсказка". Постепенно  открывая все подписи к рисунку и фиксируя  их на экране.

Слайд №7,8,9,

При выполнении практической работы проецирует

интерактивную  таблицу «Строение цветка» .

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя в приложении 2.

 

 

 

 

Выполняют практическую работу по инструкции , используя живые объекты, разъединяют цветок   на час­ти и сравнивают со своей моделью, и таблицами.

 

 

 

Контроль.

Цель: выявление степени усвоения материала, выявление уровня запоминания учебного материала.

Слайд №10

Использует в качестве закрепления  тест.

Выполняют индивидуально задание, прописывая части цветка в тетради, осуществляя взаимопроверку, выставляют  оценки.

Подведение итогов работы на уроке.

Цель: Акцентировать внимание на достижениях и недочетах учащихся

Проводит «Рефлексию деятельности учащихся», используя анкету  (приложение №4)

Отвечают на вопросы анкеты, проводят самоанализ своих достижений и недостатков.

Домашнее задание:

Цель: Закрепить знания, полученные на уроке.

Расширить кругозор учащихся путем

подготовки сообщений

«Легенды и мифы о цветах»

На доске §

Подготовить  сообщения

«Легенды и мифы о цветах»

 

           

 

Приложение №1

— Что находится в ко­робочке? В ней находятся самые прекрасные тво­рения природы. Они всегда привлекают внима­ние людей. Их изображения можно встретить на самых разных предметах: посуде, женской одеж­де, на картинах. О них сочиняют стихи, поют песни, о них сложено много красивых легенд и преданий. Люди выращивают их в садах, пар­ках, украшают ими свой дом. Они присутствуют на торжествах и праздниках в нашей жизни. Мы дарим их тем, кого любим.

Приложение №2

              Давайте  рассмотрим строение цветка. Что тебе больше всего нравится в цветах?

  1.  Наверное лепестки. Они-то и отличаются великолепными красками и формой. Лепестки образуют венчик цветка.
  2.  Посмотри на цветок. Его нежный венчик снизу окружен "юбочкой" из мелких зеленых листочков. Такие листочки есть и у многих других цветков. Они называются "чашелистики". Все вместе чашелистики образуют чашечку.
  3.  В центральной части каждого цветка находятся главные участники семенного размножения. Это тычинки.
  4.  И пестик.
  5.  Части цветка, располагающиеся вокруг тычинок и пестика, называют околоцветником.
  6.  На чем же держатся чашелистики и лепестки? На самом стебле? Нет, на верхушке цветоносного побега имеется утолщение, которое называется цветоложем. Вот к нему-то и прикрепляются все части околоцветника.
  7.  Мы узнали названия почти всех частей цветка. А как называется верхняя часть стебля, которая находится непосредственно под цветком? Это цветоножка, она не имеет настоящих листьев.

 

 

Приложение №3  Практическая работа. Строение цветка.

Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка;

           зак­репление знаний o строении цветка и его функциях;

           продолжать форми­ровать y учащихся навык работы  c натуральными объектами.

Оборудование: живые цветки любых растений (лучше всего брать круп­ные цветки c полным набором элементов) или влажные препaраты цвет­ков (учитель должен  заранее подготовить препараты, законсервированые  цвeтки в крутом соляном растворе или в спирте); пинцеты, препа­ровальные иглы (на каждый стол) (если работа происходит c влажными препаратами, то учащиеся получают также ванночки для влажных препа­ратов и бумажные салфетки).

Ход работы:

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся o правилах техники безопасности.

1.      Рассмотрите основные части цветка.

 Найдите тычинки. Сосчи­тайте количество тычинок в данном цветке (если их более 12,       точ­ное количество тычинок указывать необязательно). Аккуратно при помощи пинцета извлеките одну тычинку из цветка. Рассмотрите ее строение используя интерактивную таблицу «Строение цветка».

Найдите пыльники,  тычиночную нить. Зарисуйте строение тычинки, укажите ее основные части.

2.       Haйдите пестик (или пестики). Сосчитайте их примерное коли­чество (если их более одного). Аккуратно извлеките из цветка пестик и рассмотрите его. Найдите рыльце, столбик, завязь используя  интерактивную таблицу «Строение цветка».  Зарисуйте строение пестика, укажите его основные части.

3.      Определите, какой околоцветник у этого цветка: простой или двой­ной, используя интерактивную таблицу «Строение цветка»?

4.      Если околоцветник  простой, то какой вид он имеет: чашеч­ковидный или венчиковидный

5.      Если околоцветник двойной, оп­ределите, какая у него чашечка: раздельнолистная или сростно­листная.

6.      Какой у него венчик: раздельнолепестной или сростно­лепестной? Определите количество и окрaску  лепестков венчика (или околоцветника, если околоцветник простой)

7.      Сделайте вывод о строении данного цветка.

 

Приложение №4..

1)   A вы знаете, что сегодня на уроке я____________

2)   Больше всего мне понравилось_______________

3)   Самым интересным сегодня на уроке было

4)   Самым сложным для меня сегодня было

5)   Сегодня на уроке я почувствовал______________

6)   Сегодня я понял_____________________________

7)   Сегодня я научился__________________________

8)   Сегодня я задумался_________________________

9)   Сегодняшний урок показал мне_______________

10) На будущее мне надо иметь в виду____________

Каждый ученик выби­рает по два-три наиболее значимых лично для не­го положения и отвечает письменно.

 Физкультминутка

Представьте, что вы маленькие росточки (дети присели). Росточки тянутся вверх. Выглянуло солнышко, маленькие растения развернули свои листья (руки вверх). Но вот подул ветерок, листочки зашелестели. (Наклоны)

Наступила осень. Листочки пожелтели и опали. (Руки опустили). А мы с вами продолжаем работу дальше.

 

Автор Волочий Елена Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 3248
Номер материала 2230
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓