Главная / Биология / урок по биологии на тему « Внутренняя среда организма. Состав крови. (8 класс)

урок по биологии на тему « Внутренняя среда организма. Состав крови. (8 класс)


Тема урока: « Внутренняя среда организма. Состав крови.

Лабораторная работа №10 « Микроскопическое строение крови человека»

Задачи урока:

- сформировать знания о составе, строении крови, ее функциях, раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;

- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, продолжить развитие творческого мышления;

- продолжить формирование познавательного интереса к предмету, бережного отношения к своему здоровью, воспитание культуру речи.

Тип урока : изучение новой темы

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.

                                                    Ход урока:

  1. Организационный момент

психологический настрой

- сообщение темы урока

2. Изучение нового материала

- Внутренняя среда организма.

Кровь Лимфа Тканевая жидкость

- Зарисуйте в тетрадь следующую смену:

Сегодня мы более подробно изучим один из компонентов  внутренней  среды организма. Какой это компонент, вы определите сами.

Актуализация знаний ( отрывок из книги Г. Юдина « Главное чудо света»)

 «В нашем организме есть самая длинная река в мире. По ней течёт «живая вода» -  её примерно 5 - 7л, сделана она из воды, металлов, кислот, витаминов, газов. Она  солёная на вкус.  По этой воде плывут большие корабли, поменьше кораблики и маленькие юркие лодочки. Больше всего больших кораблей (несколько миллионов), называются они - «торговые», они  красные по цвету, везут груз. Поменьше корабли -  белые корабли – «военные», одни из них «съедают» врагов, другие – вырабатывают особое вещество, которое убивает захватчиков. И, наконец,  самые  маленькие – фиолетовые  - «ремонтные», которые латают дыры…»

Вопросы:  О чём идёт речь в этом отрывке? (о сосудах с кровью). Что эта за вода в реке?  (плазма). Что это за корабли? (клетки крови).

За кровью во все времена признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы, жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью», древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним и тем же. А Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.  А как вы думаете, почему?  Ответ на этот вопрос мы  постараемся найти в течение урока. И так, тема урока:  «Состав крови». 

Вопросы:  1. К какому типу тканей относится кровь? (к соединительной)

                  2. Какие особенности имеет эта ткань? (клетки далеко расположены

                     друг  от друга, много межклеточного вещества).

И сегодня на уроке, мы будем говорить о составе крови, выясним строение и функции  клеток  крови.  Но урок будет не обычным, это будет мастерская «Состав крови» (запись темы урока)

 -Задание: изобразить на листах бумаги (самостоятельно) состав крови (схема, рисунок, таблица). При изображении учитывайте размер клеток, их количество и функцию. Учащиеся выполняют задание (самостоятельно – на листах).  

- Учащиеся демонстрируют свои работы (схемы, рисунки, таблицы), вывешивая их на доске.

- Работа в тетрадях. Заполняются кластер и таблицу и использованием информационных карточек ( работа в группах)и сам. работ.

                                                    Кровь

                              Жидкая часть            Клетки (3 вида)                                  

                                                       

Название клетки крови

Количество в 1 мм3

Продолжительность

         жизни

Особенность строения

Функция






Вопросы: Как называются клетки крови? Какое их количество в 1 мм3? Каковы особенности их строения? Какова продолжительность жизни?

 Информационная карточка.

Плазма.  Имеет относительно постоянный солевой состав. В плазму крови входит множество простых и сложных  веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её процентов приходится на сухой остаток – соли калия, кальция, фосфорной кислоты, белки, глюкоза, углекислый газ и др.

Эритроциты. Красные безъядерные  клетки крови, транспортирующие кислород и углекислый газ к тканям и лёгким.  Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, что увеличивает их поверхность. Красный цвет эритроцита зависит от белка -  гемоглобина, который легко вступает в соединение с газами (кислородом  и углекислым газом).  В 1 мм3  содержится 4-5 млн. Живут в крови – 80-120 суток.

Лейкоциты. Ядерные бесцветные клетки. В 1 мм3 содержится -4-9 тыс. Живут в крови – 3-5суток. Функция: распознавание и уничтожение чужеродных клеток. Одни лейкоциты –фагоциты – способны поглощать и уничтожать чужеродные тела (антигены). Другие –лимфоциты – вырабатывают особые химические вещества – антитела, которые нейтрализуют или уничтожают антигены.

Тромбоциты. Это безъядерные кровяные пластинки круглой или овальной формы, живут 5-7 суток, в 1 мм3 содержится 250- 400 тыс. Принимают участие в свёртывании крови. Если происходит травма сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают химические реакции, ведущие к свёртыванию крови: под действием ферментов жидкий белок фибриноген превращается в нерастворимый белок фибрин. Нити фибрина образуют сетку, в которой запутываются клетки крови, образуется тромб.

- Лабораторная работа №10 « Микроскопическое строение крови человека»

Рефлексия. Задание: Озвучить 5 ключевых слов урока  (кровь, плазма, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты).

Итоги урока: таким образом, сегодня на уроке вы сами много узнали о составе крови, о сложных функциях, которые выполняет кровь, за что с древнейших времен кровь воспринималась как нечто неопознанное и таинственное. Лишь с развитием науки мы  человечество приоткрыло завесу этой тайны.

4. Домашнее задание: §26,

5. Закрепление:   Найдите соответствующий ответ.


Вопрос

ответ

  1. Белок, участвующий в свёртывании крови.

  2. Клетки крови, транспортирующие кислород и углекислый газ.

  3. Клетки крови , убивающие микробов.

  4. Клетки, участвующие в свёртывании крови.

  5. Болезнь несвертываемости крови.

  6. Способность лейкоцитов убивать микробы.

А. Лейкоциты

Б. Тромбоциты

В. Фибриноген

Г. Эритроциты

Д. Фагоцитоз

Е. Сыворотка крови

Ж. Гемофилия


Ответ: 1___ ; 2____; 3_____; 4______; 5_____; 6_____ .


урок по биологии на тему « Внутренняя среда организма. Состав крови. (8 класс)
  • Биология
Описание:

Лабораторная работа №10 « Микроскопическое строение крови человека»

Задачи урока:

- сформировать знания о составе, строении крови, ее функциях, раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;

- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, продолжить развитие творческого мышления;

-  продолжить формирование познавательного интереса к предмету, бережного отношения к своему здоровью, воспитание культуру речи.

Тип урока : изучение новой темы

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.

Автор Лило Юлия Геннадьевна
Дата добавления 16.03.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 680
Номер материала 58125
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы