Биология, 7 класс.
Учитель Седляр И.Н.
Тема: « Перепончатокрылые. Путешествие в
мир пчелы».
«Если хочешь долго жить и сохранить
молодость, обязательно ешь мед!»
врач – Авиценна.
Цель: Выяснить характерные особенности отряда перепончатокрылые.
Задачи:
Образовательная:
Раскрыть
особенности строения медоносной пчелы в связи
с общественным образом жизни.
Развивающая:
Углубить,
расширить знания о представителях отряда Насекомые.
Развить общеучебные навыки при выполнении лабораторной работы.
Воспитывающая.
Развитие
интереса к естественным наукам, формировать бережное отношение природных
богатств.
Тип урока:
комбинированный.
Методы: 1.теоретический: Постановка
проблемных вопросов и формирование выводов.
2. практический: Лабораторная,
исследовательская работы.
Оборудование: Лупы,
насекомые, продукты пчеловодства, рисунки.
Ход работы:
I.
Орг. Момент.
II.
экспресс – диктант
(устно).
В каком отряде насекомые с перечисленными признаками?
Назвать представителей.
· Первая пара крыльев превратилась в жёсткие надкрылья,
под которыми располагается вторая пара перепончатых надкрыльев, грызущий
ротовой аппарат.
· Две пары крыльв, обе перепончатые, покрыты
чешуйками, сосущий ротовой аппарат.
· Крыльев одна пара, вторая превратилась в
жужжальца, лижущее – сосущий или колюще - сосущий ротовой аппарат.
· Передние крылья с продольными перепонками, а задние
– веерообразные, грызущий ротовой аппарат.
· 2 пары перепончатых крыльев, скреплённых
зацепками, задние всегда короче передних, грызущий или гр. – лижущий ротовой
аппарат.
·
III.
Проблема? Немного истории.
Очень давно, в IV в. до н.э. величайший полководец, здоровый,
молодой, крепкий, властный правитель Македонии - А. Македонский со своим
войском завоевал многие земли, но решил продолжить войну, а войско устало и
отказалось идти дальше, решив вернуться домой. Сердце правителя не выдержало
обиды, и он скоропостижно скончался. Путь домой был долгий и чтобы сохранить
тело царя, придумали положить его в ящик и залить мёдом. Так его привезли домой
и похоронили.
? Почему именно мёд использовали для этой цели.
Итак, какой отряд класса
«Насекомые» мы сегодня будем изучать?
Верно, Перепончатокрылые.
На сегодняшнем уроке мы должны найти ответ на этот вопрос и
познакомится не только со свойствами мёда, но и с «фабрикой» по его
производству.
Тему урока записываем в тетрадь.
« Перепончатокрылые. Путешествие в мир пчелы».
·
Отряд Перепончатокрылые.
300 тыс. видов.
Пилильщики, рогохвосты
яйца в ткани растений
Орехотворки-яйца в мякоть листа (галлы)
|
Наездники-яйца в личинку
Яйцееды — откладывают яйца в яйца
других насекомых
|
Жалоносныенасекомые:
Пчелы
Осы (шершни)
Шмели
яйцеклад превратился в жало
муравьи жалить не могут.
|
Паразиты
Вред – ? –
Польза.
·
Биологический способ борьбы
с насекомыми – сдерживание вредной деятельности насекомых с помощью их
естественных врагов.
Например: Наездники, яйцеклад у них в два раза длиннее тела, он имеет
зазубринки на конце, его вкручивают в древесину как сверло, и откладывают яйца.
·
Так какая же она,
медоносная пчела?
·
Пчела медоносная – обитает
всюду, где встречаются цветковые растения.
·
Пчеловодство – отрасль
животноводства
Пчела – «фабрика» - Продукты пчеловодства:
1.
мед
2.
прополис
3.
воск
4.
пчелиный яд
Пчелы – общественные насекомые, живущие семьями.
Семья: 1) матка – 1 особь (каждые 2 года новая)
2) трутни – не < 2000 (лето – осень), партеногенез – из
неоплодотворенных яиц
3) рабочие пчелы – 60—80 тыс.
Она великий труженик и для работы у пчелы есть приспособления.
Познакомимся с ними в процессе лабораторной работы: «Внешнее строение пчелы».
(работа по инструктивной карте). Работа парами.
Доска: голова – Верхняя губа - хитиновая пластинка.
верхние челюсти >
разминает и обрабатывает воск
нижние челюсти - трубочка.
Нижняя губа - язычок – слизывает и сосёт
нектар.
Лабораторная работа.
Тема: Вешнее
строение пчелы.
Цель:
Изучить строение пчелы.
Оборудование:
Раздаточный материал, рисунки, лупа.
Инструктивная карта.
- Рассмотрите
насекомое. Обратите внимание на его покров.
Из чего он состоит?
хитин, волоски.
2.
Выясните сколько отделов можно различить на теле насекомого?
Как они называются?
3.
а) Рассмотрите голову насекомого. Найдите и рассмотрите при помощи
лупы глаза: сколько их, какие они?
3 простых – много света, ориентация в пространстве
пара сложных – охват предмета в целом.
б) Найдите рот и ротовые придатки (по рисунку). Какого типа ротовой
аппарат?
грызуще-сосущий
4.
Выясните, какие органы расположены на груди. Сосчитайте сколько
пар конечностей к ней прикрепляется, и определите характер
их
строения и назначение, по рисунку. Имеются ли крылья? Сколько их?
Какие?
3 пары конечностей и 2 пары прозрачных крыльев.
5.
Рассмотрите третий отдел насекомого – брюшко. Найдите членики,
отделяющиеся друг от друга насечками.
Какие органы находятся на брюшке? Найдите зеркальце, жало.
парные голые пятнышки «зеркальца» на них выделяется
воск.
6.
Подведение итогов.
Объясните, почему пчелу относят к типу
Членистоногих?
разделение тела и конечностей на членики.
классу Насекомых,
3 отдела тела, на
брюшке насечки.
отряду Перепончатокрылых?
наличие перепончатых крыльев
·
Зрение – цветное.
Природа наградила пчелу
удивительной способностью – они видят не только как человек, а лучше нас,
потому, что они различают все цвета радуги, да ещё невидимые нами
ультрафиолетовые лучи (не видят только красный цвет, он для пчёл чёрный).
·
Обоняние – усики. Оно
развито у пчел так же хорошо, как у собаки.
·
Прекрасно развит орган
вкуса, расположенный на усиках и лапках.
·
Как вы думаете, существует
ли связь между растениями и пчёлами?
Да, конечно. Даже удивительно, как природа
позаботилась об их союзе. Тело пчелы обильно покрыто волосками, к ним легко
прилипает цветочная пыльца, поэтому, посещая цветки, они невольно содействуют
опылению плодово – ягодных культур.
Прослушаем сообщения: 1. «О жизнедеятельности рабочих пчёл».
2. «Значение продуктов
пчеловодства».
Мини-исследование: «качество продуктов пчелы».
1.Мёд – очень нежный продукт, в составе легко
растворимые вещества, но для массы и объема иногда добавляют различные примеси
(крахмал, сахар). Такой мёд не вреден, но качество его, как лекарства, на много
хуже настоящего.
Узнаем один из способов распознания качества мёда.
Проводим качественную реакцию на крахмал. Берём 2
пробирки с мёдом – капаем йод на мёд, если посинел, значит, мёд не
натуральный, натуральный не синеет.
2.Разминаем прополис (пчелиный клей) руками –
он пластичный.
3. Запоминаем специфический запах и цвет прополиса.
4. Рассматриваем соты – воск. Восковые свечи.
Немного истории.
Сообщение о бортничестве. (показывает дымарь, сетку)
Мёдом и воском в старину платили дань и налоги.
(воск, пролежавший в почве 3000 лет, не потерял своих натуральных
свойств).
Сообщение: «Что нужно знать при укусах перепончатокрылых – жалоносных»?
Итак. Путешествие заканчиваем, слушая музыку. Римский – Корсаков
очарованный звуками полета насекомых отразил свои чувства в муз. композиции
«Полёт шмеля».
Закрепление: Тест: Объяснить кратко значение терминов.
Термин
|
Знаю
|
Знаю
неточно
|
Не знаю
|
Жало
|
|
|
|
Прополис
|
|
|
|
Трутень
|
|
|
|
Дома: П. 19, термины.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.