Главная / Биология / Урок по биологии на тему

Урок по биологии на тему

Тема: генетика пола.

Задачи: сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, ознакомить учащихся с аутосомами и половыми хромосомами, соотношением полов у животных и человека и причинами этого явления. Объяснить возникновение некоторых генетических болезней, сцепленных с полом продолжить формирование навыков решения генетических задач, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы должны выполнить несколько важных задач: на основе знаний, полученных на прошлых уроках ознакомимся с новыми терминами и понятиями, новыми типами генетических задач, кроме того сегодняшний урок является начальным звеном в цепи уроков под названием «Генетика человека». И мне кажется каждый из вас унесет что-нибудь важное для себя.

3. Актуализация знаний и умений.

Прежде чем мы перейдем к новой теме давайте повторим основные термины и понятия. Кроме того на прошлом уроке мы познакомились с новом типом задач, поэтому я приглашаю одного человека к доске для решения задачи. А с остальным классом проведем взаимоопрос, потому что вы должны уметь не только отвечать на вопросы, но и задавать их.

Примерные вопросы:

- что такое наследственность и изменчивость

- что такое генотип

- моногибридное скрещивание и 1 закон Менделя

- дигибридное скрещивание и 2 закон Менделя

- кроссинговер, закон Моргана

Комментарии к выполнению задачи

- почему получилось только 2 фенотипа?

- что такое сцепленное наследование?

4. Изучение нового материала.

Признаки организма как правило определяются генами. Пол тоже можно рассматривать как один из признаков, только вот характер определения пола иной – хромосомный. Наша задача – рассмотреть механизм хромосомного определения пола, различные его типы, познакомиться с признаками сцепленными с полом, различными наследственными болезнями. Большинство животных и двудомные растения – раздельнополые организмы. Пол чаще всего определяется в момент оплодотворения, причем внутри вида соотношение мужских и женских особей приблизительно одинаково. Обратите внимание на слова Т.Моргана: « генетика объяснила сущность удивительной и важной проблемы: равное распределение мужских и женских особей в поколениях животных и людей». Почему же так происходит и отчего это зависит?

У дозофилы 8 хромосом: 6 хромосом ( не несущие половые признаки), 2 половые хромосомы. У человека 46 хромосом ( 44 аутосомы и 2 половые хромосомы. Женский пол ХХ, мужской ХУ. Женский пол – гомогаметен, мужской – гетерогаметен)

5.Типы хромосомного определения пола.

(сам. Работа с учебником и опорными конспектами)


животные

женский

Мужской

Млекопитающие, двукрылые, жуки, клопы

ХХ

ХУ

Кузнечики, пчелы

ХХ

ХО

Птицы, пресмыкающие,шелкопряд

ХУ

ХХ

моль

ХО

ХХ


На доске подобная таблица, заполняется маркером по мере выполнения работы с комментариями учащихся.

Вопрос учащегося: А бывает ли что пол изменяется после зачатия?


Ответ учащегося: Дело в том, что после слияния гамет из зиготы развивается зародыш, у которого происходит фенотипическое определение пола, то есть формируются соответствующие полу признаки, но описаны случаи, когда пол особи зависит от внешних условий, например у морского червя боннелия личинка оставшаяся на хоботках самки под действием ее гормонов превращается в самца, паразитирующего в этом хоботке, если же личинка будет развиваться вдали от самки, то она становится самкой. Но человеку это не грозит.

Учитель: действительно не грозит .

Физкультминутка: Давайте сейчас немного отвлечемся. Посмотрите в окно, плохо видно? Встаньте. Что вы видите за окном? А теперь закройте глаза и представьте себе свое любимое время года. Открыли глаза, посмотрели друг на друга. Улыбнулись. Садитесь. Продолжаем урок.

6. Признаки, сцепленные с полом.

Вы уже знаете, что в аутосомах локализованы гены, отвечающие за многие признаки.

А есть ли такие гены, которые локализованы в половых хромосомах?

Изучением наследованием признаков генов, локализованных в половых хромосомах занимался Т. Морган.

На каком объекте работал Морган?

У дрозофилы красный цвет глаз доминирует над белым. Исследовав результаты различных скрещиваний, Морган предположил, что цвет глаз у дрозофилы сцеплен с половыми хромосомами, конкретно с Х, а вот У такого гена не содержит.

Давайте сейчас пройдем путем Моргана и проведем исследовательскую работу. Обозначим данные для эксперимента.

(решение задачи на определение цвета глаз у дрозофилы)

Вывод: если бы ген окраски глаз не был сцеплен с Х, то результаты были бы одинаковыми, а т.к. они разные, то существуют гены, сцепленные с половыми хромосомами и наследуются преимущественно вместе.

7. Строение хромосомы.

У человека мужчина получает Х от матери. Половые хромосомы неоднородны. У более инертна, но хромосомы имеют гомологичные участки, несущие аллели одного и того же гена, но большинство генов сцеплены с Х, отсутствуют у У, поэтому такие гены называются гемизиготными. В Х содержится много генов, которые определяют развитие тяжелых наследственных аномалий. Эти заболевания чаще встречаются у мужчин, но носителями являются женщины. В У содержится гораздо меньше жизненно важных генов, например, гипертрихоз, раннее облысение. Эти гены передаются от отца к сыну.

(Сообщение учащихся о гемофилии, синдромах Клайфельтера, Шерешевского-Тернера)

8. Профилактика генетических болезней.

Зная характер наследования признаков, можно прогнозировать вероятность проявления его у детей в конкретном браке и рассчитать степень риска детей с наследственными отклонениями. Этими занимаются медико-генетические консультации и центры планирования семьи.

(Театрализованная сценка: Врач—супружеская пара. Условия: женщина здорова, ее отец болен гемофилией в слабой форме, муж здоров. Решили обратиться за консультацией.)

Выбор за вами, но если при создании семьи у вас возникают сомнения в здоровье будущих детей, то вы всегда можете обратиться в кабинет планирования семьи в городской женской консультации род. дома № 1 г. Братска на ул. Рябикова. Центр же планирования семьи находится в г. Иркутске при областном перинатальном центре областной больнице в Юбилейном.

9. Закрепление.

--отчего зависит пол развивающегося организма?

--в какой момент происходит определение пола?

--могут ли половые хромосомы нести в себе определенные гены?

--может ли человек защитится от генетических заболеваний?


10. Рефлексия.

--что вы узнали за этот урок?

--что изменилось в вас за это занятие?

--остались ли какие-то невыясненные вопросы?

--о чем бы вы хотели узнать на следующем уроке?


Домашнее задание: поработать над опорным конспектом урока, параграф 57.



Министерство образования Российской Федерации

Главное управление народного образования

МОУ Вихоревская СОШ № 2

Братский район Иркутская область











«Генетика пола»

Урок в 11 классе.










Разработан: Жеребцовой Т.А.

учителем биологии 1 категории

МОУ Вихоревская СОШ № 2















Вихоревка 2005











































Урок по биологии на тему
  • Биология
Описание:

Данный урок позволяет сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, ознакомить учащихся с аутосомами и половыми хромосомами, соотношением полов у животных и человека и причинами этого явления. Объяснить возникновение некоторых генетических болезней, сцепленных с полом  продолжить формирование навыков решения генетических задач, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.Урок разработан по ситеме деятельностного подхода, где учащиеся самостоятельно ставят цели, задачи, вопросы к каждому этапу урока.

Автор Жеребцова Татьяна Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 418
Номер материала 31926
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓