Тема: генетика пола.
Задачи: сформировать знания о хромосомном механизме
определения пола, ознакомить учащихся с аутосомами и половыми хромосомами,
соотношением полов у животных и человека и причинами этого явления. Объяснить
возникновение некоторых генетических болезней, сцепленных с полом продолжить
формирование навыков решения генетических задач, воспитывать бережное отношение
к своему здоровью.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Вступительное
слово учителя.
Сегодня на уроке мы
должны выполнить несколько важных задач: на основе знаний, полученных на
прошлых уроках ознакомимся с новыми терминами и понятиями, новыми типами
генетических задач, кроме того сегодняшний урок является начальным звеном в
цепи уроков под названием «Генетика человека». И мне кажется каждый из вас
унесет что-нибудь важное для себя.
3. Актуализация
знаний и умений.
Прежде чем мы
перейдем к новой теме давайте повторим основные термины и понятия. Кроме того
на прошлом уроке мы познакомились с новом типом задач, поэтому я приглашаю
одного человека к доске для решения задачи. А с остальным классом проведем
взаимоопрос, потому что вы должны уметь не только отвечать на вопросы, но и
задавать их.
Примерные
вопросы:
- что такое
наследственность и изменчивость
- что такое генотип
- моногибридное
скрещивание и 1 закон Менделя
- дигибридное
скрещивание и 2 закон Менделя
- кроссинговер, закон
Моргана
Комментарии
к выполнению задачи
- почему получилось
только 2 фенотипа?
- что такое
сцепленное наследование?
4. Изучение нового материала.
Признаки организма
как правило определяются генами. Пол тоже можно рассматривать как один из
признаков, только вот характер определения пола иной – хромосомный. Наша задача
– рассмотреть механизм хромосомного определения пола, различные его типы,
познакомиться с признаками сцепленными с полом, различными наследственными
болезнями. Большинство животных и двудомные растения – раздельнополые
организмы. Пол чаще всего определяется в момент оплодотворения, причем внутри
вида соотношение мужских и женских особей приблизительно одинаково. Обратите
внимание на слова Т.Моргана: « генетика объяснила сущность удивительной и
важной проблемы: равное распределение мужских и женских особей в поколениях
животных и людей». Почему же так происходит и отчего это зависит?
У дозофилы 8
хромосом: 6 хромосом ( не несущие половые признаки), 2 половые хромосомы. У
человека 46 хромосом ( 44 аутосомы и 2 половые хромосомы. Женский пол ХХ,
мужской ХУ. Женский пол – гомогаметен, мужской – гетерогаметен)
5.Типы
хромосомного определения пола.
(сам. Работа с
учебником и опорными конспектами)
животные
|
женский
|
Мужской
|
Млекопитающие,
двукрылые, жуки, клопы
|
ХХ
|
ХУ
|
Кузнечики, пчелы
|
ХХ
|
ХО
|
Птицы, пресмыкающие,шелкопряд
|
ХУ
|
ХХ
|
моль
|
ХО
|
ХХ
|
На доске подобная
таблица, заполняется маркером по мере выполнения работы с комментариями
учащихся.
Вопрос учащегося: А бывает ли что пол изменяется после
зачатия?
Ответ учащегося: Дело в том, что после слияния гамет из зиготы
развивается зародыш, у которого происходит фенотипическое определение пола, то
есть формируются соответствующие полу признаки, но описаны случаи, когда пол
особи зависит от внешних условий, например у морского червя боннелия личинка
оставшаяся на хоботках самки под действием ее гормонов превращается в самца,
паразитирующего в этом хоботке, если же личинка будет развиваться вдали от
самки, то она становится самкой. Но человеку это не грозит.
Учитель:
действительно не грозит .
Физкультминутка: Давайте сейчас немного отвлечемся. Посмотрите
в окно, плохо видно? Встаньте. Что вы видите за окном? А теперь закройте глаза
и представьте себе свое любимое время года. Открыли глаза, посмотрели друг на
друга. Улыбнулись. Садитесь. Продолжаем урок.
6. Признаки,
сцепленные с полом.
Вы уже знаете, что в
аутосомах локализованы гены, отвечающие за многие признаки.
А есть ли такие гены,
которые локализованы в половых хромосомах?
Изучением
наследованием признаков генов, локализованных в половых хромосомах занимался Т.
Морган.
На каком объекте
работал Морган?
У дрозофилы красный
цвет глаз доминирует над белым. Исследовав результаты различных
скрещиваний, Морган предположил, что цвет глаз у дрозофилы сцеплен с половыми
хромосомами, конкретно с Х, а вот У такого гена не содержит.
Давайте сейчас пройдем
путем Моргана и проведем исследовательскую работу. Обозначим данные для
эксперимента.
(решение задачи на
определение цвета глаз у дрозофилы)
Вывод: если бы ген
окраски глаз не был сцеплен с Х, то результаты были бы одинаковыми, а т.к. они
разные, то существуют гены, сцепленные с половыми хромосомами и наследуются
преимущественно вместе.
7. Строение
хромосомы.
У человека мужчина
получает Х от матери. Половые хромосомы неоднородны. У более инертна, но
хромосомы имеют гомологичные участки, несущие аллели одного и того же гена, но
большинство генов сцеплены с Х, отсутствуют у У, поэтому такие гены называются
гемизиготными. В Х содержится много генов, которые определяют развитие тяжелых
наследственных аномалий. Эти заболевания чаще встречаются у мужчин, но
носителями являются женщины. В У содержится гораздо меньше жизненно важных
генов, например, гипертрихоз, раннее облысение. Эти гены передаются от отца к
сыну.
(Сообщение учащихся о
гемофилии, синдромах Клайфельтера, Шерешевского-Тернера)
8. Профилактика
генетических болезней.
Зная характер
наследования признаков, можно прогнозировать вероятность проявления его у детей
в конкретном браке и рассчитать степень риска детей с наследственными
отклонениями. Этими занимаются медико-генетические консультации и центры
планирования семьи.
(Театрализованная
сценка: Врач—супружеская пара. Условия: женщина здорова, ее отец болен
гемофилией в слабой форме, муж здоров. Решили обратиться за консультацией.)
Выбор за вами, но
если при создании семьи у вас возникают сомнения в здоровье будущих детей, то
вы всегда можете обратиться в кабинет планирования семьи в городской женской
консультации род. дома № 1 г. Братска на ул. Рябикова. Центр же планирования
семьи находится в г. Иркутске при областном перинатальном центре областной
больнице в Юбилейном.
9. Закрепление.
--отчего зависит пол
развивающегося организма?
--в какой момент
происходит определение пола?
--могут ли половые
хромосомы нести в себе определенные гены?
--может ли человек
защитится от генетических заболеваний?
10. Рефлексия.
--что вы узнали за этот урок?
--что изменилось в
вас за это занятие?
--остались ли
какие-то невыясненные вопросы?
--о чем бы вы хотели
узнать на следующем уроке?
Домашнее задание:
поработать над опорным конспектом урока, параграф 57.
Министерство
образования Российской Федерации
Главное управление народного образования
МОУ Вихоревская СОШ № 2
Братский район Иркутская область
«Генетика пола»
Урок
в 11 классе.
Разработан: Жеребцовой Т.А.
учителем биологии 1 категории
МОУ Вихоревская СОШ № 2
Вихоревка 2005
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.