Главная / Биология / Урок по биологии и литературе

Урок по биологии и литературе

Авторская методическая разработка

урока – события по теме «Сказка о жизни клетки»


Авторы: творческая группа в составе Поповой Е.И., учителя биологии, Павловой Е.Ю., учителя литературы МБОУ СОШ № 12 г. Братска Иркутской области.

Возрастной уровень обучающихся:

5 б класс

Требуемое время:

Продолжительность урока – 40 мин.

Описание урока (аннотация)

Данный урок является интегрированным. В основе лежит технология АМО

(активные методы обучения). На уроках литературы учащиеся познакомились со сказками, узнали об особенностях и видах народных сказок. На уроках биологии начали изучать клетку. Узнали, как устроена клетка, её химический состав.

На данном уроке учащиеся должны сделать для себя открытия, как в области биологии (влияние экологических условий на жизнь клетки), так и в области литературы (нового вида сказки – научного).

Урок проводится как обучение умениям и навыкам. К данному уроку учащиеся должны выполнить несколько практических исследовательских заданий. Свои результаты они должны представить наглядно: в виде моделей - клетки. В ходе урока, учащиеся должны вовлечься в активную практическую деятельность, способствующую воспитания природо- и культуроохранного, экологического сознания. Полученные выводы учащиеся должны попытаться применить практически в конкретных жизненных ситуациях в ходе моделирующего упражнения.


Основные культурологические понятия урока:

1. Сказка

2. Микроскоп

3. Моделирование клетки

4. Флешмоб


Интегративный компонент:

  1. Биология

  2. Литература

  3. Экология


Цель урока:

Формирование представления о процессах жизнедеятельности клетки через привлечение научной сказки.


Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать формированию знаний о процессах жизнедеятельности клетки.

  2. Уяснить влияние экологических условий на жизнедеятельность клетки.

  3. Познакомиться с новым видом сказки – научной

Развивающие:

  1. Формирование учебно-познавательной, коммуникативной и рефлексивной компетенций. развитие навыков работы в группе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать активное познавательное отношение к окружающему миру.

  2. Воспитание толерантности к чужому мнению, культуры общения и культуры умственного труда.


Личностные универсальные учебные действия:

Определение ценности задачи для себя (интересно или не интересно)

Осознание мотивов достижения цели (зачем мне это нужно?)

Осознание или выбор способа деятельности (как я это сделаю? с помощью чего получу результат?)

Познавательные универсальные учебные действия:

Изучение объекта с целью получения информации о свойствах объекта.

Понимание, анализ и оценивание информации, полученной из разных источников.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Развитие умения ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Получение и сбор информации для организации эксперимента.

Отслеживание выполнения последовательности плана действий.

Развитие навыков взаимоконтроля в процессе достижения цели.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Развитие навыков учебного сотрудничества субъектов образовательной деятельности

Развитие умения осуществлять учебную деятельность индивидуально и в группе

Развитие внешней речи

Материалы к уроку

  1. Микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с холодной и теплой водой, листья элодеи, препаровальные иглы.

  1. Мультимедиа и телевизор.


Процедура проведения урока.

Фаза урока. АМО

Цель фазы:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инициация Приветствие:

АМО «Энергизатор»

Снять психологическое напряжение, создать комфортную обстановку начала урока. Повысить энергетический потенциал учащихся и сплотить группы.

1 мин.

Учитель предлагает всем учащимся по группам взяться за руки, улыбнуться и вслух произнести пословицы о дружбе и одиночестве.

Учащиеся берутся в группах за руки, улыбаются и рукопожатием приветствуют друг друга и произносят пословицы.

Проверка домашнего задания

АМО «Клетка»

Закрепить и применить знания о строении клетки.

3мин.

Учитель вывешивает на доску

5 нарисованных клеток.

Затем учитель предлагает осуществить взаимопроверку по принципу «группа-группу»

Учащиеся анализируют предложенные наборы органоидов, выбирают те, которые входят в состав этих клеток и вклеивают их в клетку.

Вхождение в тему

АМО «Сказка»

Привлечь учащихся к формулировке темы посредством сказки.

5мин.

Учитель читает стихотворение

«Сказка о жизни клетки»

Загляните на часок.
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье.
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает.
Очень даже непростая.
Днем и ночью круглый год,
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.

Учащиеся анализируют сказку, формулируют тему урока и заполняют схему «Процессы жизнедеятельности клетки» (Приложение №1)

АМО «Открытие»

Актуализация знаний, создание условий для успешного дальнейшего усвоения материала.

2 мин.

Учитель: «Мы вам сказку рассказали. О чем это сказка?» Учитель просит назвать виды сказок. Научная сказка – первое открытие урока.

Учащиеся называют виды сказок и делают первое открытие урока: научная сказка.

Эмоциональная разрядка. АМО «Голосование»

Выяснить ожидания учеников о результатах учебной деятельности, выйти на совместное целеполагание.

2 мин.

Учитель предлагает ответить на вопрос: «Нужно ли знать о жизни клетки и условиях изменяющих ее работу? ДА – розовая бумажка, НЕТ – желтая бумажка»

Учащиеся формулируют свои ответы и совместно ставят цели урока.

Интерактивная лекция

АМО «Кинозал»

Мотивировать учащихся на активное восприятие нового материала

5 мин

Учитель предлагает отправиться в кинозал для просмотра видеороликов: «Перемещение воды», «Движение цитоплазмы», «Деление клетки», «Рост клетки», материал которых очень важен для дальнейшей работы.

Учащиеся воспринимают материалы видеороликов. Визуальная демонстрация нового видеоматериала повышает эффективность восприятия учебной информации.

Проработка содержания темы в ходе релаксации АМО «Флешмоб»

Установить уровень осознания и осмысления нового учебного материала.

Снять эмоциональную и физическую усталость, создать позитивный эмоциональный настрой у учащихся.

5 мин.

Учитель читает сказку «Жизнь одной маленькой клеточки» (Приложение №2)

Учащиеся по группам выходят в центр класса и последовательно изображают работу частей клетки.

Подведение итогов

АМО «Лаборатория»


Систематизация материала, поиск ответа на главный вопрос урока: «Какие факторы влияют на жизнь клетки?»

11мин.

Учитель предлагает работу в группах

Учащиеся работают по заданиям «Влияние экологических факторов на жизнь растения» (Приложение №3)

Рефлексия.

АМО «В гостях у сказки»

- Я посмотрел бы еще это…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти поверил…

- Я все понял…

- Пожалуйста, продолжайте…

2 мин.

Учитель предлагает выбрать фразу и закончить ее.

Учащиеся выбирают фразу и формулируют ее окончание.


Итог урока:

Урок данного типа, проведенный в режиме технологии АМО, позволяет вовлечь в активную учебно-познавательную деятельность всех учащихся, создать комфортную атмосферу на уроке, положительную мотивацию, когда ученикам интересно учиться.

Представленная идея изучения процессов жизнедеятельности клетки с использованием разнообразных АМО, легко воспроизводима и может быть использована коллегами при изучении других клеток живого.

Четко фиксированные этапы предложенного образовательного мероприятия дают возможность учителю организовать и провести урок по любой теме с использованием технологии АМО, внося изменения и дополнения в используемые активные методы обучения (АМО).

Кроме этого, вариативность АМО дает простор для творчества педагога.

Ожидаемые результаты обучения:

  1. Успешное овладение новыми знаниями;

  2. Формирование компетенций;

  3. Повышение мотивации обучающихся к изучению биологии;

  4. Перевод отношений ученик-учитель на субъект-субъектную основу, так как принципиально меняется позиция учителя; учитель становится консультантом и партером.

Использование технологии АМО позволяет формировать у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия.

Заключение – обращение к учащимся:

Вы живете в сложном мире, где вступаете во взаимодействие с природой, обществом и культурой. Поэтому, чем более правильными и глубокими будут ваши представления о нем, тем лучше вы будите чувствовать себя. Особо рекомендую обратить внимание на повышение роли самостоятельного приобретения знаний и умений. Помните, что учитель выступает в роли регулятора и управляющего. А вам важно самим быть целеустремленными и действовать.


Домашнее задание:

*Прочитать п. 7, ответить на вопросы стр. 32

**Написать сказку «Жизнь клетки»

***Подготовить презентацию «Великие естествоиспытатели»


Использованная литература:

  1. Лазарев Тимофей Васильевич. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч.1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения.

  2. http://www.moi-universitet.ru/

  3. http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/zhiznedeyatelnost_kletki_urok_v_6_klasse.doc


Приложения:

  1. Схемы

  2. Фотографии

  3. Видеоролик

  4. Отзывы учащихся

  5. Отзывы педагогов


Урок по биологии и литературе
  • Биология
Описание:

Данный урок является интегрированным. В основе лежит технология АМО 

(активные методы обучения). На уроках литературы учащиеся познакомились со сказками, узнали об особенностях и видах народных сказок. На уроках биологии начали изучать клетку. Узнали,  как устроена клетка, её химический состав.

На данном уроке учащиеся должны сделать для себя открытия,  как в области биологии (влияние экологических условий на жизнь клетки), так и в области литературы (нового вида сказки – научного).

Урок проводится как обучение умениям и навыкам. К данному уроку учащиеся должны выполнить несколько практических исследовательских заданий. Свои результаты они должны представить наглядно: в виде моделей - клетки. В ходе урока,  учащиеся должны вовлечься в активную практическую деятельность, способствующую воспитания природо- и культуроохранного, экологического сознания. Полученные выводы учащиеся должны попытаться применить практически в конкретных жизненных ситуациях в ходе моделирующего упражнения.

 

 

Автор Попова Елена Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 983
Номер материала 48964
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓