Авторская
методическая разработка
урока
– события по теме «Сказка о жизни клетки»
Авторы: творческая
группа в составе Поповой Е.И., учителя биологии, Павловой Е.Ю., учителя
литературы МБОУ СОШ № 12 г. Братска Иркутской области.
Возрастной уровень обучающихся:
5 б класс
Требуемое
время:
Продолжительность
урока – 40 мин.
Описание
урока (аннотация)
Данный
урок является интегрированным. В основе лежит технология АМО
(активные
методы обучения). На уроках литературы учащиеся познакомились со сказками, узнали
об особенностях и видах народных сказок. На уроках биологии начали изучать
клетку. Узнали, как устроена клетка, её химический состав.
На данном уроке учащиеся должны сделать
для себя открытия, как в области биологии (влияние экологических условий на жизнь
клетки), так и в области литературы (нового вида сказки
– научного).
Урок проводится как обучение
умениям и навыкам. К данному уроку учащиеся должны выполнить
несколько практических исследовательских заданий. Свои результаты они должны
представить наглядно: в виде моделей - клетки. В ходе урока, учащиеся должны
вовлечься в активную практическую деятельность, способствующую воспитания
природо- и культуроохранного, экологического сознания. Полученные выводы
учащиеся должны попытаться применить практически в конкретных жизненных
ситуациях в ходе моделирующего упражнения.
Основные культурологические понятия урока:
1. Сказка
2. Микроскоп
3. Моделирование клетки
4. Флешмоб
Интегративный компонент:
1.
Биология
2.
Литература
3.
Экология
Цель урока:
Формирование представления о процессах
жизнедеятельности клетки через привлечение научной сказки.
Задачи:
Образовательные:
1.
Способствовать
формированию знаний о процессах жизнедеятельности клетки.
2.
Уяснить
влияние экологических условий на жизнедеятельность клетки.
3.
Познакомиться
с новым видом сказки – научной
Развивающие:
4.
Формирование
учебно-познавательной, коммуникативной и рефлексивной компетенций. развитие
навыков работы в группе.
Воспитательные:
5.
Воспитывать
активное познавательное отношение к окружающему миру.
6.
Воспитание
толерантности к чужому мнению, культуры общения и культуры умственного труда.
Личностные универсальные учебные действия:
Определение ценности задачи для себя (интересно или не
интересно)
Осознание мотивов достижения цели (зачем мне это
нужно?)
Осознание или выбор способа деятельности (как я это
сделаю? с помощью чего получу результат?)
Познавательные универсальные учебные
действия:
Изучение объекта с целью получения информации о
свойствах объекта.
Понимание, анализ и оценивание информации, полученной
из разных источников.
Регулятивные универсальные учебные
действия:
Развитие умения ставить новые учебные цели и задачи,
планировать их реализацию.
Получение и сбор информации для организации
эксперимента.
Отслеживание выполнения последовательности плана действий.
Развитие навыков взаимоконтроля в процессе достижения
цели.
Коммуникативные универсальные учебные
действия:
Развитие навыков учебного сотрудничества субъектов
образовательной деятельности
Развитие умения осуществлять учебную деятельность
индивидуально и в группе
Развитие внешней речи
Материалы
к уроку
1.
Микроскопы,
предметные и покровные стекла, стаканы с холодной и теплой водой, листья
элодеи, препаровальные иглы.
2.
Мультимедиа
и телевизор.
Процедура
проведения урока.
Фаза
урока. АМО
|
Цель
фазы:
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Инициация
Приветствие:
АМО
«Энергизатор»
|
Снять
психологическое напряжение, создать комфортную обстановку начала урока. Повысить
энергетический потенциал учащихся и сплотить группы.
|
1 мин.
|
Учитель
предлагает всем учащимся по группам взяться за руки, улыбнуться и вслух
произнести пословицы о дружбе и
одиночестве.
|
Учащиеся
берутся в группах за руки, улыбаются и рукопожатием приветствуют друг друга и
произносят пословицы.
|
Проверка
домашнего задания
АМО
«Клетка»
|
Закрепить
и применить знания о строении клетки.
|
3мин.
|
Учитель
вывешивает на доску
5
нарисованных клеток.
Затем
учитель предлагает осуществить взаимопроверку по принципу «группа-группу»
|
Учащиеся
анализируют предложенные наборы органоидов, выбирают те, которые входят в
состав этих клеток и вклеивают их в клетку.
|
Вхождение
в тему
АМО
«Сказка»
|
Привлечь
учащихся к формулировке темы посредством сказки.
|
5мин.
|
Учитель
читает стихотворение
«Сказка
о жизни клетки»
Загляните на часок.
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье.
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает.
Очень даже непростая.
Днем и ночью круглый год,
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
|
Учащиеся
анализируют сказку, формулируют тему урока и заполняют схему «Процессы
жизнедеятельности клетки» (Приложение №1)
|
АМО «Открытие»
|
Актуализация
знаний, создание условий для успешного дальнейшего усвоения материала.
|
2 мин.
|
Учитель:
«Мы вам сказку рассказали. О чем это сказка?» Учитель просит назвать виды
сказок. Научная сказка – первое открытие урока.
|
Учащиеся
называют виды сказок и делают первое открытие урока: научная
сказка.
|
Эмоциональная
разрядка. АМО «Голосование»
|
Выяснить
ожидания учеников о результатах учебной деятельности, выйти на совместное
целеполагание.
|
2 мин.
|
Учитель
предлагает ответить на вопрос: «Нужно ли знать о жизни клетки и условиях
изменяющих ее работу? ДА – розовая бумажка, НЕТ – желтая бумажка»
|
Учащиеся
формулируют свои ответы и совместно ставят цели урока.
|
Интерактивная
лекция
АМО
«Кинозал»
|
Мотивировать
учащихся на активное восприятие нового материала
|
5 мин
|
Учитель
предлагает отправиться в кинозал для просмотра видеороликов: «Перемещение
воды», «Движение цитоплазмы», «Деление клетки», «Рост клетки», материал
которых очень важен для дальнейшей работы.
|
Учащиеся
воспринимают материалы видеороликов. Визуальная демонстрация нового
видеоматериала повышает эффективность восприятия учебной информации.
|
Проработка
содержания темы в ходе релаксации АМО «Флешмоб»
|
Установить
уровень осознания и осмысления нового учебного материала.
Снять
эмоциональную и физическую усталость, создать позитивный эмоциональный
настрой у учащихся.
|
5 мин.
|
Учитель
читает сказку «Жизнь одной маленькой клеточки» (Приложение №2)
|
Учащиеся
по группам выходят в центр класса и последовательно изображают работу частей
клетки.
|
Подведение
итогов
АМО
«Лаборатория»
|
Систематизация
материала, поиск ответа на главный вопрос урока: «Какие факторы влияют на
жизнь клетки?»
|
11мин.
|
Учитель
предлагает работу в группах
|
Учащиеся
работают по заданиям «Влияние экологических факторов на жизнь растения»
(Приложение №3)
|
Рефлексия.
АМО «В
гостях у сказки»
|
- Я
посмотрел бы еще это…
- Больше
всего мне понравилось…
- Я
почти поверил…
- Я все
понял…
-
Пожалуйста, продолжайте…
|
2 мин.
|
Учитель
предлагает выбрать фразу и закончить ее.
|
Учащиеся
выбирают фразу и формулируют ее окончание.
|
Итог урока:
Урок данного типа, проведенный в режиме
технологии АМО, позволяет вовлечь в активную учебно-познавательную деятельность
всех учащихся, создать комфортную атмосферу на уроке, положительную мотивацию,
когда ученикам интересно учиться.
Представленная идея изучения процессов
жизнедеятельности клетки с использованием разнообразных АМО, легко
воспроизводима и может быть использована коллегами при изучении других клеток
живого.
Четко фиксированные этапы предложенного
образовательного мероприятия дают возможность учителю организовать и провести
урок по любой теме с использованием технологии АМО, внося изменения и
дополнения в используемые активные методы обучения (АМО).
Кроме этого, вариативность АМО дает
простор для творчества педагога.
Ожидаемые результаты обучения:
1. Успешное
овладение новыми знаниями;
2. Формирование
компетенций;
3. Повышение
мотивации обучающихся к изучению биологии;
4. Перевод
отношений ученик-учитель на субъект-субъектную основу, так как принципиально
меняется позиция учителя; учитель становится консультантом и партером.
Использование технологии АМО позволяет
формировать у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений,
готовность нести ответственность за свои действия.
Заключение – обращение к учащимся:
Вы живете в сложном мире, где вступаете во
взаимодействие с природой, обществом и культурой. Поэтому, чем более
правильными и глубокими будут ваши представления о нем, тем лучше вы будите
чувствовать себя. Особо рекомендую обратить внимание на повышение роли
самостоятельного приобретения знаний и умений. Помните, что учитель выступает в
роли регулятора и управляющего. А вам важно самим быть целеустремленными и
действовать.
Домашнее задание:
*Прочитать п. 7, ответить на вопросы стр. 32
**Написать сказку «Жизнь клетки»
***Подготовить презентацию «Великие естествоиспытатели»
Использованная литература:
1. Лазарев
Тимофей Васильевич. Образовательные технологии новых стандартов: настольная
книга современного педагога. Ч.1: Технология АМО: высокая мотивация
обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от
процесса и результатов обучения.
2. http://www.moi-universitet.ru/
3. http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/zhiznedeyatelnost_kletki_urok_v_6_klasse.doc
Приложения:
1.
Схемы
2.
Фотографии
3.
Видеоролик
4.
Отзывы
учащихся
5.
Отзывы
педагогов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.