Главная / Биология / Урок по биологии для 9 класса "Происхождение человека".

Урок по биологии для 9 класса "Происхождение человека".

Тема урока: «Происхождение человека».

Задачи урока:

  1. Предметные: создать условия для формирования понятия об особенностях внешнего строения, образе жизни предшественников человека: австралопитетеков, древнейших людей, древних людей, ископаемых людей современного типа.

  2. Развивающие: развивать мышление, умения сравнивать, анализировать, переводить информацию в графический вид. Развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании; организации рабочего времени на уроке.

  3. Личностно-ориентированные (воспитательные, социализирующие): формировать научное мировоззрение о том, что человек мог пройти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной эволюции, продолжить формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других.

Планируемые результаты: Учащиеся должны уметь характеризовать основные этапы происхождения и направления эволюции человека.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Оборудование: учебная программа Power Point, фотографии, модели предков человека, на столах учащихся раздаточный материал для урока.













Этап урока, задачи, время.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание

1.Организационный.


- Добрый день! Меня зовут Наталья Алексеевна. Сегодняшний урок проведу я.






2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.


Человек, как звезда рождается

Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.
Человек как звезда рождается,

Чтоб светлее стала вселенная!

- Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Вы закончили изучение темы “Развитие жизни на Земле”. Венцом жизни, природы является человек, и поэтому закономерно мы переходим к теме “Происхождение человека”. В тетради записываем число и тему урока “Происхождение человека».

- Как-то путешествуя по сети интернет, я нашла иллюстрацию следующего содержания… Посмотрите внимательно. В чем заключается ошибка?

- Докажем, что данная иллюстрация неверна научным путем. Итак, какова цель нашего урока?

- Что известно вам по этой теме?





- Этого не достаточно. Что еще необходимо знать об эволюции человека?





- Итак, каковы задачи урока?









- Что поможет ответить на поставленные вопросы?





- Сегодня для более плодотворной работы у вас на столе находятся опорно-информационные листы. Слушая материал, смотрите на лист, запоминайте ключевые понятия, вносите дополнения.



































Записывают тему урока в тетрадь.





- Последовательность стадий эволюции человека нарушена.



- Доказать, что в иллюстрации нарушена последовательность стадий эволюции человека научным путем.

- Определение «эволюция», теории происхождения человека, этапы становления человека как биологического вида, сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

- От кого произошёл человек?

- Как изменялся человек с течением времени?

- Что повлияло на формирование современного человека?



Выяснить…

1. От кого произошел человек?

2. Как изменяется человек с течением времени?

3. Что повлияло на формирование современного человека?

- Источники знаний: учебники, дополнительная литература, словари, справочники, собственные знания, наблюдения, помощь учителя.

- Звучит музыка, учитель читает стихи.

3. Изучение нового материала.

- Итак, процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis - происхождение, возникновение).

- Такое же название имеет раздел науки о человеке - антропологии, изучающей эволюцию человека.



- В настоящее время существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле. Какие теории известны вам?





- Эволюционная теория возникла постепенно. Многие ученые внесли свой вклад в становление данной теории. Какие ученые известны вам?



- По какой причине ученые считают, что человек произошел от человекообразных обезьян?

-Чтобы вспомнить сходства и отличия человека и человекообразных обезьян выполним следующее задание: у вас на столах лежит распечатка «Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян» . Для выполнения вам понадобятся два цвета. Одним цветом выделите сходства, другим цветом отличия. Поместите номера правильных ответов в опорно-информационный лист. На выполнение задания 1 минута.

- Работа окончена. Проверим.



- Если допустили ошибки необходимо повторить дома тему .

- Какой можно сделать вывод?







- Чтобы определить точнее, от каких приматов мог произойти человек, пользуясь инструкциями, заполните схему в задании №2 на опорно-информационных листах. На выполнение работы у вас одна минута.

- Работа окончена. Проверим.

Одновременно с ответами учащихся открываю слайды с правильными ответами.



- Ответили на первый вопрос?

- Как мы на него ответили?







- Переходим ко второму вопросу: Как изменялся человек с течением времени?







- Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю отправиться в экспедицию к местам основных находок предков человека.

- Для чего совершаются экспедиции?







- Что нам потребуется для работы в экспедиции?



- Далее участникам экспедиции необходимо разделиться в пары. У вас на столах лежат конверты с картами и путеводительными листами, в которых определен маршрут экспедиции. У каждой пары свой маршрут. Следуйте строго инструкции. Из экспедиции вы привезете археологические находки, которые позволят нам составить карту археологических находок. Все свои наблюдения не забываем оформлять в полевые дневники, которые вы затем представите всем антропологам. На выполнение задания у вас 3 минуты.

- Работа окончена. Все антропологи собираются на совещание, для предоставления отчетов о проделанной работе, размещаем снимки, зарисовки своих находок на карте. Все остальные внимательно слушают, делают записи в полевые дневники.

Одновременно на слайдах появляется новая информация.

- Проанализируйте все находки. Какой вывод можно сделать?













- Вернемся к иллюстрации из интернета. Давайте сравним с тем рядом, который получился в результате вашего исследования. Какой можно сделать вывод?

- Какая у нас была цель урока?





- Достигли мы цели?

- Вернемся к нашим вопросам. Ответили мы на второй вопрос?

- Приступаем к третьему вопросу. Что повлияло на формирование и становление человека?

- Вернемся к карте археологических находок.

- Что вы можете сказать о распространении предков человека?





- С чем это может быть связано?



- Останки каких людей найдены севернее?

- Что позволило им выживать в суровых условиях?



- Факторы, которые заставили человека изменяться и приспосабливаться называют факторами антропогенеза. Их можно разделить на биологические и социальные. К биологическим относятся: мутации, борьба за существование, естественный отбор, изоляция. К социальным относятся: трудовая деятельность, речь, мышление, культура.

- В настоящее время на земле проживают люди, относящиеся к одному виду.

- Скажите тогда, как можно объяснить следующее явление?

На слайде представляю представителей разных рас.

- Почему представители разных рас так отличаются друг от друга?



- Вернемся к третьему вопросу нашего урока. Ответили на вопрос?






















- Учащиеся перечисляют разные теории, их обоснование:

1. Космическая

2. Божественная

3. Эволюционная (теория Дарвина)



- К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин.



- Человек имеет общие черты с человекообразными обезьянами.

- Выполняют задание.















- Проверяют выполнение задания по шаблону.





-Между человеком и человекообразными обезьянами существуют сходства.











Озвучивают результаты поиска.







- Да.

- Человек произошел от человекообразных обезьян, ученые предполагают, что от дриопитека.

















- Чтобы найти что-то новое, открыть, доказать существование или опровергнуть.



- Компас, карта, инструкции, словари, определители, блокнот для записей.





- Знакомятся с содержимым конвертов.

-Выполняют задания.



















Выступления учащихся.





- Человек в процессе эволюции усложнялся. Приобретал более совершенные черты. Развивались умственные способности, речь, мышление. Усложнялись межличностные отношения.







- Доказать научным путем , что последовательность стадий антропогенеза нарушена.



- Да.









- Находки в основном в Африке, Европе.



- С климатическими условиями. Условия среды более благоприятные.

- Останки человека разумного.

- Приспособленность к изменяющимся условиям среды. Использование огня, новые способы добывания пищи, одежда, строительство жилья.















- Оказывают влияние антропогенные факторы.







- Да, ответили.







4.Подведение итогов урока.

- Подведем итог нашего сегодняшнего урока. Вернемся к вопросам, которые мы задавали в начале урока. На все вопросы ответили?

- Какой вывод мы сделали по первому вопросу?

- По второму?

- По третьему?

- В опорно – информационных листах имеется шкала, оцените себя сами, на каком уровне находитесь вы?

- У вас на столах лежат кроссворды, разгадав которые, вы сможете узнать мою оценку вашей деятельности.

- Вложите дневники наблюдений в ваши тетради. Тетрадки сдадите для проверки.


Делают вывод по изученным вопросам.











5.Постановка домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

- Отметьте д/з в дневниках.





- Благодарю всех за работу на уроке. Мне было очень приятно с вами работать.

Записывают домашнее задание в дневник.


















Приложение 1.




1














2
















3










4

















5









6













7














  1. Самый высокоорганизованный отряд среди высших млекопитающих.

  2. Его добывали трением палочек.

  3. Один из основоположников эволюционной теории.

  4. Наука о происхождении человека.

  5. Создатель эволюционной теории.

  6. Историческое развитие живой природы.

  7. Тип, к которому относится человек.















Приложение 2.

Задания для группы №1.

Человек умелый.

Для выполнения задания:

  1. определите отвечающего;

  2. распределите между собой вопросы;

  3. отвечающий оформляет результаты в таблицу и отвечает строго по плану.

Путешествуя по Восточной Африке вы обнаружили останки Человека умелого (Homo habilis).

Пользуясь учебником на стр. 96-97, найдите ответы на вопросы:

  1. Когда и где обитали представители Человека умелого?


  1. Каковы особенности внешнего строения? Какова масса головного мозга?


  1. Орудия труда?


  1. Образ жизни: одиночный или стадный, способы охоты?


  1. Каковы причины таких изменений?






Задания для группы №2.

Человек прямоходящий: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек.

Для выполнения задания:

  1. Определите отвечающего.

  2. Распределите между собой вопросы.

  3. Отвечающий оформляет результаты в таблицу и отвечает строго по плану.

Путешествуя по о. Ява вы обнаружили останки Человека прямоходящего (Homo erectus).

Пользуясь учебником на стр. 97-98, найдите ответы на вопросы:



  1. Когда и где обитали представители Человека прямоходящего?


  1. Каковы особенности внешнего строения? Какова масса головного мозга?


  1. Орудия труда?


  1. Образ жизни: одиночный или стадный, способы охоты?


  1. Каковы причины таких изменений?






Задания для группы №3.

Человек разумный: неандерталец.

Для выполнения задания:

  1. Определите отвечающего.

  2. Распределите между собой вопросы.

  3. Отвечающий оформляет результаты в таблицу и отвечает строго по плану.

Путешествуя по территории современной Германии в долине реки Неандерталь, вы нашли останки Человека разумного(Homo sapiens): неандертальца.

Пользуясь учебником на стр. 98-99, найдите ответы на вопросы:



  1. Когда и где обитали представители неандертальского типа?


  1. Каковы особенности внешнего строения? Какова масса головного мозга?


  1. Орудия труда?


  1. Образ жизни: одиночный или стадный, способы охоты?


  1. Каковы причины таких изменений?






Задания для группы №4.

Человек разумный: кроманьонец.

Для выполнения задания:

  1. Определите отвечающего.

  2. Распределите между собой вопросы.

  3. Отвечающий оформляет результаты в таблицу и отвечает строго по плану.

Путешествуя по территории современной Франции в гроте Кро-Маньон, вы нашли останки Человека разумного(Homo sapiens): кроманьонца.

Пользуясь учебником на стр. 99-100, найдите ответы на вопросы:



  1. Когда и где обитали представители Человека прямоходящего?


  1. Каковы особенности внешнего строения? Какова масса головного мозга?


  1. Орудия труда?


  1. Образ жизни: одиночный или стадный, способы охоты?


  1. Каковы причины таких изменений?






Урок по биологии для 9 класса "Происхождение человека".
  • Биология
Описание:

Аннотация к уроку.

Предмет: биология.

Тема: Происхождение человека.

Продолжительность: 40 минут

Класс: 9 класс

Технологии: С использованием ИКТ-технологии.

 

Урок  посвящен теме «Происхождение человека», проводится в 9 классе. Урок изучения новых знаний. На уроке используются ИКТ,  работа в малых группах, проектная деятельность учащихся. Учащиеся изучают не только основные стадии антропогенеза, но и составляют карту «Происхождение человека». На уроке поднимается проблема достоверности материалов, размещенных в интернете, проблема эволюции человека в будущем.

Автор Овчаренко Наталья Алексеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 681
Номер материала 37788
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓