2.
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
|
Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек как звезда рождается,
Чтоб светлее стала вселенная!
- Каждого человека, как только он начинал осознавать себя
личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос
звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Вы закончили
изучение темы “Развитие жизни на Земле”. Венцом жизни, природы является
человек, и поэтому закономерно мы переходим к теме “Происхождение человека”.
В тетради записываем число и тему урока “Происхождение человека».
- Как-то путешествуя по сети интернет, я нашла иллюстрацию
следующего содержания… Посмотрите внимательно. В чем заключается ошибка?
- Докажем, что данная иллюстрация неверна научным путем.
Итак, какова цель нашего урока?
- Что известно вам по этой теме?
- Этого не достаточно. Что еще необходимо знать об эволюции
человека?
- Итак, каковы задачи урока?
- Что поможет ответить на поставленные вопросы?
- Сегодня для более плодотворной работы у вас на столе
находятся опорно-информационные листы. Слушая материал, смотрите на лист,
запоминайте ключевые понятия, вносите дополнения.
|
Записывают
тему урока в тетрадь.
-
Последовательность стадий эволюции человека нарушена.
-
Доказать, что в иллюстрации нарушена последовательность стадий эволюции
человека научным путем.
-
Определение «эволюция», теории происхождения человека, этапы становления
человека как биологического вида, сходства и отличия человека и
человекообразных обезьян.
- От
кого произошёл человек?
- Как
изменялся человек с течением времени?
- Что
повлияло на формирование современного человека?
Выяснить…
1. От кого произошел человек?
2. Как изменяется человек с течением времени?
3. Что повлияло на формирование современного человека?
-
Источники знаний: учебники, дополнительная литература, словари, справочники,
собственные знания, наблюдения, помощь учителя.
|
- Звучит
музыка, учитель читает стихи.
|
3.
Изучение нового материала.
|
- Итак, процесс исторического развития
человека, становления его как вида в процессе формирования общества
называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis
- происхождение, возникновение).
- Такое же название имеет раздел науки о
человеке - антропологии, изучающей эволюцию человека.
- В настоящее время существует целый ряд
различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле. Какие теории
известны вам?
-
Эволюционная теория возникла постепенно. Многие ученые внесли свой вклад в
становление данной теории. Какие ученые известны вам?
- По
какой причине ученые считают, что человек произошел от человекообразных
обезьян?
-Чтобы
вспомнить сходства и отличия человека и человекообразных обезьян выполним
следующее задание: у вас на столах лежит распечатка «Сходство и отличия
человека и человекообразных обезьян» . Для выполнения вам понадобятся два
цвета. Одним цветом выделите сходства, другим цветом отличия. Поместите
номера правильных ответов в опорно-информационный лист. На выполнение задания
1 минута.
- Работа
окончена. Проверим.
- Если
допустили ошибки необходимо повторить дома тему .
- Какой
можно сделать вывод?
- Чтобы
определить точнее, от каких приматов мог произойти человек, пользуясь
инструкциями, заполните схему в задании №2 на опорно-информационных листах.
На выполнение работы у вас одна минута.
- Работа
окончена. Проверим.
Одновременно
с ответами учащихся открываю слайды с правильными ответами.
-
Ответили на первый вопрос?
- Как мы
на него ответили?
-
Переходим ко второму вопросу: Как изменялся человек с течением времени?
- Чтобы
ответить на этот вопрос предлагаю отправиться в экспедицию к местам основных
находок предков человека.
- Для
чего совершаются экспедиции?
- Что
нам потребуется для работы в экспедиции?
- Далее
участникам экспедиции необходимо разделиться в пары. У вас на столах лежат
конверты с картами и путеводительными листами, в которых определен маршрут
экспедиции. У каждой пары свой маршрут. Следуйте строго инструкции. Из
экспедиции вы привезете археологические находки, которые позволят нам
составить карту археологических находок. Все свои наблюдения не забываем
оформлять в полевые дневники, которые вы затем представите всем антропологам.
На выполнение задания у вас 3 минуты.
- Работа
окончена. Все антропологи собираются на совещание, для предоставления отчетов
о проделанной работе, размещаем снимки, зарисовки своих находок на карте. Все
остальные внимательно слушают, делают записи в полевые дневники.
Одновременно
на слайдах появляется новая информация.
-
Проанализируйте все находки. Какой вывод можно сделать?
-
Вернемся к иллюстрации из интернета. Давайте сравним с тем рядом, который
получился в результате вашего исследования. Какой можно сделать вывод?
- Какая
у нас была цель урока?
- Достигли
мы цели?
-
Вернемся к нашим вопросам. Ответили мы на второй вопрос?
-
Приступаем к третьему вопросу. Что повлияло на формирование и становление
человека?
-
Вернемся к карте археологических находок.
- Что вы
можете сказать о распространении предков человека?
- С чем
это может быть связано?
-
Останки каких людей найдены севернее?
- Что
позволило им выживать в суровых условиях?
-
Факторы, которые заставили человека изменяться и приспосабливаться называют
факторами антропогенеза. Их можно разделить на биологические и социальные. К
биологическим относятся: мутации, борьба за существование, естественный
отбор, изоляция. К социальным относятся: трудовая деятельность, речь,
мышление, культура.
- В
настоящее время на земле проживают люди, относящиеся к одному виду.
-
Скажите тогда, как можно объяснить следующее явление?
На
слайде представляю представителей разных рас.
- Почему
представители разных рас так отличаются друг от друга?
-
Вернемся к третьему вопросу нашего урока. Ответили на вопрос?
|
-
Учащиеся перечисляют разные теории, их обоснование:
1.
Космическая
2.
Божественная
3.
Эволюционная (теория Дарвина)
- К. Линней,
Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин.
-
Человек имеет общие черты с человекообразными обезьянами.
-
Выполняют задание.
-
Проверяют выполнение задания по шаблону.
-Между
человеком и человекообразными обезьянами существуют сходства.
Озвучивают
результаты поиска.
- Да.
-
Человек произошел от человекообразных обезьян, ученые предполагают, что от
дриопитека.
- Чтобы
найти что-то новое, открыть, доказать существование или опровергнуть.
-
Компас, карта, инструкции, словари, определители, блокнот для записей.
-
Знакомятся с содержимым конвертов.
-Выполняют
задания.
Выступления
учащихся.
-
Человек в процессе эволюции усложнялся. Приобретал более совершенные черты.
Развивались умственные способности, речь, мышление. Усложнялись межличностные
отношения.
-
Доказать научным путем , что последовательность стадий антропогенеза
нарушена.
- Да.
-
Находки в основном в Африке, Европе.
- С
климатическими условиями. Условия среды более благоприятные.
-
Останки человека разумного.
-
Приспособленность к изменяющимся условиям среды. Использование огня, новые
способы добывания пищи, одежда, строительство жилья.
-
Оказывают влияние антропогенные факторы.
- Да,
ответили.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.