Главная / Биология / Урок по биологии для 8 класса "Поведение человека"

Урок по биологии для 8 класса "Поведение человека"

Тема урока: Поведение человека.

Цель урока: Создать условия для усвоения учащимися знаний о рефлекторной регуляции поведения.

Задачи: Создать условия для усвоения учащимися знаний о рефлекторной регуляции поведения:

  1. Предметных компетенций посредством усвоения учащимися знаний об особенностях ВНД человека, ее значением в восприятии окружающей среды. Показать заслуги ученых И.М. Сеченова и И.П.Павлова в изучении ВНД. Раскрыть суть рефлекторной теории поведения, особенности врожденных и приобретенных форм поведения.

  2. Метапредметных компетенций посредством развития умений анализировать, сравнивать, делать выводы, ставить цели, планировать, работать в группе, работать с различными информационными источниками.

  3. Личностных компетенций посредством формирования личностных результатов.

Тип урока: изучение новых знаний.

Ведущий метод: частично-поисковый.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга», портреты И.М.Сеченова, И.П.Павлова; модель головного мозга; презентация к уроку.



Ход урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Оргмомент

- Проверка отсутствующих, рабочих мест, готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуйте их. Садитесь.

- «Человек — венец природы!» Как вы понимаете это высказывание?

- Но, ведь, существуют организмы, у которых лучше развито зрение, слух, сила, выносливость и т.д....



- Какие преимущества получает человек благодаря этим процессам?

- В чем это выражается?




- Как вы считаете, в чем причина отличительного поведения человека от поведения животных?

- Значит деятельность мозга и поведение человека связаны? Но как?

- Предлагаю сегодня на уроке ответить на этот вопрос. Запишите тему урока. «Поведение человека».

- Итак, какой основной вопрос нашего урока?



- Как вы считаете, что нужно знать, чтобы ответить на данный вопрос?

(Отмечаю на доске ответы учащихся)




- Можно считать это планом работы?

- Что может помочь в освоении новых знаний?






- Человек высшее существо, лучше развит.

- Только для человека характерны такие процессы, как: воображение, мышление, речь, лучше развиты память, внимание.


- Лучше приспосабливается к условиям среды.

- В поведении человека в определенных ситуациях. Человек способен подстроить ситуацию под себя.

- Более совершенный головной мозг.

Затрудняются ответить...



Записывают тему урока в тетрадь.


- Установить, как взаимосвязаны деятельность головного мозга и поведение человека.

- 1. Что такое поведение.

2. Строение нервной системы, головного мозга.

3. Принцип работы нервной системы.

4. Формы поведения.


- Учебник, доп.литература, интернет, свои знания, учитель.


2. Актуализация и изучение нового материала.

1. Ответим на вопрос, что такое «поведение». Объединились в группы по 4 человека. Карточка №1. Выполните задание. Сформулируйте определение понятия «поведение».








- Проверим, что получилось.

- Итак, поведение — это способность изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организмов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды.

- Ответили на первый пункт?

- А какая система органов помогает нам избегать негативного воздействия окружающей среды? Сигнализирует об опасности?

2. - Вспомним строение нервной системы человека.

- Каково строение головного мозга?

3.- Каким образом НС сигнализирует о воздействии окружающей среды?










- И как называется такая реакция?

- Дайте определение понятию — рефлекс.





- Карточка №2. Определите, что является из предложенного рефлексом.


- Проверим. (На доску выводятся правильные ответы).

- Каков принцип работы НС?

- Вернемся к вопросу. Предположите, как связаны деятельность мозга и поведение человека?






- Мысль о том, что поведение человека осуществляется при участии НС, возникла в глубокой древности, но каким это образом происходит, очень долго оставалось неясным. Даже сейчас нельзя сказать, что механизмы работы мозга полностью раскрыты.

Слайд №1. Клавдий Гален.

Первый ученый, доказавший участие НС в формировании поведения человека, был римский врач Клавдий Гален. Он обнаружил, что головной и спинной мозг связаны со всеми остальными органами с помощью нервов и что разрыв нерва, соединяющего мозг и мышцу, приводит к параличу. Гален также доказал, что при перерезании нервов, идущих от органов чувств, организм перестает воспринимать раздражители.

Слайд №2. Рене Декарт.

Зарождение физиологии мозга как науки связано с работами французского математика и философа Рене Декарта. Именно он заложил представления о рефлекторном принципе работы организма. Декарт считал, что в основе деятельности мозга, как и всего организма человека, лежат те же принципы, что и в основе работы простейших организмов: часов, мельниц, кузнечных мехов и т.п. Объясняя простые движения с вполне материалистических позиций, Рене Декарт признавал наличие у него души, которая управляет сложным и многообразным поведением человека.

Слайд №3. И.Прохазка.

Термин рефлекс был предложен в 18 веке чешским ученым И.Прохазкой. Объяснил рефлекс с биологической точки зрения.

Слайд №4. Иван Михайлович Сеченов.

На более высоком уровне учение о рефлекторном принципе деятельности организма было разработано великим русским физиологом Иваном Михайловичем Сеченовым.

Слайд №5. Иван Петрович Павлов.

Предположения и выводы И.М.Сеченова были для своего времени революционными, и далеко не все ученые в то время сразу их поняли и приняли. Экспериментальные доказательства истинности идей И.М.Сеченова были получены русским физиологом Иваном Петровичем Павловым.

- Итак, что лежит в основе поведения?





- Какие группы рефлексов вам известны?

- Сравним условные и безусловные рефлексы. Карточка №3. Работаем в парах. Соотнесите рефлексы и их характеристики.


- Проверим.(на доске ответы).


- Приведите примеры безусловных рефлексов.

- Приведите примеры условных рефлексов.

- Для успешной выработки условного рефлекса обязательно соблюдение условий. Каких? Пользуясь учебником, определите эти условия.














- Выделяют 2 формы поведения человека:

Врожденная

Приобретенная



- Какие рефлексы будут являться основой врожденной формы поведения?

- Какие рефлексы будут являться основой приобретенной формы поведения?

- Кроме рефлексов, у человека выделяют такие виды поведения как: инстинкт, запечатление, динамический стереотип, навык, привычка, рассудочная деятельность.

- Используя дополнительную информацию, определите, к каким формам поведения они относятся.

- Работают группами, изучают различные источники. Составляют определение понятия «поведение».

1. группа — в словаре.

2. группа использует доп. Материал, предоставленный учителем.

3. группа — поиск в интернете.

4. группа — составляет самостоятельно, полагаясь на собственный опыт.

- Предлагают свои ответы.

Фиксируют в тетради.







- Нервная система.



- Работают с доской.


- Работа с моделью головного мозга.

- Рецепторы воспринимают раздражение и передают по чувствительному нейрону в ЦНС нервный импульс, в головном мозге в определенном участке коры больших полушарий информация обрабатывается, по двигательному нейрону к рабочему органу передается нервный импульс, совершается действие.

- Рефлекс.

- Рефлекс — непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием ЦНС и под ее контролем.

- Выполняют задание.





- Рефлекторный.

- Действия человека, поведение — это ответ на раздражение. Значит, в основе поведения лежат рефлексы, т.е. Рефлекторный принцип деятельности.





































Сообщение о И.М.Сеченове.





Сообщение о И.П.Павлове.






- В основе поведения лежит рефлекс — ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая НС.

- Безусловные и условные.

Работают по заданию.








Работают с учебником.

1. условный раздражитель должен предшествовать безусловному подкреплению.

2. биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньшей, чем безусловного подкрепления.

3. сила как условного, так и безусловного раздражителей должны иметь определенную величину, т.к. Очень слабые и очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.


3.Закрепление.

- Подведем итог нашего сегодняшнего урока. Вернемся к вопросам, которые мы задавали в начале урока. На все вопросы ответили?

- Какой вывод мы сделали по первому вопросу?

- По второму?

- По третьему?

- По четвертому?



4. Рефлексия и самооценка.

- Оценим свою деятельность на уроке. У вас на столах лежат кроссворды, разгадав которые, вы сможете узнать мою оценку вашей деятельности.

-Оцените себя сами, на каком уровне находитесь вы?

Решают кроссворд.



Работают со шкалой.


5. Домашнее задание.

Отметьте д/з в дневниках:

    1. Прочитать с.225-231.

    2. Ответить на вопросы № 1,7,9.

    3. Ответьте на вопрос, используя знания о рефлексах: «Почему человек, испытывающий чувство голода, забывает об этом, если за ним гонится собака?»



- Благодарю всех за работу на уроке. Мне было очень приятно с вами работать.

Записывают д/з в дневник.











МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»






Конспект урока по биологии

8 класс


Тема: «Поведение человека».





Составитель: учитель биологии Овчаренко Н.А.












Новоалтайск, 2012

Урок по биологии для 8 класса "Поведение человека"
  • Биология
Описание:

Тема урока: Поведение человека.

Цель урока: Создать условия для усвоения учащимися знаний о рефлекторной регуляции поведения.

Задачи: Создать условия для формирования:

  1. Предметных компетенций посредством усвоения учащимися знаний об особенностях ВНД человека, ее значением в восприятии окружающей среды.Показать заслуги ученых И.М. Сеченова и И.П.Павлова в изучении ВНД. Раскрыть суть рефлекторной теории поведения, особенности врожденных и приобретенных форм поведения.

  2. Метапредметных компетенций посредством развития умений анализировать, сравнивать, делать выводы, ставить цели, планировать, работать в группе, работать с различными информационными источниками.

  3. Личностных компетенций посредством формирования научного мировоззрения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Ведущий метод: частично-поисковый.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга», портреты И.М.Сеченова, И.П.Павлова; модель головного мозга; презентация к уроку.

 

Автор Овчаренко Наталья Алексеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1751
Номер материала 37962
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓