Тема
урока: "Цветок, его строение и значение. Соцветие."
Цель
урока: Создать условия для учащихся по восприятию,
осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии в ходе
проживания педагогической мастерской. Совершенствовать умения работать с
текстом учебника, натуральными объектами, дидактическим материалом, делать
выводы; формировать научное мировоззрение на основе знаний связи строения и
выполняемой функции;
Задачи:
1.
Образовательные: Научить учащихся
выделять основные части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки, пестик;
Понимать функции соцветия.
2.
Развивающие: развивать умения
анализировать, разделять объект на части, делать выводы
3.
Воспитательные: Формировать у учащихся
любовь к природе, учить заботиться о ней, понимать ее красоту и ценность для
человека.
Тип
урока: урок
изучения и первичного закрепления новых знаний
Технология –
педагогическая мастерская.
Оборудование: натуральные
цветковые растения, гербарии цветковых растений, разборная модель цветка, таблицы
электронного учебника «Строение цветка», «Типы соцветий», интерактивный рисунок
«Строение цветка», рисунки цветущих растений, видеофрагменты «Виды соцветий» ,
карточки-задания , чистая бумага, цветные карандаши.
Структура
урока
I.
Орг. момент.
II.
Актуализация знаний учащихся.
Цветы,
как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры. Н.Рубцов
Наш
урок посвящен цветам – прекрасным творениям природы. Ни один праздник, ни одно
торжество не обходится без цветов. Все любят цветы. (дети читают стихи о
цветах)
Ребята,
что вы знаете о цветах?-ответы
Попробуйте
сейчас изобразить цветы на чистых листах бумаги.
III.
Афиширование первичных знаний.
Ребята
вывешивают свои работы на доску и рассказывают, что изобразили и почему.
Фильм
«Цветы в нашей жизни»
IV.
Изучение нового материала.
1) Строение
цветка.
Учитель-
Мы прослушали стихи о цветах, о цветах можно говорить бесконечно. Посмотрели
фильм. .. красота цветов вызывает только восхищение. Но мы должны помнить, что
цветок - это не только красивый дар природы . А что же ещё? Чтобы ответить на
этот вопрос давайте добывать знания о цветке.
-работа
с учебником(по инструктивной карточке. Стр 83-85)
Прочитать,
рассмотреть рис 64.
-
афишировать полученные знания. Ребята рассказывают, что узнали из учебника.
Дополнение учителя.
с использованием
таблицы «строение цветка», модели цветка.
Цветок – видоизмененный укороченный побег,
служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из
почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка,
венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.
В центре цветка хорошо заметен пестик.(интерактивная
таблица «Строение цветка») Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и
тычинки – главные части цветка. Мужской половой орган цветка состоит из тычинок. Женский половой
орган- пестик. Он состоит из рыльца,
на которое должна попадать пыльца, из столбика, выполняющего опорные функции и завязи, содержащей один
или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки,
которые после оплодотворения превращаются в семена.
Доработка моделей цветка.
-снимите свои работы, дополните их.
-ребята дополняют свои рисунки.
Социализация. Посмотреть и
доработать модели своих одноклассников
Афиширование полученных знаний.
Ученики рассказывают, что они узнали о цветке.
1. Назовите
части цветка, покажите на муляже (цветоножка, чашелистики, лепестки,
тычинка, пестик)
2.
Какая часть цветка окрашена в разные цвета? (лепестки)
3.
Какие части цветка главные? (тычинки и пестики)
4.
Что образуется в утолщенной части тычинок? (созревает
пыльца)
5.
Что образуется из нижней части пестика? (образуется плод с
семенами)
Разрыв.(время сказки)
Сказка. в
некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители –
цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску
да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться
угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве
и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был
приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали,
потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они
объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у
них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном
государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными
цветками появились соцветия.
А теперь давайте
разберемся, что же в этой сказке за намек?
- Что
за царство-государство? (Царство растений.)
- Кто
его жители? (Цветковые растения.)
- Кто
гости заморские? (Насекомые.)
- Чем
привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом,
нектаром, пыльцой.)
- А
каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они
объединились, появились соцветия.)
- В
чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными
для насекомых-опылителей.)
2) Соцветия.
Работа в парах по карточкам
Что же
такое – соцветие? Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к
другому в определенном порядке.
Соцветия бывают простые
и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на
цветоножках или без (сидячие).
У сложного соцветия
кроме главной оси есть боковые, цветки располагаются только на боковых осях.
Знакомимся с видами
простых и сложных соцветий, используя таблицы на доске и схемы на столе.
Теперь, когда мы
знакомы с видами соцветий, выполним следующие задания:
У
вас на столах лежат гербарии разных растений, пользуясь таблицей и схемой
- определите вид
соцветия.
Все справились с
работой? Озвучьте.
Выводы
по всему новому материалу.
4)
Охрана растений.
Если я
сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы ...
Привычка
людей собирать букеты приводит к бессмысленной гибели цветов и нужно знать
меру.
Цветы всегда привлекали людей своей красотой и
ароматом.
Какой вред природе
причиняет массовый сбор дикорастущих растений? На этом и последующих уроках
необходимо подчеркивать, что любое вырванное растение не оставит после себя
потомства.
В начале урока вы
услышали прекрасные стихи о самом прекрасном на земле. Через эти стихи красной
нитью проходит обращение ко всем нам не рвать цветы, а оставлять красу,
созданную природой в первозданном виде.
Скажите, а почему не
следует рвать цветы, какие меры по охране растений необходимо соблюдать.
Ученики.
- Люди, собирающие
букеты из дикорастущих растений, наносят природе большой вред, т. к. растения с
оборванными цветками не образуют плоды и семена, а значит и не оставляют
потомства.
- При сборе букетов
растения часто вырываются из почвы с корнями, от чего они могут погибнуть. -
Массовые посещения лесов и лугов приводят к вытаптыванию дикорастущих растений,
к уплотнению почвы, в результате чего затрудняется рост растений, прорастание
семян, нарушается естественный процесс ежегодного возобновления растений.
Меры по охране
растений.
1.
Создание законов об охране растительного мира.
2.
Изучение охраняемых и исчезающих видов растений и занесение их в
Красную книгу.
3.
Создание охраняемых территорий (заповедников, заказников,
национальных парков и т. д.)
4.
Создание центров разведения исчезающих растений.
5.
Соблюдение правил поведения в лесу.
Творческая
работа: Взять свою модель цветка и на этом рисунке сочинить стихотворение,
лозунг или призыв по охране растений.
Афиширование.
VII.
Домашнее задание.
Изучить § 22, написать
сообщение о растениях Красной книги Камчатского края.
VIII.Рефлексия.
В моём букете разного
цвета цветы. Синие символизируют, что вам урок понравился и вы много нового и
интересного узнали , красные, что вы не всё поняли и вам не всё понравилось,
жёлтые, что урок вам вообще не понравился и вы ничего не поняли.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.