КГУ «Приреченская средняя
общеобразовательная школа»
Зерендинского района
Акмолинской области
Конспект открытого урока
Тема:
«В мире логарифмов»
Учитель
математики: Попроцкая Римма Ромуальдасовна,
I
квалификационная категория, I уровень
Пояснительная записка.
Содержание учебного материала
соответствует уровню старшего звена, отражены задания на отработку навыков по
подготовке к ЕНТ. Тип урока – формирование знаний и умений учащихся. Выполнение
групповой формы работы преследует цель организовать совместную деятельность
учеников таким образом, чтобы ученики самостоятельно пришли к результату. Урок
частично интегрированный: история, литература, музыка.
На уроке
используется технология личностно-ориентированного обучения, создается
коллаборативная среда взаимообучения и ситуация успеха. Используется
мультимедийное оборудование, видеоролики, таблица формул и демонстрационные
карточки. В итоге домашнее задание носит творческий характер, возможно
использование нестандартного решения задачи. Рефлексия и самоанализ ученика
необходим для его дальнейшего совершенствования логически мыслить и рассуждать,
исправлять свои недоработки и корректировать шаги своей деятельности.
Тема: «В мире логарифмов»
Логарифмы,логарифмы...
Много формул, мало "рифмы".
Основания, константы...
Много разных вариантов.
И решения похожи,
Но с ответами не схожи.
(Кэтти Скарлетт)
Тип
урока: урок формирования знаний и умений по данной теме.
SMART-цель:
ученики к концу урока узнают большие возможности логарифмов и смогут выполнить
практическую работу по применению свойств логарифмов.
Задачи:
1.формирование
знаний и умений о свойствах логарифмов, применение этих знаний при решении
задач ЕНТ;
2.
повышение мотивации учащихся при создании ситуации успеха;
3.
развитие у учащихся умений оценивать свою деятельность на уроке.
План
урока:
1.
Орг.момент. Позитивный настрой «С добрым утром!».
2.
Стадия вызова:
(звучит музыка) «Есть удивительная страна, в которой живут
Справедливые, Умные и Точные люди. Попробуем отгадать, о чем идет речь?» (по
первым буквам ЛОГАРИФМ)
·
Инструмент для измерения (линейка)
·
Число an , где а называется…
(основание)
·
Величина угла измеряется в … (градусах)
·
Высота боковой грани в пирамиде (апофема)
·
Синоним к слову «итог» (результат)
·
Незвестная величина – это … (икс)
·
Зависимость одной величины от другой (функция)
·
Абсолютная величина (модуль)
Распределение по категориям
«Справедливые», «Умные», «Успешные», «Богатые», «Счастливые» (учащиеся
распределяются по категориям, объясняют учителю, проводят рефлексию своего
выбора и распределяются по группам. Названия, например, «Счастливые»,
«Успешные», «Богатые»).
3.
Стадия осмысления: техника формативного оценивания «Бегающий
диктант по формулам».
Цель:
проверить уровень знания формул логарифмирования.
Каждой
группе даны по 10 карточек, в которых даны начало формул логарифмов. Каждый
участник по одной карточке бежит к доске, выполняет запись формулы и
возвращается в группу, затем бежит следующий и т.д.
(формативное
оценивание).
На
доске в итоге записаны все формулы по теме «Логарифмы». Учитель оценивает выполнение
формативно, т.е. дает устную оценку действия учащихся.
«Счастливые»
|
«Успешные»
|
«Богатые»
|
4.
Тест-конвейер – тест, при котором участник
выполняет задание и передает следующему для выполнения второго задания и т.д.
(в группе, по количеству участников).
5.
Релакс: звучит музыка для
расслабления и восстановления сил, душевного равновесия (аптечка
психологической помощи)-3 мин.
6.
Из истории логарифмов (презентация домашнего
задания учащихся):
1) Основные
работы Архимеда касались различных практических приложений математики
(геометрии), физики, гидростатики и механики.
2) Термин
«ЛОГАРИФМ» предложил Дж. Непер; он возник из сочетания греческих слов logos
(здесь — отношение) и arithmos (число); в античной математике квадрат, куб и т.
д. отношения а/b называются «двойным», «тройным» и т. д. отношением. Таким
образом, для Непера слова «lógu arithmós» означали «число (кратность)
отношения», то есть логарифм у Дж. Непера — вспомогательное число для
измерения отношения двух чисел.
3) Изобретение
логарифмов в начале XVII в. тесно связано с развитием в XVI в. производства и
торговли, астрономии и мореплавания, требовавших усовершенствования методов
вычислительной математики. Все чаще требовалось быстро производить громоздкие
действия над многозначными числами, все точнее и точнее должны были быть
результаты действий. Вот тогда-то и нашла воплощение идея логарифмов, ценность
которых состоит в сведении сложных действий III ступени (возведения в степень и
извлечения корня) к более простым действиям II ступени (умножению и делению), а
последних - к самым простым, к действиям I ступени (сложению и вычитанию).
7.
Практическая работа (индивидуальная работа):
Учащимся предлагаются дифференцированные карточки с логарифмами:
красные – группа С, синие – группа В, зеленые – группа А (по степени
сложности). Ученики выбирают и решают. Имеют право на решение второй карточки,
или замену карточки.
8.
Рефлексия
«Лестница понимания»:
Ученики
обозначают свою позицию по изучению данной темы. Суммативное оценивание
происходит по выполнению практической работы
(с
возможностью формативного оценивания).
9.
Творческое домашнее задание:
ЕАРЛНОД ЛЕЭРЙ, найти информацию об этом ученом и его вкладе в мир логарифмов.
Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.