Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок по алгебре "Рациональные уравнения"

Урок по алгебре "Рациональные уравнения"

Скачать материал

 

Математическое образование, получаемое в средней общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.

Первое условие, которое надлежит выполнять в

 математике, - это быть точным, второе -  

быть ясным и, насколько можно, простым.

Г. Лейбниц

Тема: « Рациональные уравнения»(2 урока)

Цель: Сформировать понятие равносильных уравнений, рациональных уравнений; сформировать умение решать простейшие дробно-рациональные уравнения.

Тип урока: усвоение новых знаний, умений, навыков.

Учащиеся должны:

ü Иметь представление о рациональных уравнениях;

ü Уметь решать такие уравнения, используя условие, при  котором дробь равна нулю.

Ход  урока:

1.     Проверка домашнего задания

2.     Актуализация опорных знаний:

1)    Что такое уравнение?

2)    Какие среди приведенных выражений являются уравнениями:

3х + 4;  2х – 5 = х; (3х + 2)/х = 0; 3 + 5 = 8;   3х + 5х = 8х?

3)    Что называется корнем уравнения?

4)    Является ли число 1 корнем уравнения    х + 2 = 3х?

5)    Что значит решить уравнение?

6)    Как вы думаете, а могут разные уравнения иметь одинаковые корни?

7)    Найти ОДЗ выражений:   х        ;      2      ;        3х

                                          х – 5       х2 – 9        х2 + 4;

8)    Какой вид уравнения мы уже можем решать?

9)    Когда дробь а/в равна нулю? 

 

Уравнение, в котором левая и правя часть, являются рациональными выражениями, называется рациональным уравнениям. Рациональное уравнение называют дробным если его правая или левая, или и правая и левая части являются дробными выражениями.

 

3.     Ребята посмотрите внимательно на доску и скажите как называется данное равенство?  Как его можно решить?

х = 5

4    2

(пропорция, можно решить, используя основное свойство пропорции:

 2х = 20 ;   х = 20 : 2 ;    х = 10)

Основное свойство пропорции: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции.

Пример №1(решает учитель, но по ходу решения учитель может задавать  вопросы)

     1     =       2 

х – 1        х + 1 ;     ОДЗ: х ≠ -1; 1.

1· (х + 1) = 2·(х – 1);

х + 1 = 2х – 2;        -х = -3;      х = 3 ϵ ОДЗ. Ответ:3

  № 410

а) 0,5/(18 – х) = ¼    ОДЗ: х ≠ 18.       2 = 18 – х;   х = 16 ϵ ОДЗ.   Ответ: 16.

б)5/(7х – 2) = 13/0,2  ОДЗ: х ≠ 2/7.      1 = 91х – 26;  91х = 27;   х = 27/91 ϵ ОДЗ.  Ответ: 27/91.

в) 2/(х – 1) = 5/х    ОДЗ: х ≠ 0;1.   2х = 5х – 5;   -3х = -5;  х = 5/3= 1  2/3 ϵ ОДЗ.

Ответ: 1  2/3.

4.     Равносильные уравнения – это уравнения, имеющие одинаковые корни. Все уравнения, не имеющие корней равносильны между собой.

Как можно получить равносильное уравнение?

ü Перенести из одной части уравнения в другую члены уравнения, при этом изменив их знак;

ü Умножив или разделив обе части уравнения на одно и тоже число;

    Работа по учебнику: стр. 87 – способы решения рациональных уравнений.

Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:

1.     Перенести все в левую часть.

2.     Привести дроби к общему знаменателю.

3.     Найти ОДЗ

4.     Решить уравнение.

5.     Проверить найденные числа на принадлежность ОДЗ.

6.     Записать ответ.

              № 405 (а, е – вместе, в – самостоятельно)

а)(х – 5)  – 2 = 0  ОДЗ: х ≠ 0;    х – 5 – 2х   = 0 ;      -х - 5  = 0;

       х                                                  х 

х = - 5 ϵ  ОДЗ. Ответ: -5.

е)      = 1     ОДЗ: х ≠ -3;    2х – х – 3   = 0 

     х + 3                                       х + 3               ;  х – 3 = 0; 

х = 3 ϵ  ОДЗ. Ответ: 3

в) самостоятельно:

     3х – 7    + 4 = 0    ОДЗ: х ≠ 0;  3х – 7 + 4х = 0

        х                                                      х               ;      7х – 7 = 0 ; 7х = 7;

х = 1 ϵ  ОДЗ. Ответ: 1

 

ВСПОМНИТЬ:

ü а2 – в2 = (а – в)(а + в)

ü Когда произведение равно нулю? (Когда хотя бы один из множителей равен нулю)

№ 408 (а, д) 

а)   2 + 1 = 4х    ОДЗ: х ≠ 0;     2 +1 – 8х2  = 0  

          2х                                               2х                 ;     

 1 – х2 = 0;

(1 – х)(1 + х) = 0

1 – х = 0     или     1 + х = 0

х =  1 ϵ ОДЗ         х = -1  ϵ ОДЗ. Ответ: ± 1 .

д) 2 + 5 = 4  ОДЗ: х ≠ ±1;   2 + 5 – 4х2 + 4  = 0

     х2 – 1                                            х2 – 1                 ;

9 – х2 = 0;

(3 – х)(3 + х) = 0;

 3 – х = 0     или       3 + х = 0

 х = 3 ϵ ОДЗ             х = - 3 ϵ ОДЗ. Ответ: ± 3.

№ 416

а) 2 – 5  = 3х + 1 ОДЗ: х ≠ -2 ;    3х2 – 5 = (3х + 1)(х + 2)

      х + 2                                           3х2 – 5 = 3х2 + 6х + х + 2

                                                         -7х = 7

                                                          х = -1 ϵ ОДЗ. Ответ: -1.

 

б) 2 + 5  = 2х – 1 ОДЗ: х ≠ -2/3;     6х2 +5 = (3х+2)(2х – 1)

     3х + 2                                              2 + 5 = 6х2 – 3х + 4х – 2

                                                             х = 7 ϵ ОДЗ. Ответ: 7

       

          в) 2 – х  + 3 = 2х  ОДЗ: х ≠ -1,5;    4х2 – х +6х + 9 = 2х(2х + 3)

     2х + 3                                             4х2 +5х + 9 = 4х2 + 6х

                                                             -х = -9

                                                             х = 9 ϵ ОДЗ. Ответ: 9.

 

г) 2 – х  =   1               ОДЗ: х ≠ 0; -2  (2 – х)(х + 2) = 3х2

      3х2      х + 2                                    4 – х2 = 3х2

                                                              4х2 = 4;     х2 = 1

                                                              х = ± 1 ϵ ОДЗ. Ответ: ± 1.

 

д)   2  3 – х     ОДЗ: х ≠ 0 и -3;       8х2 = (х + 3)(3 – х)

    х + 3     2                                       2 = 9 – х2

                                                              9х2 = 9;    х2 = 1

                                                              х = ± 1 ϵ ОДЗ. Ответ: ± 1.

 

е) х + 1  =   3      ОДЗ: х ≠ 1;               (х + 1)(х – 1) = 15

      5         х – 1                                      х2 – 1 = 15

                                                               х2 = 16

                                                               х = ± 4 ϵ ОДЗ. Ответ: ± 4.

5.     Предлагаю решить еще два интересных уравнения:

№1.

2х + 3    -         х2 – 2х      =   1

 х + 3          (х – 2)(х + 3)

ОДЗ: х ≠ 2; -3.

(2х + 3)(х – 2) – (х2 – 2х) - (х – 2)(х + 3)  = 0

                         (х – 2)(х + 3)

2 – 4х + 3х – 6 – х2 + 2х – х2 – 3х + 2х + 6 = 0

0х = 0. Т.к.  х ≠ 2; -3, то х – любое число.

Ответ: х – любое число, кроме 2 и (-3) .

№2

х2 + 4х + 4    = 0

     х2 – 4

ОДЗ: х ≠ ±2.

          (х + 2)2    = 0;     х + 2   = 0

(х – 2)(х + 2)                х – 2               х + 2 = 0 ; х = -2 не принадлежит ОДЗ.

Ответ: решений нет.

 

 

№ 419

а)    6    +     2     =     3

     х2 – 9    х + 3      х – 3

ОДЗ: х ≠ ±3.

 6 + 2(х – 3) – 3(х + 3)   =  0

               х2 - 9

6 + 2х – 6 – 3х – 9 = 0

-х = 9,      х = -9 ϵ ОДЗ. Ответ: -9.

б)       +    5     =     3

     4 – х2     2 + х       2 –х

ОДЗ: х ≠ ± 2.

7х + 5(2 – х) – 3(2 + х)   = 0

             4 – х2

7х + 10 – 5х – 6 – 3х = 0

-х = -4 ;     х = 4 ϵ ОДЗ. Ответ: 4.

 

6.     На доске решено уравнение с ошибкой. Найти ошибку.

 х2 – 49   = 0

8х + 56

х2 – 49   = 0

(х – 7)(х + 7) =0

х – 7 = 0 или х + 7 = 0

х = 7              х = - 7

Ответ: ± 7.

Рефлексия.

  • 1 – если на уроке вам было интересно и понятно;
  • 2 – интересно, но не понятно;
  • 3 – не интересно, но понятно;
  • 4 – не интересно, не понятно.

7. Подведение итогов урока.

    Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами.

ü Какими способами мы можем решать рациональные уравнения?

ü Когда дробь равна нулю?

ü Какой метод решения дробных рациональных уравнений, по Вашему мнению, является более легким, доступным, рациональным?

ü Не зависимо от метода решения дробных рациональных уравнений, о чем необходимо не забывать?

8. Домашнее задание: §…; на «3»: № …

                                             на «4» : №…; № …

                                             на «5»:№ …; № …

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по алгебре "Рациональные уравнения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Математическое образование, получаемое в средней общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.

Первое условие, которое надлежит выполнять в

 математике, - это быть точным, второе -  

быть ясным и, насколько можно, простым.

Г. Лейбниц

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 954 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 672
    • DOCX 29 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матасова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Матасова Елена Викторовна
    Матасова Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 36574
    • Всего материалов: 25

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1260 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 802 человека

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 985 человек

Курс повышения квалификации

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития познавательной активности при обучении математике в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешные деловые сделки: от встреч до заключения контракта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек