Главная / ИЗО, МХК / Урок по изобразительному искусству 5 класс по программе Неменского

Урок по изобразительному искусству 5 класс по программе Неменского

Название документа 5 класс Урок 5. Герб и Эмблемаdoc.doc


5 класс Урок 5.

Что такое эмблемы, зачем они людям.

Цель: познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем, сформировать на­выки составления композиции герба, сочетания цветов, воспитывать чувство патриотизма.

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний.

В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика. Эта наука занималась составлением гербов.

Герб - это композиция из различных символов, которая отража­ла степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.

Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах,

скрывающих лицо.

На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На

рыцарских турнирах присутствовали герольды - люди, изу­чающие гербы. По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь. Все в композиции герба имело важное значение и несло инфор­мацию о владельце.

Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она впи­сывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля называ­лись геральдическим

фигурами.

Выбранный цвет имел символическое значение:

золотой цвет - символ богатства и справедливости;

серебро - символ невинности и чистоты;

червленый (темно-красный) - символ любви, смелости;

голубой - символ красоты и величия;

зеленый - символ изобилия и надежды;

пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество;

черный - мудрость и печаль.

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, постро­ек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дра­конов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:

дуб, медведь оз­начали силу;

факел, раскрытая книга - знание;

пчела - трудолюбие;

лавр - славу; крылатый змей - чело, смуту;

дракон - могущество;

рука в перчатке - храбрость.




Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли шит. По сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, пти­цы, звери. Герб украшает лента с девизом.

Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы ры­царя.

Венчает герб корона.

В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбира­лось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами - символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличать одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о са­мом человеке.

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фа­мильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, куз­нецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мас­терских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

III. Практическая работа.

Задание: (составить ком­позицию герба). - Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба. Создать герб

своей семьи. Вы должны подумать о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдиче­ские фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контра­стные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга.

Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цве­та, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.

Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы.

Музыкальный ряд: музыка Вивальди.

Зрительный ряд: образцы гербов, геральдических фигур, алфавит эмблем.

IV. Анализ работ.

Задание на дом.

Творческим группам провести проектно-исследовательскую работу по темам:

- Что такое герб? Его происхождение и строение.

- Что такое геральдика?

- История Российского герба.

- Гербы городов. Герб Воронежской области, герб Ольховатки и района.










Формы щита


hello_html_2d54f3e7.png

Варяжский Итальянский Французский Немецкий Испанский


Деления щита


hello_html_m42f1d0a2.png

Рассечение Пересечение Скошение Четверочастный


Геральдические фигуры


hello_html_f734842.png

Андреевский крест Крест Первязь Пояс


hello_html_m19bdadb3.png


Глава Оконечность Столб Стропило




Алфавит эмблем

hello_html_16420cc8.png

Дуб, орел, лев, слон – сила, могущество, власть


hello_html_m27e7064e.pnghello_html_15a7869d.pnghello_html_m2662bc34.pnghello_html_m47d2e97b.png

Рукопожатие- Факел, раскрытая книга - Пчела –

эмблема дружбы эмблема знания эмблема трудолюбия


hello_html_m3424ff50.pnghello_html_m5cfabbf4.pnghello_html_5ba2b2ac.jpghello_html_274440d2.png


Роза и сердце - Лавр - Чаша (сосуд) - Камень (гора) –

эмблема любви эмблема славы благородный преодоление

поступок, препятствий

жертвенность

hello_html_ma8d4298.pnghello_html_1143cc50.png


Башни и мосты – отличие при Дельфины и рыбы - заслуги в

захвате вражеского моста, крепости мореплавании

(или героической защиты их)


Урок 6.

Гербы и эмблемы (продолжение)

Цель: обобщить знания гербовой символики средневековья; познако­мить учащихся с историей герба Российской Федерации, родного края; развивать эстетический вкус; воспитывать чувство пат­риотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Вступление учителя.

На предыдущем уроке мы познакомились с понятиями «герб» и «эмблема». Поговорили о гербах древних рыцарей, составили гербы своей семьи. Какие новые слова мы узнали на прошлом уроке? (Геральдика, герб). Если кто забыл значение этих слов - посмотрите в наш словарик.

Сегодня на уроке мы обобщим знания гербовой символики, вспомним, как

составля­ется композиция герба, познакомимся с гербами городов и узнаем кое-что новое из истории герба нашего государства, а так же нашей малой родины.

В конце урока мы выполним коллективную работу, где покажем свои знания и умения в области композиции и цветовой гармонии.

2.Формирование новых знаний.

На прошлом уроке вы получили задания по проектно – исследовательской работе. Сейчас мы заслушаем презентацию творческих групп о проделанной работе. Напомню, что ваша презентация должна быть краткой, четко сформулирована. Вы должны рассказать, что удалось вам узнать по данной теме в ходе исследовательской работы.

Но, прежде чем мы начнем презентацию предлагаю вам распределить роли в ваших творческих группах. Вам предстоит выбрать капитана команды – который будет руководить работой всей команды и оценивать степень участия каждого

члена команды; главного выступающего – который будет представлять проект; реквизитора – который будет показывать иллюстрации и вспомогательный материал; секретаря – который будет записывать новые, опорные понятия; эксперта – который будет оценивать работу других творческих групп. Хочу обратить ваше внимание на то, что творческие группы не являются соперниками. Каждая группа стремится как можно больше узнать по представляемым темам, чтобы к концу урока смогли ответить на вопросы викторины. Оценивать ваши ответы будут эксперты с помощью вымпелов:

красный - за четкую, краткую, интересную презентацию;

зеленый – за интересную презентацию, но немного затянутую;

синий - за неинтересную презентацию.

После каждого выступления эксперты выдают вымпелы.

Презентация проектов: - Что такое герб? Его происхождение и строение.

- Что такое геральдика?

- История Российского герба.

- Гербы городов. Герб Воронежской области,

герб Ольховатки и района.

(физкультминутка)




Ребята, вам понравилась презентация? Поднимите свои вымпелы – и мы узнаем

как же эксперты оценили ваши выступления.

Практическая работа.

А теперь приступим к практической работе.

Задания:

1. Выбрать образ нового города (город-сад, город искусства,

город спорта, город науки, город толерантного отношения к людям).

2. Определить и выбрать соответствующую образу символику.

3. Распределить между членами команды выполнение элементов.

4. Составить композицию.

5.Анализ и оценку участия каждого члена команды сделают капитаны команды.

Проверка знаний.

Мы сегодня обобщили знания гербовой символики; познако­мились с

историей герба Российской Федерации, родного края и теперь приступаем к викторине.

Вопросы викторины:

1. Что такое герб?

2. Где и когда появились первые гербы?

3. Кто такой герольд?

4. Где помещались изображения герба?

5. Что называют геральдическими фигурами?

6. Что относится к негеральдическим фигурам?

7. Как читать герб?

8. Как составляют композицию герба?

9. Как подбирают цветовую гамму герба?

10. Что такое геральдика?

11. Что обозначает золотой цвет на гербе? Серебряный? Червленый?

12. Что изображено на гербе России?

13. Что изображено на гербе Воронежской области?

14. Что изображено на гербе Ольховатки?

15. Что изображено на гербе Ольховатского района?

Учащиеся отвечают на вопросы викторины, учитель оценивает ответы вымпелами.

Материалы: бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд:

1. Цветовая символика рыцарских гербов.

2. Гербовые фигуры.

3. Изображение герба России.

4. Изображение гербов Воронежской области, п.Ольховатка и Ольховатского

района.

5. Проектно – исследовательские работы учащихся.

Музыкальный ряд: музыка Вивальди.

IV. Анализ работ.

Подведение итогов, поздравление победителей.

Домашнее задание: подобрать иллюстрационный материал с изображением европейской средневековой одежды и ин­терьера дворцов: Шарля Перро «Золушка», «Спящая красавица» и т.п.



Толковый словарь


ГЕРАЛЬДИКА (от ср.-век. лат. heraldus — глашатай), гербоведение. Со 2-й половины 19 века — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее, в 13—1-й половине 19 веков, — составление дворянских, цеховых и земельных гербов. В наиболее распространенном понимании геральдика занимается гербами, появившимися в европейском средневековье.


ГЕРОЛЬДИЯ (Герольдмейстерская контора, Департамент герольдии), в Российской империи орган в составе Сената (1722-1917). Ведала учетом дворян на государственной службе, охраняла их сословные привилегии, вела родословные книги, составляла гербы.


ГЕРБ (польск. herb от нем. Erbe — наследство), условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб обязательно отражает исторические традиции владельца. Гербы составляются по определенным правилам, принятым в данной стране в данный исторический период и утверждаются специальным законодательным актом.


ГЕРБ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т. п. Часто является составной частью государственного флага.

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ, фантастическое животное, основной элемент некоторых государственных гербов, в том числе российского.


ГЕРОЛЬД (нем. Herold, от ср.-век. лат. heraldus), в Западной Европе в средние века глашатай, церемониймейстер при дворах королей и крупных феодалов, распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах и т. п.
















hello_html_m3b8dd842.jpg


hello_html_m1ca22b27.jpg


hello_html_m459c798.jpg


hello_html_67025e09.jpg



Урок по изобразительному искусству 5 класс по программе Неменского
  • ИЗО, МХК
Описание:

тема 1 урока:Что такое эмблемы, зачем они людям.

Цель: познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем, сформировать на­выки составления композиции герба, сочетания цветов, воспитывать чувство патриотизма. Урок - проект. На уроке учитель  знакомит детей с понятием "Геральдика", "Герб", Эмблема" и т.п. Затем, под руководством учителя  дети делают проектно - исследовательские работы 

по темам:

- Что такое герб? Его происхождение и строение.

- Что такое геральдика?

- История Российского герба.

- Гербы городов. Герб Воронежской области, герб Ольховатки и района.

 На втором уроке защищают свои проекты и создают свои гербы.

Автор Тищенко Ольга Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 607
Номер материала 31114
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓