Вступительное
слово учителя
|
Сегодня нам необходимы понимание преемственности поколений и
достоверные знания о прадедах, героически сражавшихся за Отечество в Первую
мировую войну , которую современники называли «Великой» и «Второй
Отечественной». Как возникают военные конфликты, что нужно делать, чтобы их
предотвращать? Тема для разговора выбрана неслучайно. Современная
международная обстановка (я имею ввиду события, происходящие на Украине)
заставляет нас еще и еще раз обращаться к истории, которая, как известно,
содержит поучительные уроки.
100 лет, отделяющие нас от невесёлого дня 1 августа 1914 года,
- срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершившегося тогда.
Человечество вступало в новый, очень сложный период своего развития, в период
глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ
столетия. В событиях 1914-1918гг. - истоки многих процессов, определивших
облик современного мира.
|
Мотивационная беседа.
Формулировка учебной цели
развивающая цель
воспитательная цель
|
·
Ознакомиться с основными событиями Первой мировой
·
каковы были цели и планы участников войны;
·
как была развязана первая мировая война;
·
как относились к войне различные слои населения, классы и
политические партии воюющих государств, в том числе России;
·
какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический
потенциал воюющих стран.
1. Развивать у учащихся умение критически относится к оценке
Первой мировой войны
1.Воспитание гордости за свое Отечество, за славу русского
оружия
|
Сообщение
основных сведений о Первой мировой войне
(
презентация)
|
Учащиеся
просматривают презентацию
|
Знакомство с основными событиями войны.
|
Работаем с презентацией и картами
|
Обсуждение
исторической задачи.
|
Фельдмаршал Х. Мольтке утверждал:
«Вечный мир – это мечта, и даже далеко не прекрасная, война же
составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие
добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут».
Как вы считаете, прав ли германский фельдмаршал?
|
|
Подумайте,
из-за чего вообще происходят войны? Перечислите все возможные факторы,
способствующие развязыванию войны.
|
Просмотр
фильма с целью ответа на вопросы:
|
·
каковы были цели и планы участников войны;
·
как была развязана первая мировая война;
|
как относились к
войне различные слои населения, классы и политические партии воюющих
государств, в том числе России
|
Прочитайте строки из
стихотворения С. Городецкого «Подвиг войны».
Не
первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный,
И к небу гимн летел, как вал;
Опять на небе пламенела,
Заря невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!
Война!
Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с Христовою судьбой!
Так прийми ж венец терновый
И в ад убийственный сойди
В руке с мечом своим суровым,
С крестом, сияющим в груди!
Прости,
несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовёт Россию в бой идти.
Не празден будет подвиг бранный,
В крови родится новый век,
И к пашне, славой осиянный,
Вернётся русский человек…
Какие настроения
преобладают в этом стихотворении? А были ли другие в 1914 году?
|
Работа с журналами Нива»1914,1915,1916 годов
|
Как русское общество встретило начавшуюся войну?
|
Материал к размышлению
|
Войну
ждали, к ней готовились, но, как и всякая война, эта была неожиданностью для
большинства. Бились в плаче русские бабы, провожая своих мужиков. И везли,
везли эшелоны на фронт солдатушек - бравых ребятушек: людей рабочих и мелкую
чиновную братию, земских врачей и учителей, недоучившихся студентов и
крестьян. А навстречу им, с той стороны границы, ползли немецкие и
австрийские эшелоны. Везли пушечное мясо.
Бодро
отвечали мужики на вопрос, чего ради воюет Россия: «Знамо дело - опять
германец да австрияк напали на нашего царя. Опять же – подмогнуть надо
славянам, турка - нехристя проучить». И не билась под бритыми лбами мысль - а
нет ли тут подвоха, и чего ради – за царя? Одно слово - надо.
Прочтите
книгу Я. Гашека о бравом солдате Швейке. Много неожиданного Вы откроете для себя.
И сквозь грубый солдатский юмор, возможно, проглянет простая на первый взгляд
мысль: и с той стороны - тоже люди. Но зачем люди воюют друг с другом? Не
скоро, не скоро задумаются над этим солдаты.
|
Военно-технический
потенциал стран – участниц войны
|
Учащиеся
работают с таблицами в презентации
Сделайте выводы о
готовности России к длительной войне в 1914г.
|
Определяем характер войны.
|
Характер войны определяем исходя из ее целей:
|
Оценка
Первой мировой
|
Диалог
с учащимися по оценке Первой мировой войны.
|
|
Советские историки рассматривали Первую
мировую войну как катализатор революции. Сохранилось немало источников,
свидетельствующих об отношении различных слоев населения к войне. Общая
оценка историков сводится к признанию патриотического подъема, охватившего
всю страну - от царствующей династии до крестьян.
Современная историческая наука:
Первая мировая война вырвала миллионы людей из
естественного окружения, превратила их в маргиналов, научила убивать.
Человеческая жизнь обесценилась, люди привыкли к смерти и страданиям.
Справиться с таким положением и вернуть народ к нормальной жизни мог только
сильный социальный организм. Российское государство таковым не являлось.
Ужасы войны привели многих видных политиков из либерального и революционного
лагерей к мысли, что старый мир, породивший эти ужасы, исчерпал себя.
|
Итог
урока
Составление
синквейна
Закончи
фразу…..
|
1 строка – заголовок, в который выносится
ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово,
существительное.
( Обсуждение сочиненных стихов)
Урок
навел меня на размышление
|
Домашнее задание
|
На
исходе второго месяца лета 1914г. сбылись смутные, тревожные предчувствия
тысяч европейцев – началась великая война, вошедшая в историю как первая
мировая. Часто ее называют империалистической. В России, вспоминая о событиях
1812г., великую войну нарекли Отечественной – или просто германской.
Мы
твёрдо решили, что для всех её главных участников мировая война была
захватнической и несправедливой. Но так ли это всё просто? Попытайтесь найти
выход из этого противоречия. Почему эта война была империалистической? (Ещё
раз вспомните цели участников войны). Почему она была Отечественной для
русских людей? (Попытайтесь, работая с картой, оценить события 1914г. с точки
зрения ведения войны на своих и чужих территориях.) Сделайте дома эссе по
данному вопросу.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.