2. Мотивационный
|
Вхожу
в тему урока через монолог:
-
Здравствуйте, будущие менеджеры и адвокаты, космонавты и модельеры. Вы
удивлены? Не удивляйтесь. Пройдёт совсем немного времени, и вы
действительно займёте место у штурмвала или на подиуме, откроете
неизведанную планету или напишете увлекательную книгу. А пока мы вспомним и
систематизируем свои знания и умения по предмету.
Задаю
вопросы по ранее изученному материалу по стилистике (фронтальная работа):
-
Какие функциональные стили речи вам известны?
-
Назовите опознавательные признаки текстов художественного стиля. Приведите
примеры.
-
Какие типы речи вы знаете?
-
С какой целью они используются в нашей речи?
|
Регулятивные
УД:
целеполагание;
Коммуникативные
УД:
ответы
на вопросы;
Познавательные
УД:
воспроизведение
знаний по стилистике.
Фронтальная
работа:
Ответы
на вопросы. Иллюстрируют ответы примерами.
|
Личностные:
Осознание
ценности изученного материала и его практической важности при подготовке
к ЕГЭ.
|
|
3. Актуализация знаний.
|
1.
Знакомлю уч-ся с отрывком из рассказа К.Симонова «Свеча».
http://www.mobooka.ru
Предтекстовые задания.
Прослушать
текст, определить его стилевую принадлежность и тип речи.
- (1) Четвёртый день Мария Джокич сидела в
подвале развалин своего дома в Белграде.
(2) Утром старуха видела, как в сквер проползли пятеро русских солдат.
(3)И она видела, как по ним стреляли немцы, как кругом разорвалось много
мин. (4) А одна разорвалась около развалины, и старуха, оглушённая, потеряла
сознание.
(5) Когда она очнулась, то увидела, что из всех русских остался только один.
(6) И она поняла, что он убит. (7) Немцы стреляли, и в скверике продолжали
взрываться мины.
(8) Убитый русский одиноко лежал в голом скверике.
(9) Старуха Джокич долго думала. (10) Потом что-то спрятала под чёрный
вдовий платок и вылезла из подвала.
(11) Она прошла через сквер и дошла до того места, где лежал убитый… (12)
Она пригладила его волосы и села рядом с ним на землю.
(13) Немцы продолжали стрелять.
(14)
Наконец старуха поднялась и нашла большую воронку от снаряда. (15)
Опустившись на колени, стала горстями выплёскивать воду. (16) Когда в воронке
не осталось больше воды, старуха вернулась к русскому. (17) Она взяла его
под мышки, стянула вниз.
(18) Отдохнув, поцеловала его и стала потихоньку заваливать землёй. (19)
Через несколько часов она развернула свой вдовий платок и достала большую
восковую свечу, хранившуюся у неё со дня свадьбы…
(20) Близилось утро. (21) Старуха поднялась и вернулась в подвал.
(22) А на могильном холме среди чёрной от пороха земли осталось гореть
последнее вдовье достояние – венчальная свеча, поставленная югославской
матерью на могиле русского сына.
(По К.М. Симонову)
2.
Задаю индивидуально-личностные вопросы уч-ся:
-
О чём текст? Понравился ли? Какие мысли и чувства вызвал?
-
Что вы почувствовали, когда узнали о последнем поступке старухи Джокич?
-
Как бы вы поступили на месте героини?
-
Попробуйте озаглавить данный отрывок.
-
Обратите внимание, что сам автор назвал весь рассказ «Свеча». Сопоставьте
своё название с авторским.
3.
Вопросы:
-
К какому стилю речи принадлежит текст К.Симонова? Почему?
-
Что вы знаете о судьбе К.Симонова?
http://www.ru.wikipedia.org/wiki
Послетекстовые задания.
-
Предположите, какова тема урока?
-
О чём пойдёт наш диалог?
Показываю
презентацию «Журавли»
(часть 1) с музыкальным сопровождением.
http://www.mus3.ru/melody
Перед
презентацией даю задание:
-
Определить своё отношение к героям войны.
-
С какой целью скульпторы увековечивают образы героев?
|
Фронтальная работа:
1.
Слушают отрывок, осознают свою сопричастность с поднятой автором проблемой.
2.
Уч-ся отвечают на вопросы, выражают свою точку зрения, сопоставляют.
3.
Работа в парах:
Учащиеся
определяют стиль и тип речи, аргументируя ответы.
(Презентация
«Художественный стиль речи»)
Индивидуальное
сообщение биографии К.Симонова
http://www.ru.wikipedia.org/wiki
Уч-ся
отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.
Уч-ся
просматривают слайды под музыку песни «Мне кажется порою, что солдаты…»
http://www.mus3.ru/melody
Участвуют
в диалоге.
|
Регулятивные
УД:
Первоначальное
восприятие текста, погружение в текст, сопереживание герою текста.
Личностные
УД:
Формирование
нравственных качеств личности: сострадания, ответственности за чужое горе.
Коммуникативные УД: владение видами
речевой деятельности ( говорение, слушание);
осуществлять
речевой контроль
Регулятивные
УД:
самоконтроль
знаний по стилистике.
Познавательные
УД: расширение кругозора о творческой судьбе К.Симонова.
Метапредметные
УД:
Самостоятельное
формулирование темы урока.
Коммуникативные
УД:
Развивают
культуру общения и сотрудничество.
Личностные
УД:
Формирование
нравственных качеств личности – бережного отношения к памяти погибших на
полях сражений в годы Вов.
|
|
4. Закрепление материала.
|
1. Разноаспектный анализ текста
(фронтальный опрос)
1)
Определите лексическое значение слова «сквер» ( предложение 2), (задание А2)
2)
Определите способ образования слова «развалины» (предложение 4), (задание В1)
3)
Определите часть речи слова «вдовий»(предложение 10). (задание В2)
4)
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании «вылезла из подвала»
(предложение 10) (задание В3)
5)
Определите структуру предложения №7 (задание А20)
6)
Определите вид придаточного в предложении № 11 (задание А25, В6)
7)
Определите вид подчинения в СПП № 5 (задание А26, В6)
2.
Устанавливаю дальнейший план работы с текстом в соответствии с критериями
написания сочинения (С1) по плану:
План-проект сочинения
С1.
Проблемы текста:______________________ .
С2. Комментарий
проблемы:________________ .
С3. Авторская
позиция: ____________________ .
С4. Аргументы:____________________________ .
2.
Презентация «Журавли» (часть 2) о семье Е.Ф. Степановой
http://www.ru.wikipedia.org/wiki
|
Учащиеся
вовлечены в разноаспектный анализ текста
Самостоятельная
работа в группах.
1.
Аналитики – о проблеме текста.
2.
Комментаторы – пересказывают текст
3.
Публицисты – о позиции писателя-фронтовика К. Симонова.
4.
Исследователи – об аргументах к своей точки зрения. Иллюстрируют аргументы
презентацией «Журавли» (часть 2).
Фронтальная работа:
Коллективный
просмотр слайдов
|
Регулятивные
УД:
Самоконтроль,
коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.
Познавательные
УД:
узнают
о трагической судьбе матери всех матерей Е.Ф. Степановой.
Коммуникативные
УД: создание ситуации сотрудничества.
|
|
5. Рефлексия.
|
Предлагаю
ответить на вопросы:
-
Какой из этапов урока вызвал затруднение?
-
Что помогло в решении проблемы?
-
Над чем надо ещё поработать?
-
Какую цель ставили перед собой, достигли ли?
-
Уходя, приклейте один из трёх стикеров в таблицу на доске в соответствии
с вашим настроением:
Урок очень понравился,
Многое повторил
|
Урок не понравился,
Ничего не вспомнил
|
Затрудняюсь ответить
|
зелёный
|
красный
|
жёлтый
|
|
Уч-ся
отвечают на вопросы, подводя итоги урока.
|
Личностные
УД:
Осознание
обучающимися своей учебной деятельности.
Самооценка
результатов своей деятельности и всего класса.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.