Главная / Русский язык и литература / Урок памяти. Урок по русскому языку в 10-11 классе.

Урок памяти. Урок по русскому языку в 10-11 классе.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

«Мой лучший урок»


Сценарий урока русского языка к учебнику Н.Г. Гольцовой «Русский язык. 10-11 классы»

по теме: «Урок памяти. Комплексный анализ текста»


Ахмерова С.Н.

Предмет: русский язык

Класс 10-11

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся


Технологическая карта урока


Тема

Урок памяти. Комплексный анализ текста.

Базовый учебник

Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык 10-11 классы. М. Издательство «Русское слово», 2010 год

Цели

Образовательные:

Развитие умения анализировать текст художественного стиля

Формировать УУД:

-Личностные УУД: способствовать развитию культуры речи

способствовать воспитанию нравственных качеств личности,

строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- Регулятивные УУД:

формировать умение делать выводы,

планировать последовательность действий;

осуществлять самоконтроль и самооценку;

- Коммуникативные УУД:

способствовать развитию умения рассуждать, выражать свою точку зрения, аргументировать ответ

обеспечить ситуацию сотрудничества;

- Познавательные УУД:

содействовать формированию умений в работе с текстом, справочным материалом, интернет-ресурсами;


Планируемый результат

Предметные:

Знать языковые особенности текста художественного стиля

Уметь формулировать проблему текста, выделять авторскую позицию, подбирать аргументы для доказательства своей мысли.


Личностные:

способствовать формированию бережного отношения к культурным ценностям,

осознавать духовную значимость памяти в жизни современного человека.


Метапредметные:

самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, выбирать действия по достижению цели.

Межпредметные связи

Скульптура, музыка, кубановедение, поэзия.

Необходимые технические ресурсы

Мультимедийный проектор, экран, музыкальное сопровождение: песня на слова Р.Гамзатова «Журавли» в исп. М.Бернеса,

презентация «Журавли»,

Организация пространства

Фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в группах.

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Результат

Личностные УУД:

Самооценка готовности к уроку, включение в учебную деятельность

Учебно-познавательный интерес к уроку

1.Организационный

Создаю ситуацию для психологического настроя обучающихся

2. Мотивационный

Вхожу в тему урока через монолог:

- Здравствуйте, будущие менеджеры и адвокаты, космонавты и модельеры. Вы удивлены? Не удивляйтесь. Пройдёт совсем немного времени, и вы действительно займёте место у штурмвала или на подиуме, откроете неизведанную планету или напишете увлекательную книгу. А пока мы вспомним и систематизируем свои знания и умения по предмету.

Задаю вопросы по ранее изученному материалу по стилистике (фронтальная работа):

- Какие функциональные стили речи вам известны?

- Назовите опознавательные признаки текстов художественного стиля. Приведите примеры.

- Какие типы речи вы знаете?

- С какой целью они используются в нашей речи?

Регулятивные УД:

целеполагание;

Коммуникативные УД:

ответы на вопросы;

Познавательные УД:

воспроизведение знаний по стилистике.




Фронтальная работа:

Ответы на вопросы. Иллюстрируют ответы примерами.

Личностные:

Осознание ценности изученного материала и его практической важности при подготовке к ЕГЭ.



3. Актуализация знаний.

1. Знакомлю уч-ся с отрывком из рассказа К.Симонова «Свеча».

http://www.mobooka.ru


Предтекстовые задания.

Прослушать текст, определить его стилевую принадлежность и тип речи.


- (1) Четвёртый день Мария Джокич сидела в подвале развалин своего дома в Белграде.

(2) Утром старуха видела, как в сквер проползли пятеро русских солдат. (3)И она видела, как по ним стреляли немцы, как кругом разорвалось много мин. (4) А одна разорвалась около развалины, и старуха, оглушённая, потеряла сознание.

(5) Когда она очнулась, то увидела, что из всех русских остался только один. (6) И она поняла, что он убит. (7) Немцы стреляли, и в скверике продолжали взрываться мины.
(8) Убитый русский одиноко лежал в голом скверике.

(9) Старуха Джокич долго думала. (10) Потом что-то спрятала под чёрный вдовий платок и вылезла из подвала.

(11) Она прошла через сквер и дошла до того места, где лежал убитый… (12) Она пригладила его волосы и села рядом с ним на землю.

(13) Немцы продолжали стрелять.

(14) Наконец старуха поднялась и нашла большую воронку от снаряда. (15) Опустившись на колени, стала горстями выплёскивать воду. (16) Когда в воронке не осталось больше воды, старуха вернулась к русскому. (17) Она взяла его под мышки, стянула вниз.
(18) Отдохнув, поцеловала его и стала потихоньку заваливать землёй. (19) Через несколько часов она развернула свой вдовий платок и достала большую восковую свечу, хранившуюся у неё со дня свадьбы…

(20) Близилось утро. (21) Старуха поднялась и вернулась в подвал.

(22) А на могильном холме среди чёрной от пороха земли осталось гореть последнее вдовье достояние – венчальная свеча, поставленная югославской матерью на могиле русского сына.

(По К.М. Симонову)


2. Задаю индивидуально-личностные вопросы уч-ся:

- О чём текст? Понравился ли? Какие мысли и чувства вызвал?

- Что вы почувствовали, когда узнали о последнем поступке старухи Джокич?

- Как бы вы поступили на месте героини?

- Попробуйте озаглавить данный отрывок.

- Обратите внимание, что сам автор назвал весь рассказ «Свеча». Сопоставьте своё название с авторским.

3. Вопросы:

- К какому стилю речи принадлежит текст К.Симонова? Почему?

- Что вы знаете о судьбе К.Симонова?

http://www.ru.wikipedia.org/wiki




Послетекстовые задания.

- Предположите, какова тема урока?

- О чём пойдёт наш диалог?

Показываю презентацию «Журавли» (часть 1) с музыкальным сопровождением.

http://www.mus3.ru/melody

Перед презентацией даю задание:

- Определить своё отношение к героям войны.

- С какой целью скульпторы увековечивают образы героев?


Фронтальная работа:

1. Слушают отрывок, осознают свою сопричастность с поднятой автором проблемой.











































2. Уч-ся отвечают на вопросы, выражают свою точку зрения, сопоставляют.










3. Работа в парах:

Учащиеся определяют стиль и тип речи, аргументируя ответы.

(Презентация «Художественный стиль речи»)

Индивидуальное сообщение биографии К.Симонова

http://www.ru.wikipedia.org/wiki








Уч-ся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.

Уч-ся просматривают слайды под музыку песни «Мне кажется порою, что солдаты…»

http://www.mus3.ru/melody


Участвуют в диалоге.

Регулятивные УД:

Первоначальное восприятие текста, погружение в текст, сопереживание герою текста.

Личностные УД:

Формирование нравственных качеств личности: сострадания, ответственности за чужое горе.

































Коммуникативные УД: владение видами речевой деятельности ( говорение, слушание);

осуществлять речевой контроль









Регулятивные УД:

самоконтроль знаний по стилистике.

Познавательные УД: расширение кругозора о творческой судьбе К.Симонова.


Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование темы урока.


Коммуникативные УД:

Развивают культуру общения и сотрудничество.


Личностные УД:

Формирование нравственных качеств личности – бережного отношения к памяти погибших на полях сражений в годы Вов.

4. Закрепление материала.

1. Разноаспектный анализ текста

(фронтальный опрос)

1) Определите лексическое значение слова «сквер» ( предложение 2), (задание А2)

2) Определите способ образования слова «развалины» (предложение 4), (задание В1)

3) Определите часть речи слова «вдовий»(предложение 10). (задание В2)

4) Укажите вид подчинительной связи в словосочетании «вылезла из подвала» (предложение 10) (задание В3)

5) Определите структуру предложения №7 (задание А20)

6) Определите вид придаточного в предложении № 11 (задание А25, В6)

7) Определите вид подчинения в СПП № 5 (задание А26, В6)


2. Устанавливаю дальнейший план работы с текстом в соответствии с критериями написания сочинения (С1) по плану:

План-проект сочинения

С1. Проблемы текста:______________________ .

С2. Комментарий проблемы:________________ .

С3. Авторская позиция: ____________________ .

С4. Аргументы:____________________________ .

2. Презентация «Журавли» (часть 2) о семье Е.Ф. Степановой

http://www.ru.wikipedia.org/wiki



Учащиеся вовлечены в разноаспектный анализ текста
















Самостоятельная работа в группах.

1. Аналитики – о проблеме текста.

2. Комментаторы – пересказывают текст

3. Публицисты – о позиции писателя-фронтовика К. Симонова.

4. Исследователи – об аргументах к своей точки зрения. Иллюстрируют аргументы презентацией «Журавли» (часть 2).

Фронтальная работа:

Коллективный просмотр слайдов

Регулятивные УД:

Самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

Познавательные УД:

узнают о трагической судьбе матери всех матерей Е.Ф. Степановой.

Коммуникативные УД: создание ситуации сотрудничества.

5. Рефлексия.

Предлагаю ответить на вопросы:

- Какой из этапов урока вызвал затруднение?

- Что помогло в решении проблемы?

- Над чем надо ещё поработать?

- Какую цель ставили перед собой, достигли ли?

- Уходя, приклейте один из трёх стикеров в таблицу на доске в соответствии с вашим настроением:


Урок очень понравился,

Многое повторил

Урок не понравился,

Ничего не вспомнил

Затрудняюсь ответить

зелёный

красный

жёлтый


Уч-ся отвечают на вопросы, подводя итоги урока.


Личностные УД:


Осознание обучающимися своей учебной деятельности.


Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

6. Домашнее задание.

Базовый уровень 1. Подобрать примеры литературных аргументов.

Повышенный уровень. Написать сочинение по данному тексту.

Самостоятельный выбор уровня домашнего задания.

Коммуникативные УД:

обсуждение затруднений при выполнении домашней работы.



Приложение 1.

Речевые клише к написанию сочинения С1.

С1. Формулировка проблемы.

В данном тексте автор рассматривает проблему (общественно-значимую, нравственную, злободневную, спорную, актуальную и т.д.) …


С2. Комментарий проблемы.

Она всегда привлекала людей мыслящих, неравнодушных.

Автор даёт … объясняет… .

Рассказ (статья) … может служить хорошим комментарием … .

Главное внимание автор сосредоточивает … . Он рассказывает о том, как..… .

В центре внимания (находятся) …

Главные усилия направлены …

Автор ставит и решает, по существу, одну задачу …

… отмечает (что?)

… описывает (что?)

… касается (что?)

обращает внимание (на что?)

… напоминает (о чём?)

… анализирует (что?)


С3. Авторская позиция.

Выбор данной проблемы характеризует автора как человека активной гражданской позиции, настоящего гражданина своего Отечества …


С4. Выражение своей позиции и аргументы.

Мне близка позиция автора, размышления его убедительны …

Читая текст, глубоко задумываешься, … серьёзно размышляешь, рассуждаешь вместе с автором …(здесь необходимо обратиться к примерам из собственной жизни, литературы, поделиться собственными мыслями и т.д.) … В заключение отметим, что …



Урок памяти. Урок по русскому языку в 10-11 классе.
  • Русский язык и литература
Описание:

Это интегрированный   урок  по  русскому  языку  по теме: «Урок памяти. Комплексный  анализ текста» для  учащихся  10 - 11 классов,  занимающихся  по базовому  уровню, но в свете  требований ФГОС.   Урок  проводился   по УМК Н.Г. Гольцовой. (Базовый  учебник - Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.  Русский  язык 10-11 классы. М. Издательство «Русское  слово», 2010 год).  Это один из уроков   в разделе  «Стилистика» по обобщению и систематизации  знаний  учащихся. Проведённый  урок предусматривал решение следующих  образовательных  целей:

- развитие умения анализировать текст художественного стиля

- способствовать развитию культуры речи,  воспитанию нравственных качеств личности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми

- способствовать развитию умения рассуждать,  выражать свою точку зрения, аргументировать ответ

- обеспечить ситуацию сотрудничества.

  Использование  межпредметных   связей  (литературы, музыки, кубановедения, поэзии)  делают   урок  интересным и познавательным.

Технические  ресурсы урока (мультимедийный проектор, экран,  музыкальное  сопровождение, презентация)  позволяют   педагогу сэкономить время,  углубить  знания учащихся, расширить их кругозор, систематизировать большой  учебный  материал.

Организация  пространства урока (фронтальный  опрос, индивидуальная работа, работа  в группах)  способствует   чёткой реализации  намеченных целей.  Проведение  данного интегрированного  урока действительно демонстрирует  качественную   подготовку  учащихся  к сдаче ЕГЭ по русскому  языку.

Автор Ахмерова Светлана Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 864
Номер материала 17200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓