Тема
урока: Признаки делимости на 9 и 3.
Выполнила: учитель математики и физики
Волкова А.В.
Класс : 5
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
1)
в направлении личностного развития:
-формирование
представлений о математике как части общечеловеческой культуры;развитие
логического и критического мышления, культуры речи; развитие математических
способностей.
2)
в метапредметном направлении:
-формировать
умение находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию,
формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, проводить
умозаключение и делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми
результатами.
3)
в предметном направлении:
-
формировать представления учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах
их доказательства;
-
развивать умения применять изученные признаки делимости при решении задач.
Задачи:
Обучающие:
научить учащихся устанавливать делимость чисел на 9 и на 3, используя признаки
делимости чисел;
Развивающие:
развивать логическое мышление и речь учащихся (логичность, обоснованность,
точность);
Воспитательные:
воспитывать культуру математического мышления, положительное эмоциональное
отношение к учению, к математике, аккуратность, умение слушать товарища и
объективно оценивать результаты своего труда.
Планируемые результаты (предметные и УУД)
Предметный
результат:
- дать представление
о развитии натурального числа, овладеть навыками устных и письменных
вычислений.
Метапредметный
результат:
Личностные
универсальные учебные действия:
- уметь
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры; уметь
контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Регулятивные
универсальные учебные действия:
- формировать и развивать умения
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать, что
усвоено, что ещё подлежит усвоению.
Познавательные
универсальные учебные действия :
- осуществлять
анализ практических ситуаций,
моделирование, строить
рассуждения в форме простых суждений о ситуациях, задавать вопросы.
Коммуникативные
универсальные учебные действия:
- использовать в
общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания,
сотрудничать.
Ресурсы
урока:
Основные: УМК С.А.Козлова,
А.Г. Рубин учебник "Математика" 5 класс, 1 часть; тетрадь
Дополнительные:
ПК, проектор, использование ЭОР,ЦОР, разрезные слова для каждого
ученика,карточки для исследовательской работы в группах,карточки 3-х цветов(красный-ясно/правильно;
оранжевый-не совсем понятно; желтый-ничего непонятно),записи на доске.
Основные понятия:
число, признак.
Технологическая карта
Этапы
урока
|
Вре
мя
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
УУД
|
1.Организа
ционный
момент.Само
определение
к деятельности.
|
1
мин
|
Приветствие.
-Здравствуйте, садитесь.
Проверка готовности рабочих мест
учащихся к уроку.
Проверяет концентрацию внимания.
-Прочитайте слова и за 15с постарайтесь
их запомнить. Сложите слова в том порядке, как запомнили.
|
|
|
п
|
р
|
о
|
и
|
з
|
в
|
е
|
д
|
е
|
н
|
и
|
е
|
|
|
|
р
|
а
|
з
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
д
|
е
|
л
|
и
|
м
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
з
|
а
|
п
|
и
|
с
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н
|
е
|
ч
|
е
|
т
|
н
|
ы
|
е
|
|
|
|
|
|
|
н
|
а
|
т
|
у
|
р
|
а
|
л
|
ь
|
н
|
ы
|
е
|
|
|
|
|
|
к
|
р
|
а
|
т
|
н
|
ы
|
е
|
|
|
|
|
|
д
|
е
|
л
|
и
|
т
|
е
|
л
|
и
|
|
|
|
|
|
|
|
-Поднимите красный кружок, у кого слова расположены
в правильном порядке.
-Прочитайте слово по вертикале.Учитель
отмечает кто самый внимательный.
-Сегодня мы с вами будем путешествовать
по стране "Признаки чисел".
-Что мы с вами знаем по этой теме?
(ТРКМ-прием "З-Х-У")
|
Воспринимают информацию, сообщаемую
учителем.
15 с
смотрят на слайд,
складывают
готовые разрезные слова в том порядке, как запомнили.
Проверяют
по слайду.
Поднимают
красный кружок.
Признаки.
Записывают
число, классная работа.
Записывают
в тетради таблицу
"З-Х-У".
|
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.
|
2.Актуализация
знаний и фиксация затруднений в деятельности.
|
6
мин
|
Фронтальный
опрос.
Проверка
теоретического материала по ромашке "Блума".
(см.Приложение.)Учитель называет одного ученика, он выбирает одноклассника
кому адресует вопрос, тот отвечает, затем он выбирает другого ученика и
адресует ему вопрос, и.т.д.
Выявляет
уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Оцените
себя по знанию теоретического материала.
Проверка
практических навыков.
1)Проверяет
д/з: №3, 5(а,б).
2)Работа
по ПК(слайду):-Подберите 3 значения х так, чтобы сумма(разность) делилась на
2.
3)(Если
в класе несколько ПК, то можно использоватьОМС
http://fcior.edu.ru, электронный учебный модуль информационного вида,
"Признаки делимости на 2,5,10, если 1ПК, организовать индивидуальную
работу).
Контролирует
индивидуальную деятельность учащихся (заранее продумывает кого спросить).
|
Учащиеся
задают вопросы по теме: "Признаки делимости на 2,5,10":
Простые
вопросы:
-Какие числа делятся на 2(5,10)?
Уточняющие: -Верно
ли я тебя понял, что если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5?
Объяснительные: -
Почему сумма двух нечетных чисел является четным числом?
Практические:
-Где используются признаки делимости?
Творческие: -Что
было бы, если бы не были известны признаки делимости? Оценочные:- Что
тебе не понятно по данной теме?
Заполняют
в тетради таблицу
"З-Х-У"
столбик "Знаю".
1)№3
-комментируют с места; №5-на доске (заранее написать)
Тренажер по
"Признакам делимости" на ПК(индив.работа)
|
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
|
3.
Постановка учебной задачи.
|
10
мин
|
Создает
проблемную ситуацию.
Решим
задачу:
"
Для нашей принцессы из страны "Чисел" купили 5 м шелка. Может ли
покупка стоить
349 руб,
945 руб, 188 руб, 1008 руб?"
-Что
нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
-А
теперь изменим условие задачи.
"
Для нашей принцессы из страны "Чисел" купили 9 м шелка. Может ли
покупка стоить 349 руб, 945 руб, 188 руб, 1008 руб?"
-Чтобы
ответить на вопрос задачи, что надо знать?
-Пока
нам не известен признак, выполните деление и ответьте на вопрос.
-Ребята,
а хотите узнать,как,не выполняя вычислений, определить делится число на 9?
Может у кого есть предположения?
-Итак,
давайте сформулируем тему нашего урока и цель, заполните таблицу "Хочу
узнать".
Учитель
предлагает учащимся провести исследование, поработав в 4 группах,
предварительно разделив, отводит время 3-4 мин.
Контролирует работу в группах.
Учитель
предлагает учащимся проверить свои предположения по анимированному
ролику«громкоговоритель»(ЭОР:ОМС, http://fcior.edu.ru, электронныйучебныймодуль
информационного вида. Признаки делимости на 3 и 9. )
Учитель
останавливает ролик(ставит паузу)перед объяснением, когда число делится на 3.Задает
вопрос классу:
-Почему, если
число делится на 9, то оно будет делиться на 3?
Учитель просит
учащихся рассказать и записать формулировки признаков делимости на 3 и 9 в
своих группах.
-Поднимите красный кружок, кто запомнил признаки делимости на 3
и 9.
|
Признак
делимости на 5.
-Делятся
ли данные числа на 9,т.е. знать признак делимости на 9.
Выполняют
задание в парах.
Учащиеся
выдвигают свои гипотезы.
Формулируют
и записывают тему урока, ставят цели.
Заполняют
столбик "Хочу узнать".
1 и 2
группа выполняют задание по таблице:
Чис
ло
|
Сум
ма цифр
числа
|
Делится сумма
цифр числа на 9?
|
Делится число
на 9?
|
349
|
|
|
|
945
|
|
|
|
188
|
|
|
|
1008
|
|
|
|
2
представителя от 1 и 2 групп заполняют таблицу на слайде ПК, делают вывод
(при каких условиях число будет делиться на 9).
3 и 4 групппа получают задание повышенного уровня,
заполняя пропуски в выражении:Доказать, что число 945 делится на 9, не
прибегая к делению столбиком: 945=9*100+4*10+5=
__*(99+1)+__*(9+1)+__=(__*99+__*9)+
(__+__+__).(Дети должны заметить, что в последней скобке стоит сумма цифр
числа 945).
Представители каждой групы делают отчет о проделанной работе.
Учащиеся
знакомятся с признаками делимости на 9 и 3.
Ответы
учащихся.
По
свойству делимости:если первое число делится на второе, а второе на третье,
то первое число делится на третье.
Слушают
подтверждение.
Каждый
учащийся рассказывает признак делимости на 3 и 9. Если группа состоит из 5-6
человек, то учащиеся прослушают формулировку 5-6 раз. (для быстрого
запоминания.)
Записывают
признаки в тетрадь.
|
Личностные:
формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в
процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).
Предметные:
формирование
представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их
доказательства;
Метапредметные:
развитие
у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей, анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные
УУД);
устанавливать
причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы
(познавательные УУД).
|
4.Физкульт
минута.
|
1
мин
|
-А
теперь мы отдохнем, встанем все и глубоко вздохнем. Учитель называет
натуральные числа. Если четное число -дети стоят, если нечетное- приседают.
|
Выполняют
действия.
|
|
5.Этап первичного
закрепления.
Работа с
учебником.
|
10
мин
|
Учитель
обсуждает с учащимися , что это за этап, производит целеполагание,
планирование, распределение времени, задаёт необходимость самооценки и
коррекции результатов.
Спрашивает
2-3 учащихся оценить свой результат, что понятно, что не понятно.
-Оцените
свою работу, подняв кружок определенного цвета.
|
Составляют
план достижения цели, планирование, распределение времени.
Фронтальная
работа , с обсуждением.
а) Выполняют
задания 4, 5в, 6в.
б) Выполняют
в парах задания 11а-г.
Обсуждают
и оценивают результаты.
|
Познавательные:формирование
умений:
по
использованию математических знаний для решения различных математических
задач и оценки полученных результатов;
по
использованию доказательной математической речи;по работе с информацией, в
том числе и с различными математическими текстами;
Регулятивные:
формирование
умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать
по плану, оценивать полученные результаты;
Коммуникативные:формирование
умений совместно с другими детьми находить решение задачи и оценивать
полученные результаты.
|
6.Самостоятель
ная
работа с самопроверкой по эталону.
|
10
мин
|
Раздает
дифференцированную самостоятельную работу:
1)ЭОР:ОМС.
Данный модуль состоит из 5 заданий и статистики. Задания предназначены для
усвоения признаков делимости чисел на 3 и 9. В задачах с развернутым решением
формируются умения использовать признаки делимости на 3 и 9 при решении
задач.По "статистике" учитель видит сколько времени затратил,
сколько верных ответов, попытки.
2)
Самостоятельная дифференцированная работа по учебнику.Обращает внимание на
совместные признаки делимости.(на 2 и 5,т.е. на 10; на 2,5,9, т.е.выбрать
общие числа из а,б,в )
|
1)
Работа за ПК.
2)
работа по учебнику В-I.(Н-необходимый уровень),В-II (Повышенный).
Осуществляют
самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном(слайд).
|
Познавательные (формирование
умений по использованию математических знаний для решения различных
математических задач и оценки полученных результатов);
Регулятивные (формирование
умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать
по плану, оценивать полученные результаты;
Коммуникативные (формирование
умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с
образцом).
|
7.Рефлексия.
|
5
мин
|
-Что
нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?
-Как
по записи натурального числа узнать, делится ли оно на 3 (на 9) или нет?
-Что
вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы думаете, почему это произошло?
Какие правила (темы) вам нужно будет повторить, чтобы не допускать в
дальнейшем подобных ошибок?
Как
вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите соответствующий кружочек.
|
Осуществляют
самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,
степень их соответствия.
Заполняют
столбик "Узнал".
|
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: планирование,
контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё
подлежит усвоению
Познавательные
умение
структурировать знания
Личностные: смыслообразо
вание.
|
8.Домашнее
задание.
|
2
мин
|
Разноуровневое
домашнее задание.
|
1) Для желающих: «Математика на компьютерах».(ЕКЦОР)
Пояснение
к домашнему заданию
а)Выбрать
программный модуль «Делимость чисел».
б)В
«Настройках» обучающе-тестирующей программы-тренажёра «Делимость чисел»
(усложненный уровень) на 2,3,4,5,8,9,10.Нажать ОК.
в)В
таблице отметьте левой кнопкой мыши те клетки, где число из строки нацело
делится на число из столбца. В остальные клетки впишите ближайшее к заданному
число, кратное делителю из столбца.
2)п.3.2
учить признаки,стр.180 №11, 18,допол. №19(признак на18).
|
|
Приложение
ОТВЕТЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПАРАГРАФА
3.2.
Вариант I. а) 305;
800; 810; 720; б) 124; 800; 810; 722; 720; в) 810; 720.
На 2 и на 5: 800; 810; 720. На 2; 5 и 9: 810; 720.
Вариант II.
а) 21
(или 24, или 27); б) 51 (или 54, или 57); в) 450 (или
453, или 456, или 459); г) 7 380 (или 7 383; или
7 386; или 7 389).
Замечание.
В варианте II достаточно привести в
каждом пункте хотя бы одно число
Cписок литературы и других
источников, использованных для подготовки к уроку:
1 . Примерные программы по учебным
предметам. Математика. 5-9 классы проект. – 3-е изд.М. : Просвещение, 2011. –
(Стандарты второго поколения).
2. Математика. 5 класс : учеб. для
общеобразоват. учреждений : в 2 ч. часть1/ С.А.Козлова, А.Г.Рубин. – М. :
Баласс, 2012.
3. Открытая образовательная мультимедийная
система (ОМС), электронный учебный модуль информационного вида Мультимедийный
модуль http://fcior.edu.ru/card/3756/priznaki-delimosti-na-3-i-9-i2.html .
4.ЕКЦОР:"Математика на
компьютере":"Делимость чисел"(обучающе - тестирующая
программа-тренажер).
5.Слайды из презентации "Признаки
делимости "(Методическая разработка Савченко Е.М.МОУ гимназия №1, г.
Полярные Зори)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.