Главная / Обществознание / Урок основ правовой культуры

Урок основ правовой культуры

Урок: Основы правовой культуры. 11 класс.

Тема: Потребитель и его права


Цели урока - создание условий:

- для формирования представления об основных правах потребителя в соответствии с «Законом о защите прав потребителей»;

- для развития умения самостоятельной работы с документами актового характера: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать;

- для повышения потребительской культуры школьников, осознанию учащимися собственной потребительской позиции.

 Тип учебного занятия  - урок изучения нового материала

Форма проведения - урок -  лабораторное занятие  (учащиеся работают с текстом «Закона о защите прав потребителей», выполняют учебные познавательные задания, оформляя в тетради результат).

 Методы обучения:

- печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий, вычленение  смысловых единиц;

- проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную деятельность,  т.е. через решение ситуационных задач;

- наглядный метод обучения (предметная наглядность - мультимедийная презентация).

 Оборудование:

- учебник «Право: Основы правовой культуры. Учебник для 11 класса. Часть I» (автор Е. А. Певцова);

- текст Закона «О защите прав потребителей»;

- раздаточный материал: ситуационные задачи;

- презентация к уроку;

- ПК, проектор, экран.


Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Этап мотивации. Интеллектуальный тренинг.

На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что право регулирует различные сферы жизни. Сегодня объектом нашего урока будет ещё одна сфера, а какая – угадайте по описанию:

«Этот вид хозяйственной деятельности зародился около 30 тысяч лет назад, на заре каменного века. Он сразу стал носить характер международный, а уж только потом – внутренний. Благодаря ему были открыты новые земли, построены города, проложены пути в труднодоступных районах. Именно этот вид деятельности заставлял рождаться новые формы производства: ремесленничество, мануфактуру, заводы и фабрики. К его заслугам относятся и появление банковского дела, и рынка ценных бумаг».

Догадались, о чём идет речь? (О торговле).

Проверим, так ли это. (Слайд 1: картинки из серии «В магазине»). Молодцы.

- Назовите основных участников торговли. (Слайд 2: Покупатели и продавцы)

- Что заставляет нас совершать покупки, заказывать услуги или выполнение работ? (Потребности в чем-либо).

- Значит, все мы являемся потребителями, вступаем в правовые отношения с продавцами. Тем самым приобретаем права в данных правоотношениях.

3. Постановка проблемы. Целевая установка урока.

- Тема нашего урока «Потребитель и его права» (Слайд 3)

- Сформулируйте, что по данной теме вы могли бы узнать на уроке (Слайд 4) :

  • Кого можно отнести к потребителям

  • Какими правами они обладают

  • Почему и как надо защищать права потребителей

  • Какими законодательными актами регулируется защита прав потребителя.

4. Изучение нового теоретического материала

Сначала познакомимся с теми, кто предоставляет нам желаемое благо.(Слайд 5). Это продавцы, производители и исполнители, которые могут выступать как физическое лицо, если с ним заключен договор, так и индивидуальный предприниматель, и, конечно, организация.

- Теперь, пользуясь учебником (с. 117), выясним, кого принято называть потребителем (Слайд 6).

Потребитель:

  • Физическое или юридическое лицо

  • Намеревается приобрести или заказать, приобретает товары, работы, услуги

  • Использует и распоряжается в личных (бытовых) целях

  • Не извлекает прибыль

  • Обладает суверенитетом

- Суверенитет потребителя (Слайд 7) – это его независимость в принятии решения о покупке или отказе от покупки, каким образом он будет пользоваться и распоряжаться покупкой. Тем самым потребитель оказывает влияние и на производителей, и на исполнителей, и на продавцов.

- Что может угрожать независимости потребителя? (Слайд 8)

- Факторами, ограничивающими суверенитет потребителя могут быть:

  1. Монополизм производителя

  2. Непрофессионализм потребителя

  3. Введение нас в заблуждение (чистый обман)

4. Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу

- Почему возникает такая опасность? Потому что обычные потребители чаще всего (Слайд 9):

- разобщены, их масса состоит из отдельных индивидов;

- юридически неграмотны;

- непрофессионалы в сфере купли – продажи;

- Как потребителю обеспечить свой суверенитет?

Главное - он должен знать свои права. (Слайд 10)

- Пользуясь учебником, определите, какие основные права есть у потребителя (Слайд 11):

  • На качество

  • На информацию

  • На безопасность

  • На выбор

  • На возмещение или компенсацию причиненного ущерба

  • На замену или возврат товара

  • На просвещение в области защиты прав потребителей

- В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей. Ведущими нормативными актами являются (Слайд 12):

Гражданский кодекс РФ, Законы «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О сертификации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и другие. Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года (Слайд 13)

- Кто и как может защитить нарушенные права потребителей? (Слайд 14)

  • Сам потребитель

- Возможно, вам или вашим родителям приходилось обращаться с жалобой на плохое качество, несоблюдение сроков годности, наличие неисправностей. К кому надо обратиться, что иметь при себе?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Первый  способ - гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.) Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания. Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества  товара  или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину, мастерской (продавцу, исполнителю). В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа.

  • Общественные организации потребителей

- Наверно, вы не раз смотрели передачу «Контрольная закупка», где по письмам потребителей проходит тестирование самых распространённых товаров. Это одна из форм защиты прав потребителя. Куда еще можно обратиться?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Второй способ - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей. В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей", общественные организации потребителей имеют право (Гиперссылка):

- проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);

- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;

- участвовать в контроле  за применением регулируемых цен;

- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к ответственности  лиц, виновных в нарушении прав потребителей;

- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.

В России издаются журналы таких обществ: «Спрос» и «Денежка», где можно найти полезные советы, адреса и сайты активных защитников.

  • Государство

- Бывают случаи, когда самостоятельная защита прав потребителя и обращение в общественные организации не приносят желаемого результата. Кто поможет разобраться?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Третий способ - обращение потребителя за защитой к специальным государственным    органам. В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство  защищает. В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями   в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав.

5. Практикум.

- А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных  жизненных ситуаций!   При этом необходимо помнить определенный алгоритм (Слайд 15):

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация)

2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Учащиеся в группах работают с текстом закона и ситуациями (Приложение 1):

- разбор ситуаций,

- анализ соответствующих статей Закона,

- обсуждение результатов работы.

Оценивает, корректирует ответы эксперт  из наиболее подготовленных учащихся.

6. Отчеты групп.

7. Домашнее задание. (Слайд 16) § 13, задание 2 – решение правовых задач, подготовить полный ответ по темам «Обязанности потребителя», «Что запрещается потребителям»





8. Подведение итогов урока. Самооценка.

- Мы сегодня много узнали о своих правах как потребителей и их защите. Вспомним, какие вопросы мы ставили в начале урока (Слайд 17). Готовы ли вы ответить на них? (Ответы учащихся).

- Теперь мы приобрели достаточно широкий спектр знаний о своих правах. А свое отношение к данной проблеме я предлагаю выразить в форме синквейна (Слайд 18):

Существительное

2 прилагательных

3 глагола

фраза со смыслом

резюме

Лучший синквейн урока: Потребителя безграмотного, разобщённого обвешивают, подсовывают, обсчитывают. Надо знать свои права. Учите право.

- А теперь приготовьте листы самооценки и оцените себя по указанным утверждениям в течение одной минуты (Приложение 2).

9. Рефлексия.

- В завершение урока предлагаю вам поразмыслить над высказыванием древнего китайского мудреца Конфуция (Слайд 19): «У каждого человека есть три пути, чтобы поступать мудро и правильно: первый самый благородный – это размышление, второй самый легкий – это подражание, третий самый горький – это опыт». Как он связан с темой урока?

- Какой путь выберете вы не только в реализации своих прав, но и вообще в жизни и почему?

- (Слайд 20). Желаю успешно пройти выбранный путь. Урок окончен. Всем - спасибо!



Приложение 1

Задача 1 группе.

10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что их материал и расцветка не соответствует отделке салона.

24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора уже была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получил отказ.

Васильев предъявил соответствующие требования с суд.

Имеет ли право Васильев на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатка товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требований Васильева.

( Подсказка: ст. 25 ЗПП и ст. 502 ГК РФ)


Вопросы на карточке первой группе

1.Какие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителя? (законодательством о защите прав потребителя регулируются отношения по передаче имущества в собственность, по выполнению работ и оказанию услуг потребителю, в которых продавцом выступает организация либо индивидуальный предприниматель)

2.В чем заключается суть права на безопасность товара, работы, услуги? (товар, работа, услуга, при обычных условиях их использования, должны быть безопасны для жизни потребителя и окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя)

3.Каково содержание права на информацию? (потребитель имеет право на информацию об изготовителе и продавце реализуемых товаров, о самих товарах, о месте изготовления, о режиме работы продавца. Информация должна быть переведена на русский язык)



Задача 2 группе.

Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь, и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой, исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин. В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязательства по договору магазин мог считать выполненным лишь с момента надлежащей доставки вещи в квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное пианино.

В какой момент у покупателя по договору купли-продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу? Какие меры ответственности могут быть приняты к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?

(Подсказка: ст.493 ГК РФ, ст.13 ЗПП)


Вопросы на карточке второй группе

1.Каковы последствия нарушения права потребителя на информацию? (договор может быть расторгнут по требованию потребителя согласно ст. 14 ЗПП и 502 ГК РФ)

2.Каково содержание права на качественный товар? Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара, работы, услуги? (минимальные требования - стандарты, которым должен соответствовать товар, что подтверждается сертификатом качества. Потребитель, которому продан некачественный товар, вправе по своему выбору потребовать от продавца согласно ст.18 ЗПП замены товара, соразмерного уменьшения цены и т.д.)

3. В каких случаях потребитель может реализовать свое право на обмен товара? (ст. 502 ГК РФ - покупатель вправе в течение 14 дней с момента ему непродовольственного товара обменять в месте покупки на аналогичный товар…при отсутствии товара для обмена он вправе получить за него денежную сумму)

4.Каке меры ответственности установлены законодательством за нарушение прав потребителя? (ст.15, 17 ЗПП - судебная защита, штраф в размере цены иска, компенсация морального вреда)



Приложение 2

ЛИСТ САМООЦЕНКИ


Утверждение

2

3

4

5

1

Я могу объяснить понятие «потребитель»





2

Я знаю основные права потребителя





3

Я знаю нормативные акты, защищающие права потребителя





4

Я понимаю суть способов защиты своих прав как потребителя





5

Я знаю, в какие органы могу обратиться для защиты своих прав потребителя





6

Я научился пользоваться нормативным документом для решения практической задачи









Урок основ правовой культуры
  • Обществознание
Описание:

Урок: Основы правовой культуры. 11 класс.

Тема: Потребитель и его права

 

Цели урока - создание условий:

- для формирования представления об основных правах потребителя в соответствии с «Законом о защите прав потребителей»;

- для развития умения самостоятельной работы с документами актового характера: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать;

- для повышения потребительской культуры школьников, осознанию учащимися собственной потребительской позиции.

 Тип учебного занятия  - урок изучения нового материала

Форма проведения - урок -  лабораторное занятие  (учащиеся работают с текстом «Закона о защите прав потребителей», выполняют учебные познавательные задания, оформляя в тетради результат).

 Методы обучения:

- печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий, вычленение  смысловых единиц;

- проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную деятельность,  т.е. через решение ситуационных задач;

- наглядный метод обучения (предметная наглядность - мультимедийная презентация).

 Оборудование:

- учебник «Право: Основы правовой культуры. Учебник для 11 класса. Часть I» (автор Е. А. Певцова);

- текст Закона «О защите прав потребителей»;

- раздаточный материал: ситуационные задачи;

- презентация к уроку;

- ПК, проектор, экран.

 

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Этап мотивации. Интеллектуальный тренинг.

На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что право регулирует различные сферы жизни. Сегодня объектом нашего урока будет ещё одна сфера, а какая – угадайте по описанию:

«Этот вид хозяйственной деятельности зародился около 30 тысяч лет назад, на заре каменного века. Он сразу стал носить характер международный, а уж только потом – внутренний. Благодаря ему были открыты новые земли, построены  города, проложены пути в труднодоступных районах. Именно этот вид деятельности заставлял рождаться новые формы производства: ремесленничество, мануфактуру, заводы и фабрики. К его заслугам относятся и появление банковского дела, и рынка ценных бумаг».

Догадались, о чём идет речь? (О торговле).

Проверим, так ли это. (Слайд 1: картинки из серии «В магазине»).Молодцы.

- Назовите основных участников торговли. (Слайд 2: Покупатели и продавцы)

- Что заставляет нас совершать покупки, заказывать услуги или выполнение работ? (Потребности в чем-либо).

- Значит, все мы являемся потребителями, вступаем в правовые отношения с  продавцами. Тем самым приобретаем права в данных правоотношениях.

3. Постановка проблемы. Целевая установка урока.

- Тема нашего урока «Потребитель и его права» (Слайд 3)

- Сформулируйте, что по данной теме вы могли бы узнать на уроке (Слайд 4) :

ü  Кого можно отнести к потребителям

ü  Какими правами они обладают

ü  Почему и как надо защищать права потребителей

ü  Какими законодательными актами регулируется защита прав потребителя.

4. Изучение нового теоретического материала

Сначала познакомимся с теми, кто предоставляет нам желаемое благо.(Слайд 5). Это продавцы, производители и исполнители, которые могут выступать как физическое лицо, если с ним заключен договор, так и индивидуальный предприниматель, и, конечно, организация.

- Теперь, пользуясь учебником (с. 117), выясним, кого принято называть потребителем (Слайд 6).

Потребитель:

         Физическое или юридическое лицо

         Намеревается приобрести или заказать, приобретает товары, работы, услуги

         Использует и распоряжается в личных (бытовых) целях

         Не извлекает прибыль

         Обладает суверенитетом

- Суверенитет потребителя (Слайд 7)– это его независимость в принятии решенияо покупке или отказе от покупки, каким образом он будет пользоваться и распоряжаться покупкой.Тем самым потребитель оказывает влияние и на производителей, и на исполнителей, и на продавцов.

- Что может угрожать независимости потребителя? (Слайд 8)

- Факторами, ограничивающими суверенитет потребителя могут быть:

1.      Монополизм производителя

2.      Непрофессионализм потребителя

3.      Введение нас в заблуждение (чистый обман)

          4.  Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу

- Почему возникает такая опасность? Потому что обычные потребители чаще всего (Слайд 9):

- разобщены, их масса состоит из отдельных индивидов;

- юридически неграмотны;

- непрофессионалы в сфере купли – продажи;

- Как потребителю обеспечить свой суверенитет?

Главное - он должен знать свои права. (Слайд 10)

- Пользуясь учебником, определите, какие основные права есть у потребителя (Слайд 11):

Ø  На качество

Ø  На информацию

Ø  На безопасность

Ø  На выбор

Ø  На возмещение или компенсацию причиненного ущерба

Ø  На замену или возврат товара

Ø  На просвещение в области защиты прав потребителей

- В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей. Ведущими нормативными актами являются (Слайд 12):

Гражданский кодекс РФ, Законы «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О сертификации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и другие. Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года (Слайд 13)

- Кто и как может защитить нарушенные права потребителей? (Слайд 14)

ü  Сам потребитель

- Возможно, вам или вашим родителям приходилось обращаться с жалобой на плохое качество, несоблюдение сроков годности, наличие неисправностей. К кому надо обратиться, что иметь при себе?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Первый  способ - гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.) Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания. Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества  товара  или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину, мастерской (продавцу, исполнителю). В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа.

ü  Общественные организации потребителей

- Наверно, вы не раз смотрели передачу «Контрольная закупка», где по письмам потребителей проходит тестирование самых распространённых товаров. Это одна из форм защиты прав  потребителя. Куда еще можно обратиться?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Второй способ - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей. В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей", общественные организации потребителей имеют право (Гиперссылка):

- проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);

- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;

- участвовать в контроле  за применением регулируемых цен;

- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к   ответственности  лиц, виновных в нарушении прав потребителей;

- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.

В России издаются журналы таких обществ: «Спрос» и «Денежка», где можно найти полезные советы, адреса и сайты активных защитников.

ü  Государство

- Бывают случаи, когда самостоятельная защита прав потребителя и обращение в общественные организации не приносят желаемого результата. Кто поможет разобраться?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Третий способ - обращение потребителя за защитой к специальным государственным    органам. В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство  защищает. В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями   в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав.

5. Практикум.

- А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных  жизненных ситуаций!   При этом необходимо помнить определенный алгоритм (Слайд 15):

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация)

2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество, неполнаяинформация, нарушение сроков и т.д.)

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Учащиеся в группах работают с текстом закона и ситуациями (Приложение 1):

- разбор ситуаций,

- анализ соответствующих статей Закона,

- обсуждение результатов работы.

Оценивает, корректирует ответы эксперт  из наиболее подготовленных учащихся.

6. Отчеты групп.

7. Домашнее задание. (Слайд 16) § 13, задание 2 – решение правовых задач, подготовить полный ответ по темам «Обязанности потребителя», «Что запрещается потребителям»

 

 

8. Подведение итогов урока. Самооценка.

- Мы сегодня много узнали о своих правах как потребителей и их защите. Вспомним, какие вопросы мы ставили в начале урока (Слайд 17). Готовы ли вы ответить на них? (Ответы учащихся).

- Теперь мы приобрели достаточно широкий спектр знаний о своих правах. А свое отношение к данной проблеме я предлагаю выразить в форме синквейна (Слайд 18):

          Существительное

          2 прилагательных                       

                3  глагола

            фраза со смыслом

                    резюме

Лучший синквейн урока:Потребителя безграмотного, разобщённого обвешивают, подсовывают, обсчитывают. Надо знать свои права. Учите право.

- А теперь приготовьте листы самооценки и оцените себя по указанным утверждениям в течение одной минуты (Приложение 2).

9. Рефлексия.

- В завершение урока предлагаю вам поразмыслить над высказыванием древнего китайского мудреца Конфуция (Слайд 19): «У каждого человека есть три пути, чтобы поступать мудро и правильно: первый самый благородный – это размышление, второй самый легкий – это подражание, третий самый горький – это опыт». Как он связан с темой урока?

- Какой путь выберете вы не только в реализации своих прав, но и вообще в жизни и почему?

- (Слайд 20). Желаю успешно пройти выбранный путь. Урок окончен. Всем - спасибо!

 

Приложение 1

Задача 1 группе.

10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на  автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что их материал и расцветка не соответствует отделке салона.

24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора уже была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получил отказ.

Васильев предъявил соответствующие требования с суд.

Имеет ли право Васильев на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатка товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требований Васильева.

( Подсказка: ст. 25 ЗПП и ст. 502 ГК РФ)

 

Вопросы на карточке первой группе

1.Какие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителя? (законодательством о защите прав потребителя регулируются отношения по передаче имущества в собственность, по выполнению работ и оказанию услуг потребителю, в которых продавцом выступает организация либо индивидуальный предприниматель)

2.В чем заключается суть права на безопасность товара, работы, услуги? (товар, работа, услуга, при обычных условиях их использования, должны быть безопасны для жизни потребителя и окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя)

3.Каково содержание права на информацию? (потребитель имеет право на информацию об изготовителе и продавце реализуемых товаров, о самих товарах, о месте изготовления, о режиме работы продавца. Информация должна быть переведена на русский язык)

 

Задача 2 группе.

Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь,  и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой, исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин.  В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязательства по договору магазин мог считать выполненным лишь с момента надлежащей доставки вещи в квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное пианино.

В какой момент у покупателя по договору купли-продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу? Какие меры ответственности могут быть приняты к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?

 (Подсказка: ст.493 ГК РФ, ст.13  ЗПП)

 

Вопросы на карточке второй группе

1.Каковы последствия нарушения права потребителя на информацию? (договор может быть расторгнут по требованию потребителя согласно ст. 14 ЗПП и 502 ГК РФ)

2.Каково содержание права на качественный товар? Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара, работы, услуги? (минимальные требования - стандарты, которым должен соответствовать товар, что подтверждается сертификатом качества. Потребитель, которому продан некачественный товар, вправе по своему выбору потребовать от продавца согласно ст.18 ЗПП замены товара, соразмерного уменьшения цены и т.д.)

3. В каких случаях потребитель может реализовать свое право на обмен товара? (ст. 502 ГК РФ - покупатель вправе в течение 14 дней с момента ему непродовольственного товара обменять в месте покупки на аналогичный товар…при отсутствии товара для обмена он вправе получить за него денежную сумму)

4.Каке меры ответственности установлены законодательством за нарушение прав потребителя? (ст.15, 17 ЗПП - судебная защита, штраф в размере цены иска, компенсация морального вреда)

 

Приложение 2

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

 

Утверждение

2

3

4

5

1

Я могу объяснить понятие «потребитель»

 

 

 

 

2

Я знаю основные права потребителя

 

 

 

 

3

Я знаю нормативные акты, защищающие права потребителя

 

 

 

 

4

Я понимаю суть способов защиты своих прав как потребителя

 

 

 

 

5

Я знаю, в какие органы могу обратиться для защиты своих прав потребителя

 

 

 

 

6

Я научился пользоваться нормативным документом для решения практической задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок: Основы правовой культуры. 11 класс.

Тема: Потребитель и его права

 

Цели урока - создание условий:

- для формирования представления об основных правах потребителя в соответствии с «Законом о защите прав потребителей»;

- для развития умения самостоятельной работы с документами актового характера: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать;

- для повышения потребительской культуры школьников, осознанию учащимися собственной потребительской позиции.

 Тип учебного занятия  - урок изучения нового материала

Форма проведения - урок -  лабораторное занятие  (учащиеся работают с текстом «Закона о защите прав потребителей», выполняют учебные познавательные задания, оформляя в тетради результат).

 Методы обучения:

- печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий, вычленение  смысловых единиц;

- проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную деятельность,  т.е. через решение ситуационных задач;

- наглядный метод обучения (предметная наглядность - мультимедийная презентация).

 Оборудование:

- учебник «Право: Основы правовой культуры. Учебник для 11 класса. Часть I» (автор Е. А. Певцова);

- текст Закона «О защите прав потребителей»;

- раздаточный материал: ситуационные задачи;

- презентация к уроку;

- ПК, проектор, экран.

 

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Этап мотивации. Интеллектуальный тренинг.

На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что право регулирует различные сферы жизни. Сегодня объектом нашего урока будет ещё одна сфера, а какая – угадайте по описанию:

«Этот вид хозяйственной деятельности зародился около 30 тысяч лет назад, на заре каменного века. Он сразу стал носить характер международный, а уж только потом – внутренний. Благодаря ему были открыты новые земли, построены  города, проложены пути в труднодоступных районах. Именно этот вид деятельности заставлял рождаться новые формы производства: ремесленничество, мануфактуру, заводы и фабрики. К его заслугам относятся и появление банковского дела, и рынка ценных бумаг».

Догадались, о чём идет речь? (О торговле).

Проверим, так ли это. (Слайд 1: картинки из серии «В магазине»).Молодцы.

- Назовите основных участников торговли. (Слайд 2: Покупатели и продавцы)

- Что заставляет нас совершать покупки, заказывать услуги или выполнение работ? (Потребности в чем-либо).

- Значит, все мы являемся потребителями, вступаем в правовые отношения с  продавцами. Тем самым приобретаем права в данных правоотношениях.

3. Постановка проблемы. Целевая установка урока.

- Тема нашего урока «Потребитель и его права» (Слайд 3)

- Сформулируйте, что по данной теме вы могли бы узнать на уроке (Слайд 4) :

ü  Кого можно отнести к потребителям

ü  Какими правами они обладают

ü  Почему и как надо защищать права потребителей

ü  Какими законодательными актами регулируется защита прав потребителя.

4. Изучение нового теоретического материала

Сначала познакомимся с теми, кто предоставляет нам желаемое благо.(Слайд 5). Это продавцы, производители и исполнители, которые могут выступать как физическое лицо, если с ним заключен договор, так и индивидуальный предприниматель, и, конечно, организация.

- Теперь, пользуясь учебником (с. 117), выясним, кого принято называть потребителем (Слайд 6).

Потребитель:

         Физическое или юридическое лицо

         Намеревается приобрести или заказать, приобретает товары, работы, услуги

         Использует и распоряжается в личных (бытовых) целях

         Не извлекает прибыль

         Обладает суверенитетом

- Суверенитет потребителя (Слайд 7)– это его независимость в принятии решенияо покупке или отказе от покупки, каким образом он будет пользоваться и распоряжаться покупкой.Тем самым потребитель оказывает влияние и на производителей, и на исполнителей, и на продавцов.

- Что может угрожать независимости потребителя? (Слайд 8)

- Факторами, ограничивающими суверенитет потребителя могут быть:

1.      Монополизм производителя

2.      Непрофессионализм потребителя

3.      Введение нас в заблуждение (чистый обман)

          4.  Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу

- Почему возникает такая опасность? Потому что обычные потребители чаще всего (Слайд 9):

- разобщены, их масса состоит из отдельных индивидов;

- юридически неграмотны;

- непрофессионалы в сфере купли – продажи;

- Как потребителю обеспечить свой суверенитет?

Главное - он должен знать свои права. (Слайд 10)

- Пользуясь учебником, определите, какие основные права есть у потребителя (Слайд 11):

Ø  На качество

Ø  На информацию

Ø  На безопасность

Ø  На выбор

Ø  На возмещение или компенсацию причиненного ущерба

Ø  На замену или возврат товара

Ø  На просвещение в области защиты прав потребителей

- В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей. Ведущими нормативными актами являются (Слайд 12):

Гражданский кодекс РФ, Законы «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О сертификации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и другие. Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года (Слайд 13)

- Кто и как может защитить нарушенные права потребителей? (Слайд 14)

ü  Сам потребитель

- Возможно, вам или вашим родителям приходилось обращаться с жалобой на плохое качество, несоблюдение сроков годности, наличие неисправностей. К кому надо обратиться, что иметь при себе?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Первый  способ - гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.) Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания. Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества  товара  или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину, мастерской (продавцу, исполнителю). В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа.

ü  Общественные организации потребителей

- Наверно, вы не раз смотрели передачу «Контрольная закупка», где по письмам потребителей проходит тестирование самых распространённых товаров. Это одна из форм защиты прав  потребителя. Куда еще можно обратиться?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Второй способ - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей. В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей", общественные организации потребителей имеют право (Гиперссылка):

- проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);

- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;

- участвовать в контроле  за применением регулируемых цен;

- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к   ответственности  лиц, виновных в нарушении прав потребителей;

- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.

В России издаются журналы таких обществ: «Спрос» и «Денежка», где можно найти полезные советы, адреса и сайты активных защитников.

ü  Государство

- Бывают случаи, когда самостоятельная защита прав потребителя и обращение в общественные организации не приносят желаемого результата. Кто поможет разобраться?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Третий способ - обращение потребителя за защитой к специальным государственным    органам. В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство  защищает. В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями   в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав.

5. Практикум.

- А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных  жизненных ситуаций!   При этом необходимо помнить определенный алгоритм (Слайд 15):

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация)

2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество, неполнаяинформация, нарушение сроков и т.д.)

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Учащиеся в группах работают с текстом закона и ситуациями (Приложение 1):

- разбор ситуаций,

- анализ соответствующих статей Закона,

- обсуждение результатов работы.

Оценивает, корректирует ответы эксперт  из наиболее подготовленных учащихся.

6. Отчеты групп.

7. Домашнее задание. (Слайд 16) § 13, задание 2 – решение правовых задач, подготовить полный ответ по темам «Обязанности потребителя», «Что запрещается потребителям»

 

 

8. Подведение итогов урока. Самооценка.

- Мы сегодня много узнали о своих правах как потребителей и их защите. Вспомним, какие вопросы мы ставили в начале урока (Слайд 17). Готовы ли вы ответить на них? (Ответы учащихся).

- Теперь мы приобрели достаточно широкий спектр знаний о своих правах. А свое отношение к данной проблеме я предлагаю выразить в форме синквейна (Слайд 18):

          Существительное

          2 прилагательных                       

                3  глагола

            фраза со смыслом

                    резюме

Лучший синквейн урока:Потребителя безграмотного, разобщённого обвешивают, подсовывают, обсчитывают. Надо знать свои права. Учите право.

- А теперь приготовьте листы самооценки и оцените себя по указанным утверждениям в течение одной минуты (Приложение 2).

9. Рефлексия.

- В завершение урока предлагаю вам поразмыслить над высказыванием древнего китайского мудреца Конфуция (Слайд 19): «У каждого человека есть три пути, чтобы поступать мудро и правильно: первый самый благородный – это размышление, второй самый легкий – это подражание, третий самый горький – это опыт». Как он связан с темой урока?

- Какой путь выберете вы не только в реализации своих прав, но и вообще в жизни и почему?

- (Слайд 20). Желаю успешно пройти выбранный путь. Урок окончен. Всем - спасибо!

 

Приложение 1

Задача 1 группе.

10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на  автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что их материал и расцветка не соответствует отделке салона.

24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора уже была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получил отказ.

Васильев предъявил соответствующие требования с суд.

Имеет ли право Васильев на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатка товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требований Васильева.

( Подсказка: ст. 25 ЗПП и ст. 502 ГК РФ)

 

Вопросы на карточке первой группе

1.Какие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителя? (законодательством о защите прав потребителя регулируются отношения по передаче имущества в собственность, по выполнению работ и оказанию услуг потребителю, в которых продавцом выступает организация либо индивидуальный предприниматель)

2.В чем заключается суть права на безопасность товара, работы, услуги? (товар, работа, услуга, при обычных условиях их использования, должны быть безопасны для жизни потребителя и окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя)

3.Каково содержание права на информацию? (потребитель имеет право на информацию об изготовителе и продавце реализуемых товаров, о самих товарах, о месте изготовления, о режиме работы продавца. Информация должна быть переведена на русский язык)

 

Задача 2 группе.

Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь,  и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой, исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин.  В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязательства по договору магазин мог считать выполненным лишь с момента надлежащей доставки вещи в квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное пианино.

В какой момент у покупателя по договору купли-продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу? Какие меры ответственности могут быть приняты к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?

 (Подсказка: ст.493 ГК РФ, ст.13  ЗПП)

 

Вопросы на карточке второй группе

1.Каковы последствия нарушения права потребителя на информацию? (договор может быть расторгнут по требованию потребителя согласно ст. 14 ЗПП и 502 ГК РФ)

2.Каково содержание права на качественный товар? Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара, работы, услуги? (минимальные требования - стандарты, которым должен соответствовать товар, что подтверждается сертификатом качества. Потребитель, которому продан некачественный товар, вправе по своему выбору потребовать от продавца согласно ст.18 ЗПП замены товара, соразмерного уменьшения цены и т.д.)

3. В каких случаях потребитель может реализовать свое право на обмен товара? (ст. 502 ГК РФ - покупатель вправе в течение 14 дней с момента ему непродовольственного товара обменять в месте покупки на аналогичный товар…при отсутствии товара для обмена он вправе получить за него денежную сумму)

4.Каке меры ответственности установлены законодательством за нарушение прав потребителя? (ст.15, 17 ЗПП - судебная защита, штраф в размере цены иска, компенсация морального вреда)

 

Приложение 2

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

 

Утверждение

2

3

4

5

1

Я могу объяснить понятие «потребитель»

 

 

 

 

2

Я знаю основные права потребителя

 

 

 

 

3

Я знаю нормативные акты, защищающие права потребителя

 

 

 

 

4

Я понимаю суть способов защиты своих прав как потребителя

 

 

 

 

5

Я знаю, в какие органы могу обратиться для защиты своих прав потребителя

 

 

 

 

6

Я научился пользоваться нормативным документом для решения практической задачи

 

 

 

 

 

Урок: Основы правовой культуры. 11 класс.

Тема: Потребитель и его права

 

Цели урока - создание условий:

- для формирования представления об основных правах потребителя в соответствии с «Законом о защите прав потребителей»;

- для развития умения самостоятельной работы с документами актового характера: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать;

- для повышения потребительской культуры школьников, осознанию учащимися собственной потребительской позиции.

 Тип учебного занятия  - урок изучения нового материала

Форма проведения - урок -  лабораторное занятие  (учащиеся работают с текстом «Закона о защите прав потребителей», выполняют учебные познавательные задания, оформляя в тетради результат).

 Методы обучения:

- печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий, вычленение  смысловых единиц;

- проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную деятельность,  т.е. через решение ситуационных задач;

- наглядный метод обучения (предметная наглядность - мультимедийная презентация).

 Оборудование:

- учебник «Право: Основы правовой культуры. Учебник для 11 класса. Часть I» (автор Е. А. Певцова);

- текст Закона «О защите прав потребителей»;

- раздаточный материал: ситуационные задачи;

- презентация к уроку;

- ПК, проектор, экран.

 

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Этап мотивации. Интеллектуальный тренинг.

На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что право регулирует различные сферы жизни. Сегодня объектом нашего урока будет ещё одна сфера, а какая – угадайте по описанию:

«Этот вид хозяйственной деятельности зародился около 30 тысяч лет назад, на заре каменного века. Он сразу стал носить характер международный, а уж только потом – внутренний. Благодаря ему были открыты новые земли, построены  города, проложены пути в труднодоступных районах. Именно этот вид деятельности заставлял рождаться новые формы производства: ремесленничество, мануфактуру, заводы и фабрики. К его заслугам относятся и появление банковского дела, и рынка ценных бумаг».

Догадались, о чём идет речь? (О торговле).

Проверим, так ли это. (Слайд 1: картинки из серии «В магазине»).Молодцы.

- Назовите основных участников торговли. (Слайд 2: Покупатели и продавцы)

- Что заставляет нас совершать покупки, заказывать услуги или выполнение работ? (Потребности в чем-либо).

- Значит, все мы являемся потребителями, вступаем в правовые отношения с  продавцами. Тем самым приобретаем права в данных правоотношениях.

3. Постановка проблемы. Целевая установка урока.

- Тема нашего урока «Потребитель и его права» (Слайд 3)

- Сформулируйте, что по данной теме вы могли бы узнать на уроке (Слайд 4) :

ü  Кого можно отнести к потребителям

ü  Какими правами они обладают

ü  Почему и как надо защищать права потребителей

ü  Какими законодательными актами регулируется защита прав потребителя.

4. Изучение нового теоретического материала

Сначала познакомимся с теми, кто предоставляет нам желаемое благо.(Слайд 5). Это продавцы, производители и исполнители, которые могут выступать как физическое лицо, если с ним заключен договор, так и индивидуальный предприниматель, и, конечно, организация.

- Теперь, пользуясь учебником (с. 117), выясним, кого принято называть потребителем (Слайд 6).

Потребитель:

         Физическое или юридическое лицо

         Намеревается приобрести или заказать, приобретает товары, работы, услуги

         Использует и распоряжается в личных (бытовых) целях

         Не извлекает прибыль

         Обладает суверенитетом

- Суверенитет потребителя (Слайд 7)– это его независимость в принятии решенияо покупке или отказе от покупки, каким образом он будет пользоваться и распоряжаться покупкой.Тем самым потребитель оказывает влияние и на производителей, и на исполнителей, и на продавцов.

- Что может угрожать независимости потребителя? (Слайд 8)

- Факторами, ограничивающими суверенитет потребителя могут быть:

1.      Монополизм производителя

2.      Непрофессионализм потребителя

3.      Введение нас в заблуждение (чистый обман)

          4.  Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу

- Почему возникает такая опасность? Потому что обычные потребители чаще всего (Слайд 9):

- разобщены, их масса состоит из отдельных индивидов;

- юридически неграмотны;

- непрофессионалы в сфере купли – продажи;

- Как потребителю обеспечить свой суверенитет?

Главное - он должен знать свои права. (Слайд 10)

- Пользуясь учебником, определите, какие основные права есть у потребителя (Слайд 11):

Ø  На качество

Ø  На информацию

Ø  На безопасность

Ø  На выбор

Ø  На возмещение или компенсацию причиненного ущерба

Ø  На замену или возврат товара

Ø  На просвещение в области защиты прав потребителей

- В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей. Ведущими нормативными актами являются (Слайд 12):

Гражданский кодекс РФ, Законы «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О сертификации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и другие. Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года (Слайд 13)

- Кто и как может защитить нарушенные права потребителей? (Слайд 14)

ü  Сам потребитель

- Возможно, вам или вашим родителям приходилось обращаться с жалобой на плохое качество, несоблюдение сроков годности, наличие неисправностей. К кому надо обратиться, что иметь при себе?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Первый  способ - гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.) Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания. Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества  товара  или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину, мастерской (продавцу, исполнителю). В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа.

ü  Общественные организации потребителей

- Наверно, вы не раз смотрели передачу «Контрольная закупка», где по письмам потребителей проходит тестирование самых распространённых товаров. Это одна из форм защиты прав  потребителя. Куда еще можно обратиться?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Второй способ - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей. В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей", общественные организации потребителей имеют право (Гиперссылка):

- проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);

- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;

- участвовать в контроле  за применением регулируемых цен;

- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к   ответственности  лиц, виновных в нарушении прав потребителей;

- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.

В России издаются журналы таких обществ: «Спрос» и «Денежка», где можно найти полезные советы, адреса и сайты активных защитников.

ü  Государство

- Бывают случаи, когда самостоятельная защита прав потребителя и обращение в общественные организации не приносят желаемого результата. Кто поможет разобраться?

(Ученики выбирают из текста учебника соответствующую информацию).

Третий способ - обращение потребителя за защитой к специальным государственным    органам. В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство  защищает. В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями   в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав.

5. Практикум.

- А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных  жизненных ситуаций!   При этом необходимо помнить определенный алгоритм (Слайд 15):

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация)

2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество, неполнаяинформация, нарушение сроков и т.д.)

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Учащиеся в группах работают с текстом закона и ситуациями (Приложение 1):

- разбор ситуаций,

- анализ соответствующих статей Закона,

- обсуждение результатов работы.

Оценивает, корректирует ответы эксперт  из наиболее подготовленных учащихся.

6. Отчеты групп.

7. Домашнее задание. (Слайд 16) § 13, задание 2 – решение правовых задач, подготовить полный ответ по темам «Обязанности потребителя», «Что запрещается потребителям»

 

 

8. Подведение итогов урока. Самооценка.

- Мы сегодня много узнали о своих правах как потребителей и их защите. Вспомним, какие вопросы мы ставили в начале урока (Слайд 17). Готовы ли вы ответить на них? (Ответы учащихся).

- Теперь мы приобрели достаточно широкий спектр знаний о своих правах. А свое отношение к данной проблеме я предлагаю выразить в форме синквейна (Слайд 18):

          Существительное

          2 прилагательных                       

                3  глагола

            фраза со смыслом

                    резюме

Лучший синквейн урока:Потребителя безграмотного, разобщённого обвешивают, подсовывают, обсчитывают. Надо знать свои права. Учите право.

- А теперь приготовьте листы самооценки и оцените себя по указанным утверждениям в течение одной минуты (Приложение 2).

9. Рефлексия.

- В завершение урока предлагаю вам поразмыслить над высказыванием древнего китайского мудреца Конфуция (Слайд 19): «У каждого человека есть три пути, чтобы поступать мудро и правильно: первый самый благородный – это размышление, второй самый легкий – это подражание, третий самый горький – это опыт». Как он связан с темой урока?

- Какой путь выберете вы не только в реализации своих прав, но и вообще в жизни и почему?

- (Слайд 20). Желаю успешно пройти выбранный путь. Урок окончен. Всем - спасибо!

 

Приложение 1

Задача 1 группе.

10 апреля Васильев, ремонтировавший свой автомобиль, приобрел в магазине «Автозапчасти» две шаровые опоры, механизм рулевого управления, а также чехлы для сидений. Разобрав автомобиль и попытавшись установить приобретенные узлы, он выяснил, что шаровые опоры имеют нестандартный размер, а потому не могут быть установлены даже с помощью кувалды. Рулевой механизм также не подошел, поскольку был рассчитан на  автомобиль более позднего года выпуска. Также Васильеву не понравились и чехлы для сидений, поскольку выяснилось, что их материал и расцветка не соответствует отделке салона.

24 апреля Васильев принес шаровую опору и рулевой механизм обратно и попросил их обменять. Однако продавец отказался произвести обмен, поскольку на шаровой опоре были видны следы от кувалды, а значит, опора уже была в употреблении. Рулевой механизм, по мнению продавца, был исправным, а потому оснований для его обмена не было. 25 апреля Васильев также попросил обменять ему чехлы для сидений на другие, однако вновь получил отказ.

Васильев предъявил соответствующие требования с суд.

Имеет ли право Васильев на обмен указанных товаров? Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатка товара? Какая ответственность может быть возложена на магазин в случае неудовлетворения требований Васильева.

( Подсказка: ст. 25 ЗПП и ст. 502 ГК РФ)

 

Вопросы на карточке первой группе

1.Какие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителя? (законодательством о защите прав потребителя регулируются отношения по передаче имущества в собственность, по выполнению работ и оказанию услуг потребителю, в которых продавцом выступает организация либо индивидуальный предприниматель)

2.В чем заключается суть права на безопасность товара, работы, услуги? (товар, работа, услуга, при обычных условиях их использования, должны быть безопасны для жизни потребителя и окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя)

3.Каково содержание права на информацию? (потребитель имеет право на информацию об изготовителе и продавце реализуемых товаров, о самих товарах, о месте изготовления, о режиме работы продавца. Информация должна быть переведена на русский язык)

 

Задача 2 группе.

Универмаг продал Елисееву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь,  и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить деньги или доставить другой, исправный инструмент. На свое заявление Елисеев получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин.  В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязательства по договору магазин мог считать выполненным лишь с момента надлежащей доставки вещи в квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное пианино.

В какой момент у покупателя по договору купли-продажи возникает право собственности на товар? Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю? Какие требования может предъявить Елисеев к универмагу? Какие меры ответственности могут быть приняты к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?

 (Подсказка: ст.493 ГК РФ, ст.13  ЗПП)

 

Вопросы на карточке второй группе

1.Каковы последствия нарушения права потребителя на информацию? (договор может быть расторгнут по требованию потребителя согласно ст. 14 ЗПП и 502 ГК РФ)

2.Каково содержание права на качественный товар? Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков товара, работы, услуги? (минимальные требования - стандарты, которым должен соответствовать товар, что подтверждается сертификатом качества. Потребитель, которому продан некачественный товар, вправе по своему выбору потребовать от продавца согласно ст.18 ЗПП замены товара, соразмерного уменьшения цены и т.д.)

3. В каких случаях потребитель может реализовать свое право на обмен товара? (ст. 502 ГК РФ - покупатель вправе в течение 14 дней с момента ему непродовольственного товара обменять в месте покупки на аналогичный товар…при отсутствии товара для обмена он вправе получить за него денежную сумму)

4.Каке меры ответственности установлены законодательством за нарушение прав потребителя? (ст.15, 17 ЗПП - судебная защита, штраф в размере цены иска, компенсация морального вреда)

 

Приложение 2

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

 

Утверждение

2

3

4

5

1

Я могу объяснить понятие «потребитель»

 

 

 

 

2

Я знаю основные права потребителя

 

 

 

 

3

Я знаю нормативные акты, защищающие права потребителя

 

 

 

 

4

Я понимаю суть способов защиты своих прав как потребителя

 

 

 

 

5

Я знаю, в какие органы могу обратиться для защиты своих прав потребителя

 

 

 

 

6

Я научился пользоваться нормативным документом для решения практической задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Нефёдова Галина Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 781
Номер материала 51251
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓