Главная / Начальные классы / урок ОРКСЭ на тему

урок ОРКСЭ на тему

СТЫД, ВИНА И ИЗВЕНЕНИЕ


Этапы урока

Содержание урока

Предполагаемые ответы детей

Форма и методы обучения

Примечание

1.Организацион-ный момент

Звучит песня «Улыбка»


-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла, ведь всё на земле начинается с улыбки


Учащиеся улыбаются друг другу и рассаживаются на свои места


Психологический тренинг


2.Актуализация знаний

На прошлом уроке мы говорили о нравственности, скажите:


-Как звучит основное правило нравственности?

(Вспомните «золотое правило» нравственности)


«Не делай другим того, что сам считаешь злом»


«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки!»




-А чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?


-Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

-(Стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)


-В этом правиле заключается добро человеческих отношений

Метод кластера

Работа по карточкам


3.Создание проблемной ситуации

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Фунтик и огурцы»


Обсуждение видеофрагмента

-Что испытал Фунтик?

(Какое чувство испытал мальчик?)


-За что? (За какой проступок?)



-О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока)






-Ему стало стыдно.


Учащиеся предлагают варианты.



-О чувстве стыда

Создание проблемной ситуации


4.Сообщение темы урока

-На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях, как стыд, вина, извинение.

-Какую цель перед собой поставим на урок?




-Какой человеческий поступок можно простить?


-Существуют вечные темы, к которым человечество обращается постоянно. И на это вопрос мы постараемся ответить в течение урока





-Раскроем смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться.


Предположения учащихся









Постановка проблемного вопроса


5.Работа над новым материалом


















































































































































Физкультминутка






«Лукошко ситуаций»













































7.Домашнее задание




  1. Итог урока





9.Рефлексия

1.Работа над репродукцией картины «Опять двойка»

-Давайте попробуем по репродукции картины А.Ф.Решетникова определить чувства каждого героя.

Внимательно рассмотрите картину.






- Что выражает взгляд матери?


-Что выражает взгляд сестры? Как она учится?


-Что можете сказать о младшем брате?



-Кто является главным героем?


-Какие чувства испытывает мальчик?


-Как вы думаете, почему?




-Эта репродукция картины А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка»

-Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?


-Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.


2.Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.


-Как вы понимаете, что такое СТЫД?


Продолжите фразу «Стыд – это …»


-Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд?








-Существует понятие «ложный стыд». Кто может ответить на этот вопрос: что такое «ложный стыд?»


Исполнение сценки заранее подготовленными учащимися «Чужая пятёрка»


-Какие поступки вызывают чувство стыда?



-Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?





-Если я правильно вас поняла, то существует множество причин для переживания чувства стыда



Работа над понятиями «вина» и «извинение»

-Что ощущаете, когда испытываете чувства стыда?


-Давайте узнаем об этом чувстве подробнее.

Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина


-В каких ситуациях люди испытывают чувства вины?


-Стыд и вина – это одно и тоже?


-Найди главное различие между ними





-Что надо сделать, чтобы избавиться от чувства вины?


-Какие слова-извинения вы знаете?


Как следует извиняться

5 шагов к правильному извинению

Коментирование учителя

  • Каждый может выдать ложное извинение, и это принесёт больше вреда, чем пользы,


  • Если вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность.


  • Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей маме: «Извини за то, что поздно пришёл». Это будет пустым и безрезультатным извинением.


  • Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришёл, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях»


-А перед кем Вам нужно извиниться сегодня? Подумайте и обязательно попросите прощение!


Что ещё важно помнить при извинении?

-Извиняться надо чаще –это своеобразная культура общения.

-Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т.е. не говорите «извиняюсь»

-Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия – это и будет его ответом на ваше извинение.


-Что нужно сделать с тем, кто признал и осознал свою вину?


-Что значит прощать?





-Никогда не стыдно просить прощения. В истории человечества были ошибки и даже преступления огромного масштаба. Люди способны были восстановить отношения с целыми народами


-Я называю различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие




-В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них.

1 карточка - «солнышко»-согласны, поступили бы также.

2 карточка – «облако» - не согласны, так не поступили бы.

3 карточка – «солнышко и тучка» - не согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут прокомментировать своё мнение


1 ситуация. Алексей в столовой случайно толкнул Максима. Максим толкнул Алексея.

2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.

3 ситуация. Дима разлил воду в классе. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся.

4 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днём рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.

5 ситуация. Валентина нечаянно разбила любимую мамину вазу


-Вернёмся к вопросу, который мы поставили перед знакомством с картиной: «Какой человеческий поступок можно простить? В каком случае можно простить обиду»?



-Как вы думаете, попросит ли мальчик прощение у мамы?


-Какие слова при этом скажет?




-Как называют человека, который может простить, забыть обиды?


-Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.


-Как вы думаете, может ли эта история иметь продолжение?


-Поразмышляйте об этом вместе с родителями и напишите мини-сочинение, или подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока



-О каких чувствах мы говорили на уроке?


-Продолжите фразу «Сегодняшнее занятие научило меня…»


-Возьмите за руки, друзья. Передадим частичку своего тепла друг другу. Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.

Благословенны будьте, травы

И воды в зелени дубрав!

Виновных нет: все люди правы,

Но больше всех – простивший прав!

(Учитель первый берёт за руку ученика. Тот другого так далее по цепочке…)


-Будьте великодушными!







-На стуле сидит мама с грустным лицом.

-Осуждающим взглядом смотрит сестра

-Младший брат смотрит на старшего ехидным взглядом








Главный герой-мальчик


Стыд, вину, огорчение, обиду

Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки – причина двойки.





-Серые, тёмные, мрачные








Учащиеся высказываются




Читаем по учебнику стр.44.


СТЫД – это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.


Читаем в учебнике с.44-45, приводим примеры, рассуждаем





-Когда сделаешь что-то плохое, обидел кого-нибудь


-Да (комментирование нескольких детских ситуаций)…

Учащиеся высказывают свои варианты ответа








-Испытываем чувство вины







-Обидел маму, друга, что-то не выполнил


-Нет


Стыд -ответственность за проступок перед другими, Вина-ответственность перед собой


-Признать свою вину, т.е раскаяться и извиниться


Высказывания учащихся




Читают по очереди:


  • Делай это искренне


  • Не оправдывайте свои действия





  • Примите обязательство измениться





  • Выражайте свои извинения осторожно





















Простить



Прощать - это значит не держать обиды на другого человека











































  • Если человек раскаивается, осознаёт свою неправоту


  • Мальчик попросит прощение у мамы


  • «Прости, я больше так не буду; обещаю, такое больше не повторится и т.п

  • Великодушный







-Историю можно продолжить







Стыд, вина, извинение





Работа над репродукцией картины «Опять двойка»








Фронтальный опрос

























«Мозговой штурм»
















Распознавание стыда от ложного его проявления Сценка «Чужая пятёрка»



«Мозговой штурм»










Работа с учебником с.45


Словарная работа















Работа над этикетными словами






















































Игра

«Говорящие руки»





Практикум – игра

























Решение проблемного вопроса































Психологический тренинг



Звучит «Весенняя соната» Баха. Учитель читает стих



урок ОРКСЭ на тему
  • Начальные классы
Описание:

Урок ОРКСЭ провела в 4 классе (можно использовать как классный час). На уроке использовала презентацию, в которой были вставленны нарезки видео, музыкальные. Применяла такие методы как: психологический тренинг, метод кластера, создаётся проблемная ситуация, "мозговой штурм". Так же рассматривали картину "Опять двойка", к которой вернулись и в конце урока. Дети думают,размышляют, делают выводы. Разыгрывается сценка, играем. Моим детям урок понравился.

Смотрите, применяйте в своей работе (если, конечно понравится). Всем удачи, успехов в нашей творческой работе.........

Автор Гагач Татьяна Олеговна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 833
Номер материала 38020
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓