5.Работа над
новым материалом
Физкультминутка
«Лукошко
ситуаций»
7.Домашнее
задание
8. Итог
урока
9.Рефлексия
|
1.Работа над
репродукцией картины «Опять двойка»
-Давайте попробуем по репродукции
картины А.Ф.Решетникова определить чувства каждого героя.
Внимательно рассмотрите картину.
- Что выражает взгляд матери?
-Что выражает взгляд сестры? Как
она учится?
-Что можете сказать о младшем
брате?
-Кто является главным героем?
-Какие чувства испытывает
мальчик?
-Как вы думаете, почему?
-Эта репродукция картины
А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка»
-Какие краски использовал
художник, чтобы выразить чувства мальчика?
-Когда хотят выразить чувство
стыда, художники берут тёмные краски.
2.Работа с
понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.
-Как вы понимаете, что такое
СТЫД?
Продолжите фразу «Стыд – это …»
-Посмотрите, как авторы учебника
объясняют, что такое стыд?
-Существует понятие «ложный стыд».
Кто может ответить на этот вопрос: что такое «ложный стыд?»
Исполнение
сценки заранее подготовленными учащимися «Чужая пятёрка»
-Какие поступки вызывают чувство
стыда?
-Испытывали ли вы похожие чувства
и при каких ситуациях?
-Если я правильно вас поняла, то
существует множество причин для переживания чувства стыда
Работа над
понятиями «вина» и «извинение»
-Что ощущаете, когда испытываете
чувства стыда?
-Давайте узнаем об этом чувстве
подробнее.
Найдите в тексте отрывок, который
раскрывает значение слова вина
-В каких ситуациях люди
испытывают чувства вины?
-Стыд и вина – это одно и тоже?
-Найди главное различие между
ними
-Что надо сделать, чтобы
избавиться от чувства вины?
-Какие слова-извинения вы знаете?
Как
следует извиняться
5 шагов
к правильному извинению
Коментирование
учителя
· Каждый
может выдать ложное извинение, и это принесёт больше вреда, чем пользы,
· Если вы
занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает
звучать так, что Вы не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы
принять ответственность.
· Если Вы
не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей
маме: «Извини за то, что поздно пришёл». Это будет пустым и безрезультатным
извинением.
· Удостоверьтесь,
что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил
зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришёл, чтобы извиниться,
потому что беспокоюсь о наших отношениях»
-А перед
кем Вам нужно извиниться сегодня? Подумайте и обязательно попросите прощение!
Что ещё важно
помнить при извинении?
-Извиняться надо
чаще –это
своеобразная культура общения.
-Улыбайтесь! Приятная
улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте
слово «извините» в возвратной форме, т.е. не говорите «извиняюсь»
-Если человек,
которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия – это и
будет его ответом на ваше извинение.
-Что нужно сделать с тем, кто
признал и осознал свою вину?
-Что значит прощать?
-Никогда не стыдно просить
прощения. В истории человечества были ошибки и даже преступления огромного
масштаба. Люди способны были восстановить отношения с целыми народами
-Я называю различные чувства, а
вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость,
удивление, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие
-В этой корзине много ситуаций.
Мы попробуем найти выход из них.
1 карточка -
«солнышко»-согласны, поступили бы также.
2 карточка –
«облако» - не согласны, так не поступили бы.
3 карточка – «солнышко
и тучка» - не согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут
прокомментировать своё мнение
1 ситуация. Алексей
в столовой случайно толкнул Максима. Максим толкнул Алексея.
2 ситуация. Свете в
автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала
подругу.
3 ситуация. Дима
разлил воду в классе. Учитель просит виновника признаться и привести класс в
порядок. Но никто не признаётся.
4 ситуация. Виктор
забыл поздравить дедушку с днём рождения и вспомнил об этом только на следующее
утро.
5 ситуация. Валентина
нечаянно разбила любимую мамину вазу
-Вернёмся к вопросу,
который мы поставили перед знакомством с картиной: «Какой человеческий
поступок можно простить? В каком случае можно простить обиду»?
-Как вы думаете, попросит ли мальчик
прощение у мамы?
-Какие слова при этом скажет?
-Как называют человека, который
может простить, забыть обиды?
-Великодушие – отсутствие
злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.
-Как вы думаете, может ли эта
история иметь продолжение?
-Поразмышляйте об этом вместе с
родителями и напишите мини-сочинение, или подберите пословицы и поговорки по
теме нашего урока
-О каких чувствах мы говорили на
уроке?
-Продолжите фразу «Сегодняшнее
занятие научило меня…»
-Возьмите за руки, друзья.
Передадим частичку своего тепла друг другу. Попросим мысленно прощения, если
вдруг обидели кого-то вольно или невольно.
Благословенны
будьте, травы
И воды в зелени
дубрав!
Виновных нет:
все люди правы,
Но больше всех –
простивший прав!
(Учитель первый берёт за руку
ученика. Тот другого так далее по цепочке…)
-Будьте великодушными!
|
-На стуле сидит мама с грустным
лицом.
-Осуждающим взглядом смотрит
сестра
-Младший брат смотрит на старшего
ехидным взглядом
Главный герой-мальчик
Стыд, вину, огорчение, обиду
Он получил двойку, а из портфеля
торчат коньки – причина двойки.
-Серые, тёмные, мрачные
Учащиеся высказываются
Читаем по учебнику стр.44.
СТЫД – это тяжёлое, подавленное
душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения
окружающими людьми.
Читаем в учебнике с.44-45,
приводим примеры, рассуждаем
-Когда сделаешь что-то плохое,
обидел кого-нибудь
-Да (комментирование нескольких
детских ситуаций)…
Учащиеся высказывают свои варианты
ответа
-Испытываем чувство вины
-Обидел маму, друга, что-то не
выполнил
-Нет
Стыд
-ответственность за проступок перед другими, Вина-ответственность
перед собой
-Признать свою вину, т.е
раскаяться и извиниться
Высказывания учащихся
Читают по очереди:
·Делай
это искренне
·Не
оправдывайте свои действия
·Примите
обязательство измениться
·Выражайте
свои извинения осторожно
Простить
Прощать - это
значит не держать обиды на другого человека
- Если
человек раскаивается, осознаёт свою неправоту
- Мальчик
попросит прощение у мамы
- «Прости,
я больше так не буду; обещаю, такое больше не повторится и т.п
- Великодушный
-Историю можно продолжить
Стыд, вина, извинение
|
Работа над
репродукцией картины «Опять двойка»
Фронтальный
опрос
«Мозговой штурм»
Распознавание
стыда от ложного его проявления Сценка «Чужая пятёрка»
«Мозговой штурм»
Работа с учебником с.45
Словарная работа
Работа над
этикетными словами
Игра
«Говорящие руки»
Практикум – игра
Решение
проблемного вопроса
Психологический
тренинг
Звучит «Весенняя соната» Баха.
Учитель читает стих
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.