Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок ОРКСЭ на тему

урок ОРКСЭ на тему

Скачать материал

СТЫД, ВИНА И ИЗВЕНЕНИЕ

 

Этапы урока

Содержание урока

Предполагаемые ответы детей

Форма и методы обучения

Примечание

1.Организацион-ный момент

Звучит песня «Улыбка»

 

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла, ведь всё на земле начинается с улыбки

 

Учащиеся улыбаются друг другу и рассаживаются на свои места

 

Психологический тренинг

 

2.Актуализация знаний

На прошлом уроке мы говорили о нравственности, скажите:

 

-Как звучит основное правило нравственности?

(Вспомните «золотое правило» нравственности)

 

«Не делай другим того, что сам считаешь злом»

 

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки!»

 

 

 

-А чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?

 

-Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

-(Стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)

 

-В этом правиле заключается добро человеческих отношений

Метод кластера

Работа по карточкам

 

3.Создание проблемной ситуации

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Фунтик и огурцы»

 

Обсуждение видеофрагмента

-Что испытал Фунтик?

(Какое чувство испытал мальчик?)

 

-За что? (За какой проступок?)

 

 

-О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока)

 

 

 

 

 

-Ему стало стыдно.

 

Учащиеся предлагают варианты.

 

 

-О чувстве стыда

Создание проблемной ситуации

 

4.Сообщение темы урока

-На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях, как стыд, вина, извинение.

-Какую цель перед собой поставим на урок?

 

 

 

-Какой человеческий поступок можно простить?

 

-Существуют вечные темы, к которым человечество обращается постоянно. И на это вопрос мы постараемся ответить в течение урока

 

 

 

 

-Раскроем смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться.

 

Предположения учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса

 

5.Работа над новым материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

«Лукошко ситуаций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Домашнее задание

 

 

 

8.     Итог урока

 

 

 

 

9.Рефлексия

1.Работа над репродукцией картины «Опять двойка»

-Давайте попробуем по репродукции картины А.Ф.Решетникова определить чувства каждого героя.

 Внимательно рассмотрите картину.

 

 

 

 

 

- Что выражает взгляд матери?

 

-Что выражает взгляд сестры? Как она учится?

 

-Что можете сказать о младшем брате?

 

 

-Кто является главным героем?

 

-Какие чувства испытывает мальчик?

 

-Как вы думаете, почему?

 

 

 

-Эта репродукция картины А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка»

-Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

 

-Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.

 

2.Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.

 

-Как вы понимаете, что такое СТЫД?

 

Продолжите фразу «Стыд – это …»

 

-Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд?

 

 

 

 

 

 

 

-Существует понятие «ложный стыд». Кто может ответить на этот вопрос:  что такое «ложный стыд?»

 

Исполнение сценки заранее подготовленными учащимися «Чужая пятёрка»

 

-Какие поступки вызывают чувство стыда?

 

 

-Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?

 

 

 

 

-Если я правильно вас поняла, то существует множество причин для переживания чувства стыда

 

 

Работа над понятиями «вина» и «извинение»

-Что ощущаете, когда испытываете чувства стыда?

 

-Давайте узнаем об этом чувстве подробнее.

Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина

 

-В каких ситуациях люди испытывают чувства вины?

 

-Стыд и вина – это одно и тоже?

 

-Найди главное различие между ними

 

 

 

 

-Что надо сделать, чтобы избавиться от чувства вины?

 

-Какие слова-извинения вы знаете?

 

Как следует извиняться

5 шагов к правильному извинению

Коментирование учителя

·    Каждый может выдать ложное извинение, и это принесёт больше вреда, чем пользы,

 

·    Если вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность.

 

·    Если  Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей маме: «Извини за то, что поздно пришёл». Это будет пустым и безрезультатным извинением.

 

·    Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришёл, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях»

 

-А перед кем Вам нужно извиниться сегодня? Подумайте и обязательно попросите прощение!

 

 Что ещё важно помнить при извинении?

-Извиняться надо чаще –это своеобразная культура общения.

-Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т.е. не говорите «извиняюсь»

-Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия – это и будет его ответом на ваше извинение.

 

-Что нужно сделать с тем, кто признал и осознал свою вину?

 

-Что значит прощать?

 

 

 

 

-Никогда не стыдно просить прощения. В истории человечества были ошибки и даже преступления огромного масштаба. Люди способны были восстановить отношения с целыми народами

 

-Я называю различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие

 

 

 

-В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них.

1 карточка - «солнышко»-согласны, поступили бы также.

2 карточка – «облако» - не согласны, так не поступили бы.

3 карточка – «солнышко и тучка» - не согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут прокомментировать своё мнение

 

1 ситуация. Алексей в столовой случайно толкнул Максима. Максим толкнул Алексея.

2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.

3 ситуация. Дима разлил воду в классе. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся.

4 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днём рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.

5 ситуация. Валентина нечаянно разбила любимую мамину вазу

 

-Вернёмся к вопросу, который мы поставили перед знакомством с картиной: «Какой человеческий поступок можно простить? В каком случае можно простить обиду»?

 

 

-Как вы думаете, попросит ли мальчик прощение у мамы?

 

-Какие слова при этом скажет?

 

 

 

-Как называют человека, который может простить, забыть обиды?

 

-Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.

 

-Как вы думаете, может ли эта история иметь продолжение?

 

-Поразмышляйте об этом вместе с родителями и напишите мини-сочинение, или подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока

 

 

-О каких чувствах мы говорили на уроке?    

 

-Продолжите фразу «Сегодняшнее занятие научило меня…»

 

-Возьмите за руки, друзья. Передадим частичку своего тепла друг другу. Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.

Благословенны будьте, травы

И воды в зелени дубрав!

Виновных нет: все люди правы,

Но больше всех – простивший прав!

(Учитель первый берёт за руку ученика. Тот другого  так далее по цепочке…)

 

-Будьте великодушными!

 

 

 

 

 

 

-На стуле сидит мама с грустным лицом.

-Осуждающим взглядом смотрит сестра

-Младший брат смотрит на старшего ехидным взглядом

 

 

 

 

 

 

 

Главный герой-мальчик

 

Стыд, вину, огорчение, обиду

Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки – причина двойки.

 

 

 

 

-Серые, тёмные, мрачные

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказываются

 

 

 

Читаем по учебнику стр.44.

 

СТЫД – это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

 

Читаем в учебнике с.44-45, приводим примеры, рассуждаем

 

 

 

 

-Когда сделаешь что-то плохое, обидел кого-нибудь

 

-Да (комментирование нескольких детских ситуаций)…

Учащиеся высказывают свои варианты ответа

 

 

 

 

 

 

 

-Испытываем чувство вины

 

 

 

 

 

 

-Обидел маму, друга, что-то не выполнил

 

-Нет

 

Стыд -ответственность за проступок перед другими, Вина-ответственность перед собой

 

-Признать свою вину, т.е раскаяться и извиниться

 

Высказывания учащихся

 

 

 

Читают по очереди:

 

·Делай это искренне

 

·Не оправдывайте свои действия

 

 

 

 

·Примите обязательство измениться

 

 

 

 

·Выражайте свои извинения осторожно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Простить

 

 

Прощать - это значит не держать обиды на другого человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-       Если человек раскаивается, осознаёт свою неправоту

 

-       Мальчик попросит прощение у мамы

 

-       «Прости, я больше так не буду; обещаю, такое больше не повторится и т.п

-       Великодушный

 

 

 

 

 

 

-Историю можно продолжить

 

 

 

 

 

 

Стыд, вина, извинение

 

 

 

 

Работа над репродукцией картины «Опять двойка»

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозговой штурм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распознавание стыда от ложного его проявления Сценка «Чужая пятёрка»

 

 

«Мозговой штурм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа          с учебником  с.45

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над этикетными словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра

«Говорящие руки»

 

 

 

 

Практикум – игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение проблемного вопроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический тренинг

 

 

Звучит «Весенняя соната» Баха. Учитель читает стих

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок ОРКСЭ на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок ОРКСЭ провела в 4 классе (можно использовать как классный час). На уроке использовала презентацию, в которой были вставленны нарезки видео, музыкальные. Применяла такие методы как: психологический тренинг, метод кластера, создаётся проблемная ситуация, "мозговой штурм". Так же рассматривали картину "Опять двойка", к которой вернулись и в конце урока. Дети думают,размышляют, делают выводы. Разыгрывается сценка, играем. Моим детям урок понравился.

Смотрите, применяйте в своей работе (если, конечно понравится). Всем удачи, успехов в нашей творческой работе.........

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 384 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 365
    • DOCX 55 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гагач Татьяна Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гагач Татьяна Олеговна
    Гагач Татьяна Олеговна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3700
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе