Главная / Начальные классы / Урок ОРКСЭ на тему

Урок ОРКСЭ на тему


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Казинская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

hello_html_m3e9f5769.jpghello_html_356aa1ff.jpg

Тема: «Христианская семья»







Лопухова Л.И., учитель православной культуры










Казинка, 2014г.



Пояснительная записка

В настоящее время, когда во многих российских семьях остаются невостребованными духовно-нравственные ценности, роль школы по формированию у детей ценностного отношения к семье и семейным традициям возрастает. Большие возможности в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина открывает педагогу реализация воспитательного потенциала занятий учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная методическая разработка направлена на знакомство детей с православным взглядом на семейные ценности, воспитание нравственных качеств, необходимых в семейной жизни. Формирование правильного представление о дружной семье, о долге перед родителями и другими членами семьи, знакомство со способами выражения заботы, уважения и благодарности.

Отличительной особенностью урока является использование видеоматериалов, основанных на примерах жизни воцерковленных семей Валуйского района, фотовыставок «Моя семья».

Автор материала (ФИО)


Лопухова Людмили Ивановна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель ОРКСЭ

Образовательное учреждение


МОУ «Казинская СОШ» Валуйского района Белгородской области

Название материала


Христианская семья

Класс (возраст)


5 класс

Учебный предмет


Основы духовно-нравственной культуры народов России

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК «Основы православной культуры». Шевченко Л.Л.. Учебник 4 -5 класс. Центр поддержки культурно-исторических традиций. Москва, 2012.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)


Презентация, видео, макет храма, фотографии членов семьи, раздаточный материал, музыкальное сопровождение. Конспект урока

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, видеопроектор, магнитная доска

Цель:


Дать представление о христианском понимании семьи.


Задачи:


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- познакомить с составляющими компонентами (категориями) «христианской семьи», ввести их наименования в активный словарный запас учащихся;

- познакомить с таинством венчания.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока.

Воспитательные

-формирование уважительного и бережного отношения к своей семье;



Ход урока:


I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

(Дети становятся в круг и берутся за руки, в кругу находится макет храма, в окнах которого семейные фотографии)


-Добрый день! Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

-Сегодня я хочу вам предложить форму общения – круг. Ведь в кругу проще вести открытый разговор, некоторое время быть вместе, вот так – глаза в глаза, рука к руке.

- В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


Прием «Корзина понятий»

-Ребята, мы продолжаем с вами наполнять нашу «корзину понятий». Сейчас я предлагаю поместить в нее карточки, на которых написаны слова.

- Я буду начинать предложение, а вам необходимо выбрать слово, которое будет его логическим завершением, положить это слово в корзинку и передать корзинку, тому, кому бы вы хотели.

-На прошлом уроке мы говорили, что в христианском понимании смысл жизни заключается в любви к … (ближнему)

-Ближним в Евангелии называется… (каждый человек, который нуждается в помощи)

-Кого в повседневной жизни мы называем близкими (родственников)

- Запишите на карточках самых близких вам людей?

Прием «Генеалогическое дерево» Приложение 1

(во время работы детей звучит песня «Родители – ангелы хранители»)


hello_html_m28109e36.png



III. Постановка учебной задачи


- Посмотрите на фотографии, что их объединяет? (на фотографиях наши мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры)

-Каким одним словом мы можем назвать этих людей? (семья)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о семье)

-Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья».

-А почему фотографии семей расположены в храме?

- Выражение «семья – малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. А говоря о церкви, мы употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем «отцом», «батюшкой», себя называем «духовными детьми» нашего духовника. Что же так роднит понятия церкви и семьи?

-Кто может сформулировать тему урока ( «Христианская семья»).

- Присядьте, пожалуйста, за парты.

Работа с «рефлексивным дневником» Приложение 2

- Откройте свои «рефлексивные дневники» и прочтите вопросы –путеводители.

( дети планируют свою учебную деятельность на уроке, отвечая на вопросы)

(Что мне нужно узнать? Как мне об этом узнать? Для чего мне нужно знать?)


IV. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового.

1.Знакомство со значением и происхождением слова «семья». Работа со справочной литературой.

- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья (ответы детей.)

- Давайте узнаем о значении этого слова из толкового словаря Ожегова. (Семья - группа живущих вместе близких родственников. Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – это связь поколений.)

-Но есть ещё одна тайна у этого слова.

- От какого слова оно происходит? (от слова «семя»)

- Как вы думаете, почему?

Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья.

2.Физминутка

Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья.

Руку дай соседу слева.

Руку дай соседу справа.

Мы одна семья.

Улыбнись соседу слева.

Улыбнись соседу справа.

Мы одна семья.

Ты прижмись к соседу слева.

Ты прижмись к соседу справа.

Мы одна семья.

Ты погладь соседа слева.

Ты погладь соседа справа.

Мы одна семья.


3.Работа в группах.

-Сейчас мы разделимся на 2 группы: «Исследователи», «Историки».

Задание для 1 группы – прочитать на стр. 64 статью и ответить на вопрос «Для чего человеку семья».

Задание для второй группы – прочитать статью на странице 65 и ответить на вопрос «Чему учат христиане своих детей».


3.Просмотр видеоролика о жизни православной семьи (на основе местного материала).

Приложение 3

-В нашем селе живут воцерковленные семьи, об одной из таких семей мы сейчас посмотрим видеоролик.

- Во время просмотра попытайтесь ответить на вопрос, о каких традициях жизни православной семьи вы узнали?

4. Поисковое чтение в парах.


-Откройте учебники на стр. 64. «Как рождается христианская семья». Просмотрите данное текстовое поле и подчеркните ответы на вопросы:

-Как рождается христианская семья?

-Что является ее истоком?

-Объясни смысл Таинства Брака?

- Какие обязанности должны выполнять по отношению друг к другу муж и жена?


5. Работа с дополнительными источниками информации.

Сообщения учеников, сопровождаемое слайдовой презентацией.

1 ученик

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Вступление в брак в православии называ­ется венчание. Венчание – одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословит жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.

Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти в радости и в печали.

2 ученик.

В центре Москвы стоит маленький, древний храм в честь Вознесения Господня, в котором сияет тихим светом икона с двумя святыми, предстоящими Господу во славе. Эти святые, прославившиеся несколько столетий назад Петр и Феврония Муромские. Согласно легенде, князь Пётр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Пётр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным образом оказались в одной могиле. До сих пор сохраняются предания о беззаветной любви и преданности этих двух Муромских супругов. Так в России появился новый праздник – День супружеской любви и семейного счастья, который отмечается 8 июля в День покровителей этой супружеской пары. Я хотел бы подарить вам символ этого праздника – цветок белой ромашки.

6. Приём “Хорошо-плохо”

-Прочитайте в учебнике библейскую историю про Хама, сына Ноя.

-Подумайте, как вы можете оценить поступок Хама?

- Имя Хама стала нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям и в том числе к родителям.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

(Хлопки на счет.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Всех могу пересчитать:

(Хлопки на счет.)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

(Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальчиков.)


V.“Первичное закрепление”


1.Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Как называют христианскую семью? (Малой Церковью)

Что можно принести в дар своим близким? (Дела любви)

Какие дела любви вы знаете? ( помощь, послушание, забота, внимание, уважение)

В чем смысл жизни христианской семьи? (в любви к Богу и ближнему)

Что является самым большим богатством христианской семьи? (вера)

Чему христиане учат своих детей?

2. Составление понятийного словаря урока

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

 Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:

 «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

  А в конце листа:

« СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

 -И все?

 -Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил:

 "И мира тоже".

 - Какие еще качества важны для всех членов семьи ?

 (Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба – слова появляются на экране) .

- Какие еще важные слова вы узнали на уроке

(Христианская семья, дела любви, малая Церковь, помощь, забота, внимание, уважение, Страх Божий, вера – слова появляются на экране)


VI.Самостоятельная работа


Работа с учебником в парах

«Выбери правильный ответ» стр. 66

«Объясни пословицу» стр. 67

«Составить синквейн со словом семья»

Название темы____________________________ (одно существительное)
Описание____________________________________(два прилагательных)
Действия ___________________________________________(три глагола)
Моё отношение__________________________________________(фраза)
Чувство ________________________________________________(слово)

Выполнение тестового задания Приложение 4

1. Церковное таинство бракосочетания:

* Венчание

*Крещение

* Миропомазание

2.Венцы в таинстве венчания символизируют:

* Вечность

* Богатство

* Долгая жизнь

* Единство любви и испытаний.

3. Вычеркни «лишнее» слово:

Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.


VII. Рефлексия

«Огонёк общения»

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

-сегодня меня порадовало…

-сегодня меня огорчило…

Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!


А дом, заставленный добром, – еще не дом.

И даже люстра над столом, – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом –

Твоим теплом.

-Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.

VIII.Домашнее задание. Приложение 5

В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов. Попробуй «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

hello_html_cfd31ba.gifhello_html_74250585.gifЛЮБОВЬ


hello_html_1aa596ea.jpghello_html_m9534073.gifhello_html_77455309.gifhello_html_5142c29.gifhello_html_m611efe13.gifhello_html_60f1c200.gifhello_html_9e11f8.gifhello_html_m2027249f.gifhello_html_16059c11.gifhello_html_fbee174.gifhello_html_m333e7f28.gifhello_html_27595ed5.gifhello_html_d2c7a4e.gifhello_html_m2fd876f0.gif

hello_html_m1f423e49.gifВЕРНОСТЬ

hello_html_5e952daa.gifhello_html_9e11f8.gif



















Используемая литература и Интернет-ресурсы.

http://mariourueta.com/wp-content/uploads/2013/03/stockxpertcom_id92122_size3.jpg

фото христианской семьи

http://content.foto.mail.ru/bk/eddi36/_blogs/i-3992.jpg

обряд венчания

http://www.svadba-club.ru/fileadmin/images/Archive/103/8iulya.jpg

символ праздника

http://kadilo.com.ua/files/church_utils/Tserkovnaya_utvar/Ventsyi/1-6-008-400.jpg венец

http://www.topgrant.ru/product_images/original/4500.jpg обручальное кольцо

http://www.topgrant.ru/product_images/original/1389.jpg обручальное кольцо

http://lentaregion.ru/wp-content/uploads/2011/07/0_1d2d3_f18668be_XL.jpg памятник святым Петру и Февронье в г. Муроме

http://www.clir.ru/images/photos/medium/c8afce50a177df9caa1df28623fc2bb7.jpg

икона святых Петра и Февронии.

Урок ОРКСЭ на тему
  • Начальные классы
Описание:

В настоящее время, когда во многих российских семьях остаются невостребованными духовно-нравственные ценности, роль школы по формированию у детей ценностного отношения к семье и семейным традициям возрастает. Большие возможности в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина открывает педагогу реализация воспитательного потенциала  занятий    учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная методическая разработка направлена на  знакомство детей с православным взглядом на семейные ценности, воспитание  нравственных качеств, необходимых в семейной жизни. Формирование  правильного  представление о дружной семье, о долге перед родителями и другими членами семьи, знакомство со способами выражения заботы, уважения и  благодарности.

Отличительной особенностью урока является использование видеоматериалов, основанных на примерах жизни воцерковленных семей Валуйского района, фотовыставок  «Моя  семья».

Автор Лопухова Людмила Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 598
Номер материала 30140
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓