Главная / Начальные классы / Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики» .

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики» .

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «семья», «имя», «отчество», «фамилия»;

  • воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;

  • способствовать сплочению семей учеников;

  • развивать устную речь учащихся, способность анализировать.

Оборудование:

  • учебник «Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс;

  • мультимедийный проектор, доска, компьютер;

  • презентация «Семья;

  • вырезанные из бумаги ромашки, магниты

К этому уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить рассказ о своем имени и фамилии.

Ход урока

1. Определение темы урока

- Тему нашего урока я предлагаю вам определить самим, отгадав ребус. (Слайд1)

Разгадывание ребуса учащимися.

Сегодня на уроке мы поговорим о семье. (Слайд 1)

2. Понятие слова «семья»

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

- Что ж такое «семья»?

Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.

(слайд2)

Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников выполняет индивидуальное задание: по словарю С.И.Ожегова ищет определение слова «семья».

  1. Это группа живущих вместе близких родственников; сплочённых общими интересами.



3. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество

- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями? (ответы детей).

- До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети.

Позже на Руси каждая семья – отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все дети и внуки – жили одной дружной семьей с родителями.

- Почему же возникла необходимость жить семьёй?

Дети предлагают варианты ответов.

Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

У каждого члена семьи есть имя, отчество и фамилии.

4. Цель урока.

Сегодня нам предстоит выяснить, что такое имя, отчество и фамилия и историю их появления. А также мы поговорим о семейных ценностях.

5. Новый материал.

У наших далеких предков славян фамилий не было, а были только имена. В 988 год на Руси было принято христианство. А что такое христианство? (религия, основанная на вере в Иисуса Христа и его учеников). До принятия христианства имена состояли из двух корней – Свято-слав, Яро-слав, Рости-слав, Все-волод. После принятия христианства, имена стали брать из церковных календарей: Иоан, Георгий. Позже имена из церковных календарей приспосабливали к местному произношению: Иоана стали называть Иваном, Георгия – Юрием и т.д. В 16 – 17 веках простых людей называли пренебрежительными именами: Федька, Гришка, Ванька. А знатных людей и людей, каких либо профессий именовали полными именами – Федор, Григорий, Иван. В настоящее время существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Имя даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

- А вы знаете в честь кого вас назвали и значение своего имени? (ответы детей)

Так что же такое имя? (слайд 3)

Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество? (слайд 3)

Отчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой. На Руси все чаще говорили Иван Петров сын.

- А вы знаете свои отчества?


6.Работа с учебником.

(слайд 3) фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям».

Чтение по учебнику стр. 99 с 1 абзаца. Фамилии стали присваивать при Петре 1. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.)

- А кто из вас знает происхождение своей фамилии? (ответы детей)


7. А сейчас небольшая разминка «Загадки» о семье»:

1.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья) встаем

2.

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа) У кого есть папа -, ножками потопали

3.

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая...(мама) У кого есть мама - ручками похлопали

4.

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка) У кого есть бабушка – покружились вправо, влево

5.

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед). У кого есть дед – руки вверх и потянулись, наклонились вправо, влево…

6.

Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне ….. (сестренка) Помашите рукой над головой.

8. Творческое задание.

Мы с вами отдохнули, а заодно и повторили состав семьи.

А что такое семья?

Семья - Это группа живущих вместе близких родственников, сплочённых общими интересами.


Перед вами лежат ромашки, на каждом лепестке напишите члена вашей семьи, лепестков может быть и больше, пусть останутся свободными.


-А кто из лепестков моей ромашки соберет пословицу.

НЕ нужен клад, когда в семье лад.


- Как вы ее понимаете?

9. Притча о ладной семье

- Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?

Учащиеся предлагают свои варианты.

- Сейчас я прочитаю вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».

- Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни?

- Ребята, а что вы можете сделать, чтобы в вашей семье был мир и покой.

Стр. 100 «Заповеди семьи».


Посмотрите на ромашку. Что связывает

лепестки в цветке? (сердцевина)

- А что будет, если убрать сердцевину

цветка? (лепестки рассыпятся)

Посмотрите на свои ромашки.

Все члены вашей семьи разные по

характеру, возрасту, но что их связывает

между собой? (любовь, дружба, добро, уважение, труд,

понимание и т.д.)

Дописать сердцевину. ( Напишите самое главное слово, которое связывает всех членов вашей семьи)

На доске ромашковое поле.

Ребята, несмотря на то, что все семьи разные, но

слова, которые объединяют семьи– похожие.

8 июля в нашей стране

отмечается праздник «Любви, семьи и

верности». Символ праздника – ромашка.

Этот праздник назван в честь святых Петра и Февронии. У православных христиан Петр и Феврония были образцом взаимной любви и семейного счастья еще при жизни. По легенде они даже умерли в один день 8 июля. Их тела положили в разные места, но каким то чудесным образом они оказались в одном гробу, что ее раз подтвердило семейную взаимную любовь и верность.

10. Обобщение

Закончи предложения

  • ИМЯ ребенку даётся родителями при (рождении.)

  • ОТЧЕСТВО присваивается по имени (отца).

  • ФАМИЛИЯ переходит к детям от (родителей.)

-Что означает слово семья?

- Что каждый из вас может сделать уже с сегодняшнего дня, чтобы его семья стала жить еще дружнее и становилась все крепче и крепче?

стихотворение

11. Домашнее задание (слайд 9)

Стр. 97-100, 102-103 читать, пересказывать

Стр.100 вопросы 1, 2, 4,5.

10 Рефлексия.

- Кому понравился сегодняшний уро встаньте.

-Кто доволен своей работой на уроке похлопайте в ладоши.

-И я довольна вашей работой – выставление оценок.





Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики» .
  • Начальные классы
Описание:
  • Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «семья», «имя», «отчество», «фамилия».

    • воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;

    • способствовать сплочению семей учеников;

    • развивать устную речь учащихся, способность анализировать.

    Оборудование:

    • учебник «Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс;

    • мультимедийный проектор, доска, компьютер;

    • презентация «Семья;

    • вырезанные из бумаги ромашки, магниты

  • К этому уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить рассказ о своем имени и фамилии.

Автор Бессонова Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 872
Номер материала 22157
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓