|
2. Актуализация знаний и фиксация
индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к
самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний,
умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в
индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
|
Создание проблемной
ситуации с помощью вопроса
Учитель: На прошлом уроке мы беседовали о Заповедях
Блаженств. Вспомните, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди?
( Д: Не
отвечайте злом на зло. Любите врагов ваших. Не собирайте себе сокровищ на
земле, но собирайте себе сокровища на небе Не судите, да не судимы будете)
Учитель: Вспомните Золотое правило этики
(Д: «Во всем,
как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.»)
- Учитель:
Итак, живя с Богом в душе, живя по его заветам, христианин обретает счастье.
А сейчас я
предлагаю вам послушать стихотворение, которое называется «Вишня»
-Вы знаете о чем
это стихотворение?
-Учитель читает
стих.
( автор в этом
стихотворении рассказывает о том, как старик нес вишню домой, и о том, что он
подумал и решил посадить вишню не дома, а у дороги. )
Учитель:Зачем?
(Во-первых - для
красоты:
«Пусть растет
большая-пребольшая,
Пусть идет и
вширь и в высоту
И, дорогу нашу
украшая,
Каждый год
купается в цвету» .
Во-вторых - для
отдыха:
«Путники в тени
ее прилягут,
Отдохнут в
прохладе, в тишине» .
В-третьих:
«Может статься,
вспомнят обо мне.
А не вспомнят -
экая досада, -
Я об этом вовсе
не тужу:
Не хотят - не
вспоминай, не надо, -
Все равно я
вишню посажу! » )
Учитель:Какая же главная мысль этого стихотворения?
Что хотел нам
сказать Исаковский, рассказав эту историю?
Чем симпатичен ему
его герой?
(Старик не
думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы рад,
если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное:
«Не хотят - не
вспоминай, не надо, -
Все равно я вишню
посажу!»)
У: А как вы
оцениваете поступок пожилого человека, посадившего вишню не в саду около
дома, а возле дороги?
(Д: Проявил
милосердие, поступил по христиански, совершил добрый поступок, исполнил
заповедь Божью.)
Учитель:-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на
уроке?
(Д: О добре,
добрых поступках)
( (Частично-поисковый метод)
|
Принятие
проблемной ситуации.
Ответы детей
Анализ
стихотворения
|
Коммуникативные
УУД (выполняют свои обязанности в группе и видят цель деятельности).
Познавательные
(выявляют причинно-следственные связи), коммуникативные (высказывают свою
точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные
(выделяют и осознают то, что уже усвоено).
Познавательные
(выявляют причинно-следственные связи), коммуникативные (высказывают свою
точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные
(выделяют и осознают то, что уже усвоено и что вызывает затруднение).
|
|
3. Выявление места и причины
затруднения. Этап
предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло
затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений
не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
|
Учитель::А зачем нужно творить
добро?
(:Потому,
что доброта, милосердия, любовь к людям огромное чудо, на языке которого с
нами разговаривает Бог )
Учитель:А легко ли творить добро?
-Что
заставляло вас совершать добрые дела?
-Можно
ли творить добро и любить врагов , не преследуя выгоды?
- А
как на этот вопрос отвечают христиане, мы узнаем, прочитав текст учебника (
стр.68 до слова самоотверженность)
Отречение
Петра и его покаяние- частый сюжет в литературе и в живописи. Людей поражает
любовь Христа - прощающая, отеческая: он знал о предательстве Петра заранее и
простил его, не переставая любить. В христианстве считается, что все люди
порой отрекаются от Христа, когда совершают дурной поступок из страха,
трусости или лени, но у них есть возможность исправиться и быть прощенными. Очень
непросто было быть христианином в Римской империи. Только за одно это можно
было поплатиться жизнью. Но христиане проявляли необычайное мужество.
Прочитаем
об этом в тексте учебника
(стр.68
до слова самоотверженность)
Читает
учитель
(Читать
легенду буду сама, потому что хочу выделить голосом те слова, которые
необходимы для понимания поступка Петра.)
решение
покинуть Рим далось апостолу Петру нелегко - об этом попросили его ученики.
Они хотели, чтобы Петр сохранил свою жизнь и продолжал проповедовать
христианство
2.)
Анализ текста
Давайте
на время почувствуем себя учениками и попробуем ответить :
-
почему Петр «содрогнулся», какие чувства он испытал? (страх перед
возможностью снова совершить предательство);
-
почему? Ведь он знает - Христос милосердный, он простит (нельзя так
беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь);
-
почему же вернулся апостол Петр? Он не спас своих учеников и погиб сам.
Может, это не подвиг, а ошибка?
(Его
поступок детям может показаться странным, непонятным, но я поясню, что с
точки зрения православных христиан он сделал очень много. Ведь христианину
совсем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед
вечностью, шагнет в бессмертие.
Петр
понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души, а не
падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. И,
конечно, он подражает Христу, потому что любит его. Подражает, но не гордится
этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так, как его
Учитель, как бы подчёркивая, что жертва Христа неизмеримо выше.
И его
брат, апостол Андрей, просил распять себя на косом кресте.
(Слайд
презентации)
Об
этом апостоле можно узнать, обратившись к вклейке «Это интересно»,
расположенной на полях учебника.
Здесь
же рассказывается и о знаменитом Андреевском флаге.
3)
Чтение детьми самостоятельно. «Это интересно», стр.69
Апостолы
подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек
жертвовал своей жизнью во благо другим.
- Как
называют таких людей?
История
хранит немало примеров самоотверженности. Я могу обратиться к ребятам и
попросить их назвать имена самоотверженных людей, а могу привести свои
примеры. ( Пример из недавних трагических событий в Осетии, когда первого
сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до
конца.)
Подражать
Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить
жизнь и деяния святых.
-Имена
каких святых вам известны?
Выслушаю
их ответы, приведу свои примеры. Обязательно вспомню имя Сергия Радонежского,
благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Петра и Февронию
Муромских, которые за всю свою жизнь не сказали друг другу ни одного
недоброго слова
Эти
люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом
особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро). Эта
радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала
все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди,
обретая новый смысл жизни.
(Жизнь
человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами и полезными
трудами, — говорит народная мудрость. )
-
Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Доброта – это отзывчивость,
сочувствие, сопереживание, внимание к людям; всё положительное, хорошее,
полезное».
|
Творческая
работа. Рассуждение
|
Познавательные
(выявляют причинно-следственные связи, проявляют умение сравнивать),
коммуникативные (высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли
в устной речи), регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено и что
вызывает затруднение: возможно ли с точки зрения Церкви обращение людей к
оружию?).
Коммуникативные
(высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи),
регулятивные (ставят цель собственной познавательной деятельности).
|
|
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение
исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися,
выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение
характера нового знания.
|
4.
Первичное закрепление .Работа в парах.
-Как
вы поняли значение слова «самоотверженность»? Зачитайте из текста
На
карточках подчеркните , какое определение можно дать слову
«САМООТВЕРЖЕННОСТЬ»
Задание
1. Самоотверженность – это….. (предмет, поступок, явление, свойство,
качество)
Что
свойственно человеку, обладающему таким качеством?
(
Готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду, медаль, портрет в
газете?)
За
похвалу родителей?
Готовность
творить добро и приходить на помощь бескорыстно?
Готовность
пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно , без награды?
Задание
2. Среди ряда слов, выбрать сходные по ценностному смыслу и противоположные
.Распределите их в 2 столбика
Самолюбование/
самоограничение, самолюбие, самоотречение, саможаление, самомнение,
намонадеятельность, самостоятельность, самоотверженность
Проверка
(фронтально)
-
Назовите как можно больше хороших, положительных качеств, которые
можно
объединить таким простым и в тоже время ёмким словом доброта
-Составление
словаря синонимов
(терпение,
милосердие, неосуждение, благородство)
- А
знаете ли вы значение этих слов?
-Доброта
— это отзывчивость, стремление делать добро.
-Милосердие
-это готовность помочь из чувства сострадания.
-
Как вы думаете, ребята, эти качества сразу рождаются в человеке развитыми
и совершенными?
(Д:их
нужно растить и развивать в течение всей жизни)
Милосердие
и доброта подвигают нас на добро делание. Помогая другим, ты помогаешь себе,
потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Творить
добро – значит жить в радости.
Можно
искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться
сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем
сердце?
Такая
внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда
бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет
остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем
светлее у тебя на сердце.
|
Работают
в парах, взаимопроверка
|
Коммуникативные
УУД:умение
слушать и слышать собеседника
Регулятивные
УУД:самоконтроль
Р.
Проговаривание последовательности действий, формирование познавательной
инициативы.
П.
Умение находить и выделять необходимую информацию , умение выдвигать
предположения и обосновывать их
К.
Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать
разные мнения
Л.
Умение осознавать ответственность за общее дело, умение следовать в
поведении моральным нормам и этическим требованиям
|
|
6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися
задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе
сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит
в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха,
мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
|
У:Подражать
Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Прочитайте об этом в учебнике
с.69
Обмен
информацией:
У:Назовите
вторую причину, по которой христиане стремятся творить добро?
(Д:
Переживание духовной радости)
У:
Жизнь святых может служить ярким примером доброделания ( Сергий Радонежский,
Серафим Саровский)
|
Индивидуальная
работа
|
Коммуникативные
УУД:умение
слушать и слышать собеседника
Регулятивные
УУД:самоконтроль
Личностные
УУД:нравственно-этическая ориентация, интерес
Познавательные
УУД:анализ, синтез
|
|
8.Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание
учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на
уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись
домашнего задания.
|
Учитель:- Почему-то в наше время доброта утратила
свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Порой мы нетерпимы и
даже озлоблены по отношению друг к другу. Не стремимся к овладению умением
слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания.
Поэтому,
очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы поняли значимость приобретения в
жизни этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую
сущность человека.
Отметьте в
оценочном листе ваши впечатления об уроке.
Учитель: А сейчас давайте ответим на вопрос ,
поставленный в теме урока : Зачем творить добро?
(Д: Даря добро,
человек приобретает гораздо больше, чем отдает., Он получает духовную
радость.)
Составляем синквейн
по уроку( добро)
Одно существительное
Два прилагательных
Три глагола
Одно предложение
Самооценка:
1
|
На уроке я
работал
|
активно /
пассивно
|
2.
|
Своей работой на
уроке я
|
доволен / не
доволен
|
3.
|
Урок для меня
показался
|
коротким /
длинным
|
4.
|
За урок я
|
не устал / устал
|
5.
|
Мое настроение
|
стало лучше /
стало хуже
|
6.
|
Материал урока
мне был
|
понятен / не
понятен
полезен /
бесполезен
интересен /
скучен
легким / трудным
|
.Домашнее
задание: карточки с индивидуальными заданиями Работа выполняется с
родителями.
Звучит
песня : «Дорога добра»
Спасибо
за сотрудничество!
|
|
Познавательные
УУД:сбор
информации
Коммуникативные
УУД:сотрудничество
Личностные
УУД:нравственно-этическая ориентация
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.