Главная / Начальные классы / Урок ОНЗ по русскому языку. Тема: «Определение спряжения глаголов по неопределённой форме»

Урок ОНЗ по русскому языку. Тема: «Определение спряжения глаголов по неопределённой форме»

Урок ОНЗ


Русский язык, 4 класс

Тема: «Определение спряжения глаголов по неопределённой форме»



Выполнила: Толстова Л.В., учитель начальных классов МАОУ лицей №82 города Нижнего Новгорода


Тип урока: ОНЗ


Основные цели:
продолжить формировать умение строить алгоритм на примере построения алгоритма действия в определении безударного окончания глагола;

сформировать умение определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием по неопределённой форме



3) формировать личностные (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом на этапе мотивации), регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование (при анализе пробного действия), целеполагание как постановка учебной задачи, контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него), познавательные (общеучебные и логические действия), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли) универсальные учебные действия.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, обобщение.





































Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.( 2 мин)

Учитель показывает изображение Тома (или презентация Слайд 2)

hello_html_5a5dfc1d.jpg


- Сегодня Том принёс вам пословицу. Прочитайте и объясните, как вы её понимаете:


До кого что не доходило, тот того и не знает.

( То, чему учишься, нужно понимать, иначе знания не получишь)


- Почему Том принёс эту пословицу?

( В чём-то испытывает затруднение. Ему нужна помощь)


− С какой частью речи вы работали на прошлых уроках? (Глагол.)


− Сегодня Том принёс новое задание, которое поможет узнать что-то новое о глаголе.

Как вы обычно открываете новое?

(Мы сначала повторим то, что нам понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.)


- Пожелаем друг другу удачи и в путь.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.( 5 мин)


- Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала?

(Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)

- Предлагаю первое задание для повторения выполнить в парах. «Найдите лишнее слово» в каждой строке и запишите в тетрадь.

( Высвечивается слайд 3)

Найдите лишнее слово:

  • перебежит, порвать, заживёт;

  • летим, посмотрите, топить;

  • ревёт, несёшь, лететь;

  • пищишь, прятать, лежите;

  • любить, болят, метут.

Работа в парах.

Проверка. ( Слайд 4: порвать, топить, лететь, прятать, любить)

- Что объединяет все эти слова? ( Глаголы неопр. формы)

- Почему это глаголы неопределённой формы? Проговорите эталон.

Что делать?

Эталоны: hello_html_70aa5e89.gif-

(Слайд 5)

- А мы с вами какую тему изучаем? (Глагол. Спряжение глагола)

- А вы умеете определять спряжение глагола? (Да)

- У каких глаголов мы умеем определять спряжение? (У глаголов настоящего и будущего времени с ударным окончанием.)

- Как вы определяете спряжение глаголов с ударным окончанием? Восстановите способ.

Гл. наст. и буд. вр.

Эталон:

hello_html_m2df47aa7.gif

hello_html_m147f1566.gifhello_html_m147f1566.gifhello_html_m147f1566.gif

hello_html_m9534073.gifhello_html_m294b5e27.gifhello_html_m36d2df2a.gifhello_html_m294b5e27.gif

нет

да

По букве в окончании определить

тип спряжения














I спр.

hello_html_m6a6803e9.gif

е…

ут

ют



hello_html_m31fc69e1.gif

II спр.



( Слайд 6)

Работа в парах.

- Давайте проверим, как вы научились определять спряжение глаголов. .Поработайте самостоятельно. Запишите оставшиеся глаголы и определите спряжение.

-Проверьте. (Слайд 7)

hello_html_5726036f.gif

-Кто испытал затруднения?

- Какие затруднения испытали?

- Я вижу, что большинство ребят считает, что они уже хорошо научились определять спряжение глагола по ударному окончанию.

- Какой эталон помог вам правильно выполнить задание?

( Эталон правописания ударных личных окончаний глаголов)

- Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие)

- Зачем? ( Чтобы мы поняли, чего не знаем.)

Задание на пробное действие.

- Помогите Тому. (Слайд 8) Ему надо выполнить задание: Вставь пропущенные буквы и определи спряжение глаголов:

(он) реша…т
лов…шь
пиш…м
пил…т

- Он не смог. А вы сможете? (Нет)

- Попробуйте.

Самостоятельная работа учащихся.



- Стоп. Посмотрим , что у вас получилось.

- Кто не смог выполнить это задание? (Учащиеся поднимают руку)

Фиксация затруднения.

- Почему не смогли? (Не знаем, как определить безударное окончание глагола)

- У кого есть ответ?

- Обоснуйте свой ответ. (Не могу обосновать, назвать, каким эталоном воспользовался)

- Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать)

3. Выявление места и причины затруднения.(2 мин)

- Давайте разберёмся, что показало пробное действие? ( Не можем записать безударное личное окончание глаголов)

- Подошёл ли к вашему заданию известный эталон? (Нет)

- Где же возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном эталоне? (Как действовать, если окончание безударное)

- Подумаем, что нужно узнать о глаголах, чтобы правильно выбрать окончание? (Узнать спряжение)

- Узнайте спряжение. (Не можем)

- Почему? (Мы умеем определять спряжение глаголов только по ударному окончанию)

- Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы не знаем алгоритм, по которому можно определить спряжение глаголов с безударным окончанием)

4. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

- Какова же цель сегодняшнего урока? ( Узнать алгоритм, по которому можно узнать спряжение глаголов с безударным окончанием и научиться писать безударные окончания глаголов)

- Вы будете открывать новый способ или уточнять уже известный? ( Уточнять известный алгоритм)

- Сформулируйте тему урока. (Определение спряжения глаголов с безударным окончанием)

(Слайд 9) с названием темы и цели)



hello_html_773a52b7.gif

- Где можно найти необходимую информацию? (Провести исследование, посмотреть в учебнике, спросить у учителя.)

− Как зафиксируем результат открытия? (Сформулируем правило, составим алгоритм)

- Составьте план действий выхода из затруднения, используя предложенные карточки.

(Слайд 10)

Сформулировать правило.

Составить эталон.




Выполнить анализ глаголов на карточках.




На доске в ходе фронтальной работы вывешивается план:

1

Выполнить анализ глаголов по образцу (Карточка №2).

Сформулировать правило.

)

2)

3

Составить алгоритм.

)


( Слайд 11)

5. Реализация построенного проекта.( 8 мин)

− Я предлагаю вам сделать открытие в группах.

Для этого вы проведете исследование по заданиям на карточках. ( Слайд 12)

Кhello_html_4010d48e.gifарточка 1

хвалит – темнеет –
делишь – тянешь –
лечат – ищут –
косят – полют –


Карточка 2.

  1. Поставьте в глаголах ударение.

  2. Выделите окончание.

  3. Определите спряжение.

  4. Образуйте неопр. форму каждого глагола и запишите её рядом.

  5. Понаблюдайте, на что оканчивается неопр. форма глаголов первого столбика, подчеркните.

  6. На что оканчивается неопределённая форма глаголов второго столбика, подчеркните.

  7. Что заметили? Сделайте вывод.

  8. Зафиксируйте ваш вывод.

- Представьте свои результаты.( По 1 представителю выходят к доске и представляют свой вывод) (Слайд 13)

− Какой вывод у вас получился?( Слайд 14)

hello_html_2d9514a3.gif

− Какое правило сформулировали?

( Спряжение глагола с безударным личным окончанием узнают по его начальной форме. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Н. ф. на -ить – II спр., н. ф. не на -ить – I спр.


− Откройте учебник на с.32 и прочитайте правило. Верно ли открытое вами правило?


− На основе данного правила составим алгоритм.

(По группам дети составляют алгоритм, приклеивая его детали на лист.

В ходе фронтального обсуждения ученики по очереди вывешивают на свободную часть доски блоки алгоритма и соединяют их стрелками. В результате получается блок-схема алгоритма:




Гл. наст. и буд. вр.

Эталон:

hello_html_m2df47aa7.gif

hello_html_m147f1566.gif

hello_html_m9534073.gifhello_html_m294b5e27.gifhello_html_m36d2df2a.gifhello_html_m294b5e27.gif

нет

да

По букве в окончании определить

тип спряжения












Поставить в нач. форму



I спр.

II спр.

hello_html_m6a6803e9.gif

е…

ут

ют



hello_html_m1aaecfbc.gifhello_html_m65cb5fff.gif

По начальной форме

определить спряжение

II спр.

(Слайд 15)

− Вы можете сказать, что преодолели затруднение? (Да.)

− Какую цель вы ставили перед собой?

− Какой результат планировали получить?

− Докажите, что данный учебный шаг пройден. (Получено правило, мы составили алгоритм.)

- Какие же задания вы теперь сможете выполнять?


Физкультминутка. ( Слайд 16)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.( 4 мин)

− Теперь вы сможете помочь Тому? Вернёмся к пробному заданию и применим свои новые знания, чтобы его выполнить.

Фронтальная работа у доски с комментированием. ( 4 слова)


Образец комментирования:

решает, что делать? Решать, оканчивается не на -ить, значит глагол первого спряжения ,пишу в окончании букву -е.)

(Слайд 17)


hello_html_m87f57a6.gif

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(5 мин)

− Чем вы будете пользоваться при выполнении задания? (Правилом, эталоном.)

− Какой шаг в вашей работе будет следующим? (Самостоятельная работа.)


- С какой целью вы будете работать самостоятельно?

(Мы должны выяснить, понятен ли нам новый способ, можем ли мы им самостоятельно пользоваться.)

Самостоятельное выполнение упр. №414 в задачнике в соответствии с заданием.

- Прочитаем задание. Что не понятно?

Задания:

■ Поучись новым способом узнавать спряжение глаголов и выбирай личные окончания.

■ Во второй колонке знаками + или – ответь на заданный вопрос, а в третьей – цифрой

укажи спряжение, по которому глагол должен изменяться.

− Проверьте свою работу.

Открыть на доске эталон для самопроверки (Слайд 18)





hello_html_m77d6ad11.gif


− Если у вас есть ошибки в работе, поставьте в конце записи «?», если вы выполнили работу верно, то «+».

− О чем говорит знак вопроса? (Нужно еще потренироваться.)

− Где вы сможете потренироваться? (На уроке и дома.)

− Кто поставил себе «+»? Молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение. (8 мин)


− Рассмотрим слова с изученной орфограммой в контексте предложений и выполним упражнение.


Спиши, вставь безударные окончания глаголов. Обозначь орфограмму.


Снег – верный помощник лесных жителей. Он и гре.., он и пряч.. . Но беда, когда после оттепели удар.. мороз.

Грян.. резкий холод и заморозит снег сверху, покро.. его ледяной коркой. Теперь только ждать, когда солнышко её растоп.. .

По В. Бианки



Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.( 3 мин)


− Какую цель вы перед собой ставили? Удалось ли ее достичь? Докажите.

− Какое правило сформулировали?

− Оцените свою работу при помощи цветных карточек. ( Слайд 19)

Я знаю правило, по которому можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, могу пользоваться составленным по этому правилу эталоном и в самостоятельной работе не допустил ошибок.

Я знаю правило, по которому можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, умею пользоваться составленным по этому правилу эталоном, но в самостоятельной работе допустил ошибки.

Я знаю правило по которому можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, но испытываю трудности в пользовании эталоном и в самостоятельной работе допустил ошибки.

− У кого остались нерешенные проблемы? В чем они заключаются?

− Каким образом можно решить эти вопросы? (Потренироваться.)

− Где будете тренироваться? (Дома.)

- Чем будете пользоваться? (Новым знанием, правилом, эталоном)

Домашнее задание:

эталон, который составили на уроке; с. 32(правило)

№ 415 для тех, кто оценил свою работу красной карточкой

№417 для остальных







hello_html_50abda86.gif

(Слайд 20)

Урок ОНЗ по русскому языку. Тема: «Определение спряжения глаголов по неопределённой форме»
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока: ОНЗ

 

Основные цели:
продолжить формировать умение строить алгоритм на примере построения алгоритма  действия в определении безударного окончания глагола;

сформировать умение определять спряжение глаголов с безударным  личным окончанием по неопределённой форме

 

 

3) формировать личностные (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом на этапе мотивации), регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование (при анализе пробного действия), целеполагание как постановка учебной задачи, контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него), познавательные (общеучебные и логические действия), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли) универсальные учебные действия.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, обобщение.

 

Автор Толстова Любовь Викторовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 741
Номер материала 17523
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓