Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира "Жизнь древних людей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Жизнь древних людей" (3 класс)

Название документа Задание для групп.docx



СОБИРАТЕЛЬСТВО

Cущественной частью рациона являлась растительная пища. В древних лесах имелось много ягод, диких плодов и съедобных кореньев. Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Древнейшие или, как их ещё называют, первобытные люди бродили с места на место, разыскивая плоды, выкапывая заострённой палкой коренья, собирая грибы и ягоды. Этим занимались только дети и женщины. Им надо было искать пищу для племени.



hello_html_775420fe.png

























ОХОТА

Время шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие.

Появились более сложные и разнообразные орудия. Заметив, что согнутое дерево с силой выпрямляется, люди сделали из гибких ветвей лук. Стрелы – из тонких прямых веток. Стрела летела дальше, чем копьё, и вернее попадала в цель. Промахнувшись, можно было сразу же пустить другую стрелу. Лук и стрелы сделали более успешной охоту на подвижных и мелких животных (козы, зайцы…), а так же на птиц. Лук был самым могучим и дальнобойным орудием древних охотников.

На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.

Охота являлась древнейшей отраслью хозяйства. Мясо крупного животного могло прокормить не одного, а многих людей. Охота требовала, чтобы группа работала дружно. Охота способствовала усовершенствованию орудий труда.

hello_html_m59189caa.pnghello_html_m56b9d3e7.png



hello_html_m3603c7e5.png



Орудие труда

Древнейшие люди отличались от животных прежде всего умением изготавливать орудия труда.

Орудия изготовлялись из дерева и камня. Человек заострил край камня, откалывая от него при помощи другого камня небольшие кусочки.

Такие грубые орудия с неровной поверхностью называются ручными рубилами. Ручное рубило сопровождало человека в его странствиях по лесу в поисках пищи и служило защитой от диких животных: с его помощью можно было рубить, резать, а также копать землю. Во время изготовления рубил откалывались отщепы. Их употребляли в качестве остриёв, грубых проколок, скрёбел. Человек пользовался также дубиной и заострённой палкой.

Затем вместо тяжёлых и грубых рубил, человек постепенно изготавливал более совершенные орудия труда из камня, а также из кости и рога. Кремневые и костяные наконечники стали прикреплять к длинной палке или к стволу бамбука и сделали копьё. При помощи копья можно было поразить животное на расстоянии. Острыми кремневыми скребками очищали шкуры животных, а костяными иглами их сшивали.



http://shkolazhizni.ru/img/content/i56/56822_or.jpg









Овладение огнем

У людей появилось сильное средство для борьбы с суровой природой – огонь.

Сначала древние люди могли видеть огонь при лесных пожарах, когда молния ударяла в дерево, или при извержениях вулканов, когда разливалась лава. Такой огонь пугал людей, и они от него бежали. Но потом они заметили, что огонь даёт тепло, и приходили к нему погреться. Подбрасывая в огонь топливо, человек научился поддерживать его, не давая ему погаснуть. Люди стали переносить пламя с одного места на другое, выхватывая из костров пылающие головни.

Позднее человеку удалось самому добыть огонь трением одного куска дерева о другой или ударами кремня о кремень, высекая искру. Это требовало много труда, ловкости и времени, по - этому даже умея добывать огонь, первобытные люди предпочитали поддерживать уже добытый.

При помощи огня можно было из пещер изгонять их обитателей – медведей, львов, сильных и опасных для человека хищников. В пещерах поселились люди.

Случайно человек обнаружил, что горевшие на огне коренья и мясо были вкуснее. Человек стал пользоваться огнём для приготовления пищи.



http://energetika.in.ua/images/Kniga_1/Image_027.jpg

Название документа Карта мыслей.docx

Карта мыслей _________________

1)Определи:

Тепловой пояс-______________________________ 3)Прочитай текст, подумай, так ли все происходило в прошлом

Первобытные люди жили в хижинах. Вся их одежда состояла из одних шкур. Однажды они заметили , как в дерево ударила молния. Они очень обрадовались. Опомнившись, они вытащили горящие сучья. Огонь стал первым врагом человека. Из камней они делали украшения. Мужчины и дети собирали плоды, ягоды и грибы. Старики и здоровые мужчины ходили на охоту. Если не находили пищи, то покупали ее на рынке



Природная зона –____________________________

Материк – __________________________________

2)Обведи правильный ответ:

Как у древнего человека появился огонь?

  • От удара молнии

  • От зажженной спички

  • От трения сухих палочек

  • От зажигалки

  • От искры при ударе камней

  • От солнца

Овладение огнем дало древнему человеку возможность:

  • Отпугивать диких зверей

  • Заниматься земледелием и скотоводством

  • готовить вкусную и питательную пищу

  • Согреваться холодной ночью

  • Строить жилища

  • Охотиться удачнее

Название документа Техн карта окр мир.docx


Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий.


Предмет, класс

Окружающий мир, 3класс

Программа

Система Л.В.Занкова

Ф. И. О. преподавателя

Жилина Мария Владимировна

Тема урока

Жизнь древних людей

Тип урока

Изучение новых знаний .Урок открытия новых знаний.

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет повысить эффективность урока, сделать его более наглядным и интересным, повышение мотивации.

Цель урока

Дать представление о том, как жил древний человек.

Задачи урока

образовательные

воспитательные

развивающие


Активизировать знания учащихся о зарождении жизни на земле, формировать исторические понятия; учить работать с литературой.

Создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся и уважения к наследию прошлого.

Развивать интерес к урокам окружающего мира через использование исторических источников, собственных открытий, литературу. Создать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности, развивать кругозор.


Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Мультимедийный компьютер

Структура урока окружающий мир с использованием средств информационных технологий



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

Средства ИКТ

1. Самоопределение к деятельности

Настрой на работу, доброе пожелание

Приветствие гостей, друг друга, пожелание друг другу удачных открытий.

Готовность к совместной деятельности

-

2. Актуализация опорных знаний

Подведение учащихся к формулированию темы урока.

Работа в группах - собрать пазлы – определение объекта исследования на уроке.

Формулировка вопросов к уроку – постановка проблемы детьми.

Моделирование ленты времени – определение исторического периода.

3. Целеполагание

Организация подводящего диалога, фиксирование выдвинутых гипотез в виде вопросов к уроку.

Формулировка учебной задачи.

Выстраивания последовательности решения учебной задачи через вопросы

Работа в индивидуальных «картах мыслей», самопроверка средствами ИКТ

4.Динамическая пауза

Установка на демонстрацию учащимися «живых картин» из жизни древних людей.

«Мы не скажем, мы покажем», чем занимались древние люди. Каждая группа показывает свое занятие, остальные учащиеся отгадывают его.

Обобщение совместной групповой работе. Выводы после показа динамических картин.


5. Первичное закрепление нового материала

Осуществление коммуникативного взаимодействия, организация беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний.


Групповая работа, выступления – защита с выводом. Работа в группах с использованием плана организации деятельности.

Обобщение совместной работы в группах, выводы с демонстрацией работы, выполнение теста на «карте мыслей» с самопроверкой.

Интерактивная доска

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Формулировка задания по выбору правильного ответа, организация поисковой работы учащихся

Индивидуальная работа в «картах мыслей», в рабочих тетрадях по установлению причинно-следственных связей.

Коллективный вывод: Что повлияло на развитие древнего человека?

Интерактивная доска

7. Работа в парах - индивидуальная работа

Формулировка задания по умению выбрать информацию. Работа с учебником. Организация индивидуальной работы с дополнительным источником ( индивидуально, со статьей из Интернета).

Работа в парах, чтение материала из учебника, выбор информации, Индивидуальная работа с компьютером.

Обобщение знаний об условиях жизни древних людей, используя материал учебника и собственные выводы.

Интерактивная доска, учебник.

8. Творческая работа

Формулировка заданий по редактированию текста по устранению в нем исторических ошибок.

Самостоятельное выполнение задания в «картах мыслей».

Восстановление текста, коллективная проверка

Интерактивная доска

9. Физкультминутка для глаз

Выполнение задания по образцу вместе с учащимися.

Выполнение упражнения

Отдых


10. Закрепление изученного материала

Обобщение, подведение итогов.

Выполнение интерактивного теста

Самооценка

Интерактивная доска

11. Итог урока. Рефлексия.

Обращение внимания на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке.

Формулировка конечного результата своей работы на уроке. Определение основных позиций нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Продолжая незаконченное предложение, учащиеся высказывают свое мнение об уроке и свое представление о полученных знаниях.


12. Домашнее задание. Заключительное слово учителя.


Объяснение вариативного домашнего задания. Чтение стихотворения.

Выбор задания по интересам.

Учитель активизирует внимание учащихся на дальнейшее изучение истории древних времен, показывая ленту времени, заинтересовывая чтением художественной литературы.











Конспект урока окружающего мира по теме «Жизнь древних людей» 3 класс (система Л. В. Занкова)


Этап урока, целеполагание

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1)Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Цель: Создать эмоциональный

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

-Приветствуем гостей.



Учитель: - Поговорим?

Дети: - О чем?

Учитель: - О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Чего –то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?

Дети: - Поговорим. Нам будет интересною

-Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно для работы. То и буду выполнять.


Диалог

Настрой на работу, доброе пожелание

Приветствие гостей, друг друга, пожелание друг другу удачных открытий.

Личностные УУД:

мотивационная основа учебной деятельности.


Регулятивные УУД:

принимать учебную ситуацию


Познавательные УУД:

желать включиться в учебный процесс по предмету.


Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию



2)Целеполагание. Установка на изучение нового материала.

Цель: Подвести к самостоятельной постановке проблемы на уроке через прием «собери пазлы».

-Работаем в группах.

Возьмите конверт№1.

Соберите рисунок.

-Проверим работу.

-Какой объект получился у каждой группы?

-Вы правы. Эти первые люди жили в разное время.

- Заполнение таблицы «ЗХУ – знаем – хотим узнать - что нового узнали»





















-Ученые предполагают, используя материалы раскопок, так выглядел первый человек.

- Опишите его внешний вид.

Впервые описал облик древнего человека, изучал его Ч.Дарвин.



-Для нашего исследования выбран объект – первый человек. Наша задача определить, какие природные условия потребовались для появления людей.

-Работаем в «картах мыслей» (задание№1)

-Покажите на карте место зарождения первых людей и объясните почему.


-Мы ответили на вопросы: КТО? ГДЕ? Возникает вопрос КОГДА?

-Ученые считают, что первое человекоподобное существо появилось около700 тысяч лет назад (отмечает на ленте времени)

- Мы можем уже сказать, кого мы будем исследовать.

Синтез объекта



Установление последовательности








Проблемный метод



























Наглядный метод














Эвристический метод

Организация подводящего диалога, фиксирование выдвинутых гипотез в виде

Формулировка учебной задачи.





Дети работают в группе

Демонстрируют полученные изображения. Заметив разницу в картинках, пытаются объяснить, что эти изображенные первые люди жили в разное время.


-Возможно, влияли природные условия в природе.

- Предположим, с каждым столетием человек изменялся из-за освоения им нового в труде.

-Что если, человек что-то в своей жизни открыл и это помогло ему стать выше в развитии, чем обезьяна.


-У человека тело покрыто шерстью, низкий лоб, хмурое лицо, челюсти выдвинуты вперед, сутулый, передвигается согнувшись, как животное…





Дети отмечают в «картах мыслей» свои предположения.

Ученик выходит к карте и отмечает место зарождения первых людей, объясняя природные условия.















-Тема урока: Как жили древние люди.

Личностные УУД:

понимание собственной успешности, работая в группе


Регулятивные УУД:

учитывать правила работы в группе, планировать свои действия.


Познавательные УУД:

использовать рисунок для решения проблемы.


Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться прислушиваться к другим ученикам в группе.



4)Динамическая пауза.

Цель: Создать активную ситуацию для активизации мыслительной деятельности.

-Мы не скажем, а покажем живые картинки.










-Что объединяет все показанные действия?

-Какой вопрос подходит ко всем совершенным действиям?

-Мы ставим себе новую проблему. ЧЕМ? На этот вопрос мы ответим, работая группой.

Наглядный метод

Прием -«оживи картинку»

Установка на демонстрацию учащимися «живых картин» из жизни древних людей.

«Мы не скажем, мы покажем», чем занимались древние люди. Каждая группа показывает свое занятие, остальные учащиеся отгадывают его.


- Это то, чем занимались древние люди.

-Чем занимались древние люди?

Личностные УУД:

учебно- познавательный интерес к новым знаниям через учебную игру.


Регулятивные УУД:

учитывать правила в группе.


Познавательные УУД:

использовать нужные игровые символы для решение учебной задачи.


Коммуникативные УУД: уметь договариваться с другими в группе.



5)Первичное закрепление нового материала.

Цель: Организовать совместный поиск информации, учить обобщать полученные знания.

-Работаем в группе. Возьмите конверт №2.Выполните задания, выберите того, кто будет отвечать. Все ребята слушают и дополняют.


1 группа Собирательство это (прием «Корзина идей»)


2 группа – Охота (прием «Кластер»)


3 группа - Орудия труда (прием «Кластер»)


4 группа - Овладение огнем (прием «|Insert»)

Частично - поисковый метод


Осуществление коммуникативного взаимодействия, организация беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний.


Дети выполняют задания. Проверяют с помощью интерактивной доски по группам.

Личностные УУД: найти способ решения новой проблемы.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе по плану.


Познавательные УУД: ориентироваться на разные способы решения вопроса (чтение статьи, собственная информация – догадка, прислушаться к мнению ребят)


Коммуникативные УУД: контролировать выполнения себя и партнера по группе.



6)Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: Конкретизировать полученные знания, учить устанавливать соответствия.

-Какое занятие, на ваш взгляд, помогло человеку выйти из мира животных? Докажите.

-Проверим себя.

Элементы проблемного метода.

Формулировка задания по установлению соответствий между изучаемыми объектами.

Индивидуальная работа в «картах мыслей», в рабочих тетрадях по установлению причинно-следственных связей.



Дети выполняют задание в рабочей тетради с.21

Личностные УУД: ориентация на понимание успеха в учебной деятельности.


Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль за собственной учебной деятельностью.


Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с установлением соответствия между ними.


Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, объясняя свою позицию.



7)Работа в парах.

Цель: Учить выбирать информацию из учебника.

-Вы увидели, чем был занят древний человек. Какое достижение совершили древние люди, которое их отличает от животных.

-Ваши догадки подтвердим материалом учебника. Работаем с учебником с.51

Эвристический метод.

Прием – выбор главного в тексте.

Формулировка задания по умению выбрать информацию. Работа с учебником. Организация индивидуальной работы с дополнительным источником (индивидуально, со статьей из Интернета).

-Древний человек получил огонь и делал орудия. Этим он стал отличаться от животных.



Работа в парах, чтение материала из учебника, выбор информации, Индивидуальная работа с компьютером




Дети читают отрывок и убеждаются, правы они или нет.

Личностные УУД: ориентация на успех в учебе.


Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль к результату.


Познавательные УУД: проводить анализ объектов в тексте, выбирать главное в тексте.


Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в паре.



8) Творческая работа в группах.

Цель: Учить редактировать текст.

- Мы сегодня «живем» жизнью первых людей.

Исследуем текст-описания. Прочитайте, найдите неточности в тексте.

-Исправляем исторические ошибки.

-Прочитаем правильный текст.









-Можно ли теперь сказать себе, что имеем представления о том, как жили древние люди?

Частично - поисковый метод.


Прием - найдите ошибки в тексте.

Формулировка заданий по редактированию текста по устранению в нем исторических ошибок.

Самостоятельное выполнение задания в «картах мыслей».

Дети читают текст в «картах мыслей», карандашом исправляют ошибки.

Ученики подходят к доске и исправляют ошибки.






- Мы теперь знаем, когда появились, где зародились древние поселения, как и чем они жили.

Личностные УУД: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу – к историческому тексту.


Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей – найти ошибки.


Познавательные УУД: учить вчитываться в текст, видеть неточности в нем, редактировать, делать вывод.


Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, договариваться и приходить к общему решению.



9)Физминутка для глаз.

Цель: Создать комфортные условия для занятия, отдых.



Выполнение задания по образцу вместе с учащимися.

Выполнение упражнения


10)Закрепление изученного материала.

Цель: Проверить понимание изученного материала, его доступность, уровень сложности.

-Выполним тест.


Обобщение, подведение итогов.

Дети выполняют тест на интерактивной доске.

Личностные УУД: ориентация на успех. «Я понял на уроке все». Или «Я ничего не понял».


Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения собственных действий.


Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения теста.


Коммуникативные УУД: контролировать свои действия и действия партнера при выполнении теста.



11)Итог урока. Рефлексия.

Цель: Проверка способности самооценки как личностный результат.



- Обращая внимание на ленту времени, мы пытались ответить на поставленные нами вопросы.

- Закончилось ли развитие человека?

-Впереди у нас продолжение разговора и новый вопрос КАК?

- Закончи предложения:

-На уроке узнал…..

-На уроке меня удивило…..

-Меня заинтересовало…

-Я бы хотел узнать…

-Я хочу сказать «спасибо»…

Анализ, синтез

Обращение внимания на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

-Думаем, что человек всегда развивающее существо. Мы тоже находимся в развитии.



Формулировка конечного результата своей работы на уроке. Определение основных позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)



Дети выбирают предложение и отвечают.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимания причин успеха в учебной деятельности.


Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения собственных действий на уровне адекватной самооценки.


Познавательные УУД: уметь обобщать изученное, делать собственный вывод.


Коммуникативные УУД: владеть монологической речью.



12)Домашнее задание. Заключительное слово учителя.

Цель: ориентировать на дальнейшее изучение темы, поиск материала.

-Предлагаю выбрать домашнее задание по интересам.

- Я вам желаю новых открытий в истории.

- Подарю вам стихотворение для размышления.

Меня это стихотворение,

заинтересовало, а вас?

Когда наш предок палку взял,

Рукою лапа стала.

Чужую шкуру повязал,

Клык сделал из металла.

След в глине превратил в горшки,

Кувшины, чашки, плошки.

А чтоб не набивать живот

Корзины сплел, лукошки.

Всю землю он преобразил,

Везде следы оставил.

Работал не жалея сил

Царем Землею правил.

И вот остался тигром тигр.

И слон слоном остался.

А человек меняя мир

Сам в мире изменялся.

Анализ, сравнение по мере трудности заданий к домашней работе.

Объяснение вариативного домашнего задания. Чтение стихотворения.

Выбор задания по интересам.






Это стихотворение о том, как человек развивается и меняет все , что его окружает.

Личностные УУД: ориентация на содержательные моменты школьного урока.


Регулятивные УУД: выбирать значимые для себя задания, способные выполнить самостоятельно.


Познавательные УУД: осуществлять поиск значимой, доступной учебной информации.


Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение.










Урок окружающего мира "Жизнь древних людей" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок - окружающий мир

Класс  -  3

Тема -  Жизнь древних людей

Тип урока -  Изучение новых знаний. Урок открытия новых знания.

Конспект урока разработа в соответствии с ФГОС.

Оборудование -  мультимедийная установка (Использование ИКТ позволяет повысить эффективность урока, сделать его более наглядным и интересным, повышение мотивации.)

Задачи урока:

образовательные - Активизировать знания учащихся о зарождении жизни на земле, формировать исторические понятия; учить работать с литературой.

воспитательные -  Создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся и уважения к наследию прошлого.

развивающие  - Развивать интерес к урокам окружающего мира через использование исторических источников, собственных открытий, литературу. Создать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности, развивать кругозор.

 

 

 

 

   
Автор Жилина Мария Владимировна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 4449
Номер материала 6449
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓