Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира во 2 классе на тему "В гости к зиме"

Урок окружающего мира во 2 классе на тему "В гости к зиме"

Название документа Байлукова_В гости к зиме.pptx

Зимние явления природы: оттепель гололедица снегопад метель изморозь
 Природа Неживая Живая
Разгадайте кроссворд
М И З А Ц Д Л Г О Л Ь З Р О З И Д А П О Г Е Н С Ь Л Е П Т Т О Г Е Н С З О Р ...
№ 1 Гимнастика для глаз
Растения Деревья Кустарники Травы Лиственные Хвойные
пшеница клюква земляника
 Животные Звери Птицы Рыбы Насекомые
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я гр...
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке сне...
За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало - Не...
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода...
Заяц - беляк Заяц - русак
Расселите животных по домикам Медведь Белка Лось Заяц Ёж Хомяк Кабан Волк Мыш...
Зимующие птицы
Зимующие птицы
Плоды рябины Семена подсолнечника Крылатки ясеня и клена Шишки, желуди, орехи...
Покормите птиц зимой!
Информационные ресурсы: Рамка: Фоны для презентаций. Александрова Зинаида Вас...
Информационные ресурсы: Сойка http://rbcu.ru/upload/medialibrary/005/jay__.jp...
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: Зима (N 139716) ...
1 из 39

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Зимние явления природы: оттепель гололедица снегопад метель изморозь
Описание слайда:

Зимние явления природы: оттепель гололедица снегопад метель изморозь

№ слайда 3  Природа Неживая Живая
Описание слайда:

Природа Неживая Живая

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Разгадайте кроссворд
Описание слайда:

Разгадайте кроссворд

№ слайда 9 М И З А Ц Д Л Г О Л Ь З Р О З И Д А П О Г Е Н С Ь Л Е П Т Т О Г Е Н С З О Р О М
Описание слайда:

М И З А Ц Д Л Г О Л Ь З Р О З И Д А П О Г Е Н С Ь Л Е П Т Т О Г Е Н С З О Р О М Ь Л Е Т Е М 1 2 3 4 5 6 7 8

№ слайда 10 № 1 Гимнастика для глаз
Описание слайда:

№ 1 Гимнастика для глаз

№ слайда 11 Растения Деревья Кустарники Травы Лиственные Хвойные
Описание слайда:

Растения Деревья Кустарники Травы Лиственные Хвойные

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 пшеница клюква земляника
Описание слайда:

пшеница клюква земляника

№ слайда 14  Животные Звери Птицы Рыбы Насекомые
Описание слайда:

Животные Звери Птицы Рыбы Насекомые

№ слайда 15 Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу
Описание слайда:

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка)

№ слайда 16 Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снегов
Описание слайда:

Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало - Нет н
Описание слайда:

За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало - Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

№ слайда 19 У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода -
Описание слайда:

У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода - кора. (Заяц)

№ слайда 20 Заяц - беляк Заяц - русак
Описание слайда:

Заяц - беляк Заяц - русак

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24 Расселите животных по домикам Медведь Белка Лось Заяц Ёж Хомяк Кабан Волк Мышь Б
Описание слайда:

Расселите животных по домикам Медведь Белка Лось Заяц Ёж Хомяк Кабан Волк Мышь Барсук 1 2 3 Делают запасы Впадают в спячку Ищут корм в природе

№ слайда 25 Зимующие птицы
Описание слайда:

Зимующие птицы

№ слайда 26 Зимующие птицы
Описание слайда:

Зимующие птицы

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 Плоды рябины Семена подсолнечника Крылатки ясеня и клена Шишки, желуди, орехи Пш
Описание слайда:

Плоды рябины Семена подсолнечника Крылатки ясеня и клена Шишки, желуди, орехи Пшено, просо, овес, пшеница

№ слайда 29 Покормите птиц зимой!
Описание слайда:

Покормите птиц зимой!

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31
Описание слайда:

№ слайда 32 Информационные ресурсы: Рамка: Фоны для презентаций. Александрова Зинаида Василь
Описание слайда:

Информационные ресурсы: Рамка: Фоны для презентаций. Александрова Зинаида Васильевна http://infoteka.intergu.ru/query/about.asp?id=31285&r=548517798524833478030090 Времена года http://www.newart.ru/pic/g215.jpg Снежинки (фото) http://www.its.caltech.edu/~atomic/snowcrystals/photos/w041219b055.jpg http://www.its.caltech.edu/~atomic/snowcrystals/photos/w041219b064.jpg http://www.its.caltech.edu/~atomic/snowcrystals/photos/w031224a130.jpg http://www.its.caltech.edu/~atomic/snowcrystals/photos/w041219d008.jpg http://www.its.caltech.edu/~atomic/snowcrystals/photos/w031230a113.jpg http://www.its.caltech.edu/~atomic/snowcrystals/photos/w050118b056.jpg http://www.its.caltech.edu/~atomic/snowcrystals/photos/w031223d046.jpg http://www.its.caltech.edu/~atomic/snowcrystals/photos/w050118a087.jpg http://www.its.caltech.edu/~atomic/snowcrystals/photos/w031230b033.jpg Снежинки (картинки) http://art-apple.ru/albums/userpics/10001/preview~4.jpg http://img32.imageshack.us/img32/4876/95403718.jpg Корм для птиц http://rbcu.ru/upload/medialibrary/f60/ryabina_1.jpg http://rbcu.ru/upload/medialibrary/a5c/acers.jpg http://rbcu.ru/upload/medialibrary/35c/cones.jpg http://www.hilalplaza.com/images/Seed.jpg http://www.newsprom.ru/photo/114889323136348.jpg

№ слайда 33 Информационные ресурсы: Сойка http://rbcu.ru/upload/medialibrary/005/jay__.jpg П
Описание слайда:

Информационные ресурсы: Сойка http://rbcu.ru/upload/medialibrary/005/jay__.jpg Поползень http://rbcu.ru/upload/medialibrary/94b/nuthatch__.jpg Клесты http://rbcu.ru/upload/medialibrary/95d/crossbill__.jpg Дятел http://rbcu.ru/upload/medialibrary/1c1/gs_woodpecker__.jpg Снегири http://rbcu.ru/upload/medialibrary/aa4/bullfinch__.jpg Белка http://www.floranimal.ru/gallery/big/1611.jpg Медведь http://www.floranimal.ru/gallery/big/668.jpg Лисица http://www.floranimal.ru/gallery/big/3216.jpg Заяц http://bms.24open.ru/images/32fd45939c22f8b4a018e1681e584d15 Синица http://www.floranimal.ru/gallery/big/1675.jpg Лось http://www.floranimal.ru/gallery/big/2991.jpg Мышь http://img-fotki.yandex.ru/get/14/meot.2/0_716b_b50825cc_L Волк http://picsdesktop.net/Wild/1400x1050/PicsDesktop.net_446.jpg Ласка http://www.floranimal.ru/pages/animal/l/71.jpg, http://img-2.photosight.ru/4c1/3066485_large.jpg Зима http://www.klopp.ru/uploads/posts/thumbs/1169193064_32.jpg http://4.bp.blogspot.com/_aC-ky5-xwvM/SxTTOaIMJpI/AAAAAAAAADE/D3sxbhe0OCM/s1600/зима.jpg http://img.sunhome.ru/UsersGallery/wallpapers/32/11201336.jpg http://a20001.rimg.info/icon/1723124000b721d931f738713631643a478b98895c.jpg Ель http://www.rodniki.bel.ru/derevo/img/picea_abies1_3.jpg Лиственное дерево зимой http://aeterna.ru/images/0804/img42205.jpg Гололёд http://14.mchs.gov.ru/upload/iblock/f35/04.jpg , http://s57.radikal.ru/i158/0912/5f/396296387593.jpg http://photos.day.az/images/20100106/_DSC6484.JPG

№ слайда 34 Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: Зима (N 139716) Илл
Описание слайда:

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: Зима (N 139716) Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8688bf5f-4c66-4d59-8551-f8f75ce913fc/%5BEST5_01-   01%5D_%5BTI_05%5D.html Кабан (N 125270) Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740db7ea-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm Отсканированные изображения: Пшеница, клюква, земляника под снегом Клепинина З.А.Природоведение.3 кл. – М.: Просвещение,1991 Животные и их следы на снегу Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008. Заяц-беляк и заяц-русак Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба» - М.: Просвещение, 2005

№ слайда 35
Описание слайда:

№ слайда 36
Описание слайда:

№ слайда 37
Описание слайда:

№ слайда 38
Описание слайда:

№ слайда 39
Описание слайда:

Название документа Байлукова_Конспект урока.doc

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ

«В ГОСТИ К ЗИМЕ»

Автор: Байлукова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

Место работы: МБОУ СОШ № 111 г. Минеральные Воды

Предметная область: Окружающий мир

Участники (возраст, класс): 8-9 лет, 2 класс

Тема. В гости к зиме.

Цель: Сформировать у учащихся представления о зимних изменениях в природе.

Задачи: Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой. Формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска необходимой информации из разных источников, умение анализировать и обобщать.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, презентация.

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

  • Фишки с номерами 1-5.

  • Раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (приложение 1, 2)

  • Снежинки синего, голубого и белого цвета у каждого ученика.

Используемый ЦОР: Природа, человек, общество. Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. «Вентана - Граф», 2004. (Видеосюжеты о зиме, медведе, синичке.)

Используемые в презентации ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

  • Зима (N 139716) Иллюстрация

  • Кабан (N 125270) Иллюстрация

Дополнительный материал для подготовки учителя к уроку, для выполнения учащимися опережающих заданий к уроку и домашнего задания (подготовка сообщений, материал для любознательных):

  • Снежинки, снежинки (N 120002) Текст

  • Снег (N 44133) Текст

  • Ласка (N 54296) Текст

  • Кабан (N 120581) Текст

  • Лесные великаны (N 120430) Текст

  • Снегирь (N 121118)Текст

  • Большая синица (N 121056) Текст

  • Ягоды зимнего леса (N 45582) Текст

  • Птицы в зимнем лесу (N 54197) Текст

  • Кормушка для птиц (N 53718) Текст

  • Птичья столовая (N 53967) Текст

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

  • Тест «Природа зимой» (создан автором)

http://webanketa.com/forms/68tkac1j5wvp6ck4c4t6ad0/

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

- Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) (Слайд 3)

-Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа.)

-Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

  1. Изучение нового материала.

-Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.

1. Сообщение синоптиков (учащихся).

а) Прогноз погоды на сегодняшний день.

(Сегодня пасмурно, температура воздуха +7°, осадков нет, ветер слабый.)

б) Народные приметы.

  • Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.

  • Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

  • Дым столбом - к морозу.

  • Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.

  • Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

  • Холодная зима – жаркое лето.

- А теперь - в путь!

2. Зимние месяцы.

- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

3.Неживая природа зимой. (Слайд 4)

-Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения учащихся.)

-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Зима на Ставрополье (региональный компонент).

В нашем крае зима длится 80-105 дней. Средняя температура января -3°, -5° С. Часто бывают продолжительные оттепели, когда температура может достигать +21°С. Самая низкая температура -38°С наблюдалась в селе Красногвардейском. Зимой в крае преобладает облачная погода. Осадков выпадает немного, т.к. холодный воздух содержит мало влаги. Осадки часто сопровождаются метелями. Снежный покров невелик и обычно неустойчив.

Зимой в крае обычны густые туманы, изморозь, гололёд. Наиболее часты эти явления в районе Кавказских Минеральных вод.

4. Просмотр видеосюжета о зиме (Природа, человек, общество. Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе.) (Слайд 5)

-Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

-Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

-Рассмотрите разнообразные снежинки. (Слайд 6)

-Как образуется снег, расскажет ученица.

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

5. Зимние явления природы (Слайд 7, переход на слайды 8-12 по гиперссылкам): оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь.

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой» (с.132-133).

Беседа о том, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.

Работа в группах.

- Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.

6. Игра «Хлопки». (Слайд 13)

-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

7. Разгадывание кроссворда. (Слайд 14)

По горизонтали:

2hello_html_m7472ba34.gif. Обильное выпадение снега называют…4.Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. 6.Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.

8. Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

По вертикали:

  1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется… 3. Шуба бела - весь свет одела. 5.О чём эта пословица: «Сам бежит, а стоять не велит». 7.Снегопад при сильном ветре называется…

Ответы:

По горизонтали: 2.Снегопад. 4.Оттепель. 6.Изморозь. 8.Зима.

По вертикали: 1.Гололедица. 3.Снег. 5.Мороз. 7.Метель.

  1. Гимнастика для глаз (Слайд 15)

  2. Зимняя жизнь растений.

На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.) (Слайд 16)

-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

-Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 17)

-Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 18)

-Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

VI. Физкультминутка. (Проектор отключается)

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Учащиеся выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)

VII.Секреты животного мира.

  1. На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 19)

- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

- Отгадайте загадку: (Cлайд 20, по щелчку появляется отгадка и картинка)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

(Слайд 21)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Слайд 22 Просмотр видеосюжета о медведе.)

Загадка: (Слайд 23)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

(Слайд 24)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

(Cлайд 25)

Учитель: Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

2.Рассказ учителя о зимней жизни зверей: мышь, ласка, волк, кабан, лось. (Слайды 26-27)

3.Это интересно!

  • Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

  • Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

  • Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

  • Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

4. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 28) Интерактивное задание.

Работа проводится индивидуально всеми учащимися по учебнику – с.135 (используются фишки с номерами 1-5) и одним учащимся за компьютером (при этом проектор отключается или переводится в режим стоп-кадра). Ученик выбирает в контекстном меню вкладку «Фломастер» и надписывает соответствующие цифры. Затем включается проектор и проводится самопроверка.

hello_html_m20adc323.gifhello_html_748264e.jpghello_html_m2600f35f.jpghello_html_m400dde2c.jpg

5. Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 29)

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Учащиеся выполняют задание в парах, используя раздаточный материал (приложение 1). Выполненное задание коллективно проверяется.

6. Жизнь птиц зимой.

-Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

-Назовите зимующих птиц. (Слайды 30-31)

(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)

Рассказ учителя о клестах. (Слайд 31)

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

Сообщение ученицы о синичке.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

(Слайд 32. Просмотр видеосюжета о синичке. Анализ увиденного.)

-Чем питаются птицы зимой? (Слайд 33)

  • Пшено, просо, овёс, пшеница;

  • Семена подсолнечника;

  • Ягоды рябины, боярышника;

  • Семена клёна, ясеня;

  • Шишки, жёлуди, орехи;

  • Хлеб, хлебные крошки.

-И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица. (Слайд 34)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.


Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.


Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

-Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

-Что произойдёт, если не будет птиц?

7. Как зимуют рыбы. (Слайд 35)

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.

Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

VIII. Поляна «Народной мудрости».

-Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?

  • Зимний денёк с комариный носок.

  • Хороший снежок урожай сбережёт.

  • В зимний холод всякий молод.

  • Снегу надует – хлеба прибудет.

  • Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.

  • Мороз велик, да стоять не велит.

  • И в сильный мороз работа согреет.

  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

  • Новый год – к весне поворот.

  • Береги нос в большой мороз.

IX. Закрепление изученного.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся проводится после каждого этапа знакомства с новым материалом в форме игры «Хлопки», разгадывания кроссворда, в ходе выполнения интерактивного задания «Догадайтесь, чьи следы на снегу», игры «Расселите животных по домикам». На этапе закрепления проводится тест «Природа зимой» с последующей проверкой.


Примечание: если в кабинете имеется компьютер (или несколько компьютеров) с выходом в Интернет, то в это же время можно организовать выполнение теста на компьютере одним или несколькими учащимися с последующей проверкой. Тест размещён на сервисе Webanketa по ссылке http://webanketa.com/forms/68tkac1j5wvp6ck4c4t6ad0/


Тест «Природа зимой» (Проверка, презентация 2)

1.Выбери примету, не относящуюся к зиме:

а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля

б) многие звери впали в спячку

в) часто кружат метели

г) в воздухе кружат насекомые

д) солнце светит, но не греет

2.Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) медведь

б) белка

в) ёж

г) барсук

3.Укажи зимующую птицу:

а) ласточка

б) журавль

в) воробей

г) скворец

4.Какие животные меняют окраску к зиме?

а) лисица

б) заяц

в) кабан

г) лось

5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой.

Самое заметное изменение в неживой природе – это трескучие …(морозы). Часто идёт сухой, колючий или мокрый …(снег). Метут сильные … (метели). Вода в реках, прудах и озёрах …(замёрзла).

X. Итог урока. Рефлексия.

-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

- Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?

  • Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимите снежинку синего цвета.

  • Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите снежинку голубого цвета.

  • Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите снежинку белого цвета.

- Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт. (Слайд 36)

XI.Домашнее задание.

  1. Прочитать статью в учебнике – с.130-137.

  2. Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.

  3. Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).


Литература:

  1. Клепинина З.А.Природоведение.3 кл. – М.: Просвещение,1991.

  2. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по окружающему миру. 2 кл.- М.: «ВАКО», 2005.

  3. Физическая география Ставропольского края / Под ред. Савельевой В.В. и др.- Ставрополь, 2003.

  4. Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба» - М.: Просвещение, 2005

Информационные ресурсы: 

  1. http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

  2. http://www.floranimal.ru/index.php (Благотворительный фонд охраны природы «Floranimal»)

  3. http://www.rbcu.ru/index.html    (Союз охраны птиц России)    

Информационные ресурсы в презентации указаны на слайдах 37-39.


14


Название документа Байлукова_Описание работы.doc

Описание работы

Название работы: Урок окружающего мира во 2 классе на тему «В гости к зиме»

Автор: Байлукова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов.

Место работы: МБОУ СОШ № 111 г. Минеральные Воды

Аннотация: Данный урок окружающего мира проводится в форме игры – путешествия «В гости к зиме» с использованием компьютерной презентации, включающей видеосюжеты, взятые с CD - диска «Человек, природа, общество» (ЭУП для начальной школы), иллюстрации и дополнительные материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Предлагаемая разработка урока предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир», 2 класс, УМК «Школа России», может быть также использована во внеклассной работе.

Презентация к уроку содержит следующие виды ЦОР:

  • иллюстрации,

  • видеосюжеты,

  • интерактивные схемы и задания, кроссворд.

Иллюстрации применяются в данной разработке на разных этапах обучения. Фотографии и рисунки тел живой и неживой природы, физических явлений делают более разнообразным видеоряд, дополняющий объяснение учителя (слайды 6, 26-27). На этапе закрепления используются иллюстрации без подписей, чтобы учащиеся прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения. Например, назвать зимующих птиц, изображённых на слайдах 30-31; сравнить лиственные и хвойные деревья, сделать вывод о том, как они зимуют (слайд 17); рассказать о зимних явлениях природы (слайды 7-12).

Видеосюжеты о зиме, медведе, синичке (слайды 5, 22, 32) представляют иллюстративный материал, который учащиеся хорошо запоминают, анализируют, он позволяет отразить истинную картину мира.

Интерактивные схемы (слайды 3, 16, 19) постепенно выводят информацию на экран и акцентируют внимание учащихся на определённом моменте повторяемого материала.

Интерактивное задание «Догадайтесь, чьи следы на снегу» используется на этапе закрепления пройденного материала. Работа проводится индивидуально всеми учащимися по учебнику – с.135 (используются фишки с номерами 1-5) и одним учащимся за компьютером (при этом проектор отключается или переводится в режим стоп-кадра). Ученик выбирает в контекстном меню вкладку «Фломастер» и надписывает соответствующие цифры. Затем включается проектор и проводится самопроверка.

Игра «Расселите животных по домикам» и кроссворд используются для фронтальной работы со всем классом, с демонстрацией заданий на экран и автоматической проверкой.

Ресурсы Единой коллекции ЦОР в виде текста могут быть использованы как дополнительные материалы для подготовки учителя к уроку, для выполнения учащимися опережающих заданий к уроку и домашнего задания (подготовка сообщений).

На этапе закрепления проводится тест «Природа зимой» с последующей проверкой. Если в кабинете имеется компьютер (или несколько компьютеров) с выходом в Интернет, то в это же время можно организовать выполнение on-line теста одним или несколькими учащимися с последующей проверкой. Тест размещён на сервисе Webanketa по ссылке

http://webanketa.com/forms/68tkac1j5wvp6ck4c4t6ad0/


На уроке применяются технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно - ориентированного обучения, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве. Методы: словесные, наглядные, практические, познавательные игры, самостоятельная работа.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Урок построен с учётом здоровьесберегающих технологий. Презентация является наглядным сопровождением содержания урока, но просмотр её слайдов осуществляется в течение урока «пунктирно» не более 20 минут и чередуется сменой видов деятельности. Просмотр видеосюжетов рассчитан на небольшой отрезок времени: видеосюжет о зиме - 38 секунд, о медведе - 11 секунд, о синичке - 10 секунд. Для снятия утомляемости проводится гимнастика для глаз и тематическая физкультминутка с комплексом общеразвивающих упражнений.


Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа: Зима в Ставропольском крае в последние годы наступает намного позже календарных сроков. Урок о зимних изменениях в природе по плану проводился в декабре, когда температура воздуха была +7°, признаков зимы не наблюдалось. В такой ситуации оптимально провести виртуальный урок-экскурсию с использованием мультимедийной презентации.

На уроке учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска необходимой информации из разных источников, умение анализировать и обобщать, знакомятся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой; развивается интерес к предмету; воспитывается любовь и бережное отношение к природе.


Советы по логическому переходу от данного урока к последующим:

Цикл уроков «В гости к осени», «В гости к зиме», «В гости к весне» и «Впереди лето» о сезонных изменениях в природе рассчитан на их проведение 1 раз в четверть. Следующим уроком данного цикла будет урок-экскурсия «В гости к весне», на котором учащиеся смогут сравнить весеннюю природу с зимней.


3


Название документа Приложение 1.doc

Раздаточный материал

hello_html_491515ae.gifhello_html_m7785520f.gif

Название документа Приложение 2.doc

Тест «Природа зимой»

1.Выбери примету, не относящуюся к зиме:

а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля

б) многие звери впали в спячку

в) часто кружат метели

г) в воздухе кружат насекомые

д) солнце светит, но не греет

2.Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) медведь

б) белка

в) ёж

г) барсук

3.Укажи зимующую птицу:

а) ласточка

б) журавль

в) воробей

г) скворец

4.Какие животные меняют окраску к зиме?

а) лисица

б) заяц

в) кабан

г) лось

5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой.

Самое заметное изменение в неживой природе – это трескучие …

Часто идёт сухой, колючий или мокрый …

Метут сильные …

Вода в реках, прудах и озёрах …


Название документа Тест_Природа зимой.ppt

Байлукова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 111 г. Ми...
1.Выбери примету, не относящуюся к зиме: а) воздух морозный, его температура...
2.Кто не впадает в зимнюю спячку? а) медведь б) белка в) ёж г) барсук
3.Укажи зимующую птицу: а) ласточка б) журавль в) воробей г) скворец
4.Какие животные меняют окраску к зиме? а) лисица б) заяц в) кабан г) лось
5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой   Самое заметное...
1 из 6

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Байлукова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 111 г. Минер
Описание слайда:

Байлукова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 111 г. Минеральные Воды Ставропольского края

№ слайда 2 1.Выбери примету, не относящуюся к зиме: а) воздух морозный, его температура по
Описание слайда:

1.Выбери примету, не относящуюся к зиме: а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля б) многие звери впали в спячку в) часто кружат метели г) в воздухе кружат насекомые д) солнце светит, но не греет

№ слайда 3 2.Кто не впадает в зимнюю спячку? а) медведь б) белка в) ёж г) барсук
Описание слайда:

2.Кто не впадает в зимнюю спячку? а) медведь б) белка в) ёж г) барсук

№ слайда 4 3.Укажи зимующую птицу: а) ласточка б) журавль в) воробей г) скворец
Описание слайда:

3.Укажи зимующую птицу: а) ласточка б) журавль в) воробей г) скворец

№ слайда 5 4.Какие животные меняют окраску к зиме? а) лисица б) заяц в) кабан г) лось
Описание слайда:

4.Какие животные меняют окраску к зиме? а) лисица б) заяц в) кабан г) лось

№ слайда 6 5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой   Самое заметное из
Описание слайда:

5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой   Самое заметное изменение в неживой природе – это трескучие морозы . Часто идёт сухой, колючий или мокрый снег . Метут сильные метели . Вода в реках, прудах и озёрах замёрзла. морозы снег метели замёрзла

Урок окружающего мира во 2 классе на тему "В гости к зиме"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок окружающего мира проводится в форме игры – путешествия «В гости к зиме» с использованием компьютерной презентации, включающей видеосюжеты с CD - диска «Человек, природа, общество» (ЭУП для начальной школы), иллюстрации из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. На этапе закрепления проводится on-line тест «Природа зимой», созданный с помощью сервиса Webanketa.

Предлагаемая разработка урока предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир», 2 класс, УМК «Школа России», может быть также использована во внеклассной работе.

Автор Байлукова Наталья Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2087
Номер материала 23685
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓