Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России" по теме «Отечественная война 1812 года»

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России" по теме «Отечественная война 1812 года»

6


МБОУ Арьёвская средняя общеобразовательная школа


Конспект урока истории в 4 классе

по теме «Отечественная война 1812 года»


Подготовила учитель Смирнова Н.М.

Цели:

Формирование основных представлений об основных этапах войны 1812 года


Задачи:

  • Образовательная: создать условия для формирования у учащихся конкретные представления об основных событиях 1812 года

  • Развивающая: способствовать формированию начальных умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения истории в основной школе и старших классах

  • Воспитательная: воспитывать патриотизм, уважение к российской армии, защитникам отечества.



План:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового

  4. Закрепление

  5. Рефлексия

  6. Итог урока


Ход урока:

  1. Организационный момент

Ребята, сегодня на нашем уроке истории присутствует много гостей. Это не только учителя начальных классов, но и учителя истории, которые преподают этот предмет в старших классах.

2. Актуализация знаний

- Что такое история?

- Для чего людям нужно знать историю человечества, своей страны?

- Давайте вновь обратимся к героической летописи России. Какие основные события начиная с 13 века обозначены на ней и уже изучены нами?

- Какое событие следующее в этой летописи? Назовите тему сегодняшнего урока. (Отечественная война 1812 года)

- Наверняка, некоторые из вас уже слышали раньше о событиях этого года. На ваших партах лежит памятка «Рассказ о битве». Попробуйте ответить на её вопросы.

  1. Когда, в ходе какой войны произошла битва?

  2. Какие противники в ней участвовали?

  3. Кто руководил военными действиями с обеих сторон?

  4. Ход сражения: начало, решающий момент, завершающий этап.

  5. Итоги и значение битвы.

  6. В чём причина победы (поражения)?

- Кто из вас не смог ответить ни на один вопрос? Какую цель вы ставите перед собой сегодня на уроке? (получить информацию о событиях войны 1812 года)

- Кто ответил полностью или почти полностью? А вы какую цель поставите перед собой на уроке? Может вам этот урок и не нужен? (сопоставить свои знания с той информацией, что будет на уроке, возможно их расширить или скорректировать)

Итак: цели урока

  • Изучить хронологию событий 1812 года

  • Узнать имена полководцев, героев войны

  • Проанализировать причины и результаты войны 1812 года


  1. Мы уже знаем, что России не раз приходилось давать отпор разным противникам. В начале 19 века появляется ещё один опасный враг. Во Франции к власти пришёл полководец Наполеон Бонапарт. (немного подробнее о его личности нам расскажет Арискин Алексей)

Наполеон сумел покорить соседние государства. На карте жёлтым цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году. .Наступила очередь России.

«Если я возьму Киев,
Я
 схвачу Россию за ноги.
Если я
 овладею Петербургом,
Я
 возьму ее за голову.
Заняв Москву, я
 поражу ее в сердце».
Наполеон

Он мечтал о мировом господстве. Он не скрывал своих намерений: «Скоро я буду владыкой всей Европы. Остаётся одна Россия – я раздавлю её.» Русский император Александр 1 убеждал французского посла: «Будьте уверены, что я не хочу войны. Мой народ тоже не хочет войны. Но если на него нападут – он сумеет защититься всеми силами»

Подчинив Западную и Центральную Европу, французские войска подошли к границам России. Россия один на один осталась с грозным противником. К лету 1812 года Наполеон сосредоточил на западной границе России «Великую армию» (580 000 человек). Ей противостояли три русские армии численностью 240 00 человек, растянутые по фронту в 600 километров от Белоруссии до Украины. (работа с картой) Сравните соотношение сил. Во сколько раз армия французов превосходила русскую армию?

Целью Наполеона на первом этапе войны был разгром русских армий по частям до того, как им удастся соединиться. (работа с картой) Ввиду численного превосходства французов командующий 1 армией военный министр Михаил Богданович Барклай де Толли дал приказ 1 и 2 армиям (командовал Петр Иванович Багратион) отступать (3 армия находилась на Украине и защищала дорогу на Киев)

(работа с картой) Определите, около какого города соединились 1 и 2 армии. (около Смоленска)

Как это повлияло на дальнейший ход войны? (Наполеону не удалось разгромить русскую армию по частям, но отступление продолжалось) Это решение вызывало недовольство солдат и офицеров. Многие возмущались: «Куда бежите? Зачем срамите Россию и армию? Стыдно мундир носить. Ради бога, наступайте.» Но Барклай де Толли упорно стоял на своём. Он считал, что вступить в бой с сильнейшим противником означало потерпеть поражение и проиграть войну.


Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. Давайте прочитаем об этом на странице 118-119 учебника истории. Хором читаем определение, записываем его в тетрадь


Более двух месяцев продолжалось отступление. За это время вместо Барклая де Толли император Александр 1 назначил главнокомандующим Михаила Илларионовича Кутузова. (немного подробнее о его личности нам расскажет Устюжанин Александр) Это был умный, опытный полководец. Его любили и уважали солдаты и офицеры. В армии надеялись, что любимый полководец отменит приказ об отступлении, но М.И. велел отступать дальше. Наконец. Когда до Москвы осталось чуть больше 100 вёрст, Кутузов отдал приказ остановиться у села Бородина и готовиться к решающему сражению. (Как вы считаете, что дало русскому войску отступление?) - возможность подготовиться, собрать армию – измотало французскую армию, ослабило силы врага. Верно – на Бородинском поле соотношение сил русских и французов было уже не таким. (таблица на доску)



26 августа 1812 года состоялась битва, в которой Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию и добиться победы в войне.

Задание по вариантам: 1 вариант – прочитать в истории с. 119-121

2 вариант – прочитать в окр. мире с. 113-115

- У какого населённого пункта состоялась битва?

- Кто первым принял удар неприятеля?

- Какой ещё тяжёлый момент был в бою?

С раннего утра до позднего вечера над бородинским полем стоял непрерывный гул. Новые яростные атаки французов следовали одна за другой. Русские войска героически сопротивлялись врагу. Грохот артиллерии был слышен даже в Москве.

«Земля тряслась, как наши груди;
Смешались в
 кучу кони, люди,
И
 залпы тысячи орудий
Слились в
 протяжный вой...»
М. Ю. Лермонтов

Наполеоновскому войску был нанесён урон, от которого оно уже не могло оправиться до конца войны. На бородинском поле начался закат военной славы непобедимого наполеона. Сам Бонапарт так оценил эту битву: «Самое страшное из моих сражений – то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми.»


Но враг был ещё силён. Главнокомандующий Кутузов был осторожным человеком. Он не был уверен в том, что если дать Наполеону ещё одно сражение, русские войска, обескровленные на Бородинском поле, одержат победу. В подмосковной деревне Фили был собран военный совет, где каждый генерал высказал свою точку зрения. Кутузов, выслушав все предложения, принял решение: «С потерею Москвы не потеряна Россия. Первой обязанностью ставлю сохранить армию… Знаю, Ответственность ложится на меня. Но жертвую собой на благо Отечества. Приказываю отступать.»

Русские войска прошли через Москву и остановились неподалёку от неё.

Наполеон вошёл в Москву (читаю вслух с. 122-123)

«Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою».
А. С. Пушкин

«Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою».
А. С. Пушкин

Спустя месяц Наполеону сообщили, что русская армия отдохнула, усилилась и перешла в наступление. Падение и пожар Москвы потрясли русский народ. По всей стране стало собираться народное ополчение. На захваченных землях разгоралось партизанское движение. На захваченных землях разгоралось партизанское движение. Партизаны громили французские обозы, нападали на вражеские отряды. Одним из таких отрядов командовал Денис Васильевич Давыдов. Храбрый гвардейский кавалерист Денис Васильевич особенно проявил себя в годы Отечественной войны 1812 года. Он командовал первым батальоном Ахтынского гусарского полка. У лихого гусара зародилась мысль о создании партизанских отрядов из казаков и гусар, которые бы наносили внезапные удары по французским тылам. Главнокомандующий русской армией фельдмаршал Кутузов, поразмыслив, сказал: «Ну что ж... пусть Давыдов возьмет пятьдесят гусаров и полторы сотни казаков. Только опасное это дело. На верную гибель обрекает он себя, бесшабашная головушка». После разгрома наполеоновской армии Давыдов пробыл на службе до 1831 г., а затем вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта.

Сразу же после Бородина, когда русские войска стали отходить к Москве, отряд Давыдова начал полную риска, опасностей, смелых вылазок, засад, нападений партизанскую деятельность. Партизаны обрушивались на врага внезапно, как снег на голову, мешали движению войск, лишали их провизии, выводили из строя небольшие отряды. О храбрости Давыдова и его отряда ходили легенды. Фельдмаршал Кутузов убедился в огромной пользе партизанского отряда и узаконил действия партизан. По его приказу в тыл врага были отправлены еще несколько отрядов добровольцев-храбрецов с пушками, кавалерией, пехотой.

Оставаться в разорённой Москве французы больше не могли. А русская армия перекрыла им все пути на юг. Вот тогда-то Наполеон понял, что Бородино было не победой, а поражением. Его войско вынуждено было вновь идти назад , по разорённой им же Старой Смоленской дороге. Отступление французов сопровождала армия Кутузова, не давая им покоя ни в пути, ни на отдыхе. Наконец, 14 декабря 1812 года последние остатки французских войск были изгнаны за пределы России. Начался распад империи Наполеона. В 1814 году русские войска и их союзники вошли в Париж. Так закончилась попытка поставить Россию на колени.


  1. Закрепление изученного 3 ряд – выделить жёлтым цветом фамилии героев войны 1812 года; 2 ряд – разгадать кроссворд по теме урока; 1 ряд - дать оценку значения бородинской битвы и самостоятельно попытаться ответить на 7 вопрос нашей памятки (в чём причина победы?) ПРОВЕРКА 2 ряд (все компы на экран - проверка), 3 ряд (все компы на экран - проверка), 1 ряд – зачитывают ответ, дают свой комментарий


(во время проверки 3 ряда читаю стих.)

Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.



  1. Итог урока Россия в очередной раз была спасена благодаря любви россиян к своей Родине героизму военных и партизан, умелым действиям военачальников. В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы говорили о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым посвящены многие замечательные произведения.


  1. Рефлексия - Какие чувства вы испытывали по отношению к России? Оцените свою работу на уроке. Вернёмся к летописи. Какую дату мы впишем в неё? Достигли ли вы той цели, поставленной в начале урока? (Я узнал…. Я убедился…. Я сделал выводы…. Я подтвердил…)


  1. Д/з подготовить рассказ по памятке о битве



6


Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России" по теме «Отечественная война 1812 года»
  • Начальные классы
Описание:

Урок по теме «Отечественная война 1812 года» соответствует программе 4 класса. Урок проходит с использованием компьютерных технологий:  демонстрация презентации в ходе урока и  самостоятельная работа учащихся на Classmate (позволяет осуществить обратную связь с учителем).

Из-за психологических особенностей учащихся младших классов, небольшого объёма имеющихся у них знаний и пока ещё ограниченных умений и навыков для  начального изучения истории наиболее эффективным считаю  комбинированный тип урока с его традиционной структурой: проверка знаний, постановка проблемы, изучение нового материала, его закрепление.

Героическая летопись России позволяет не только провести актуализацию знаний в начале урока, но и подвести детей к  формулировке темы урока. Использование памятки на начальном этапе позволяет учащимся провести самооценку знаний по теме  и поставить цели урока. 

Т.к. содержание раздела «Страницы истории Отечества» курса окружающего мира перекликается с содержанием  регионального курса Родная история,  считаю целесообразным использовать оба учебных пособия на уроке.

Комбинированный тип урока позволяет  включить детей в разнообразные виды деятельности: они участвовуют в беседе, дискуссии, читают  и анализируют текст учебного пособия, работают с исторической картой и картинами, и т.д.   Это способствует снятию напряжения, усталости детей, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Доброжелательная обстановка на уроке, использование интерактивных методов и форм обучения активизируют умственную деятельность детей. При подборе материала учитываю психологические особенности детей, использую дифференцированный подход по уровню сложности. Групповая и парная форма работы максимально позволяют каждому ребенку класса принять активное участие в уроке соответственно своему уровню способностей. 

 В процессе всей деятельности стараюсь  поощрять детей, развивать  чувство удовлетворения.

   В течение всего урока дети учатся высказывать свои мысли и выражать чувства. С целью обучения учащихся самоанализу провожу содержательную рефлексию.

 

   Урок является развивающим, так как для его проведения подобран такой материал, который заставляет детей думать, рассуждать и добывать знания самим.

Автор Смирнова Наталья Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1034
Номер материала 35468
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓