Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира в 3 классе "Кто что ест"

Урок окружающего мира в 3 классе "Кто что ест"

Название документа Kupriyanova МОЙ Анализ.doc

Образовательный портал «Мой университет»

www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования»

www.edu-reforma.ru



Куприянова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ «Болычевская ООШ»

с.Болычево Волоколамского р-на Московской области


дополнение к зачетной работе по курсу ТИО


урок окружающего мира, 3 класс, автор УМК А.А.Плешаков

тема «Кто что ест»


Ключевые процессы

Вопросы организации


Ответ

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса


Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока?

Класс делится на две группы (у меня всего 5 человек, поэтому мы делились по жребию).

В процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции работа организована по принципу – учитель – малая группа, на этапах практического задания и игр- малая группа – малая группа, при подведении итогов урока – учитель – ученик, ученик – ученик.

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса


Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?

Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить?

Для лучшего усвоения материала в работу включены: механическая память (собирают пазлы, пишут в тетрадях, перекидывают мяч, задавая вопросы – мышление с механическим действием); зрительная память (беседа, сопровождающаяся электронной интерактивной презентацией, чтение статьи в игре «Будь любознательным»); слуховая (работа в группах подразумевает чтение вслух обсуждаемых вопросов, анализ ошибок, зрительный ряд презентации сопровождается устным объяснением информации, анализа возможных решений и ошибок).

Свободным коммуникациям в процессе урока может повредить эмоциональная скованность детей, присутствие посторонних наблюдателей, либо недостаточное речевое развитие и плохое усвоение знаний учащимися (имею ввиду игры, в процессе которых дети должны задавать друг другу вопросы, например игры «Перекрестный огонь», «Волейбол»). Для предупреждения таких проблем коммуникации рекомендую сначала обучения учить детей задавать вопросы в различных формах игр и заданий, у меня дети сами составляют список вопросов для уроков обобщения (игра «Поле чудес») и постоянно «опрашивают» друг друга. Если же дети боятся посторонних, то здесь есть несколько причин: недостаточное владение материалом и боязнь сделать ошибку (не ругайте детей за ошибки, т.к. на ошибках учатся), дети просто не привыкли к наблюдателям (приглашайте на свои уроки коллег, родителей, администрацию) или это может быть психологической особенностью ребенка (не волнуйтесь, таких детей немного, а если много – ищите проблемы в себе, возможно Вы их «давите» авторитетом).

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)


Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого?

Для визуализации мною использованы распечатанные картинки цепей питания (даже картины) для игры в пазлы, интерактивная лекция сопровождалась компьютерной презентацией, в которой была возможность убирать лишние изображения, включены схемы, картинки, геометрические фигуры с опорными словами для составления схем, дети рассматривали иллюстрации в учебниках, наклеивали иллюстрации в рабочие тетради (восстанавливали цепочки), для подведения итогов была изготовлена модель божьей коровки, которая стала ярким пятном в конце урока. Наибольшее время у меня затратилось на изготовление пазлов, но это я уже описывала в плане урока.

мотивацию всех участников образовательного процесса


Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок?

У меня «сильный» класс, поэтому они в первую очередь сами друг друга мотивируют - не хотят отставать, я же постоянно поддерживаю инициативу детей по поиску дополнительной информации, хвалю, ставлю в пример, дополнительно оцениваю, хвалю перед родителями и, вообще, я их просто люблю, никогда не захожу в класс без улыбки, наверное, поэтому и они всегда бегут мне навстречу.

мониторинг образовательного процесса


Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?

Во-первых, на уроке я постоянно контролирую ситуацию, даже когда идет самостоятельная работа в группах, являюсь сторонним наблюдателем, но не посторонним.

Во-вторых, отследить качество усвоения материала мне помогает заранее продуманное неоднократное обращение к теме на разных этапах урока (т.е. постоянно закрепляем).

В-третьих, анализ ошибок, т.к. проговоренная и исправленная ошибка имеет маленький шанс для повтора.

В-четвертых, наконец, следующий урок я начала именно с проблемного вопроса этого урока «Зачем нужно знать кто что ест?» и мы перешли к охране животных.

рефлексию педагога и обучающихся


Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока?

Осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, а также самооценка себя, на уроке осуществлялась при закреплении знаний в ходе практической работы и ее анализа (разбор самостоятельно составленных цепей питания) и анализа своей работы (игра «Божья коровка»). Последний этап детской самооценки и мне помог оценить свой урок. Рефлексия педагога видна по оценки достижений целей урока, поставленных учителем при подготовке.


Извиняюсь, что сразу не заполнила эту таблицу, т.к. подумала, что обязательна только первая.

Название документа Вопросы для игры Пазлы.doc

  1. Как называются животные, которые питаются растительной пищей?

  2. Животные, которые едят насекомых, называются … .

  3. Как называются животные, поедающие других животных?

  4. Животные, которые едят и растительную, и животную пищу называются … .

  5. Правда ли, что белый медведь ест пингвинов?







  1. Как называются животные, которые питаются растительной пищей?

  2. Животные, которые едят насекомых, называются … .

  3. Как называются животные, поедающие других животных?

  4. Животные, которые едят и растительную, и животную пищу называются … .

  5. Правда ли, что белый медведь ест пингвинов?





  1. Как называются животные, которые питаются растительной пищей?

  2. Животные, которые едят насекомых, называются … .

  3. Как называются животные, поедающие других животных?

  4. Животные, которые едят и растительную, и животную пищу называются … .

  5. Правда ли, что белый медведь ест пингвинов?





Название документа Кто что ест МОЙ.doc


Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Программа «Школа России» Автор УМК А.А.Плешаков

Тема «Кто что ест»

Автор разработки: Куприянова Светлана Николаевна ,

учитель начальных классов

МОУ «Болычевская ООШ» с. Болычево Волоколамского района Московской области


Этап

Подэтап

Время

Формы и методы обучения

*Подробное описание

Инициация



Игра «Вопрос - ответ»

Учитель произносит один и тот же вопрос, делая логическое ударение на разные слова, ответ детей начинается со слова «да».

- Вы изучаете животных?

- Да, мы.

- Вы изучаете животных?

- Да, изучаем.

- Вы изучаете животных?

- Да, животных.

Вхождение в тему

Проверка домашнего задания


Игра «Перекрестный огонь»

Дети делятся на 2 команды перед уроком (у меня делились по жребию).

Каждая команда задаёт противоположной вопросы на основе заполненной дома таблицы по классификации животных (чем лучше ученики знают материал, тем быстрее они смогут сформулировать вопрос, что гораздо сложнее, чем просто отвечать на поставленные вопросы).

Погружение в тему

Сообщение целей урока


Короткое сообщение

- На прошлом уроке мы говорили о том, что классифицировать животных можно по-разному. Как вы делили на группы животных дома? (по общим признакам)

- Как ещё можно разделить животных по группам? (по месту обитания)

- А можно и потому, кто что ест.

Об этом давайте поговорим сегодня

Формирование ожиданий учеников

Постановка проблемного вопроса


Дискуссия

-Что вы хотите узнать по этой теме?

В ходе дискуссии дети ставят проблемный вопрос «Зачем нужно знать кто что ест?»

Интерактивная лекция

Подготовка к изучению нового на основе собственного опыта


Игра «Пазлы»

- Вам раздаются вопросы на карточке и ответы на частях пазлов. (Дети сначала выбирают необходимые части, а потом собирают картинку, потому что у каждой группы есть лишние «детали» - получается картинка с изображением цепочки питания)

Предложенные на карточках вопросы:

  1. Как называются животные, которые питаются растительной пищей?

  2. Животные, которые едят насекомых …

  3. Животные, поедающие других животных, называются …

  4. Животные, которые едят и растительную, и животную пищу, называются …

  5. Правда ли, что белый медведь может съесть пингвина?

Предлагаемые ответы: растительноядные, вегетарианцы, насекомоядные, мясоедные, хищники, всеядные, да, нет.

- Что за картинка получилась? (цепь питания)

Проработка содержания темы

Объяснение информации


Интерактивная презентация

В ходе показа презентации дети в игровой форме учатся составлять цепочки питания, удаляя неподходящие элементы и располагая остальные в правильном порядке, устанавливают закономерность при составлении цепей питания:

Первое звено – растение;

Второе звено – растительноядное животное;

Третье звено – хищник.

Закрепляют знания составлением цепочек устно и в рабочих тетрадях.

Применение полученных знаний


Игра-дискуссия «Суд над мышами»

Проблемный вопрос: можно ли «убрать» одно звено из цепи питания?

1 группа – обвинители мышей (доказывают, что мыши приносят много вреда),

2 группа – адвокаты мышей (доказывают необходимость сохранения мышей в природе).

Вывод – ни одно звено из цепи питания убирать нельзя, так как это приведет к гибели природы.

Работа с дополнительной информацией


Игра «Стань любознательным»

Проблемный вопрос: если нельзя исключить из цепи питания ни одно животное, как же всем видам сохраниться?

Дети читают статьи в учебниках с последующим кратким рассказом

1 группа – «Кто как приспособлен»,

2 группа - «Доброе слово о хищниках».


Закрепление пройден-ного материала


Игра «Волейбол»

Бросается мяч или воздушный шарик и задается вопрос по теме, соперники ловят мяч, отвечают на вопрос и задают свой, отправляя мяч обратно.

Рефлексия

Оценка урока


Игра «Божья коровка»

«Макет» божьей коровки прикреплен к доске. Дети оценивают себя по двум критериям: 1) работал с интересом; 2) знаю цепи питания. Чем лучше оценка, тем ближе ставится точка к голове. (аналог игры «Мухомор» из «Копилочки»), у меня божья коровка была вырезана из цветной бумаги, прикреплена к железной доске, а точками были круглые магнитики.


Беседа

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока «Зачем нужно знать кто что ест?» с обсуждением роли людей в сохранении животных.

Оценки за урок.

Домашнее задание: учебник с. 94-97 читать, РТ с. 55-56 № 1,2,3.


Название документа Кто что ест МОЙ.ppt

КТО ЧТО ЕСТ? ЦЕПИ ПИТАНИЯ. Вопрос: Зачем человеку знание о цепях питания?
Группы животных по способу питания: - растительноядные - насекомоядные - хищн...
Определение цепи питания Животные питаются растениями или другими животными. ...
Цепи питания
 ?
Огород
Поле Рожь
Лес Жук короед
Водоём
Почему цепь питания начинается с растений Цепи питания в дубовом лесу: Кора д...
Нарушение цепи питания ЛЯГУШКА 3 звено – насекомоядное КУЗНЕЧИК 2 звено – рас...
Доброе слово о хищниках Доброе слово о Доброе слово о Доброе слово о
Предположение последствий нарушения цепи питания ПРИРОДА ВРЕД ГИБЕЛЬ
Выводы Животные и растения взаимосвязаны в цепи питания; Нарушение цепи питан...
Пищевая сеть. Что это такое? Пищевая сеть дубового леса
Пищевая пирамида = экологическая пирамида заяц Кора осины орел желуди мыши лиса
Источники Плешаков А. А. «Природоведение», М., 1998 Плешаков А. А. «Мир вокру...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 КТО ЧТО ЕСТ? ЦЕПИ ПИТАНИЯ. Вопрос: Зачем человеку знание о цепях питания?
Описание слайда:

КТО ЧТО ЕСТ? ЦЕПИ ПИТАНИЯ. Вопрос: Зачем человеку знание о цепях питания?

№ слайда 3 Группы животных по способу питания: - растительноядные - насекомоядные - хищные
Описание слайда:

Группы животных по способу питания: - растительноядные - насекомоядные - хищные - всеядные

№ слайда 4 Определение цепи питания Животные питаются растениями или другими животными. Зна
Описание слайда:

Определение цепи питания Животные питаются растениями или другими животными. Значит, они связаны между собой в цепи питания.

№ слайда 5 Цепи питания
Описание слайда:

Цепи питания

№ слайда 6  ?
Описание слайда:

?

№ слайда 7 Огород
Описание слайда:

Огород

№ слайда 8 Поле Рожь
Описание слайда:

Поле Рожь

№ слайда 9 Лес Жук короед
Описание слайда:

Лес Жук короед

№ слайда 10 Водоём
Описание слайда:

Водоём

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Почему цепь питания начинается с растений Цепи питания в дубовом лесу: Кора дуба
Описание слайда:

Почему цепь питания начинается с растений Цепи питания в дубовом лесу: Кора дуба → короед → кукушка Листья дуба → гусеница → кукушка Желуди дуба → белка → орел Желуди дуба → сойка → орел Желуди дуба → кабан → волк Желуди дуба → мышь → лиса Желуди дуба → мышь → змея Желуди дуба → мышь → сова

№ слайда 14 Нарушение цепи питания ЛЯГУШКА 3 звено – насекомоядное КУЗНЕЧИК 2 звено – растит
Описание слайда:

Нарушение цепи питания ЛЯГУШКА 3 звено – насекомоядное КУЗНЕЧИК 2 звено – растительноядное КРАПИВА 1 звено - растение

№ слайда 15 Доброе слово о хищниках Доброе слово о Доброе слово о Доброе слово о
Описание слайда:

Доброе слово о хищниках Доброе слово о Доброе слово о Доброе слово о

№ слайда 16 Предположение последствий нарушения цепи питания ПРИРОДА ВРЕД ГИБЕЛЬ
Описание слайда:

Предположение последствий нарушения цепи питания ПРИРОДА ВРЕД ГИБЕЛЬ

№ слайда 17 Выводы Животные и растения взаимосвязаны в цепи питания; Нарушение цепи питания
Описание слайда:

Выводы Животные и растения взаимосвязаны в цепи питания; Нарушение цепи питания причиняет вред природе или ведет к ее гибели.

№ слайда 18 Пищевая сеть. Что это такое? Пищевая сеть дубового леса
Описание слайда:

Пищевая сеть. Что это такое? Пищевая сеть дубового леса

№ слайда 19 Пищевая пирамида = экологическая пирамида заяц Кора осины орел желуди мыши лиса
Описание слайда:

Пищевая пирамида = экологическая пирамида заяц Кора осины орел желуди мыши лиса

№ слайда 20 Источники Плешаков А. А. «Природоведение», М., 1998 Плешаков А. А. «Мир вокруг н
Описание слайда:

Источники Плешаков А. А. «Природоведение», М., 1998 Плешаков А. А. «Мир вокруг нас», М., 1999 Большая детская энциклопедия, М., 2000

Урок окружающего мира в 3 классе "Кто что ест"
  • Начальные классы
Описание:

План - конспект к уроку окружающего мира в третьем классе, программа "Школа России", автор А.А.Плешаков. Тема "Кто что ест". Урок составлен в игровой форме по требованиям курса "Активные методы обучения". Весь урок дети играют. Используемые педагогические образовательные технологии: групповая, проблемное обучение, информационно - коммунрикативная, игровая технология. К уроку прилагается интерактивная презентация, взяла готовую, к сожалению не знаю чью, но все-таки спасибо, её немного подкорректировала под свой конспект. Моим детям урок очень понравился. На мой взгляд это современный урок.

Автор Куприянова Светлана Николаевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2096
Номер материала 9585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓