Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира в 3-ем классе на тему:Невидимые нити в живой природе

Урок окружающего мира в 3-ем классе на тему:Невидимые нити в живой природе

 

Учитель: Халилова ФаридяГайфулловна

Урок по предмету "Окружающий мир" А.А.Плешаков 3 класс. Тема урока: "Невидимые нити в живой природе "
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;
составление цепей питания и установление взаимосвязей;
обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;
способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные:
быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные:
регулятивные - уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе.

Планируемые результаты

- знать животных по типу питания;
- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;
- уметь составлять цепи питания;
- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны, решать экологические проблемы.

Ресурсы:
информационные: учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", тетрадь "Проверим себя" (А.А.Плешакова к учебнику "Мир вокруг нас"),
демонстрационные: маски зверей, цветные полоски бумаги, карточки с изображением животных;
интерактивный материал: презентация "Цепи питания", электронный учебник

Ход урока

1.Организационный момент.

(учащиеся читают пословицу, написанную на доске)

Корень учения горек, да плод его сладок. (слайд 1)

- Как вы понимаете слова этой пословицы?

- Вы согласны с пословицей? Тогда вперёд в страну знаний. Сегодня мы опять отправляемся в мир животных. Вы уже знаете, что он очень разнообразен. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания с опорой на эталон.
Учитель: - С чего начнем работу на уроке?
Ученик: - С повторения
Учитель: - Вы любите играть? Тогда поиграем в крестики-нолики.
(Раздаю листочки)
Учитель: - X – правильное утверждение, 0 – неправильное утверждение.
1. Наука о животных называется зоология.
2. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, рыбы, растения, грибы, микробы –это животные.
3. Дельфин, бегемот, щука –это рыбы.
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.
5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.
6. Мыши, тараканы – это домашние животные.
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.
8. Звери выкармливают детенышей молоком
9.Плавники нужны рыбам для дыхания..
Учитель: - Поменяйтесь листочками.
(Слайд №2)
Учитель: - Проверьте по эталону. Оцените работу соседа по парте.

1)Х, 2)О, 3)О, 4)Х, 5)Х, 6)О, 7)Х, 8)Х, 9)О

Учитель: - Кто доволен своим результатом?
Учитель: - Где всегда можно найти дополнительную информацию?
Ученик: - В энциклопедиях, справочниках, интернете.
Проверка выполнения заданий в рабочей тетради. Каких животных вы изобразили? Что вы о них знаете?

4 Открытие новых знаний. Выявление места и причин затруднения

Учитель: - Ребята, представьте себе, что животные умеют разговаривать. Мы наденем, шапки-невидимки и послушаем разговор зайца Коськи, мышки Маши и лисы Алисы.
(Трое детей надевают маски зверей и выходят к доске, разыгрывают сценку.)
Коська: Как здорово убежать далеко в лес в солнечный денёк (принюхивается). Что это за странный запах. Это не запах травы.
Маша: Не ешь меня, пожалуйста, не ешь меня я вовсе не хотела, забираться в твои владения! Я тебя больше не побеспокою.
Коська: Так, так, так. Это значит я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.
Маша: О, да! Да и на вкус мышки тоже совсем другие. Они совсем не такие вкусные, как травка.
Коська: Ну об этом мне никогда не узнать. Я не ем мышей. Да я не смог бы съесть мышку даже, если бы захотел.
Маша: Не смог бы? Почему?
Коська: Ты когда нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не приспособлены для того, чтобы кусать мышей или других животных.
Маша: Тогда для чего они предназначены?
Коська: Они приспособлены для того, чтобы есть травку, листья, кору, т.е растения.
Маша: Я не знала этого. Если мне не надо заботиться о том, чтобы ты меня не съел, то я вернусь на луг, побегать.
Коська: Пожалуйста, сколько хочешь, пока.
(Мышка убегает)
Коська: Может я должен, был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знал, что эта лиса не прочь слопать меня на обед. А на десерт она, пожалуй, закусила бы той мышкой. Будет лучше, если я найду мышку и предупрежу об опасности.
(Убегает)
Маша: Я еще поиграю, мне не надо никого бояться. А кто это там? Это лиса! Больше я её не боюсь. Она, наверное, тоже не сможет съесть меня, побегу к ней и поздороваюсь.
(Бежит)
Алиса: Ничего себе! Что ты здесь гуляешь? Знаешь ли, что я могу тебя в один миг съесть?
Маша: Ты не сможешь меня съесть, даже если захочешь. Заяц Коська сказал, что зубы предназначены для того, чтобы пережёвывать зелёные растения, а не мышей.
Алиса: Его зубы – да, а мои – для того, чтобы есть животных, таких, как зайцы и мыши.
Маша: Ты п-п-полагаешь, что с-сможешь с-с-съесть меня? Ай!
(Убегает)
Алиса: Ха! Мышке повезло, я не голодна.
(Уходит, появляются мышка и заяц)
Коська: О! Я рад, что нашёл тебя.
Маша: Почему ты, не сказал, что твои зубы отличаются от зубов лисы?
Коська: Я как раз собирался сделать это. Но большинство животных знают об этом. Лисы – плотоядные, зайцы – травоядные. Плотоядные едят других животных. Зубы у них острые, клыки развитые. А у травоядных зубы широкие, плоские, приспособлены для пережёвывания травы. Кто, что любит!
Маша: Теперь я поняла!
Коська: Обращайся ко мне, а сейчас бежим, а то лиса вернётся.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: - Понравились вам животные, которых мы случайно подслушали?
Учитель: - Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать?
Ученик: - Питание животных.
Учитель: - Правильно. Как будем работать?
Ученик: - Поймём, то что не знаем и постараемся сделать открытие.
Учитель: - Какую цель поставим перед собой?
Ученик: - Распределить животных по типу питания. Узнать чем питаются разные животные.
(Слайд №3)
Учитель: - Прочитайте тему урока.
Ученик: - Кто что ест? Цепи питания.
Учитель: - В конце урока мы должны будем ответить на какие вопросы?
Ученик: - Кто что ест? Зачем человеку нужно знать о цепях питания?


6.Реализация построенного проекта.Учитель: - Чтобы проследить разные цепи питания, нужно знать, кто как питается.
Учитель: - Давайте вспомним «маленькие открытия», которые мы сделали о мыши, лисе Алисе, зайце Коське. Чем питаются эти животные? Чем питается мышь?

Ученик: Мышь питается семенами.
Учитель: - Что можно сказать о зайчике?
Ученик: - Его зубы приспособлены, чтобы есть траву. Он питается растениями. Значит растительноядный.
Учитель: - Молодец! А какое открытие вы сделали про лисичку?
Ученик: - У лисы зубы развиты, есть клыки, чтобы разгрызать других животных. Это хищники. Они питаются животными.
Учитель: - Правильно и называются они еще плотоядными, едят другую плоть. А чем питается медведь.Ученик: - Медведь питается всем: насекомыми, зайцами, червями, мёдом.
Учитель: - Сделайте вывод, к какому типу питания относится медведь.
Ученик: - Он всеядный.
Учитель: А как будут называться животные, которые питаются насекомыми? (насекомоядные)

7.Динамическая пауза
Учитель: - Сейчас мы с вами отдохнём. А помогут нам в этом лиса Алиса, мышка Маша и заяц Коська.
(Под музыку из передачи «В мире животных» дети повторяют движения за лисой Алисой, мышкой Машей и зайцем Коськой).

8.Первичное закрепление.
Учитель: - Посмотрите на слайд, закрепим наши знания по теме.
(Слайд №7,8,9,10 электронного учебника) ????

9. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: - Давайте закрепим наши открытия и выполним задания в тетради № 1, стр. 66.
(Дети работают самостоятельно) Проверка. Названия каких животных закрасили зеленым, синим, красным, коричневым цветом?
Учитель: - Поставьте рефлексию. Зелёный кружок – разобрался сам, жёлтый кружок – разобрался с помощью, красный кружок – не понял.
(Прохожу по классу, оказываю индивидуальную помощь.

С помощью атласа - определителя выполните задание 2 в рабочей тетради. Работаем в паре.

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы научимся видеть и составлять цепи питания.-С чего начинается любая цепь питания? (Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено, так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества). _-Кто будет вторым звеном цепи питания? (Растительноядные животные) -Какие животные будут третьим звеном цепи питания? (Насекомоядные или хищные животные)

Учитель:- А сейчас предлагаю вам поработать в группах по рядам. Цепи питания – это связи живого по питанию. У вас на столе три полоски: зелёная – сосна, красная – дятел, жёлтая – жук-короед. Склейте полоски, чтобы у вас получилась цепочка. В какой последовательности вы это сделаете? Как по цвету будет выглядеть ваша цепочка?
Ученик: - Зелёная, жёлтая, красная.
Учитель: - А что произойдёт, если уберём одно звено цепочки? Например насекомых?
Ученик: - Дятлу нечем будет питаться. Значит, он погибнет, а за ним и деревья, так как их съест жук-короед.
Учитель: - Молодцы ребята. Вы сами сделали ещё одно маленькое открытие для себя. Нельзя нарушать экологическое равновесие.

Учитель: - Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику. Расскажите, опираясь на него о цепях питания по слайду №
(Дети отвечают)
Учитель: - Ребята, какое же первое звено в цепи питания? А какое последнее?
Ученик: - Первое – растения, последнее – хищники.

Учитель: - Составим кластер у доски по типу питания животных.
Учитель: - Какое задание можно придумать, опираясь на кластеры?
Ученик: - Составить цепи питания, соединив стрелочками.

Дети работают в группах .

1 ряд. Составить цепь питания.

Волк, дуб, кабан.

2 ряд. Продолжить цепочку.

Орешник, мышь,…..

3 ряд. Найди ошибку.

Мышь, рожь, змеи, орёл.

Прочитаем статью «Кто как приспособился». -Как приспособились хищники к добыванию пищи? -А как приспособились животные защищаться от хищников?

Выполним задание в рабочей тетради. Кто как приспособился?

10. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: - Ребята, кто может ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока. Какой это вопрос.
Ученик: - Зачем человеку знать о цепях питания?
Учитель: - Правильно. Зачем же нужно нам знать о цепях питания.
Ученик: - Чтобы не навредить природе, не нарушить экологического равновесия.
Учитель: - Перед вами следующий слайд.
(Слайд №13)
Учитель: - По цепочке продолжаем высказываться.
Учитель: - Молодцы ребята. Сегодня вы получили только хорошие оценки.
А ещё я хочу поблагодарить наиболее активно работающих детей и поставить им за урок отличные оценки. Раз мы изучали питание , вы, наверное проголодались. Вам небольшие шоколадки.

11. Домашние задание.
Учитель: - Вы хорошо потрудились, спасибо за урок. Домашнее задание каждый выбирает себе сам: задание по учебнику; реферат «Заканчиваются ли цепи питания на хищниках?», задания в тетрадях.




 












Урок окружающего мира в 3-ем классе на тему:Невидимые нити в живой природе
  • Начальные классы
Описание:

      Урок по предмету окружающий мир А.А. Плешаков в 3-ем классе. Тема урока : Невидимые нтит в живой природе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Автор Халилова Фарида Гайфулловна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1425
Номер материала 11855
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓