Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира в 1 классе на тему: "Природа и её сезонные изменения".

Урок окружающего мира в 1 классе на тему: "Природа и её сезонные изменения".

МКОУ «СОШ №14» ИМРСК 

ст. Новотроицкая 

Изобильненский район 

Ставропольский край 

Учитель высшей категории:

 Сазонова Любовь Николаевна 




Урок окружающего мира в 1 классе 

УМК «Перспективная начальная школа» 

Тема: Природа и ее сезонные изменения. 




Тема: Природа и ее сезонные изменения. 


Цели: закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; продолжить формирование представления о сезонных явлениях природы; развивать речевые умения, мышление, память; воспитывать интерес к изучению родной природы. 

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук. 

Ход урока 

I. Сообщение темы урока. 
– Отгадайте загадку: 
Шумит он в поле и в саду, 
А в дом не попадёт. 
И никуда я не иду, 
Покуда он идёт. 
(Дождь.) 
– В какое время года бывает дождь? 
– Чем отличаются осенний и летний дожди? 
– Сегодня мы продолжим знакомство с сезонными изменениями в природе. 

II. Работа по теме урока. 
1. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Явления природы». 
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов), поэтому они и называются сезонными. 
Сколько вы знаете времен года (сезонов)? (Четыре – весна, лето, зима, осень.) 
Учитель показывает на интерактивной доске презентацию «Времена года» 
– Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений. 
Н а п р и м е р. Зима: 1) идет снег; 2) вода замерзла на реке, превратилась в лед; 3) листва на деревьях опала; 4) птицы улетели; 5) день короткий, ночь длинная. 
Выслушиваются выступления всех групп. Учитель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп. 
В конце этой части урока учитель задаёт вопрос: 
– А человека куда мы должны отнести, к живой или к неживой природе? (Человек – часть живой природы.) 
2. К о н к у р с ч т е ц о в. 
Учащиеся читают наизусть стихотворения, в которых говорится о признаках лета, осени, зимы или весны. 
Год прошёл, как день вчерашний. 
Над Москвою в этот час 
Бьют часы Кремлёвской башни 
Свой салют двенадцать раз. 
Ф и з к у л ь т м и н у т к а 
Шла кукушка через сад – 
Поклевала виноград. 
Шла кукушка мимо рынка – 
Наступила на корзинку 
И упала в яму – бух! 
Раздавила сорок мух! 
3. Б е с е д а «Кто подсказывает погоду?». 
Учитель знакомит учащихся с п р и м е т а м и. 
К хорошей погоде: 
– Комары летают роем. 
– Жуки проносятся с громким жужжанием. 
– В реке играет рыба. 
К ненастью: 
– Муравьи не спешат на свои работы. 
– Рыба не клюет. 
Животные-«синоптики» 
Птицы и млекопитающие очень чувствительны к перемене погоды. Перед ненастьем слышится протяжное «пи-и-и-ить» коршунов. Предчувствуя резкую смену хорошей погоды на дождливую, бурундуки издают булькающие звуки. 
Опытным морякам и рыбакам издавна известно: неспокойный крик чаек-поморников предвещает штормовую погоду. Чувствительны к перемене погоды и ласточки. Если они дальше обычного улетают от гнезда и носятся над самой землей, можно ожидать грозового дождя. Объясняется это тем, что насекомые, за которыми они охотятся, страдая от увлажненного воздуха высоко над землей, спускаются вниз. У рыб же перед дождливой погодой происходят даже физиологические изменения: больше обычного надувается плавательный пузырь. 
В зимнее время, даже в морозы, за сутки до наступления оттепели мыши и некоторые жучки выходят из-под лесной подстилки на поверхность снега. 
Лесные полевки, предчувствуя осенью глубокоснежную зиму, роют свои норы недалеко от поверхности земли, а перед малоснежной зимой, когда снеговая «шуба» тонка, устраивают норы гораздо глубже. К морозной зиме белка строит гнездо низко на дереве, а к теплой – высоко. 
Странно ведут себя перед пургой лоси и дикие олени. Еще за сутки до ненастья они без видимых причин совершают небольшие кочевки. 
За несколько часов до бурана тетерева и куропатки с открытых мест начинают перелетать в глухие места тайги. 
Так животные-«синоптики» довольно точно предсказывают перемены погоды.

III. Закрепление изученного материала. 
В и к т о р и н а
«Явления природы (сезонные явления)». 
1) Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег. Реки, озера и пруды покрываются льдом. (Время года – поздняя осень.)
 
2) Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми, а затем опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Время года – осень.)
 
3) Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Время года – зима.)
 
4) Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Время года – весна.)
 
5) Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Время года – лето.)
 

IV. Итог урока. 
– Что нового вы узнали на уроке? 
– Какие приметы хорошей погоды вы знаете? 
– Назовите признаки ненастной погоды. 
– Какое время года вы любите? 
– Назовите признаки лета, осени, зимы, весны.


Урок окружающего мира в 1 классе на тему: "Природа и её сезонные изменения".
  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира на тему: "Природа и её сезонные изменения" предназначен для учащихся первых классов (учебно-методический комплект "Перспективная начальная школа").

Цели урока: закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; продолжить формирование представления о сезонных явлениях природы; развивать речевые умения, мышление, память; воспитывать интерес к изучению родной природы.

В ходе урока учащиеся читают наизусть стихотворения, в которых говорится о признаках лета, осени, зимы или весны. Учитель знакомит учащихся с п р и м е т а м и. При закреплении изученного материала используется викторина "Явления природы".

Автор Сазонова Любовь Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1089
Номер материала 40686
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓