Главная / Начальные классы / урок окружающего мира в 1 классе

урок окружающего мира в 1 классе

hello_html_m1a4738e9.gifОкружающий мир, 1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Зелёная аптека.

Цель: знакомство детей с многообразием лекарственных растений и их значением для человека.

Задачи:

образовательные:

  • создать условия для формирования знаний о многообразии лекарственных растений;

  • способствовать формированию знаний о способах применения лекарственных растений человеком;

  • создать условия для определения мест и правил сбора лекарственных растений;

развивающие:

  • создать условия для формирования и развития экологической культуры детей, интереса к наблюдениям за растениями;

  • способствовать развитию умения анализировать и сравнивать предметы.

воспитательные:

  • способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, формированию культуры поведения на природе;

  • способствовать формированию навыков укрепления своего здоровья.

Дидактический материал и оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;

  • презентация;

  • карточки с растениями

  • описание лекарственных растений

  • учебник: Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова. «Окружающий мир». 1 кл.

Ход урока

  1. Организационный момент

Начинаем наш урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

  1. Введение в тему урока

- Отгадав загадку, вы узнаете, кто придёт к нам на урок.

Я, друзья, подземный житель.

Землекоп я и строитель.

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем.

- Что вы знаете об этом кротике?

- Этот кротик - герой сказок чешского писателя Зденека Милера.

- Я подготовила для вас отрывок одной из них. Послушайте его.

«Хорошо живётся на свете тому, у кого есть друг или подруга! Кротик дружил с серой мышкой. Они каждый день играли вместе.

Но однажды утром мышка не пришла на полянку, где её ждал кротик.

Тихо-тихо было в мышкиной норке. Что же случилось?

Мышка заболела! – Ох, расстроился кротик, - лучше бы я сам заболел! Но горюй не горюй – мышка от этого не поправится.

И кротик побежал за помощью. В дупле старого дуба жила сова.

Она лечила всех лесных обитателей. Может она вылечит мышку»

- Как вы думаете, чем заболела мышка? Почему вы так решили?

«Сова прослушала больную, простукала, полистала толстую учёную книгу и, наконец, важно произнесла:

- Мышку вылечит цветок, который называется Хамомилла.

Сова взмахнула крыльями и полетела ввысь.

Подожди, сова, не улетай! – обеспокоенно крикнул ей вслед Кротик. – Ты же не сказала, где мне найти этот цветок!»

  1. Тема урока

- Сова предложила Кротику вылечить мышку с помощью растения. Вы знаете как называются такие растения?

- Вы наверное догадались о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Лекарственные растения)

- Откройте учебники на странице 60 - 61 и прочитайте тему урока. Как вы её понимаете?

- Что такое аптека?

- Аптека- учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

- А почему зелёная?

- Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

  1. Актуализация знаний

- Какие лекарственные растения вам известны? А откуда вы о них узнали?

- А хотите узнать о них больше? Что именно вы хотите узнать? (Какие ещё есть лекарственные растения, где они растут, от каких болезней они помогают.)

  1. Усвоение новых знаний

Работа в группах

- Соберите лекарственное растение и прочитайте его латинское название, а затем по учебнику найдите название своего растения на русском языке.

- Растение какой группы, по словам совы, поможет мышке?

- Верно, ведь Хамомилла – это ромашка.

(Когда собрали и зачитали)

- На столах у вас карточки с описанием вашего растения, прочитайте о нём внимательно и решите, кто из вас расскажет о нём классу.

- Послушайте внимательно каждую группу, чтобы узнать какое у них растение получилось и от каких болезней оно поможет.

Ромашка - одно из самых известных лекарственных растений. Её отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют соцветия.

- Почему именно ромашка поможет вылечить мышку?

- Какое ещё из ваших растений может помочь мышке? (подорожник, липа - читают те, у кого эти растения)

Подорожник - это растение заживляет раны, порезы, останавливает кровь. Его отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

Липа - это красивое лиственное дерево. Его цветки – старинное народное средство, применяемое при простуде.

Физминутка (для глаз)

- Лекарственные растения помогают не только от простуды.

Растения чьей группы помогут вылечить:

  • Головная боль

Зверобой - давно люди заметили, что некоторые животные, поедая это растение, вскоре гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку оно помогает. Зверобой используют для лечения головной боли, желудка, оно улучшает аппетит, снимает аллергию.

  • Ранки и порезы

Тысячелистник - это растение называют солдатской травой. Ведь оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны.

- Какое ещё растение заживит и вылечит раны? (Подорожник)

  • Бородавка

Чистотел - это растение в народе называют ласточкиной травой. Оно расцветает с прилётом ласточек и вянет с их отлётом. Его применяют для лечения ран и других болезней у животных. Человек применяет сок для удаления бородавок и других кожных образований. Сок у чистотела имеет оранжевый цвет.

Физминутка (подвижная)

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся –

Бабочка кружит и вьётся.

  1. Закрепление

1.Фронтальная работа

- Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.

- Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли...

- Как же их называли, кто-то из вас знает?

- А чтобы узнать, разгадаем кроссворд.


ч

и

с

т

о

т

е

л



р

о

м

а

ш

к

а


л

и

п

а





з

в

е

р

о

б

о

й


н


т

ы

с

я

ч

е

л

и

с

т

н

и

к

п

о

д

о

р

о

ж

н

и

к



1. Зелёные листочки,

Жёлтые цветочки,

Оторвёшь листок

Увидишь оранжевый сок.


2. Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок!


3. Пахучим жёлтым цветом

Ты каждый год цветёшь

И если мы простыли,

Цветы нам отдаешь


4. Листочки – парные,

Цветки – янтарные,

Плоды – коварные:

И лечат, и калечат.



5. Ты, как солдатик бравый,

В мороз и зной стоишь

И кровь ты остановишь,

И раны заживишь.



6. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.



























- Кто уже догадался, как называли людей, которые собирали лечебные травы? (Травник.)

- Собиратели трав прошлого лечили не только растительными чаями, но и экстрактами, настойками, маслами, мазями, припарками. Они были предшественниками современных врачей, а их скромные травы стали источниками современных дорогостоящих медикаментов.

- Окружающая нас природа - настоящий кладезь веществ, необходимых для полноценного функционирования организма человека. Нужно только уметь применить природные богатства во благо собственного здоровья. А чтобы эта кладовая никогда не иссякла, необходимо бережно относится к её запасам.

2. Работа в парах

- Каждый травник кроме основных сведений о лекарственном растении должен ещё знать правила их сбора.

- Рассмотрите серию картинок на странице 61. Поработайте в парах и по иллюстрациям составьте правила сбора лекарственных растений. Можете воспользоваться карточкой, на которой перечислены эти правила, но вам необходимо будет расположить их в нужном порядке.

Правила сбора

  • Собирать в солнечную погоду

  • Собирать растения во время их цветения

  • Собирать не все растения

  • После сбора тщательно вымыть руки

  1. Итог урока

- Наш урок подходит к концу. Вспомните какова была тема урока?

- Что вас особенно удивило на уроке? А что показалось самым интересным?

- Кого хотели бы похвалить?

  1. Рефлексия

- Ребята, вы хотели бы помочь Кротику вылечить мышку?

- Каждый из вас во время урока заработал жетон, на котором изображена ромашка, если вы считаете, что многое узнали на сегодняшнем уроке о лекарственных травах, то подарите свою ромашку Кротику для того, чтобы он вылечил мышку.

  1. Домашнее задание

- Чтобы узнать помогла ли ромашка выздороветь мышке, вы можете прочитать книгу Зденека Милера «Крот и волшебный цветок» или на сайте, адрес которого у вас на партах (http://naschklass.blogspot.com/), посмотреть мультфильм «Крот и лекарство».

- А на следующем уроке расскажете, какие лекарственные растения, кроме ромашки вы увидели в этом мультфильме или прочли в книге.



















Технологическая карта урока

Тема

Зелёная аптека.

Цель

знакомство детей с многообразием лекарственных растений и их значением для человека.


Задачи

образовательные:

  • создать условия для формирования знаний о многообразии лекарственных растений;

  • способствовать формированию знаний о способах применения лекарственных растений человеком;

  • создать условия для определения мест и правил сбора лекарственных растений;

развивающие:

  • создать условия для формирования и развития экологической культуры детей, интереса к наблюдениям за растениями;

  • способствовать развитию умения анализировать и сравнивать предметы.

воспитательные:

  • способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, формированию культуры поведения на природе;

  • способствовать формированию навыков укрепления своего здоровья.

Планируемый результат

Знать, ряд лекарственных растений

Уметь отличать лекарственные растения от других растений

Ход урока



  1. Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к работе, обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Ценностно- смысловая


II. Введение в тему (Интрига)

Цель: обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность.

Учебно- познавательная


III. Тема урока

Цель: Подвести учащихся к формулированию темы урока.

Учебно- познавательная


IV. Актуализация знаний

Цель: на основе активной речемыслительной деятельности вовлечь учеников в целеполагание. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.



Учебно- познавательная


Информационная

V. Усвоение новых знаний

Цель: познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений и их значением для человека.

Коммуникативная


Учебно- познавательная


Информационная

VI. Закрепление новых знаний

Цель: закрепить полученные знания.

Учебно- познавательная


Информационная

Итог урока. Рефлексия

Цель: формирование умений учащихся оценивать собственную учебную деятельность, а также учебную деятельность одноклассников.

Учебно- познавательная


Личностного самосовершенствования


Домашнее задание

Цель: расширение знаний о лекарственных растениях

Учебно- познавательная


Информационная






урок окружающего мира в 1 классе
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Зелёная аптека.

Цель: знакомство детей с многообразием лекарственных растений и их значением для человека.

Задачи:

образовательные:

·                    создать условия для формирования знаний о многообразии лекарственных растений;

·                    способствовать формированию знаний о способах применения лекарственных растений человеком;

·                    создать условия для определения мест и правил сбора лекарственных растений;

развивающие:

·                    создать условия для формирования и развития экологической культуры детей,  интереса к наблюдениям за растениями;

·                    способствовать развитию умения анализировать и сравнивать предметы.

воспитательные:

·                    способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, формированию культуры поведения на природе;

 

·                    способствовать формированию навыков укрепления своего  здоровья.

Автор Бакулина Татьяна Геннадьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 612
Номер материала 44949
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓