Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира "Тундра" 4 класс

Урок окружающего мира "Тундра" 4 класс



Урок окружающего мира по теме «Тундра»

Этапы урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:


Фонограмма  «Песня Знайки о путешествиях» (Приложение № 1)
Исполнитель: Гладков Григорий
Учитель: Ребята, в мире много неизученных стран, с которыми нам предстоит познакомиться. Мы с вами продолжим изучать самую дорогую для нас страну - нашу необъятную Россию, её разнообразную природу. Наш урок будет не только познавательным, но и интересным.

Учащиеся слушают песню о неизведанных странах, включаются в учебный процесс.

2.Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете природную зону Арктики. Сейчас мы проведём графический диктант. Я прочитаю предложения. Если высказывание верное, вы ставите знак «+». Если высказывание неверное, поставьте знак «–» (Приложение № 1 - таблица «Графический диктант «Арктика»)

Учитель.1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

2.Территория Арктики не имеет коренного населения.

3.В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

4.В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

5.В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.

6.Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

7.Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».

О т в е т ы: – + + – ++ – .

Учитель: Закончим цепь питания:

1.Рыба – тюлень –…

2.Водоросли - рачки – рыбы – …

3. Ягель - лемминг –…

Дети определяют истинность утверждений, проверяют правильность выполнения графического диктанта, отмечают правильные ответы +, неверные -





Дети записывают цепи питания:

1.Рыба – тюлень – (белые медведи)

2.Водоросли - рачки – рыбы – (тюлени)

3. Ягель - лемминг –…

3.Выявление места и причины затруднения

-В природной зоне арктических пустынь нам не встречались лемминги, ягель. Как вы думаете, в какой природной зоне России они находятся? Сегодня на уроке мы изучим природную зону тундры.

Учащиеся выявляют причину затруднения составления цепи питания

4. Построение проекта выхода из затруднения

Как вы думаете: какие вопросы сегодня рассмотрим?

На доске план изучения природной зоны:

  1. Географическое положение природной зоны.

  2. Климатические особенности зоны.

  3. Растительный мир.

  4. Животный мир.

  5. Занятие населения. Экологические проблемы.

Дети составляют план работы по изучению природной зоны тундры по аналогии с зоной арктических пустынь

5.Реализация построенного проекта

Определение расположения зоны тундры относительно зоны Арктики. Откроем карту природных зон в учебнике. Покажите природную зону Арктики. Найдите зону тундры, посмотрите на карту, так ли вы определили местоположение тундры. Показ учителем.

- Рассмотрим расположение зоны тундры относительно зоны Арктики. Южнее.

Предположим, какие климатические условия характерны для тундры.

Показ видео «Тундра» (Приложение № 2)

- Говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

- Почему снежную, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения?

- Как вы думаете, где условия более благоприятны для существования живых организмов в тундре или Арктике? Почему?

Экспресс- исследование:

- А сейчас мы разделимся на три исследовательские группы: первая исследует растительный мир, вторая группа животный мир, третья – экологическую обстановку в тундре. Вы самостоятельно изучаете материал, если, что-то непонятно, обращайтесь за консультацией ко мне. Затем каждая группа выступит с сообщением по теме.

Карточка-помощница для первой группы:

  1. Какие растения растут в тундре?

  2. Как растения приспособились к жизни?

Источники информации: учебник с.90 (со 2 абзаца), с.91; иллюстрации растений, атлас-определитель «От земли до неба».

Карточка-помощница для второй группы:

  1. Какие животные обитают в тундре?

  2. Как они приспособились к жизни?

  3. Чем они питаются, оперение (мех), окраска?

Источники информации: учебник с.91-92, иллюстрации животных, атлас-определитель «От земли до неба».

Карточка-помощница для третьей группы:

  1. Основное занятие населения тундры?

  2. Экологические проблемы тундры.

  3. Охрана природы тундры.

Источники информации: учебник с.93-95, иллюстрации деятельности человека, атлас-определитель «От земли до неба».

Учитель контролирует деятельность и направляет учащихся.

Дети показывают природную зону Арктики, находят природную зону тундры.


Дети высказывают предположения о том, почему вторая часть года мокрая (Даже летом она оттаивает только на 10 – 50 см, сохраняется вечная мерзлота, мощный слой которой достигает до 500 м. Плотный мёрзлый грунт не пропускает воду вглубь, и она застаивается на поверхности. Тундра буквально усеяна неглубокими и небольшими озёрами и болотами. Летом температура воздуха невысокая, вода испаряется плохо)



Дети проводят экспресс-исследования по темам: «Растения тундры», «Животные тундры», «Деятельность человека» (готовят сообщения по составленному плану в группах, распределяют материал для сообщения с использованием учебника и атласа-определителя «От земли до неба», обсуждают и анализируют полученные сведения.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- У многих растений мелкие плотные листья, покрыты густым опушением или восковым налётом.

- Как вы можете это объяснить?

  • Как вы думаете, почему деревья, такие как у нас, не могут расти в зоне тундры? ( Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни растениям; и наконец, сильные ветры)

  • Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза.

  • Посмотрите на изображения растений тундры и определите их характерные черты.

Показ слайдов с растениями тундры (слайды 2-9 Приложения № 4)

Характерные черты растений тундры

1. Карликовые формы.

2.Стелющиеся.

3. Листья часто мелкие, имеют густое

опушение и кожистую поверхность,

покрыты восковым налётом.

4. Корни короткие (5 – 15 см ).

5. Вечнозелёные многолетники.

Учитель:

- Посмотрите слайды с изображением животных тундры и назовите способы адаптации к условиям тундры (слайды 10-17 Приложения № 4) Способы адаптации животных к условиям тундры

  1. Зимняя спячка.

  2. Сезонные миграции и кочёвки.

  3. Маскирующая окраска меха зверей и оперенья птиц.

  4. Накопление значительного слоя подкожного жира.

  5. Густой мех у зверей, тёплый пух у птиц.

Показ слайдов 18-23 Приложения № 4

Дети рассказывают о растениях, животных, деятельности человека и экологических проблемах. В случае необходимости учитель дополняет ответы учеников.





Дети рассматривают изображения растений, выделяют характерные черты растений тундры, обосновывают свои выводы.

Дети рассматривают изображения животных тундры, определяют способы адаптации животных к условиям тундры , обосновывают свои выводы.









Экологи освещают экологические проблемы тундры, меры, которые используются для решения этих проблем, и природоохранные мероприятия.

Физкультминутка

Песня «Увезу тебя я в тундру», анимация (показ слайдов 24 -30 Приложения № 40

Дети выполняют упражнения с анимационными героями.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Кроссворд «Тундра» (Приложение № 5)

1.Олений лишайник – корм северных оленей (ягель)

2.Холодная безлесная равнина (тундра)

3.Маленькие зверьки, не впадающие в спячку зимой (лемминги)

4.Берёза, растущая в тундре (карликовая)

5.Всю ночь летает –

Леммингов добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло (сова)

6.Хищный зверь, жизнь которого зависит от количества леммингов (песец)

7.Заповедник в тундре (Таймырский)

8.Незаконная охота (браконьерство)

9.Основное занятие северных народов (оленеводство)

(Слайд 31 Приложения № 4)

Учащиеся самостоятельно разгадывают кроссворд «Тундра», выполняют самопроверку по эталону, заносят свои результаты в лист самооценки

8. Включение в систему знаний и повторение

Закончи схему питания, предложенную в начале урока, составь свою цепь питания в рабочей тетради на стр.44 № 4 (У кого такая же цепь питания ставим 1 в таблицу)

1.Растения тундры - белая куропатка - песец.

2. Мох-ягель - северный олень - волк.

3. Растения тундры - лемминг - белая сова.

4. Растения тундры - лемминг песец.

Дети составляют цепи питания, проводят самооценку.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Чем отличаются природные зоны тундры и арктических пустынь?

- Почему растительный и животный мир в тундре богаче, чем в зоне арктических пустынь?

- В чём заключается приспособленность растений и животных тундры к суровым условиям?

- Какой вред наносит хозяйственная деятельность человека?

Дети рассказывают о природной зоне тундры

Итог урока. Самооценка

- Посчитайте количество баллов, набранных вами за урок.

10 до 14 баллов «3» , 14 до 18 баллов – «4», 18 и более баллов – «5»

Домашнее задание учебник стр. 84-94

Рабочая тетрадь стр. 42 № 1,2. или составить викторину по теме «Тундра»

Дети осуществляют самоконтроль работы на уроке, записывают домашнее задание



6


Урок окружающего мира "Тундра" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

 

 

Описание разработки

Учитель: Новикова Галина Анатольевна, МБОУ «Большеанненковская СОШ»

Класс: 4

Предмет: «Окружающий мир»

Тема урока: «Тундра». Это пятый урок по разделу «Природа России».

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения темы «Природная зона тундра»

Цель: сформировать  у учащихся представление о природной зоне тундры.

Задачи: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Личностные результаты: проявлять интерес к многообразию природных зон России, проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, способность и умение учащихся производить логические действия, связанные с анализом и синтезом, сравнением.

 Регулятивные УУД:  осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные УУД: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения с использованием зксперсс-исследования. На уроке использованы следующие методы обучения:

- по виду источника информации: словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (работа с различными источниками информации – учебник, атлас-определитель «От земли до неба», кроссворд, цепи питания, ), системно-деятельностный метод.

- по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися задач).

Для активизации познавательной деятельности, повышения качества образования на уроке использовались компьютерные средства (видео «Природа тундры», презентация «Растительный и животный мир тундры. Деятельность человека»

В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли  ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации (незнание элементов цепи питания природной зоны тундры). Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика  к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новые знания, используя различные источники информации. Продуктом исследования стала творческая работа групп по подготовке выступлений по теме.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Своевременно была проведена анимационная физкультминутка.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности и доступности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования четвероклассников, соответствовал их жизненному опыту. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Уровень подготовленности детей различный, есть дети с высоким (31,25 %), средним (56,25 %) и низким уровнем развития(12,5%). Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Урок способствовал воспитанию чувства гордости за свою страну, любовь к природе.

Домашнее задание дано вариативное. Оно предполагает возможность выбора способа его выполнения, а также использование творчества ученика, что может послужить оснащением следующего урока.

На уроке использовались три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество с учителем и сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в процессе учения. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей детей. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась как дружеская, оптимистичная. Результаты урока хорошие: 9 учащихся набрали более 18 баллов, 5 учащихся – от 14 до 18 баллов, 2 – от 10 до 14  баллов. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока обучающимися усвоен.

 

 

 

 

Автор Новикова Галина Анатольевна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3101
Номер материала 5444
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓