Главная / Начальные классы / урок окружающего мира "Тайны моего организма" (4 класс)

урок окружающего мира "Тайны моего организма" (4 класс)

Урок окружающего мира в 4 классе «Тайны твоего организма»

Вышинская Надежда Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 7 города Няндома»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Начинается наш урок. Прошу вас, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

-С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ожидаете от урока? (Дети высказывают свои ожидания: узнать что-то новое; поработать самостоятельно, в группе, поспорить с товарищами и т.д.)

Пусть девизом нашего урока является следующее четверостишие:

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

Итак, начинаем! Я вам предлагаю разгадать кроссворд:

http://festival.1september.ru/articles/610777/img1.gif

1. Орган, где пища перетирается, смачивается, перемешивается, превращаясь в кашицу, удобную для глотания (рот).
2. Орган кровообращения (сердце).
3. Орган зрения (глаз).
4. Орган осязания (кожа). 
5. Орган обоняния (нос).
6. Органы дыхания (лёгкие).
7. Центральный отдел нервной системы человека (мозг).
8. Что помогает вам бегать, прыгать, жевать, говорить, улыбаться? (мышцы).

Учитель: Прочитаем ключевое слово (ОРГАНИЗМ). Кто догадался какая тема урока окр. мира

Тема нашего урока: «Тайны твоего организма».

Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод.

Белинский

Как вы понимаете?

Чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться на уроке, и на следующих уроках.
 III. Актуализация знаний.

Как вы уже сказали, органы объединяясь для выполнения задач жизнедеятельности человека, образуют системы.

Работа в группах. Вам нужно выбрать рисунок с какой-либо системой и подписать название органов. Какая группа справится быстрее. Не забываем правила работы в группе.


http://festival.1september.ru/articles/514333/Image3735.gif





http://festival.1september.ru/articles/514333/Image3736.gif







http://festival.1september.ru/articles/514333/Image3737.gif



http://festival.1september.ru/articles/514333/Image3738.gif





https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSEQrkg5pWf-gKctcGOnurTGJiYo0NVVpCwzrzlzGOd02zN0PReLg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/Illu_urinary_system_numbers.png

Узнай по описанию

«Узнай по описанию»

  • Это мускулистая трубка около 20 см, продвигающая по себе пищу. (Пищевод)

  • Этот орган уничтожает микробы, обезвреживает яды. (Печень)

  • Они состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объём, и сокращаться, уменьшая его. (Легкие)

  • Главный командный пункт организма. (Мозг)

  • Это мышечный насос. В минуту делает в среднем 70 ударов. (Сердце)

  • Они выполняют основную работу по очистке крови. (Почки)



Как вы думаете сколько ударов делает сердце в минуту а) когда человек спокоен; б) при ходьбе; в) при быстром беге? 

Ученик (заранее подготовленный): Когда человек спокоен сердце делает 60 ударов в минуту, при ходьбе - 90 ударов, а при быстром беге – 120 ударов.

Сердце - центральный орган системы кровообращения. Это насос, который гонит кровь по сосудам. Его размеры не велики, примерно с кулак человека, а средняя масса сердца от 250 г (у женщин) до 300 г (у мужчин). Оно защищено грудной клеткой и находится в левой его части. Сокращаясь и расслабляясь, сердце, как насос, втягивает и выталкивает кровь. Кровь поступает в сердце из крупных трубок- кровеносных сосудов. В другие крупные сосуды сердце выталкивает кровь. Эти сосуды разветвляются на все более и более мелкие и доходят до всех органов. Через тончайшие стенки сосудов в орган поступают из крови питательные вещества и кислород, а из органов кровь попадают углекислый газ и другие вредные вещества. Когда сердце прекращает работу, органы перестают получать питание и кислород и человек умирает.

Сердце здорового человека сокращается 60-70 раз в минуту. При каждом сокращении сердце человека выталкивает в сосуды 60-80 куб.см крови.

Чтобы сердце было здоровым и сильным, надо заботиться о нем, беречь его и развивать. Для этого необходимо больше двигаться, гулять, заниматься спортом.



Учитель– Как называется система, которая управляет работой всех органов?
(Согласованной работой всех органов управляет нервная система. На теле человека расположено около 13 миллионов нервных клеток.)

Послушайте стихотворение. Прав ли герой этого стихотворения. (Читает ученик)

Я ненавижу слово спать!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час»
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час!
Хоть в два! В четыре!
Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда!)
Всю ночь совсем не спать!

Организму обязательно нужно отдохнуть, восстановить силы, затраченные днем. Не выспавшись, вы будете чувствовать себя вялым, разбитым, капризным. Глубокий, полноценный сон необходим человеку, так как обеспечивает нервным клеткам головного мозга отдых. Это способствует правильному росту и развитию организма в целом, создает у человека чувство бодрости и повышает работоспособность. 

К нам на урок пришел доктор, который ознакомит нас с правилами, как беречь нервную систему и организм человека в целом.

Доктор (ученик в медицинском халате и шапочке):

Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым
Дать совет я вам готов,
Как прожить без докторов.

  • Необходимо высыпаться, потому что уставший мозг очень плохо работает.

  • Регулярно и полноценно питаться.

  • Старайтесь не раздражаться.

  • Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться.

  • Внимательно выслушивайте собеседника.

  • Кто не умеет внимательно слушать, тот не может хорошо учиться и мозг его не получает достаточной тренировки.

  • Читайте много хороших книг.

  • Живите в дружбе со своими братьями и сестрами.

  • Если у вас что-то беспокоит, болит, скажите об этом родителям или учителю.

Знайте!
Нельзя принимать лекарства без разрешения родителей или врача.

Физминутка

Учитель.

Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым?

(Дети молчат)

Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Ну а кто начнет обед
С жвачкой импортной, с конфетой?

(Дети молчат)

Кто же любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто поел – и чистит зубки
Ежедневно дважды в сутки?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?

(Дети молчат)

Учитель.

Кто согласно распорядку
Выполняет физзарядку?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

А сейчас разберите термины, походящие к каждой системе:

Сердце, вены, артерии, трахея, бронхи, альвеолы, головной мозг, нервы, спинной мозг, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка, череп, позвоночник, грудная клетка, таз, эритроциты, почки, мочевой пузырь

Изучение нового материала

Какие термины не вошли ни в одну систему? (Эритроциты, тромбоциты, лейкоциты) Как вы думаете что это? Вам поможет клип.

Работа в группах. У вас на партах текст. Вам нужно с ним поработать и заполнить таблицу.

Текст.

Кровь – это жидкость, которая состоит из плазмы и клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Плазма – прозрачная, желтоватая и солоноватая жидкость. Кровь красного цвета, потому что в ней присутствует огромное количество красных кровяных клеток – эритроцитов.

 Эритроциты выполняют самую важную работу – переносят от лёгких ко всем тканям кислород и питательные вещества: белки, жиры, углеводы; клетки взамен отдают им углекислый газ и ненужные отходы. Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, что способствует лучшему насыщению кислородом. Эритроциты живут около 4 месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.  Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получилась бы лента, 3 раза опоясывающая земной шар по экватору. Если считать эритроциты человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тыс. лет. За 1 день костный мозг производит 320 миллиардов эритроцитов. Эритроциты по своему строению напоминают тончайшую губку, все поры которой заполнены особым веществом – гемоглобином. («гемо» - особое красящее вещество, содержащее железо, «глобин» - сложный белок). Цвет губ, кожи, мышц, жира, желчи – результат окраски гемоглобином;

 Лейкоциты - бесцветные (белые) кровяные клетки; они борются с инфекциями, ядами, микробами. Микробы - это мельчайшие организмы, которые находятся повсюду вокруг нас и даже внутри нас. Схватка лейкоцитов с микробами смертельная: если в палец попала заноза, и он нарывает, это значит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной – это мёртвые тельца лейкоцитов. 

 Лейкоциты пожирают микробы, а плазма обеззараживает их яды. В плазме образуются «антитела», которые сохраняются и после болезни – вырабатывается иммунитет. Учёные доказали, что «антитела» можно выработать искусственно, если в организм человека вводить микробный яд в маленьких количествах, т.е. делать прививку.

Лейкоциты рождаются в костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах и живут 4 – 5 дней, они крупнее эритроцитов, но их количество в крови меньше. Количество лейкоцитов меняется в организме человека: их уменьшение приводит к болезни - лейкопении, а резкое увеличение – к лейкоцитозу.

Тромбоциты – это кровяные пластинки, помогающие крови сворачиваться, когда при ранении она вытекает из раны. Если бы при повреждении кровь не сворачивалась, то человек истёк бы кровью. Главная задача тромбоцитов – остановить кровь. Тромбоциты живут 8 – 10 дней и находятся всегда в печени, селезёнке. Когда возникает необходимость – тромбоциты устремляются к месту ранения. Причиной несвёртываемости крови может быть болезнь – гемофилия, которая передаётся по женской линии, но болеют ею мужчины.

Таблица.

Клетки


Средняя

продолжительность жизни в днях

Характеристика


Функции


Эритроциты

120

Красные клетки крови

Транспортируют кислород

Лейкоциты

4-5

Белые клетки крови

Обеспечивают защиту организма от инфекций



 Тромбоциты


8-10

Кровяные пластинки а.




Обеспечивают свёртываемость крови.


Какие новые термины вам встретились? (гемоглобин, гемофилия)


Гемоглоби́н (от др.-греч. αἷμα — кровь и лат. globus — шар) — сложный железосодержащий белок обладающих кровообращением, способный обратимо связываться с кислородом, обеспечивая его перенос в ткани. Нормальным содержанием гемоглобина в крови человека считается: у мужчин 130—160 г/л (нижний предел — 120, верхний предел — 180 г/л), у женщин 120—150 г/л; у детей нормальный уровень гемоглобина зависит от возраста и подвержен значительным колебаниям. Так, у детей через 1—3 дня после рождения нормальный уровень гемоглобина максимальный и составляет 145—225 г/л, а к 3—6 месяцам снижается до минимального уровня 95—135 г/л, затем с 1 года до 18 лет отмечается постепенное увеличение нормального уровня гемоглобина в крови.[2]

Главная функция гемоглобина состоит в переносе кислорода. А кто знает свой уровень гемоглобина? А как его можно узнать? (Сдать анализы)

Дети: Кровь сдают для установления правильного диагноза и последующего лечения у врача-специалиста. Для анализа берут кровь из пальца с помощью стеклянной и резиновой трубочек и специального «ножичка»; разбавляют специальным раствором, производят подсчёт эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и записывают на бланк. Аналогично для анализа берут кровь из вены при помощи жгута, шприца, пробирки; производят подсчёт других веществ и записывают на специальный бланк. Врач «читает» анализ крови, ставит диагноз и назначает лечение. Соотношение между клетками крови должно быть постоянным: если уменьшается или увеличивается соотношение между лейкоцитами, тромбоцитами, эритроцитами, то это сигнал к заболеванию организма.



Гемофи́лия или Гемофили́я (от др.-греч. αἷμα — «кровь» и др.-греч. φιλία — «любовь») — наследственное заболевание, связанное с процессом свёртывания крови; при этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в результате травмы или хирургического вмешательства. При гемофилии резко возрастает опасность гибели пациента от кровоизлияния в мозг и другие жизненно важные органы, даже при незначительной травме.


БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ КРОВОООБРАЩЕНИЯ.


При малейшем ранении на поверхности кожи выступает кровь. Это разрушены КАПИЛЛЯРЫ. Такое КРОВОТЕЧЕНИЕ остановить легко. Края следует обработать йодом. Перевязать рану чистым бинтом. Дать возможность больному спокойно полежать, так как от движения работа сердца увеличивается, и кровь начинает идти сильнее. При сильных кровотечениях выше раны накладывают жгут. Но больше 1,5 часов его оставлять нельзя, так как может наступить паралич и даже омертвение тканей частей тела.


  • КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ ПОД РУКАМИ НЕТ ЙОДА И БИНТА?



  • Надо приложить чистый подорожник. А если идет кровь из носа, надо положить холодный компресс. В народной медицине существует немало рецептов для остановки кровотечения.

  • Например, заваривают молодые зеленые шишки сосны, кору дуба, плоды рябины и делают примочки.

  • При порезах, ссадинах хорошо использовать в виде примочек и измельченные листья вишни.

  • А если пошла кровь из носа, достаточно несколько капель лимона, чтобы остановить ее.

Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа? (практическая работа)

  1. Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.

  2. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

  3. Измерить температуру и дать обезболивающее.

  4. Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

  5. Положить на спинку носа холод.

  6. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут



ЧАСТО ПОЛУЧАЕТСЯ ТАК, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПОТЕРЯЛ МНОГО КРОВИ И ЕМУ НАДО ВЛИТЬ КРОВЬ. КТО ЕМУ ПОМОЖЕТ?


  • Донор, в переводе с греческого «даритель». Он дарит человеку жизнь. В указанный день люди приходят сдавать свою кровь. Берут ее такое количество, которое не влияет на здоровье, а через некоторое время восстанавливается. Те люди, которые неоднократно сдавали кровь, имеют значок «Почетный донор».


ДОНОР – ЧЕЛОВЕК, СДАЮЩИЙ КРОВЬ.


Сданную кровь консервируют и хранят несколько месяцев, чтобы использовать при операции или для изготовления некоторых лекарств. Не каждому человеку можно перелить кровь другого человека. Вся кровь делится на четыре группы (1,2,3,4). Группа не зависит от возраста. Кровь 1-й группы можно перелить любому человеку, а вот 4-й – только с 4-й группой.


И еще одно явление нужно понимать. Оно связано с кровообращением. Замечали ли вы, когда поешь соленой пищи (рыба, огурцы и пр.), потом человека мучает жажда? Дело в том, что в этом случае в кровь через желудок поступило много соли гораздо больше, чем нужно. От этого кровь густеет. Удалить лишнюю соль можно водой, ее выводят с потом и мочой. Вредно влияет на организм алкоголь и курение: наркотические вещества, никотин и другие через желудок или легкие попадают в кровь и разносятся во все клеточки тела, отравляя его.


Сценка «Голубая кровь».

СЫН: Мам! Мы сегодня в «Короля и принцессу» играли. Я королем был, а принцессой Дашу выбрать хотели. А тут Аленка подлетает и кричит: «Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!» Я говорю: «Докажи!» А она: «Пусть твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс так видно!» И ушла. Мама, может, у нее правда кровь голубая?


МАМА: Нет, голубая кровь только у раков, у морских червей бывает, а у человека – красная. Но раньше считалось, что у людей богатых – князей и королей – кровь голубая. Это заблуждение пришло из Испании. Бедные люди, которые много времени проводили под лучами солнца, имели темный цвет кожи. А люди богатые – белую кожу с голубыми жилками. Однако, бедны мы, ли богаты, чернокожи или белокожи, кровь у нас красная.


СЫН: А почему же тогда у нас жилки голубые?

- Что значит люди голубых кровей?

Теперь, внимание! По приблизительной оценке исследователей, в мире есть группа людей, примерно 7000 человек, чья кровь ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГОЛУБОГО цвета. Их называют «кианетиками» (от лат. cyanea – голубой) . 
Обычно клетки крови – кровяные тельца – содержат железо, имеющее красноватый оттенок. У кианетиков же кровяные тельца вместо железа содержат другой элемент – медь. Эта замена не сказывается на работе крови – она по-прежнему разносит кислород по внутренним органам, забирая продукты обмена, но цвет крови уже другой. Он, правда, не голубой, как можно подумать по названию, а скорее синеватый или голубовато-лиловый – именно такой оттенок дает смесь меди и единичных фракций железа. 
Появление кианетиков некоторые ученые объясняли эволюционным законом. Считается, что природа таким образом подстраховывается, сохраняя необычных особей, которые, к примеру, могут обладать невосприимчивостью к некоторым болезням. Видимо, в расчете на возможные изменения условий среды: стихийные бедствия, резкие колебания климата, эпидемии. А когда, мол, большинство нормальных особей погибнет, «отклонившиеся» выживут и положат начало новой популяции. 
Насколько более жизнестойкими по сравнению с обычными людьми являются носители «голубой крови» , свидетельствуют следующие факты. 
Кианетики не страдают обычными заболеваниями крови – микробы просто не могут атаковать «медные клетки» . Кроме того, «голубая» кровь лучше и быстрее свертывается, и даже серьезные травмы не вызывают большого кровотечения. Поэтому у рыцарей в приведенном выше фрагменте хроники кровь и не лилась ручьем, т. к. быстро сворачивалась. У современных кианетиков наблюдается то же самое. 
Однако голубая кровь по наследству не передается, поэтому у детей кианетиков кровь обычного, красного цвета. Значит, утверждение о благородном происхождении людей с «голубой кровью» – не более чем выдумка, не имеющая ничего общего с реальностью.

Игра «Недописанный тезис» (слайд 19)

Что было бы,

  • если бы из состава крови исчезли лейкоциты, то …

  • если бы из состава крови исчезли эритроциты, то …

  • если бы из состава крови исчезли тромбоциты, то …

Несомненно, роль крови в жизнедеятельности организма человека велика. Ни один орган человеческого тела не может работать без клеток крови. Могут ли клетки крови быть здоровыми без взаимодействия с различными органами человеческого тела.
– Какие условия должен соблюдать каждый человек для того, чтобы клетки крови были здоровы. (заниматься спортом, оберегать и сохранять свое здоровье, правильно питаться, вовремя обращаться к докторам, вести здоровый образ жизни, укреплять иммунитет)

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Попробуйте дома

  • найти информацию о том, кто, когда и как изучал значение и свойства крови;

  • написать сочинение о роли различных клеток крови в организме «Я хочу вам рассказать….»



урок окружающего мира "Тайны моего организма" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Это урок окружающего мира по разделу "Организм человека". Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. В уроке идет опор на уже имеющиеся знания у детей, знание всех органов и систем органихзма человека. Обучающимся предлагается разгадать кроссворд, узнать органы человека по описанию.

Включена работа в группах, участие предварительно подготовленных детей. Отрабатывается умение работать с текстом, нахождение нужной информации и занесение ее в таблицу. Даются практические советы как помочь своему другу во время носового кровотечения.

Автор Вышинская Надежда Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1143
Номер материала 2878
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓