Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира "Земля - планета Солнечной системы"

Урок окружающего мира "Земля - планета Солнечной системы"

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»





Проект урока окружающего мира



Тема урока:




«Земля – планета Солнечной системы. Глобус - модель Земли»





Разработала:

Кузьменко Ирина Андреевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1»



г. Бийск

2013 г.

Конспект урока окружающего мира


Педагог Кузьменко Ирина Андреевна

Предмет Окружающий мир

Класс 2 В

Тема урока «Земля – планета Солнечной системы. Глобус - модель Земли»


Цель урока:

Формирование у учащихся общего представления о планете Земля как части Солнечной системы


Задачи:

  1. Способствовать формированию у учащихся понятия о строении Солнечной системы и месте Земли в системе.

  2. Развивать логическое мышление, речь учащихся, внимание, память.

  3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, воспитывать объективную самооценку у учащихся.

  4. Способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий: учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять действия самооценки и самоконтроля.


Оборудование:

- компьютер, проектор; 

- карта звёздного неба;

- учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, 2 класс. – Москва, Академкнига/учебник, - 2012

- материалы и инструменты для выполнения аппликации


Характеристика класса.

В классе 25 человек. У учеников различные типы мышления:

- теоретический (6-8%),

- наглядно-образный (45-50%),

- интуитивный (15-20%),

- репродуктивный (22-34%).

Уроки строятся так, чтобы дети с разными типами мышления качественно усваивали материал. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. Учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Учебная мотивация носит ярко выраженный характер. На уроках необходимо развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.

Главная задача образовательного процесса в современной российской школе определяется так: ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный метод заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной из них является личностно-ориентированное обучение. Предлагаемый проект урока разработан по следующему направлению: личностно-ориентированное обучение младших школьников в сочетании с деятельностным подходом.

Важный вид деятельности человека – учение, которое представляет собой своеобразный труд учащихся. В связи с этим организацию учебного процесса проекта урока представляю деятельностным подходом.

Сущность деятельностного подхода состоит в том, что дети на уроке не получают знания в готовом виде, а открывают их в процессе совместной деятельности учителя и деятельности учащихся, что способствует приобщению младших школьников к началам исследовательской деятельности.


В проекте урока учитываются педагогические принципы современного урока:

А) личностно-ориентированные;

Б) культурно-ориентированные;

В) деятельностно-ориентированные;

Г) школа, как часть образовательной среды.


Проект предусматривает использование методов

А) мотивации и стимулирования:

  • Эмоциональные:

      • Поощрение;

      • создание ярких наглядно-образных представлений;

      • ситуация познавательной новизны;

      • создание ситуации успеха, свободный выбор заданий;

  • познавательные

      • опора на жизненный опыт;

      • познавательные интересы;

      • создание проблемной ситуации;

      • побуждение к поиску альтернативных решений;

      • выполнение творческих заданий;

  • волевые

      • познавательные затруднения;

      • самооценка своей деятельности и коррекция;

      • рефлексия

  • социальные

      • заинтересованность результатами коллективной, парной работы;

      • позиционные мотивы;

      • долг и ответственность перед классом, учителем;

      • самоопределение;

      • самосовершенствование.

Б) Методы обучения

  • По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный, наглядный, практический.

  • По степени самостоятельного мышления: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.

  • По степени управления учебной работой: работа с помощью учителя, самостоятельная работа.

Содействовать формированию следующих УУД :


  • Личностные: способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников; уметь находить причину успеха работы; положительное отношение к учёбе.

  • Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

  • Познавательные: свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте.

  • Коммуникативные: работать с соседом по парте, распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле; находить в учебнике подтверждение своей позиции, используя для этой цели  в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

  • Предметные: формирование у учащихся понятия о строении Солнечной системы и месте Земли в системе



  1. Организационный момент

Цель этапа: мобилизующее начало – подготовка к восприятию новой темы, создание  атмосферы доброжелательности и сотрудничества на уроке, постановка целей урока самими учащимися.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Проверяют готовность к уроку.

Улыбаются друг другу, желают успеха.


Карта полушарий.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.


- Над какой темой работали на

прошлом уроке?

Все ли мы изучили о планете

Земля? Что еще не знаем?


_Сегодня мы совершим

путешествие в космос и

узнаем, какое место занимает

наша планета в Солнечной

системе



Личностные УУД – мотивация учебной деятельности, доброжелательности, сотрудничества.

Компетенции – ценностно-смысловая, учебно-познавательная


2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания

Цель этапа: повторение пройденного материала, подготовка к усвоению нового материала.

Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный опрос, индивидуальная работа с проверкой «экспертов».

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса: слово учителя, оценка «экспертов»

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Викторина ( команды)


Форму шара.




Глобус.




Меридиан.





Параллель.




Вращение Земли вокруг своей оси.



Вращение Земли вокруг Солнца.




Сутки.


365-366 дней.


Шесть.



4


Индивидуальная работа

Учащиеся показывают на глобусе и карте параллели, меридианы, полюсы, экватор, материки, океаны (3-4 человека). Дети- «эксперты» оценивают их.


 - Мы продолжаем разговор о планете Земля.

- Давайте вспомним, какую форму она имеет?

- Как называется уменьшенная модель Земли?

- Как называется воображаемая прямая линия, проходящая через полюса, вокруг которой вращается Земля?

- Как называется воображаемая  линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария?

- Почему происходит смена дня и ночи?

- Почему происходит смена времён года?

- За какой промежуток времени Земля делает один оборот вокруг своей оси?

- За какой промежуток времени  Земля делает один оборот вокруг Солнца?

- Сколько на земном шаре материков?

- Сколько на земном шаре океанов?



Учитель называет объекты на глобусе и карте

УУД – Познавательные – сообщения в устной форме, осуществлять выбор объектов.

Личностные:

- способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников.


Коммуникативные:

- работать с соседом по парте, распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.


Регулятивные

-уметь контролировать и корректировать свою работу.



Компетенции – коммуникативная, учебно-познавательная, информационная.


3. Открытие новых знаний

Цель этапа: дать понятие о строении Солнечной системы и месте Земли в системе.

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала: рассказ учителя, просмотр видеозаписи, чтение и обсуждение статьи учебника.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции













Обсуждение нового вида карт – карты звездного неба.














Дети рассказывают












Учащиеся в парах заполняют таблицу


 

Форма Земли

Движение Земли

VI век до н. э.







IV  век до н. э.












1. Рассказ учителя.

- Сегодня мы поговорим о том, какое место Земля занимает в Солнечной системе. Любопытный взор человека всегда устремлялся в космическое пространство, видел там множество звёзд. Давайте и мы посмотрим на карту звёздного неба.

(Карта)

- Всегда человеку хотелось разобраться в устройстве мира. Так возникла одна из самых древних наук – астрономия. Особо волновала астрономов форма Земли и её место во Вселенной.

2. Работа в парах.

- Давайте мысленно побываем на уроках во времена, когда возрождалась наука астрономия.

- Может быть, ребята, вы знаете, что думали о строении Вселенной наши предки?

Чтение и обсуждение текста на с. 61

- Каково же мнение учёных древней Греции о форме и движении Земли во времена Пифагора (VI век до н.э.) и Аристотеля (IV век до н.э.)?

2. Вывод вносится в таблицу:

 

Форма Земли

Движение Земли

VI век до н. э.

Шар

Солнце обращается вокруг Земли

IV  век до н. э.

Шар

Земля неподвижна. Она центр Мира, а Солнце, Луна и небосвод со звёздами обращаются вокруг неё.

3. Просмотр видеозаписи. Старт корабля «Восток» с первым космонавтом Земли Ю. А. Гагариным. Во время старта звучит знаменитая реплика Гагарина «Поехали».

4. Подведение итога этапа урока.

- Итак, что нового и необычного узнали на уроке?


Коммуникативные:

- работать в группе, распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.

Регулятивные

-уметь контролировать и корректировать свою работу.

Познавательные:

- сбор и поиск информации,

- уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать;

-построение рассуждений;

Личностные:

широкая мотивационная основа,



Компетенции - коммуникативная, учебно-познавательная, информационная, ценностно-смысловая.



4. Закрепление учебного материала

Цель этапа: закрепление изученного на уроке материала.

Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: наглядный ряд – просмотр и обсуждение презентации, фронтальная беседа по вопросам после параграфа, практическая работа – аппликация.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции




Учащиеся отвечают на вопросы после параграфа.


В парах готовят шаблоны планет, выполняют коллективное панно.

1. Просмотр презентации «Солнечная система».

2. Ответы на вопросы после текста.

3. Составление аппликации «Солнечная система» (коллективная работа)

Коммуникативные:

- работать с соседом по парте, распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.


Регулятивные:

- определение границ своего знания; выделение того, что усвоено, в какой степени; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.


Компетенции:

- информационная,

- коммуникативная.


5. Задание на дом

Цель этапа: постановка целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают задание в дневник, слушают инструктаж по выполнению д/з.

С. 64 - 67, отвечать на вопросы, доклады (по желанию)





6. Рефлексия

Цель этапа: выяснить степень усвоения материала и уровень остаточного эмоционального настроя учащихся

Прием: «Закончи фразу», открытый микрофон.


Сегодня на уроке:

- Я научился…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Могу похвалить себя (одноклассников) за то, что…

- Мне показалось важным…

- Для меня было открытием…


























Самоанализ урока окружающего мира


Тема урока «Земля – планета Солнечной системы».


По структуре урок: изучение нового материала.

Цель урока:

Формирование у учащихся общего представления о планете Земля как части Солнечной системы

Перед собой ставила следующие задачи:

1.Способствовать формированию у учащихся понятия о строении Солнечной системы и месте Земли в системе.

  1. Развивать логическое мышление, речь учащихся, внимание, память.

  2. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, воспитывать объективную самооценку у учащихся.

Цели урока соответствуют возможностям учебного материала.

Мобилизующее начало урока способствовало подготовке к восприятию новой темы, созданию  атмосферы доброжелательности и сотрудничества на уроке. Этот организационный этап носил не столько дидактический, сколько психологический характер, он позволил психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

На этапе проверки домашнего задания использовала викторину (2 команды) и индивидуальную работу у доски с проверкой «экспертов». Все задания на этом этапе были подобраны с целью подготовки учащихся к изучению нового материала.

Известно, что с 8 по 25 минуту урока ученик усваивает до 80% учебного материала. Поэтому на этом отрезке времени на уроке вводится новый учебный материал. Подведение к новым понятиям осуществляется через побуждающий диалог. С целью активизации познавательной деятельности использовала различные формы организации этой деятельности, такие как фронтальная, групповая. Присутствовал наглядный ряд – карта звездного неба, видеозапись старта космического корабля.

В связи с тем, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, почти на всех этапах урока использовала наглядность, т.е. наглядный метод. Это способствовало лучшему усвоению изучаемого материала.

Детям младшего школьного возраста очень сложно высидеть весь урок, быстро наступает утомляемость, поэтому необходимо проводить физкультминутки. В связи с этим мною была проведена физкультминутка.

На своем уроке использовала различные методы обучения: логический, словесный, наглядный, исследовательский. Считаю, что избранные методы соответствовали содержанию учебного материала и учебно-воспитательной задаче каждого этапа. Все этапы урока логически связаны между собой. После каждого этапа старалась обобщить знания учащихся о проделанной работе.

С целью воспитания самооценки у учащихся мною был проведена рефлексия.

На уроке старалась реализовать следующие принципы:

- принцип комфортности;

- принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с предыдущими уроками);

- принцип развития реализуется на всех этапах урока;

- принцип ориентированной функции знаний (ученики сознали необходимость приобретенного знания).

Развивающая и образовательная цели решались в единстве с воспитательной. Считаю, что урок достиг свой цели.

Урок окружающего мира "Земля - планета Солнечной системы"
  • Начальные классы
Описание:

Главная задача образовательного процесса в современной российской школе определяется так: ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.

 Предлагаемый проект урока разработан по следующему направлению: личностно-ориентированное обучение младших школьников в сочетании с деятельностным подходом.

Данный урок соответствует всем требованиям, предъявляемым к современному уроку. 

Тема рассматривается во  2 классе. Дети уже имеют достаточно жизненного опыта и развитое логическое мышление. Поэтому выбрала для организации деятельности на данном занятии именно системно-деятельностный подход.

Автор Кузьменко Ирина Андреевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1114
Номер материала 26358
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓