Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира "Страна городов" (4 класс)

Урок окружающего мира "Страна городов" (4 класс)

Тема: Страна городов


Цель: сформировать представление о таких городах Древней Руси, как: Древний Киев и Древний Новгород и их архитектурных постройках.


Задачи:

  1. Образовательные:


- привести детей к выводу, что города появились из огороженных поселков;

- воссоздать картину красоты и великолепия Киева, используя карту, схему;

- воссоздать картину великолепия Новгорода, используя схему;

- выяснить с детьми, чем отличается управление Новгорода и Киева;

- формировать умения показывать на карте, анализировать схему;

- формировать умение задавать вопросы, составлять связный рассказ.


  1. Развивающие:

- развивать такие психические процессы, как произвольное внимание, словесно-логическое мышление, долговременную память, применяя разные познавательные задания.


  1. Воспитательные:


- способствовать воспитанию таких качеств личности, как бережное отношение к древним постройкам через содержание изучаемого материала.



Оборудование: перфокарты, мультимедиа, печатный материал, мозаика.


Литература: УМК «Школа России», учебник для 4 класса, 2 часть, рабочая тетрадь, автор Плешаков А.А.


Эскиз оформления доски:


16 февраля




hello_html_m4cea2915.gif



Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап

  2. Диагностика ЗУН

  3. Актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения нового учебного материала

  4. Актуализация обогащаемого опыта, осуществляемая на этапе усвоения нового учебного материала

  5. Актуализация закрепляемого опыта, осуществляемая на этапе закрепления нового учебного материала

  6. Оценочно-аналитический этап





I. Организационно-мотивационный этап.


Задачи:

  1. создать положительный эмоциональный настрой учащихся на предстоящую деятельность;

  2. помочь детям осознать личную значимость темы урока.


Методы: словесный

Прием: повествование

Прием стимулирования: мозаика


время

деятельность учителя

деятельность учащихся

2 мин.

Звонкий прозвенел звонок.

Начинается урок.

Встаньте прямо, не шумите,

Всё ль на парте, посмотрите.

Все ль на месте, всё ль на парте:

Книжка, ручка и тетради.

Не забудьте дневника,

Он – документ ученика.

Здравствуйте, ребята.

Сели. Мы приступим к новой теме.

Меня зовут Анастасия Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по городам Древней Руси. Мы узнаем, как жили люди в городах Древней Руси, сможем увидеть замечательные архитектурные постройки.

Все эти знания вы сможете применить при изучении истории в старших классах. Результаты нашего познания мы будем отмечать с помощью мозаики. За каждый правильный ответ вы открываете 1 элемент. Для этого мы должны разделиться на 3 команды, я предлагаю, чтобы каждый ряд был командой. Кто быстрее откроет мозаику – тот и будет победителем. Желаю удачи!

Здороваются.

Садятся.






II. Диагностика ЗУН учащихся.


Задачи: проверить и оценить усвоение детьми предыдущей темы.


Метод: словесный


Прием: беседа.


Оборудование: перфокарты, слайды.


Прием стимулирования: мозаика.


время

деятельность учителя

деятельность учащихся


Ребята! Для того, чтобы начать наше путешествие, мы должны проверить ваши знания по предыдущей теме. Сейчас я раздам индивидуальный задания трем ученикам. Все остальные ребята работают со мной. Те, кто правильно и четко ответит на вопросы, получают право открыть первый элемент мозаики.

Ну что ж, начнем!

Первый вопрос: назовите столицу Древней Руси.

Покажите на карте.(слайд1)

Правильно! Как было организованно управление в Древней Руси?






Молодцы! Скажите, а каковы заслуги князя Владимира?





Хорошо. Скажите, а в чем значение принятия Русью христианства?







Молодцы! Каждая команда получает право открыть элемент мозаики. Команда (1,2,3) ряда отвечала более полными ответами и получает право открыть 2 элемента мозаики. Ученики, выполнявшие индивидуальные задания сдайте карточки с ответами. Проверка домашнего задания показала, что вы хорошо усвоили тему предыдущего урока.










Киев.


Показывают на карте.

Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.

Владимир к югу от Киева поставил богатырские заставы, защищая страну от недругов Руси – кочевников, вошел в историю как креститель Руси.

Стали распространяться грамотность, просвещение, развивались искусство, ремесла, сооружались церкви и соборы. Люди думали о благе ближнего, вера объединяла и сплачивала людей.






III. Актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения нового учебного материала.


Задачи:

  1. помочь детям сформулировать тему урока;

  2. вывести задачи урока;

  3. актуализировать первичный опыт детей для постановки главного вопроса урока.


Метод: словесный

Прием: беседа

Оборудование: мультимедиа.

Прием стимулирования: мозаика.


время

деятельность учителя

деятельность учащихся


Скажите, ребята, какой город являлся столицей Древней Руси?

А Киев был единственным городом в стране?

Знаете ли вы, как западные соседи называли Русь?

Они говорили, что Русь – это страна …(слайд2)

Мы должны отгадать ребус, чтобы определить тему урока(слайд3)

Скажите, какое слово зашифровано в ребусе?

Значит какая тема нашего урока?

Правильно, тема нашего урока «Страна городов»(слайд4)

Изучать тему мы будем по такому плану:

  1. как появились города

  2. путешествие в Древний Киев

  3. путешествие в Древний Новгород(слайд5)


Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Чему бы вы хотели научиться?

А научиться можно следующему:

Хочу научиться:

-работать по схеме

-показывать на карте

-составлять рассказ от имени путешественника

-задавать вопросы(слайд6)


Сегодня мы узнаем:

-как появились города

-чем отличается управление

-как узнаём о жизни в этих городах

Научимся:

-показывать на карте

-работать со схемой

-задавать вопросы(слайд7)


Но главный вопрос урока: «Чем славились города Древней Руси?»(слайд8)


При постановке темы и задач урока работали ребята с каждой команды, значит каждая команда имеет право открыть элемент мозаики.


Киев.


Нет.


Нет.






Городов.


Русь – страна городов.










Как выглядел Киев, чем занимались люди в городах.



Ответы детей




IV . Актуализация обогащаемого опыта, осуществляемая на этапе усвоения новой учебной информации.


  1. Как появились города


Задачи: привести детей к выводу, что города появились из огороженных поселков через работу со слайдом и текстом учебника.


Методы: словесный, наглядный.

Прием: беседа.


время

деятельность учителя

деятельность учащихся


Для того, чтобы ответить на главный вопрос урока, мы должны узнать, как появились города Древней Руси.(слайд9)

Скажите, где жили славяне?

Как укрепляли поселки?


Для чего так укрепляли поселки?


Как вы думаете, могли из таких поселений возникнуть города?

Как они стали городами?

Чтобы больше узнать о городе Древней Руси, давайте обратимся к тексту. Откройте учебник на стр. 46, прочитайте второй абзац.

Скажите, что называлось кремлём?


Какие постройки располагались внутри кремля?

Кто жил за пределами кремля?

Составьте полный рассказ о том, как появились города.










Хорошо! А теперь отметим наши успехи. Вы все участвовали в разговоре и получаете право открыть элемент мозаики, но команда (1,2,3) открывает 2 элемента, так как они составили полный рассказ о появлении городов.




В поселках.

С помощью воды, выкапывали рвы.

Чтобы защитить от внешних врагов.

Да.


Разрастались.




Читают.

Укрепленный центр древнего русского города.

Княжеский дворец и дома знати, главная церковь.

Ремесленники, торговцы.

Города появились из славянских поселков. Поселки расширялись и вырастали. Центром города являлся кремль, в котором располагались княжеский дворец, дома знати и главная церковь. Кремль был надежно укреплен. За пределами кремля жили ремесленники и торговцы.










  1. Путешествие в Древний Киев.


Задачи:

- воссоздать картину красоты и великолепия Киева, используя схему, карту, слайды;

- формировать умения показывать на карте, анализировать схему;

- формировать бережное отношение к древним постройкам.


Методы: наглядный, словесный

Прием: беседа, сообщение

Оборудование: мультимедиа

Прием стимулирования: мозаика


время

деятельность учителя

деятельность учащихся


Чтобы ответить на главный вопрос урока, нужно совершить путешествие в Древний Киев.(слайд10)

Откройте карту на стр. 41, найдите город Киев.(слайд11)

Каким условным знаком обозначен город?

Давайте вспомним, как на карте показывать город?

Покажите город Киев на карте.

На какой реке расположен Киев?

Как нужно показывать речку?

Покажите реку Днепр на карте

Откройте стр. 47, посмотрите на схему Древнего Киева.

Назовите условные обозначения.





Покажите, какую территорию занимал Киев в 10-начале 11 века.

Какую занимал в 11 веке?

Скажите, что произошло с территорией?

А как город защищен?


Каких построек было больше в Киеве?

Какие еще постройки были в Киеве?


Какие известные постройки сооружены в Киеве?

Давайте узнаем побольше о Софийском соборе.(слайд12)

Внимательно послушайте сообщение и ответьте на вопросы: в каком году заложен Софийский собор, по распоряжению какого князя?













Спасибо за интересное сообщение. Давайте ответим на вопросы: в каком году был заложен Софийский собор?

По распоряжению какого князя?


Молодцы, вы внимательно слушали.

Скажите, через что можно было войти в город?

Через какие ворота?

Как вы думаете, почему Золотые ворота так назывались?

Чтобы узнать, правы вы или нет, давайте прослушаем сообщение.











Давайте ответим на вопрос: почему Золотые ворота так назывались?

Правильно!

Ребята, а кто правил в Киеве?

В Киеве жил князь – высокий дворец его находился в самой укрепленной части города. На первых русских монетах, чеканенных в Киеве, читаем: «Володимер на столе, а се его серебро»(Владимир на престоле, а это его монета») «Столом» в Древней Руси называлось место, где восседал князь, отсюда и названия «стольный град», «столица».

Давайте ответим на главный вопрос: чем славился Киев?

Какие постройки Древнего Киева вы знаете?

Скажите, чем является Киев.

Почему?

Молодцы, пришло время открыть еще один элемент мозаики.




Открывают учебники.


Кружок с точкой


Прикоснуться к условному знаку.


1 ученик у доски

Днепр

От истока к устью

1 ученик у доски



Территория Киева в 10-начале 11 века, Киев в 11 веке, крепостные стены и ворота, церкви, каменные дворцы.





Расширилась.

С помощью крепостных стен и ворот.

Было больше церквей.

Софийский собор, каменные дворцы.

Софийский собор, Золотые ворота.







Сообщение ученика:

Украшением Киева был Софийский собор. По приказу Ярослава он был заложен в 1037 году и сохранился до наших дней, простояв уже почти тысячелетие. Выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главное культовое и общественное здание Киевской Руси; главный храм киевских митрополитов.


В 1037 году.


По распоряжению князя Ярослава.


Через ворота.


Львовские, Золотые.

Сделаны из золота




Сообщение ученика:

Главными воротами Киева были Золотые ворота. Они получили такое название, потому что их створки были обиты золоченой медью. На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила одновременно хорошим наблюдательным пунктом.

Потому что их створки были обиты золоченной медью.


Князь











Киев славился своими постройками.

Софийский собор, Золотые ворота.

Столицей Руси.

Здесь жил князь.



  1. Путешествие в Древний Новгород.


Задачи:

- воссоздать картину великолепия Новгорода, используя схему, карту;

- формировать умения показывать на карте, анализировать схему.


Метод: словесный, наглядный, печатно-словесный

Прием: беседа, интервью, персонификация

Оборудование: мультимедиа, печатный материал

Прием стимулирования: мозаика


время

деятельность учителя

деятельность учащихся


Чтобы ответить на главный вопрос урока, давайте совершим путешествие в Древний Новгород.

Посмотрите на карту(слайд13)

Скажите, где расположен Новгород по отношению к Киеву?

Покажите город Новгород.

Откройте стр. 49, посмотрите, на какой реке стоит город?

Что делает река с городом?

Скажите, как называются стороны?

Как укреплен город?


А какие постройки вы видите на Софийской стороне?

Как вы думаете, кто здесь живет?

Хорошо, а что расположено на Торговой стороне?

Как вы думаете, а здесь кто живет?

Молодцы! Давайте познакомимся с постройками Новгорода.

Скажите, где вы встречали Софийский собор?

Как вы думаете, эти соборы одинаковые или различаются?

Хорошо, скоро мы узнаем, правильно вы считаете или нет.

Давайте поработаем командами. Вы должны составить рассказ о постройках Новгорода от имени путешественника. Я раздаю вам материал с описанием построек. Вы должны прочитать, описать постройки друг другу , затем выбрать человека, который будет представлять команду. Как только вы будете готовы, поднимайте руку.


Давайте послушаем, что же расскажут нам наши путешественники.
























Давайте поблагодарим наших путешественников за их замечательные рассказы.

Скажите, кто управлял Киевом?

А вы знаете, как управляли Новгородом?

Послушайте внимательно рассказ. Чтобы узнать, как управляли городом Новгородом, вы должны заполнить схему.

Новгородцы славились вольнолюбием, гордым, независимым характером. Все горожане собирались на вече, где выбирали посадника, который будет управлять городом. Был в городе и князь, да не поладили с ним новгородцы. Но и без князя обходиться было нельзя – Новгороду был нужен военачальник. И стали новгородцы приглашать князя, который им больше глянется.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Ребята, скажите, чем отличалось управление Новгорода от Киева?

Скажите, а в Новгороде князь что делает?

Молодцы!

А вы знаете, как мы узнаем о жизни жителей Новгорода?

Кто занимается раскопками?

Давайте прослушаем интервью журналиста газеты «Юный историк» с археологом и ответим на вопрос: что археологи узнали из раскопок Новгорода?

















































Спасибо большое за полезную информацию. Давайте ответим на главный вопрос урока: чем славился город Новгород?


Молодцы. Вы все хорошо поработали и пришла пора открыть еще один элемент мозаики.





На севере.


1 ученик у доски.

На реке Волхов.


Делит на две стороны.

Софийская, торговая стороны.

Со всех сторон город отделяют реки и крепостные стены.

Кремль, монастыри.


Бояре, князь.

Монастырь и торг(рынок)


Купцы, ремесленники.



В Древнем Киеве.


Различаются.














Работа в группах.

Софийский собор(1 и 2 команда):

Недавно я побывал в Новгороде и увидел самую выдающуюся достопримечательность -

Софийский собор или как его называют собор св. Софии. Он был построен в 1045—50годах, это выдающийся памятник русской архитектуры. Был кафедральным собором (ныне музей). Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа.(слайд14)


Новгородский кремль(3 команда):

Новгородский Кремль - святыня земли Русской. Заложенный князем Ярославом, он является древнейшим из сохранившихся в России кремлем (впервые упоминается в летописи под 1044 годом). Он расположен в самом центре города, на левом берегу Волхова. Характерной чертой башен Новгородского кремля были надвратные церкви.(слайд15)




Князь.







Заполняют схему













Киевом управлял князь, а Новгородом посадник.

Он военачальник.



При помощи летописей, раскопок.


Археологи.






Интервью:

Ж: я журналист газеты «Юный историк». Наших читателей интересует вопрос: как люди узнают о жизни жителей Древнего Новгорода? И сегодня мы хотим побеседовать с археологом, который принимал участие в раскопках Древнего Новгорода.

Наш первый вопрос: что вы узнали, благодаря раскопкам?

А: мы узнали, что новгородцы ходили по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали 500 лет – с 10 по 15 век.

Ж: это очень интересная информация! Скажите, а вам известно что-нибудь о письменности новгородцев?

А: одним из выдающихся открытий для нас стали берестяные грамоты.

Ж: расскажите, пожалуйста поподробнее о них.

А: Древние новгородцы писали на березовой коре – бересте. Буквы выцарапывали специальными палочками – писалами. На бересте вели деловые расчеты.

Ж: скажите, какую пользу принесли ваши находки?

А: берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на бересте смешные рисунки.

Ж: спасибо вам за интересную информацию, мне кажется, что эта статья привлечет большое внимание наших юных читателей.




Своими постройками, тем, что река делит его на две стороны, своими раскопками и находками.



















V. Актуализация закрепляемого опыта, осуществляемая на этапе закрепления ЗУН


Задачи: повторить и закрепить полученные знания по данной теме


Метод: словесный, практический

прием стимулирования: мозаика


время

деятельность учителя

деятельность учащихся


Посмотрите на план урока: всё ли мы изучили по плану?(слайд16)

А получили ли мы ответ на главный вопрос: чем славились города Древней Руси?

Значит мы получили право закрепить полученные знания.

Для того, чтобы закрепить знания, мы должны выполнить задание №1 в рабочей тетради. Откройте стр. 17 выполните №1.

Для того, чтобы лучше закрепить знания, давайте проведем конкурс на лучший рассказ о городах Древней Руси.

Каждая команда выбирает город, о котором хочет рассказать: Киев или Новгород.

Давайте послушаем ваши рассказы.

Ребята, давайте определим, чей рассказ лучше?

Хорошо. Чтобы получить право открыть мозаику, каждая команда должна задать по 2 вопроса другой команде.

Давайте ответим на вопросы друг друга. Начнем с первой команды.

Хорошо, вопросы задает вторая команда.

И, наконец, 3 команда.

Молодцы! Вы все справились с заданиями и получаете право открыть мозаику. Команда (1,2,3) ряда может открыть 2 элемента мозаики, т.к. вы составили хороший рассказ (вопросы)

Да.


Да.







Выполняют задание







Составляют рассказ.



1,2,3





Составляют вопросы.


Первая команда задает вопросы.

Вопросы второй команды.


Вопросы 3 команды.





VI. Оценочно – аналитический этап


Задачи: стимулировать активность учащихся, их стремление к достижению успехов


Метод: словесный

Прием: беседа

Прием стимулирования: мозаика


время

деятельность учителя

деятельность учащихся


Ребята, чему вы научились на уроке?


Что вы узнали нового?



Скажите, чем славятся города древней Руси?

Давайте посмотрим, как вы сегодня работали. Что получилось на нашей мозаике?

Правильно, так Новгород выглядит сегодня.

Открыть мозаику полностью получилось у 1(2,3) команды и все они получают пятерки. 2 и 3 (1) команды не до конца открыли мозаики, но вы очень хорошо поработали и получаете четверки.


Спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать.

Вашим домашним заданием будет стр. 46-53, прочитать, задание №2 в рабочей тетради.(слайд17)

До свидания!!!

Показывать города на карте, реки. Работать по схеме

Узнали, как появились города, самые знаменитые постройки древних городов.

Они славятся своими достопримечательностями.


Новгород














Урок окружающего мира "Страна городов" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 Тема: Страна городов

 

Цель: сформировать представление о таких городах Древней Руси, как: Древний Киев и Древний Новгород и их архитектурных постройках.

 

Задачи:

1.     Образовательные:

 

- привести детей к выводу, что города появились из огороженных поселков;

- воссоздать картину красоты и великолепия Киева, используя карту, схему;

- воссоздать картину великолепия Новгорода, используя схему;

- выяснить с детьми, чем отличается управление Новгорода и Киева;

- формировать умения показывать на карте, анализировать схему;

- формировать умение задавать вопросы, составлять связный рассказ.

 

2.     Развивающие:

- развивать такие психические процессы, как произвольное внимание, словесно-логическое мышление, долговременную память, применяя разные познавательные задания.

 

3.     Воспитательные:

 

 

- способствовать воспитанию таких качеств личности, как бережное отношение к древним постройкам через содержание изучаемого материала.

Автор Кунц Анастасия Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 728
Номер материала 27197
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓