Тема: «Растения.
Деревья, кустарники, травы»
Тип урока: комбинированный
Цели:
§
уточнение представлений обучающихся о строении
растений, их классификации по существенным признакам;
§
развитие речи, внимания, мышления;
§
воспитание бережного отношения к природе
Оборудование
Для учителя:
компьютер
проектор
экран
презентация
Для ученика:
иллюстрации растений
раздаточный материал
план-конспект для учащихся
1.
Организационный момент
- Ребята, для чего мы при встречи говорим друг
другу «Здравствуй!»?
Давайте сейчас пожелаем здоровья и нашим
гостям, которые пришли сегодня к нам на урок.
2.
Актуализация знаний
Внимание на экран:
-
а - к -у
-
б -л
-
д -м
- Попробуйте отгадать, какие слова я
зашифровала при помощи геометрических фигур.
Мак, дуб, лук (слайд №2 с иллюстрациями)
Как назвать 1 словом все те предметы, которые
вы видите? (растения)
Тема урока:
«Растения. Деревья, кустарники, травы»
Так о чём мы сегодня будем говорить? (о
растениях)
- Ребята, а растения – это живая или неживая
природа? Докажите.
Проверим себя (слайд №3)
- А что изображено на этих рисунках?
(растения)
- Предложите задание, которое можно выполнить
с этими рисунками (разбить на группы, найти части растений, узнать и рассказать
об этих растения и так далее)
- Мне очень понравились все эти задания, и я
хочу предложить выполнить одно из них(3 ученика у доски)
1
Перед вами лежит листок, переверните его. Вам
необходимо:
узнать растения
при помощи цифр указать части растений
1.
корень
2.
стебель
3.
листья
4.
цветок
5.
плод с семенами
На работу вам всего 2 минуты.
1 ряд – Как называется ваше растение?
2 ряд – Какое растение у вас?
3 ряд – А какое растение рассматривали вы?
Давайте, сравним свою работу с работой ваших
товарищей. Одинаковы ли у вас с ними растения?
1 ученик – рассказывает как называется его
растение и называет какие части растения он нашёл (горох)
2 ученик – берёза (внимание на серёжки – это
цветы или плоды растения?)
3 ученик – смородина
Так какие же части есть у всех растений?
(слайд)
Æ
корень
Æ
стебель
Æ
листья
Æ
цветы
Æ
плоды
Физминутка (релаксация) «Я дерево»
3.
Постановка проблемы
- Ребята, а есть ли у растений такие части,
которыми они отличаются друг от друга?
На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти
ответ. Я предлагаю вам игру «Узнай что это» (слайд)
v
«У него есть листья». Вы можете сказать, о чём идёт
речь?
«У этого растения есть зелёные листья и
корень». Что это?
«У этого растения есть большой ствол, покрытый
корой». Что это? (дерево)
Какой из признаков вам помог узнать растение?
Какие деревья вы знаете?
v
(слайд ) «У этого растения есть зелёные листья и
корень». Догадались, о чём я вам сказала.
«Есть плоды (ягоды)»
«От корня этого растения отходит несколько
стволов, покрытых корой» (кустарник)
Какой из признаков нам помог узнать кустарник?
Какие кустарники растут около нашей гимназии?
v
А теперь посмотрите на иллюстрацию, попробуйте
описать её. Какое это растение? Какой из признаков помог нам узнать это
растение? (слайд)
Так как же отличить растения? На какие 3
группы они делятся? (слайд)
Растения:
1) деревья
2) кустарники
3) травянистые
4.
Закрепление знаний (отработка навыка)
Парная работа
- А сейчас вы будите работать парами. Перед
вами на парте конверт. Достаньте его содержимое и распределите иллюстрации в 3
группы.
На работу даётся всего 3 минуты.
2
- По какому принципу вы разделили
иллюстрации? Давайте проверим, что у вас получилось. Докажите, что это деревья,
кустарники, травянистые растения.
Так есть ли части растений, которыми они
отличаются? (слайд)
Физминутка
5.
Вариации на тему изученной проблемы
Одному из учеников я предложила выполнить
похожее задание, и вот что у него получилось (слайд)
Положите перед собой ещё 1 листочек и, обсудив
с соседом, найдите ошибки:
Деревья
|
Кустарники
|
Травы
|
дуб
|
малина
|
ромашка
|
шиповник
|
крыжовник
|
подорожник
|
берёза
|
клён
|
банан
|
Где ученик допустил
ошибки? (сообщение ученика, слайд)
(слайд) Банан* часто по ошибке называют
деревом. Но на самом деле – это большое травянистое растение с мясистым, очень
сочным стеблем, сложенным из черешков листьев, высотой от 6 до 7,5
метров, отходящим от мясистого корневища.
Прав ли был ученик, расположив банан в 3
группу? (слайд)
В чём же отличие дерева от травянистого
растения? А чем отличается дерево от кустарника?
Игра: «Как бы вы поступили?»
«Мальчик сделал острый меч
И давай кустарник сечь
Да кричать:
«Я здесь храбрец!»
Что и вправду молодец? Почему этого делать
нельзя?
«Посмотрите на Захарку.
Он нарвал цветов охапку.
А подумайте вот только:
Ну зачем цветов рвать столько?»
Где лучше сохраняются цветы?
«Деревья садят дети
А две подружки эти
Глядят по сторонам
Стоят не помогают
А деток убеждают
Деревья не нужны»
Вы согласны с девочками? Для чего нужны
деревья?
А закончим мы наш урок стихотворением Т.
Собакина «Цветы»
Если я
сорву цветок,
Если ты
сорвёшь цветок,
Если
все –
И я и
ты –
Если мы
сорвём цветы,
То
окажутся пусты
И
деревья и кусты…
И не
будет красоты,
И не
будет доброты,
Если
только я и ты –
Если мы
сорвём цветы.
3
6.
Рефлексия
Возьмите лист №1. В левом верхнем углу
нарисуйте солнышко. Радостное, если вам урок понравился или грустное, если вам
было трудно и скучно.
Спасибо
вам за урок!
4
Приложение №1
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.