Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира "Природные зоны. Арктика" (4 класс)

Урок окружающего мира "Природные зоны. Арктика" (4 класс)

Название документа Арктика.pptx

Природные зоны России Арктика Составитель :учитель начальных классов МБОУ «Ур...
Почему у глобуса "белая шапка"?
Арктика
Арктика - это северная полярная область земли, в ней часто бушует пурга и дую...
Полярная ночь Солнце более 24 часов (более суток) не появляется из-за горизон...
Полярное сияние
Арктику населяют более 20 тысяч видов растений, животных, грибов и микроорга...
Лишайники
Растительный покров Арктики представлен злаками, осокой, полярными маками, ку...
Ива арктическая - самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут д...
Растения Арктики - это основа жизни животных и человека. В пищу употребляют а...
Животные Арктики овцебык Арктика — место обитания целого ряда уникальных живо...
Ледовые пустыни Арктики населены песцами, зайцами, леммингами, разными видами...
Морскими обитателями Арктики являются: рыба сайка, рачки, моржи, тюлени, нарв...
Птичий базар
Овцебык Самые крупные копытные Арктики - овцебыки, которые являются ровесника...
Белый медведь — самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищ...
Белый медведь является символом Арктики, люди специально едут в Арктику, чтоб...
В суровых условиях Арктики одной из главных задач является сохранение тепла, ...
Опасности Арктики Изменение климата грозит многим животным Арктики полным исч...
Источник http://www.radostmoya.ru/proje… http://www.tenkeli.ru/index.ph… http...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Природные зоны России Арктика Составитель :учитель начальных классов МБОУ «Урусс
Описание слайда:

Природные зоны России Арктика Составитель :учитель начальных классов МБОУ «Уруссинская гимназия» Хикматуллина Ф.К.

№ слайда 2 Почему у глобуса "белая шапка"?
Описание слайда:

Почему у глобуса "белая шапка"?

№ слайда 3 Арктика
Описание слайда:

Арктика

№ слайда 4 Арктика - это северная полярная область земли, в ней часто бушует пурга и дуют х
Описание слайда:

Арктика - это северная полярная область земли, в ней часто бушует пурга и дуют холодные ветры, мороз в Арктике зимой достигает -60 градусов .

№ слайда 5 Полярная ночь Солнце более 24 часов (более суток) не появляется из-за горизонта.
Описание слайда:

Полярная ночь Солнце более 24 часов (более суток) не появляется из-за горизонта.

№ слайда 6 Полярное сияние
Описание слайда:

Полярное сияние

№ слайда 7 Арктику населяют более 20 тысяч видов растений, животных, грибов и микроорганиз
Описание слайда:

Арктику населяют более 20 тысяч видов растений, животных, грибов и микроорганизмов

№ слайда 8 Лишайники
Описание слайда:

Лишайники

№ слайда 9 Растительный покров Арктики представлен злаками, осокой, полярными маками, куста
Описание слайда:

Растительный покров Арктики представлен злаками, осокой, полярными маками, кустарничками - ивняками, карликовыми березками, лишайниками, мхами олений мох - ягель Полярный мак Карликовая березка

№ слайда 10 Ива арктическая - самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут дост
Описание слайда:

Ива арктическая - самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут достигать 5 метров в длину, но они не поднимаются выше, чем на 10 см от земли. Таким образом ива защищается от ледяного ветра и растет под снежным покрывалом в течение всей зимы.

№ слайда 11 Растения Арктики - это основа жизни животных и человека. В пищу употребляют аркт
Описание слайда:

Растения Арктики - это основа жизни животных и человека. В пищу употребляют арктическую морошку, сыроежки, лечебные травы и даже лишайники.

№ слайда 12 Животные Арктики овцебык Арктика — место обитания целого ряда уникальных животны
Описание слайда:

Животные Арктики овцебык Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь.

№ слайда 13 Ледовые пустыни Арктики населены песцами, зайцами, леммингами, разными видами пт
Описание слайда:

Ледовые пустыни Арктики населены песцами, зайцами, леммингами, разными видами птиц (тундряными куропатками, белыми совами, кайрами, гагарками, чайками, воронами).

№ слайда 14 Морскими обитателями Арктики являются: рыба сайка, рачки, моржи, тюлени, нарвалы
Описание слайда:

Морскими обитателями Арктики являются: рыба сайка, рачки, моржи, тюлени, нарвалы, белухи.

№ слайда 15 Птичий базар
Описание слайда:

Птичий базар

№ слайда 16 Овцебык Самые крупные копытные Арктики - овцебыки, которые являются ровесниками
Описание слайда:

Овцебык Самые крупные копытные Арктики - овцебыки, которые являются ровесниками мамонта. Они отлично приспособлены к суровым условиям: длинная шерсть защищает от ветров, они неприхотливы в пище. Эти травоядные животные занесены в Красную книгу России. Они обитают только на острове Врангеля и на полуострове Таймыр, куда были завезены в середине 70-х годов.

№ слайда 17 Белый медведь — самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных
Описание слайда:

Белый медведь — самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 800 кг. Обычно самцы весят 400—450 кг; длина тела 200—250 см, высота в холке до 130—150 см. Самки заметно мельче (200—300 кг).

№ слайда 18 Белый медведь является символом Арктики, люди специально едут в Арктику, чтобы п
Описание слайда:

Белый медведь является символом Арктики, люди специально едут в Арктику, чтобы посмотреть и поохотиться на этих редких животных. Жители Арктики добывают белого медведя ради шкуры и мяса. В России охота на него полностью запрещена с 1956г

№ слайда 19 В суровых условиях Арктики одной из главных задач является сохранение тепла, о п
Описание слайда:

В суровых условиях Арктики одной из главных задач является сохранение тепла, о постоянной борьбе животных с холодом свидетельствует их внешний облик - наличие толстого слоя жира (тюлень), густого меха (песец, северный олень, белый медведь), рыхлого оперения (белая сова) и толстых лап.

№ слайда 20 Опасности Арктики Изменение климата грозит многим животным Арктики полным исчезн
Описание слайда:

Опасности Арктики Изменение климата грозит многим животным Арктики полным исчезновением. В наибольшей опасности находятся белые медведи, так как при сокращении площади морского льда животные вынуждены переходить на побережье, где их кормовая база меньше.

№ слайда 21 Источник http://www.radostmoya.ru/proje… http://www.tenkeli.ru/index.ph… http://
Описание слайда:

Источник http://www.radostmoya.ru/proje… http://www.tenkeli.ru/index.ph… http://qrok.net/48975-arktika uimages.yandex.ru

Название документа Урок окружающего мира Хикматуллиной Ф.К..docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ФИО преподавателя

Хикматуллина Фирдалия Кариповна

Предмет, класс

Окружающий мир, 4 класс

Тема урока,

урока по теме

Природные зоны России

Ледяная зона. Арктика.

Длительность урока

45 мин

Тип урока, исходя из дидактических задач

Комбинированный урок

Форма проведения

Фронтальная

Актуальность использования средств ИКТ

Использование средств ИКТ повышает наглядность урока, интерес учащихся к учебному материалу, облегчает восприятие, способствует лучшему усвоению учебной информации

Цель урока

Сформировать у обучающихся представление о природе ледяной зоны.

Задачи урока:

Образовательные

познакомить с географическим положением Арктики, ее особенностями, растительностью и животным миром, ролью человека в жизни Арктики; учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы

Развивающие

развивать умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой,

Воспитательные

воспитывать любовь к природе

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

компьютер, видеопроектор, экран, средства Microsoft Point

Образовательные ресурсы Интернет

Использованы материалы при составлении презентации

УРОК

Этап 1

Организационный момент.

Цель

Настроить детей на урок

Длительность этапа

2 мин

Вид(ы) деятельности со средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя

Организатор

Основные виды деятельности преподавателя

Организационная деятельность учащихся

Этап 2

Актуализация знаний

Цель:

Проверка полученных знаний

Длительность этапа

10 мин

Вид(ы) деятельности со средствами ИКТ

Презентация

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя на данном уроке

Контроль за усвоением знаний предыдущего материала

Основные виды деятельности преподавателя

Организация коллективной работы

3 этап

Изучение нового материала.

Цель

Объяснение нового материала

Длительность этапа

25 мин

Вид(ы) деятельности со средствами ИКТ

Презентация

Фома организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя на данном уроке

Организатор, координатор рассуждений учащихся

4 этап

Подведение итогов урока.

Цель:

Контроль полученных знаний

Вид(ы) деятельности со средствами ИКТ

Тест, подготовленный в Microsoft Word

Длительность этапа

6 мин

Основной вид деятельности

Тестирование

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Контроль результатов

5 этап

Домашнее задание.

Цель:

Провести инструктаж по выполнению домашнего задания

Вид(ы) деятельности со средствами ИКТ

-

Длительность этапа

2 мин

Основной вид деятельности

Информационная

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя на данном этапе

Информационная





















План-конспект

Тема: Ледяна зона. Арктика.

Цели: Сформировать у учащихся представление о природе ледяной зоны..

Задачи урока:

Образовательные - познакомить с географическим положением Арктики, ее характерными особенностями, растительностью и животным миром, ролью человека в жизни ледяной зоны; учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы;

Развивающие - развивать умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой;

Воспитательные - воспитывать любовь к природе, чувство бережного отношения к ней.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1часть,авторы О.Н.Федотова, Г,В,Трофимова, УМК по ПНШ, рабочая тетрадь для самостоятельных работ, проектор, экран, презентация к уроку, контурные карты, теллурий, глобус.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку.

  1. Актуализация знаний

- Что такое модель Земли? (глобус)

- Внимательно посмотрите на глобус и ответьте, почему у глобуса "белая шапка"? (Обсуждение детей)

После обсуждения вывод: солнечные лучи скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Здесь постоянное царство льда и снега. Лед никогда не тает, так как солнце не поднимается высоко, его лучи скользят и отражаются ото льда и снега. Растопить лед нежаркие лучи солнца не могут. Поэтому "макушка" глобуса - белая.

- Куда же направлена воображаемая ось нашей планеты?

(Северный конец земной оси направлен всегда в одну сторону космоса: на Полярную звезду в созвездии Малой Медведицы).

- Как же мы назовем территорию, находящуюся под созвездием Большой Медведицы, если это слово означает в переводе с греческого «арктикум» (Арктика)

  1. Изучение нового материала.

1. Знакомство с темой урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Арктика» (Слайд3)

- На столах у вас лежат таблицы, которую мы должны заполнить в течение урока. (Приложение 1)

- Что же такое Арктика?

( Арктика – зона арктических пустынь, или ледяная зона) Показ на карте.

- Где расположена Арктика? (Она занимает острова Северного Ледовитого океана)

- Укажите зону Арктики в контурных картах, включая и северную часть полуострова Таймыр. (Дети отмечают и закрашивают ледяную зону, тем, кто затрудняется можно пользоваться картой)

- Какой может быть природа этой зоны? (Ответы детей)

2. Знакомство с природой Арктики.

Слайд 4.Природа этой зоны очень сурова. Дуют сильные ветры, бушует пурга, температура нередко понижается до – 60С.

Слайд 5. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце не показывается, темнота. Только светит луна, мерцают звезды. Полярной ночью здесь можно наблюдать удивительное явление природы – полярное сияние. (Слайд 6)

Летом в Арктике – полярный день, несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Солнце невысоко поднимается над горизонтом. Температура поднимается на несколько градусов выше 0С.

3.Заполнение таблицы.

- Итак, где находится ледяная зона? Чем покрыты океан и острова?

- Что такое полярный день, полярная ночь?

- Какая температура зимой, летом? (Приложение 2)

- Как вы думаете, могут ли здесь быть растения и животные?

(Ответы детей по своим наблюдениям, знаниям: Арктика расположена на островах, значит, здесь могут быть, только самые неприхотливые к теплу. В Северном Ледовитом океане могут быть рыбы. Если есть рыбы, значит, есть другие животные, например, моржи, медведи, и т.д.)

4. Показ слайдов о растениях Арктики.

- В Арктике большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает и камни обнажаются. На них и растут лишайники.(Слайд 7)

- В южных районах можно встретить полярный мак, полярные ивы. Они высотой 5-10см, их легко принять за травянистые растения.(Слайд 8-11)

5.Показ слайдов 12-19 о животных Арктики.

6.Заполнение таблицы.

7. Работа в группах. (Класс поделен на 4 группы)

Ответить на вопрос «Как животные приспособились к условиям проживания в Арктике?

Цель учащихся: выявить особенность всех животных, живущих в Арктике.

Тюлени

Белые медведи

Песцы

Птицы

(Работа с дополнительной литературой, рисунки с.68-69)

8. Обобщение.

Ответы группы-исследователей.

От каждой группы выступление о виде животного, как приспособился к условиям сурового климата.

Вывод. У всех животных длинная густая шерсть, наличие толстого слоя жира, оперение у птиц густое, много пуха. Белая окраска. Форма тела – обтекаемая, ластоногие, удобно плавать. У медведя широкие лапы, легче ходить по снегу. (Слайд20)

9. Составление цепи питания.

- Как думаете, есть ли связь между растениями и животными?

Составьте цепь питания. (Каждой группе дается определенный вид растений и животных)

Каждая группа составляет цепь питания:

1 группа – рачки – рыбы – птицы

2 группа – рыба – тюлень – белые медведи

3 группа – водоросли – рачки – киты

4 группа – водоросли – рачки – рыбы – белые медведи

- Ребята, представьте, что вдруг рыбы исчезли. (Убрать в схемах). Что произойдет тогда?

Исчезнет один вид, будут исчезать и другие. Сделайте вывод. (Все в природе взаимосвязано)

10. Работа по учебнику.

По таблице (Приложение1.) выявить, что осталось незаполненным (деятельность людей)

- Люди с давних пор осваивают этот край. К сожалению, они наносят большой ущерб природе.

- Прочитайте статью учебника с.71-73 и ответьте на вопросы:

Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

Почему некоторые животные и рыбы оказались на грани вымирания?

11.Ответы на вопросы.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством.

Рыболовство запретить совсем нельзя, надо ограничить.

Запретить охоту, создать заповедники.

Закрыть Северный путь невозможно. Ограничить перевозки, предупредить о загрязнении моря, не выбрасывать мусор, вредные вещества с борта судов.

Вывод. Все в природе взаимосвязано. Человек невидимая нить связи со всем живым. Охраняя природу, мы будем охранять и себя.



  1. Подведение итогов.

1.Проверка заполнения таблицы. (Приложение1)

- Давайте посмотрим, как мы заполнили таблицу.

- Что такое Арктика?

- Где расположена ледяная зона?

- Какие климатические условия в данной зоне?

- Какой растительный мир?

- Какие животные обитают в Арктике?

- С чем связана деятельность человека? (Приложение1)

2.Тест (Приложение2)

-Ребята, а теперь проведем тест, как вы освоили сегодняшний материал.

  1. Домашнее задание.

1 уровень. Прочитать с.65-73, ответить на вопросы.

2 уровень. Подготовить выступление о заповедниках (Таймыр, Врангель)





























Приложение1. (Заполняется на этапах урока)





Зона: Арктика






Царство снега и льда



Географическое положение








Северный Ледовитый океан

Северные моря, острова



Освещенность








Полярный день

Полярная ночь

Северное сияние



Растительный мир








Лишайники, мхи, полярный мак, водоросли, полярная ива



Животный мир






Рачки, рыбы, чайки, тупики, морж, тюлень, белый медведь



Деятельность человека








Научные станции, рыболовный промысел, охота, Северный морской путь






Приложение 2

ТЕСТ «Арктика».

1. Природная зона арктических пустынь расположена…

  1. на островах Тихого океана

  2. на островах Индийского океана

  3. на островах Северного Ледовитого океана

2. Какая природная зона расположена на островах Арктики…

1) ледяная зона

2) зона тундры

3) зона пустынь

3. Территория зоны …

1) густо заселена людьми

2) не имеет коренного населения

4. В ледяной зоне растут…

1) кедры, березы, черемуха

2) лишайники, мхи, полярные маки

3) бузина, орешник, айва

5. В Арктике обитают животные…

1) бобры, нутрии, хомяки

2) волки, медведи, рыси

3) моржи, тюлени, белые медведи

6. В какой строчке, верно, указаны птицы, обитающие в Арктике…

1) чайки, гагарки, кайры

2) соловьи, дятлы, воробьи

3) попугаи, колибри, орлы

7. Найдите верную цепь питания:

1) водоросли→ рачки → рыбы → гагарки → белый медведь

2) водоросли → рачки → сайки → тюлени

8. Арктический заповедник расположен…

1) на земле Франца Иосифа

2) на Северной земле

3) на острове Врангеля




Урок окружающего мира "Природные зоны. Арктика" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок оружающего мира в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа" разработан с применением ИКТ.Использование ИКТ на уроках повышает наглядность урока, интерес к учебному материалу,облегчает восприятие, способствует лучшему усвоению учебной информации.

Применяется на уроке частично-поисковый метод, где дети в ходе занятия заполняют таблицу с ответами на поставленные вопросы: о географическом положении, климате Артики, растительном и животном мире,  деятельности человека этой зоны, экологической ситуации и о мерах защиты Арткики.

В конце занятия проводится тестовая работа для закрепления знаний.

 

 

Автор Хикматуллина Фирдалия Кариповна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2200
Номер материала 32935
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓