ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР
1
класс
(УМК
«Перспектива», по учебнику А.Плешакова, М.Новицкой)
Учитель Шардина Н.В.
Тема урока:
«Природа в классе»
Цель урока:
создать условия для формирования знаний о комнатных растениях как о растениях
из тёплых стран, выращиваемых в жилых помещениях с декоративной целью и умения
распознавать комнатные растения.
Планируемые
результаты:
Предметные:
- иметь представление о наиболее
часто выращиваемых в школе комнатных растениях;
- знать названия 3-4 комнатных
растений, имеющихся в классе;
- определять название и страну происхождения
комнатного растения с помощью атласа-определителя.
Метапредметные:
- определять
цель урока;
- осуществлять поиск информации о
комнатных растениях с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;
- рассуждать о целях выращивания
комнатных растений;
- узнавать на фотографиях, рисунках
и в натуральном виде знакомые комнатные растения;
- сравнивать похожие по внешнему
виду комнатные растения: находить сходство и отличительные признаки;
- соотносить название и
изображение комнатных растений своего класса.
Личностные:
- осознавать необходимость бережного
отношения к комнатным растениям.
Оборудование:
У учителя: физическая
карта мира, комнатные растения в классе.
У учащихся: атлас-определитель
А.Плешакова «От земли до неба», учебник, рабочая тетрадь, ножницы,
клей-карандаш.
Ход урока:
1. Мотивация
к деятельности (организационный момент)
- Прошла перемена,
услышан звонок,
Пора поскорее
начать нам урок!
- Ребята! Каким вы
хотите, чтобы получился наш урок? (высказывания детей). Давайте постараемся,
чтобы он получился таким!
2.
Актуализация знаний и фиксация затруднения
Отгадайте загадки (отгадки в виде
рисунков и фотографий фиксируются на доске):
- Тронь, только тронь, отдёрнешь
ладонь.
Обжигает трава, как огонь. (Крапива)
- Летом бежит, а зимой стоит. (Река)
- Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур
крадёт. (Лиса)
- В этом
белом сундучище мы храним на полках пищу,
Во дворе - жарища, в сундучище –
холодища! (Холодильник)
- Я теперь совсем большой, новый
ранец за спиной,
В ранце у меня дневник, я
прилежный … (Ученик)
- Какой рисунок лишний? Почему? (холодильник
- сделан человеком, всё остальное создала природа ). Уберём это
изображение.
- Какой рисунок лишний из
оставшихся? (река – относится к неживой природе, остальные предметы к живой)
Изображения крапивы,
лисы и ученика остаются на доске.
- Ребята, у меня есть ещё разные
рисунки. Помогите расположить их на доске так, чтобы получились группы (окунь,
бабочка, синица, шиповник, берёза, алоэ, врач, малыш, учитель).
- Что объединяет все предметы
первой группы? (животные). Что объединяет все предметы второй группы?
(растения). Что объединяет все предметы третьей группы? (люди).
В процессе беседы
все ответы детей фиксируются учителем в виде кластера:
ОМ
↙ ↘
природа сделано человеком
↙ ↘
живая неживая
↙ ↓ ↘
растения человек
животные
Учитель оставляет
на доске только изображения растений (крапива, берёза, шиповник, алоэ)
- Какое
растение есть у нас в классе? (алоэ)
- Можем ли мы встретить его на
улице нашего города? (нет)
- Как вы думаете, почему? (фиксация
затруднения)
3. Постановка
учебной задачи
- Кто догадался, о
чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о комнатных растениях)
- Чему хотите
научиться, что нового узнать? (узнать названия комнатных растений; выяснить,
почему они не растут на улицах нашего города)
4. «Открытие»
детьми нового знания
- Пройдите по классу,
рассмотрите цветы на подоконниках, стенах, шкафах (динамическая пауза с
заданием).
- Кто из вас встретил
знакомые растения? (выслушать ответы детей)
- Для чего
люди выращивают комнатные растения? (для уюта, красоты, очищения воздуха, лекарственных
целей)
- Давайте познакомимся
поближе с некоторыми из них. Учитель показывает кактус, задаёт
вопросы и корректирует ответы детей. Какой стебель у этого растения? (мясистый,
содержит много влаги, как в бочонке). Есть ли у него листья? (листья
превратились в колючки, чтобы не испарять много влаги). Откуда родом может
быть это растение, где вода на вес золота? (из пустыни). Кактус родом из
Америки. Учитель прикрепляет изображение кактуса на карту в районе Южной
Америки.
- Учитель
показывает фиалку. Это растение мы можем увидеть цветущим в
течение всего года. Для этого ему требуется много света и влаги. На Земле самый
длинный световой день на экваторе. Родина фиалок – Восточная Африка. Учитель
прикрепляет изображение фиалки на карту в районе Восточной Африки.
- Учитель
показывает разные сорта бегонии. Какие листья у
этого растения? (широкие, мясистые, разной окраски). Бегония боится прямых
солнечных лучей, потому что родом из тропических лесов Северной и Южной
Америки. Учитель прикрепляет изображение бегонии на карту в экваториальной
части Северной Америки.
- Посмотрите
на карту. Что вы можете сказать о происхождении этих растений (они родом из
«тёплых» стран).
5. Первичное
закрепление
Работа с
атласом-определителем
- Ребята! А ведь у нас в классе
остались растения, названия которых мы не знаем. Как же нам быть? (можно
поискать информацию в атласе, Интернете).
Работа с атласом-определителем «От
земли до неба» (т.к. ещё не все дети читают, на нужных страницах атласа
вложены закладки).
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Выполнение задания в рабочей
тетради с.24, №1(вырезать из приложения рисунок комнатного растения и приклеить
под правильным названием). Проверка (один ученик рассказывает, другие
проверяют, соглашаются или нет).
7. Включение
нового знания в систему знаний
- Для чего мы знакомимся с
комнатными растениями? Пригодятся ли нам жизни эти знания? (надо знать не
только названия, но и особенности этих растений, чтобы правильно за ними
ухаживать, наслаждаться их красотой, беречь, правильно использовать)
- Это нам предстоит узнать на
следующих уроках.
8. Рефлексия
- Какие цветы растут у нас в
классе?
- Почему мы
не встречаем их на улицах нашего города? (Родина этих растений –
жаркие страны, а мы живём в других условиях. Поэтому они могут выжить только в
помещении и благодаря заботе человека)
9. Рекомендации
для занятий дома
Оформить с родителями, пользуясь
атласом-определителем, карточку-паспорт на любое комнатное растение по плану:
1. Изображение
растения
2. Название
(научное и простонародное)
3. Страна
происхождения
4. Указания
по уходу
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.