Почва – важнейшая часть экосистемы.
Цели
урока :
1.
Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме.
2.
Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать
гипотезу и находить её научное обоснование в практической деятельности и в
различных источниках. Расширять и углублять знания по данной теме.
3.
Воспитывать умение работать в группе, взаимопомощь, ответственность, бережное
отношение к природным богатствам.
ОБОРУДОВАНИЕ
:, прозрачные стаканы с водой, палочки, фильтровальная бумага, лабораторное стекло,
спиртовка ( у учителя), штатив, держатель, , кусочки сухой почвы.
ХОД УРОКА.
1.
Введение
в тему. Постановка целей и задач.
-
Ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. У нас сегодня на уроке
присутствуют гости. Покажем им, как мы можем дружно и складно работать.
- С какой
темой мы знакомились на прошлом уроке? ( Полезными ископаемыми)
- На
какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твёрдые, жидкие, газообразные)
-
Замечательно. Сейчас я вам покажу образцы полезных ископаемых, а вы попробуйте
определить, к какой группе они относятся?
- Как
вы думаете, что это такое?
-Правильно,
ЗЕМЛЯ. Что вы можете сказать об этом веществе?
У
слова « земля» несколько значений. Александр Тетивкин значения слова
«земля» передал в своём стихотворении:
Сказала
лопата: – Земля, чтобы рыть.
Ботинки
сказали: – Земля, чтоб ходить.
А
люди сказали: – Земля, чтобы жить.
Какие
значения слова «земля» раскрыты в этом стихотворении?(планета, верхний слой
коры)
Одно
из них – «почва», верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня
объектом нашего изучения будет почва.
-Как
вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны ответить в ходе урока?(Что такое
почва? Из чего состоит почва? Какими свойствами она обладает?)(на доске)
2.Групповая
практическая работа.
-Каждый
из вас, наверное, может ответить на первый вопрос нашей сегодняшней темы. А
сможете ли вы ответить на вопрос, из чего состоит почва?
-Для
того, чтобы получить полные ответы на все интересующие нас вопросы, вы сегодня
будете выполнять роль маленьких учёных. Каждая группа будет проводить опыт,
свои выводы записывать на листках наблюдений. И как все учёные, мы с вами
должны помнить о правилах техники безопасности при работе. У каждого на
столах имеется необходимое оборудование для проведения опытов и пошаговая
инструкция. Ваша задача провести опыт, записать результат на листочках.
Опыт
1 группы
1.
Возьмите стакан с водой. 2. Добавьте туда почвы. 3. Размешайте стеклянной
палочкой. Подождите немного и посмотрите на дно. Что вы наблюдаете?
Ответ.
В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы
заметили, что ___________________________________________. На дно выпал осадок.
Это __________, поверх которого всплыли частички _______________________.
Значит, в почве есть ____________.
(Ключевые
слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок,
глина, останки живых организмов, всплыл мусор)
( В
почве есть песок и глина, а также остатки различных листьев, иголок,
насекомых).-Правильно, ребята! А вот эти остатки листьев, лапника, насекомых и
составляет перегной – необходимую часть почвы. Почва без перегноя
пустая, не плодородная, а ведь главное свойство почвы – это её плодородие!
Опыт
2 группы
1.
Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?
Ответ.
Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из
почвы выходят _________________________________________. Значит, в почве есть
__________________________.
(Ключевые
слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок,
глина, останки живых организмов, мусор).
Опыт
3 группы
1.
Возьмите фильтровальную бумагу. 2. Насыпьте на нее немного почвы. 3. Плотно
придавите её к бумаге вторым листом . 4. Стряхните почву обратно в стакан. 5.
Что вы наблюдаете?
Ответ.
Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили
её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это
___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.
(Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода,
песок, глина, останки живых организмов, мусор.)
Опыт
4 (проводит учитель)
-Я
возьму стакан с водой, в которой долго находилась почва .Теперь несколько
капель нанесу на лабораторное стекло и подержу его над огнём.
-
Что вы наблюдаете?
Посмотрите,
вода быстро испарилась, на стекле остался белый налёт. Как вы думаете, что это?
Это соли. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития
растений. Образуются они под действием микробов, которые живут в почве. -Какой
вывод мы можем сделать после этого опыта? ( В почве находятся соли, которые
растворяются в воде).
Опыт
5 группы( свойство почвы)
1.
Возьмите горшок с почвой. 2. Налейте туда немного воды. 3. Держите горшок над
пустым стаканом. Что вы наблюдаете?
Ответ.
Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан
___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________ воду.
-Каждая
группа проделала свой опыт и сейчас нам расскажет о результатах опыта, сделает
вывод.
А
сейчас давайте вспомним ещё раз, из чего состоит почва и подведём итоги ко
всему сказанному? (слайд)
А
как вы думаете, зная состав почвы, можем ли мы получить её самостоятельно?
Почему?
- А как
же образуется почва?
-Образование
почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение
миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых,
требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Твердые
породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из
мелких камешков, песка и глины. В нем почти нет питательных веществ,
необходимых растениям. Но всё же, некоторые неприхотливые растения и лишайники
селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.
Теперь в почве могут поселиться и другие растения. Они дадут еще больше
перегноя. В почве селятся и различные животные : насекомые и их личинки, кроты,
полевки, мыши и другие. Они тоже повышают плодородие почвы. Как видите, почва
не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным
необходима почва, ведь в природе все взаимосвязано. Главная часть почвы –
перегной. Из него под действием микробов образуются соли, которые используют
растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их
остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А из
перегноя снова образуются соли. Вот так вещества «путешествуют» в природе как
бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с
остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят : происходит
круговорот веществ в природе.
-Представьте
себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ - прервался. Что же
произойдёт?
Тогда
сразу исчезнут и растения и животные. А значит, не смогут жить и люди на
планете Земля. Вот почему русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва
дороже золота. Без золота люди прожить смогут, а вот без почвы – нет. На слайде
открывается запись : 1см почвы образуется за 250-300 лет. 20 см – за 5-6
тысяч лет.
-Итак,
вернёмся к основным вопросам, которые мы поставили в начале урока? Сможете ли
вы сейчас дать ответы на эти вопросы?
-Подведём
небольшой итог. Что такое почва?
-Из
чего состоит почва?
-Какие
свойства почвы вам известны?
-А
сейчас я предлагаю вам проверить себя.
-Молодцы!
Вы хорошо потрудились на уроке. Понравилось вам быть учёными? Я благодарю всех
за помощь! На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Почва».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.