Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира "Почва"

Урок окружающего мира "Почва"

Почва – важнейшая часть экосистемы.

Цели урока :

1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить её научное обоснование в практической деятельности и в различных источниках. Расширять и углублять знания по данной теме.

3. Воспитывать умение работать в группе, взаимопомощь, ответственность, бережное отношение к природным богатствам.

ОБОРУДОВАНИЕ :, прозрачные стаканы с водой, палочки, фильтровальная бумага, лабораторное стекло, спиртовка ( у учителя), штатив, держатель, , кусочки сухой почвы.



ХОД УРОКА.

  1. Введение в тему. Постановка целей и задач.

- Ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Покажем им, как мы можем дружно и складно работать.

- С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? ( Полезными ископаемыми)

- На какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твёрдые, жидкие, газообразные)

- Замечательно. Сейчас я вам покажу образцы полезных ископаемых, а вы попробуйте определить, к какой группе они относятся?

- Как вы думаете, что это такое?

-Правильно, ЗЕМЛЯ. Что вы можете сказать об этом веществе?

У слова « земля» несколько значений. Александр Тетивкин значения слова «земля» передал в своём стихотворении:

Сказала лопата: – Земля, чтобы рыть.

Ботинки сказали: – Земля, чтоб ходить.

А люди сказали: – Земля, чтобы жить.

Какие значения слова «земля» раскрыты в этом стихотворении?(планета, верхний слой коры)

Одно из них – «почва», верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

-Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны ответить в ходе урока?(Что такое почва? Из чего состоит почва? Какими свойствами она обладает?)(на доске)



2.Групповая практическая работа.

-Каждый из вас, наверное, может ответить на первый вопрос нашей сегодняшней темы. А сможете ли вы ответить на вопрос, из чего состоит почва?

-Для того, чтобы получить полные ответы на все интересующие нас вопросы, вы сегодня будете выполнять роль маленьких учёных. Каждая группа будет проводить опыт, свои выводы записывать на листках наблюдений. И как все учёные, мы с вами должны помнить о правилах техники безопасности при работе. У каждого на столах имеется необходимое оборудование для проведения опытов и пошаговая инструкция. Ваша задача провести опыт, записать результат на листочках.

Опыт 1 группы

1. Возьмите стакан с водой. 2. Добавьте туда почвы. 3. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотрите на дно. Что вы наблюдаете?

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно выпал осадок. Это __________, поверх которого всплыли частички _______________________. Значит, в почве есть ____________.



(Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор)

( В почве есть песок и глина, а также остатки различных листьев, иголок, насекомых).-Правильно, ребята! А вот эти остатки листьев, лапника, насекомых и составляет перегной – необходимую часть почвы. Почва без перегноя пустая, не плодородная, а ведь главное свойство почвы – это её плодородие!



Опыт 2 группы

1. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит, в почве есть __________________________.

(Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор).



Опыт 3 группы

1. Возьмите фильтровальную бумагу. 2. Насыпьте на нее немного почвы. 3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом . 4. Стряхните почву обратно в стакан. 5. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________. (Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.)



Опыт 4 (проводит учитель)

-Я возьму стакан с водой, в которой долго находилась почва .Теперь несколько капель нанесу на лабораторное стекло и подержу его над огнём.

- Что вы наблюдаете?

Посмотрите, вода быстро испарилась, на стекле остался белый налёт. Как вы думаете, что это? Это соли. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они под действием микробов, которые живут в почве. -Какой вывод мы можем сделать после этого опыта? ( В почве находятся соли, которые растворяются в воде).

Опыт 5 группы( свойство почвы)

1. Возьмите горшок с почвой. 2. Налейте туда немного воды. 3. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________ воду.

-Каждая группа проделала свой опыт и сейчас нам расскажет о результатах опыта, сделает вывод.



А сейчас давайте вспомним ещё раз, из чего состоит почва и подведём итоги ко всему сказанному? (слайд)

А как вы думаете, зная состав почвы, можем ли мы получить её самостоятельно? Почему?

- А как же образуется почва?

-Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же, некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться и другие растения. Они дадут еще больше перегноя. В почве селятся и различные животные : насекомые и их личинки, кроты, полевки, мыши и другие. Они тоже повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва, ведь в природе все взаимосвязано. Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли, которые используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А из перегноя снова образуются соли. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят : происходит круговорот веществ в природе.

-Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ - прервался. Что же произойдёт?

Тогда сразу исчезнут и растения и животные. А значит, не смогут жить и люди на планете Земля. Вот почему русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогут, а вот без почвы – нет. На слайде открывается запись : 1см почвы образуется за 250-300 лет. 20 см – за 5-6 тысяч лет.

-Итак, вернёмся к основным вопросам, которые мы поставили в начале урока? Сможете ли вы сейчас дать ответы на эти вопросы?

-Подведём небольшой итог. Что такое почва?

-Из чего состоит почва?

-Какие свойства почвы вам известны?

-А сейчас я предлагаю вам проверить себя.

-Молодцы! Вы хорошо потрудились на уроке. Понравилось вам быть учёными? Я благодарю всех за помощь! На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Почва».





Урок окружающего мира "Почва"
  • Начальные классы
Описание:

Урок  окружающего мира в 3 классе. 

Первый урок, который знакомит  учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. Учащиеся  ставять перед собой  проблему, выдвигают гипотезу и находят её научное обоснование в практической деятельности и в разлипокачных источниках. Вся работа по выявлению нового проводится в группах.

"Опыт 1 группы

1. Возьмите стакан с водой. 2. Добавьте туда почвы. 3. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотрите  на дно. Что вы наблюдаете?..."

 

Автор Козлова Светлана Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 258
Номер материала 30742
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓