Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира "Органы пищеварения"

Урок окружающего мира "Органы пищеварения"

Ход урока

I. Оргмомент.

- Добрый день, уважаемые гости. Вы присутствуете на заседании ученого совета медиков по теме «Органы пищеварения».
На совет приглашены делегаты от
стоматологов, терапевтов, гастроэнтерологов и гигиенистов.  (Расставляются таблички с названиями групп) Пожалуйста, займите те  места, в какой  группе вы хотели бы работать.

- На ученом совете  присутствует экспертная комиссия (4 уч-ся), которая  будет помогать группам и нести ответственность  за конечный результат.   

II.   Исследовательская работа.

- Экспертная комиссия  предварительно провела некоторые исследования, связанные со здоровьем детей в региональном масштабе, а также - работу с медицинскими картами  нашего класса. С тем, какая  вырисовывается картина,  нас  познакомят члены этой комиссии.
- Итак, слово экспертам.


1 эксперт – стоматолог. - Мы начнем с интересных фактов. Изучив статистические данные о здоровье детей в Алтайском крае, выяснили: по данным Минздрава России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % - 40 % - хронические заболевания.
2 эксперт – терапевт. Мониторинг уровня здоровья 3а класса школы № 103, проведённый на базе Городского центра здоровья позволил определить следующие показатели: нарушение остроты зрения – 7 чел., заболевания костно-мышечной системы – 14 чел., ЛОР-заболевания – 8 чел., заболевания органов дыхания – 6 чел., эндокринная патология – 4 чел., заболевания желудочно-кишечного тракта – 9 чел., вегетососудистая дистония – 5 чел., аллергические заболевания – 5 чел.

3 эсперт – гастроэнтеролог. -  Напрашивается вопрос, почему же так происходит? (ответы детей)

Ученые установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 60% - от здорового образа жизни, на 10% - от наследственности, на 20% - от экологической обстановки и на 10% - от здравоохранения.
- Другими словами, в наших интересах и возможностях удержать 60% собственного здоровья.
4 эксперт – гигиенист. - Как же это сделать? (ответы детей)  
- Я считаю, все заболевания от незнаний. Сегодня мы  попробуем разобраться в следующей  проблеме:  помогают ли знания о процессах пищеварения сохранению здоровья. А  на основе практической деятельности создадим «Модель здорового  питания школьника».

 III.  Погружение в учебный материал

- Итак, приступаем к выполнению поставленных задач. Члены экспертной  комиссии подробно расскажут каждый о том материале, с которым сталкивается каждый день. По ходу выступлений делегатам необходимо заполнять лежащую на столе таблицу.   

В заполнении таблицы вам помогут учебники, которые находятся у вас на столах.

2. Обсуждение проблемных вопросов.

- Чтобы наш организм нормально существовал, его нужно кормить. Как машина без бензина не будет ездить, так и человек, чтобы жить и работать, должен есть. Как правило, человек ест каждый день утром, днем и вечером. Так его организму легче справиться с переработкой продуктов.  Каким образом  это  происходит, мы сейчас узнаем, проникнув в тайны организма.

а) Стоматологи.  Поговорим о наших помощниках – зубах. Именно от их состояния зависит здоровье всех органов пищеварения, а значит, и  наше здоровье.

Зубы – первая ступень пищеварительной системы, т.к. человек откусывает и пережевывает ими  пищу. Они имеют разную форму, в связи с этим они выполняют и разную работу.

Вы видите, что зубы имеют разную форму, в связи с этим они выполняют и разную работу: резцы откусывают, отрезают пищу;  клыки разрывают пищу; коренные зубы  предназначены для переваривания и перетирания пищи.



 б) Гигиенисты. Считается, что зубы – самые твердые части организма. Твердость им придает белая эмаль, которой они покрыты. Но, как ни тверды зубы, они болят и разрушаются. Если не чистить зубы, не полоскать рот, на зубах образуется налет, в котором скапливается много микробов. Они будут способствовать разрушению зубов. Когда разрушение доходит до пульпы, зуб начинает нестерпимо болеть. Нужно срочно идти к зубному врачу.  Кроме того, микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей, могут вызвать болезни органов пищеварения. Значит, здоровые зубы сохраняют здоровье человека.

Чтобы сохранить зубы белыми и здоровыми, их надо не менее двух минут обрабатывать зубной пастой со всех сторон. Как это делается, я вам напомню. Рассказываю, как нужно правильно чистить зубы по макету.

  1. сначала выметаем как веником 7 раз;

  2. движением паровозика проходим по зубам тоже 7 раз;

  3. 10 раз – кружочки;

  4. не забыть про язык;

  5. чистку зубов заканчиваем ополаскиванием.

Кроме этого 1 раз в день нужно пользоваться зубной нитью, а зубную щётку менять не реже 1 раза в 3 месяца. Но и этого недостаточно.  Два раза в год надо посещать зубного врача, даже тогда, когда зубы не болят. Это ваше лекарство против кариеса.   

в) Гастроэнтерологи.       - Как вы думаете, зачем человеку нужен язык?
- Когда мы пережевываем пищу, наши зубы сначала разделяют ее на мелкие кусочки, потом растирают в однородную массу. С этой массой смешивается слюна и склеивает ее в пищевые комки. В работу включается язык. Он ощупывает, переворачивает, перемешивает и подкладывает кусочки пищи под «жернова» зубов. Язык и зубы «замечают» все, что нельзя пропустить дальше в пищевод.
- Как нужно правильно жевать и глотать? Большинство из вас уже знает о том, что жевать нужно тщательно и никогда не набивать рот едой.  Когда вы пытаетесь проглотить большой кусок неразжеванной пищи, он может застрять в горле. Тогда приходится долго откашливаться и выплевывать еду — очень неприятное зрелище! Когда мы жуем медленно и тщательно, то перемалываем зубами крупные куски пищи. Она успевает как следует перемешаться со слюной и после этого спокойно проходит изо рта в  пищевод, а затем - в желудок.    

В пищеварительной системе все органы могут подвергаться заболеваниям. Распространенные заболевания: печень – панкриатит; желудок – гастрит; поджелудочная железа – холецистит и т.д. Их надо оберегать от   различных   инфекций: вирусы могут легко попасть в  органы и вызвать их воспаление. Поэтому дети    должны     всегда    хорошо питаться.

Характер питания оказывает влияние на рост, физиологическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. А что же такое правильное или, иначе говоря, рациональное питание? Как вы считаете?

- Действительно, это полноценное питание с необходимым количеством белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды и витаминов. Белки содержатся в мясе, твороге, яйцах, рыбе. Минеральные соли нужны для роста и укрепления костей. Так как для движения требуется много энергии, организму нужно топливо, а именно жиры и углеводы. Жиры есть в масле, сале, орехах, шоколаде, сметане, сливках. А углеводами богаты хлеб, сахар, крупы, ягоды, фрукты, картофель. Витамины же нужны в небольших количествах, но они влияют на рост, развитие и здоровье всех органов, а также витамины повышают сопротивляемость организма болезням. Их недостаток или избыток может привести к тяжёлым заболеваниям. Витаминами богаты овощи, фрукты и ягоды.


 д) Терапевты.  Всё, о чём вам рассказал мой коллега – это правильно, но.. В организме человека ведь остаются и непереваренные вещества. Что же происходит с ними? А они продвигаются  в последний отдел пищеварительной системы в толстую кишку. Все, что от них осталось, — это вода и вредные вещества — отходы. Вода впитывается в стенки толстой кишки и оттуда поступает в наши ткани. Посмотрим, как это происходит. Сначала берем воду из   крана и наливаем  на поверхность. Теперь возьмем полотенце (оно может быть даже бумажным — это не имеет значения) и положим его прямо на разлитую воду.
Подождем несколько секунд, затем поднимем полотенце. Что произошло с водой? Ее больше нет на поверхности — она впиталась в ткань. То же самое происходит и в кишечнике.
Это очень важно, так как нашему организму для нормальной работы необходимо много воды.  Непереваренные остатки продвигаются вниз, в прямую кишку, и удаляются из организма.

IV.   Физминутка. – Я считаю нашу работу очень плодотворной, но пора немного отдохнуть и сделать зарядку, которая так полезна нашему организму.

V. Закрепление. Работа в группах.

- А теперь члены экспертного совета пройдут каждый в свою группу для раздачи заданий для делегатов. (После этого эксперты начинают работать над созданием проекта по ноутбуку и энциклопедиям).



1. Работа с ТПО - Итак, путь завершен. Сейчас мы вспомним, через какие органы пищеварения  проходит пища, какую функцию выполняет каждый из этих органов? Сравните свои результаты с таблицей. (Уч-ся читают свои записи и сравнивают с таблицей).
- Откройте ТПО на стр.10. Даю минуту, чтобы выполнить это задание.

                                                          
2. Работа на SMART-  доске. Игра «Третий лишний»

Вычеркните лишнее. Объясните, почему вы убрали это понятие.

  1. Рот, желудок, сердце.

  2. Легкие, печень, поджелудочная железа.

  3. Пищевод, трахея, бронхи.

  4. Рёбра, тонкий кишечник, толстый кишечник

VI. Творческая работа «Создание проекта  «Модель питания здорового школьника» и его защита

- Давайте вспомним, какова же цель этого открытого заседания учёного совета: на основе практической деятельности создать проект «Модель здорового питания школьника».
Экспертная группа уже сделала некоторые наработки к проекту (
передают флэшку учителю) и дополнит ими ваши выступления. (3 мин.)

Пока выходят делегаты эксперт-гигиенист говорит:

- Первым будет выступать делегат от гигиенистов, а пока все выходят, я бы хотел обозначить пару правил гигиены питания.

1) Нужно всегда за здоровьем следить,

И потому полагается мыть:

Фрукты и овощи перед едой

Очень старательно теплой водой…

Мытое яблоко ярче блестит,

Да и живот от него не болит…

2) Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы-поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот,
И от отравления
Доктор не спасёт…

- А что получилось у вас, коллеги?

(На защиту проекта выходят делегаты с листами (первым выступает гигиенист, затем – гастроэнтеролог, затем – стоматолог, последним – терапевт), на которых выполнены задания. Попутно с выступлениями уч-ся, идёт презентация. После выступления делегаты присаживаются на свои места).

VII. Итог урока.

Последний слайд озвучивает эксперт-стоматолог:

- Итак, сопоставив все выступления, мы пришли к следующему выводу: здоровое питание школьника  – это питание, сбалансированное по соотношению: углеводы – белки – жиры, содержащее достаточно витаминов и минералов. Модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности. Ориентируясь на нее, вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.



VIII. Домашнее задание: стр. 34-38 пересказ.



IX. Рефлексия.

- Перед каждым из вас, ребята, лежат по два смайлика. Подпишите на обратной стороне каждого смайлика свою фамилию. А теперь внимательно послушайте: на первом смайлике изобразите своё отношение к уроку (по слайду), на втором аналогично оцените свою работу на уроке (по слайду). Оставьте смайлики на столах, я их потом соберу.

Урок окружающего мира "Органы пищеварения"
  • Начальные классы
Описание:

Ход урока

I. Оргмомент.

- Добрый день, уважаемые гости. Вы присутствуете на заседании ученого совета медиков по теме «Органы пищеварения».
На совет приглашены делегаты от стоматологов, терапевтов, гастроэнтерологов и гигиенистов.  (Расставляются таблички с названиями групп)
Пожалуйста, займите те  места, в какой  группе вы хотели бы работать.

- На ученом совете  присутствует экспертная комиссия (4 уч-ся), которая  будет помогать группам и нести ответственность  за конечный результат.   

II.   Исследовательская работа.

- Экспертная комиссия  предварительно провела некоторые исследования, связанные со здоровьем детей в региональном масштабе, а также - работу с медицинскими картами  нашего класса. С тем, какая  вырисовывается картина,  нас  познакомят члены этой комиссии.
- Итак, слово экспертам.

1 эксперт – стоматолог. - Мы начнем с интересных фактов. Изучив статистические данные о здоровье детей в Алтайском крае, выяснили: по данным Минздрава России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % - 40 % - хронические заболевания.
2 эксперт – терапевт. Мониторинг уровня здоровья  3а класса школы № 103, проведённый на базе  Городского центра здоровья позволил определить следующие показатели:  нарушение остроты зрения – 7 чел., заболевания костно-мышечной системы – 14 чел., ЛОР-заболевания – 8 чел., заболевания органов дыхания – 6 чел., эндокринная патология – 4 чел., заболевания желудочно-кишечного тракта – 9 чел., вегетососудистая дистония – 5 чел., аллергические заболевания – 5 чел.

3 эсперт – гастроэнтеролог. -  Напрашивается вопрос, почему же так происходит? (ответы детей)

Ученые установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 60% - от здорового образа жизни, на 10% - от наследственности, на 20% - от экологической обстановки и на 10% - от здравоохранения.
- Другими словами, в наших интересах и возможностях удержать 60% собственного здоровья.
4 эксперт – гигиенист. - Как же это сделать? (ответы детей)  
- Я считаю, все заболевания от незнаний. Сегодня мы  попробуем разобраться в следующей  проблеме:  помогают ли знания о процессах пищеварения сохранению здоровья. А  на основе практической деятельности создадим «Модель  здорового  питания школьника».

 III.  Погружение в учебный материал

- Итак, приступаем к выполнению поставленных задач. Члены экспертной  комиссии подробно расскажут каждый о том материале, с которым сталкивается каждый день. По ходу выступлений делегатам необходимо заполнять лежащую на столе таблицу.   

В заполнении таблицы вам  помогут учебники, которые находятся у вас на столах.

2. Обсуждение проблемных вопросов.

- Чтобы наш организм нормально существовал, его нужно кормить. Как машина без бензина не будет ездить, так и человек, чтобы жить и работать, должен есть. Как правило, человек ест каждый день утром, днем и вечером. Так его организму легче справиться с переработкой продуктов.  Каким образом  это  происходит, мы сейчас узнаем, проникнув в тайны организма.

а) Стоматологи.  Поговорим о наших помощниках – зубах. Именно от их состояния зависит здоровье всех органов пищеварения, а значит, и  наше здоровье.

Зубы – первая ступень пищеварительной системы, т.к. человек откусывает и пережевывает ими  пищу. Они имеют разную форму, в связи с этим они выполняют и разную работу.

Вы видите, что зубы имеют разную форму, в связи с этим они выполняют и разную работу: резцы откусывают, отрезают пищу;  клыки разрывают пищу; коренные зубы  предназначены для переваривания и перетирания пищи.

 

 б) Гигиенисты. Считается, что зубы – самые твердые части организма. Твердость им придает белая эмаль, которой они покрыты. Но, как ни тверды зубы, они болят и разрушаются. Если не чистить зубы, не полоскать рот, на зубах образуется налет, в котором скапливается много микробов. Они будут способствовать разрушению зубов. Когда разрушение доходит до пульпы, зуб начинает нестерпимо болеть. Нужно срочно идти к зубному врачу.  Кроме того, микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей, могут вызвать болезни органов пищеварения. Значит, здоровые зубы сохраняют здоровье человека.

Чтобы сохранить зубы белыми и здоровыми, их надо не менее двух минут обрабатывать зубной пастой со всех сторон. Как это делается, я вам напомню. Рассказываю, как нужно правильно чистить зубы по макету.

1)    сначала выметаем как веником 7 раз;

2)    движением паровозика проходим по зубам тоже 7 раз;

3)    10 раз – кружочки;

4)    не забыть про язык;

5)    чистку зубов заканчиваем ополаскиванием.

Кроме этого 1 раз в день нужно пользоваться зубной нитью, а зубную щётку менять не реже 1 раза в 3 месяца. Но и этого недостаточно.  Два раза в год надо посещать зубного врача, даже тогда, когда зубы не болят. Это ваше лекарство против кариеса.   

в) Гастроэнтерологи.       - Как вы думаете, зачем человеку нужен язык?
- Когда мы пережевываем пищу, наши зубы сначала разделяют ее на мелкие кусочки, потом растирают в однородную массу. С этой массой смешивается слюна и склеивает ее в пищевые комки. В работу включается язык. Он ощупывает, переворачивает, перемешивает и подкладывает кусочки пищи под «жернова» зубов. Язык и зубы «замечают» все, что нельзя пропустить дальше в пищевод.
- Как нужно правильно жевать и глотать? Большинство из вас уже знает о том, что жевать нужно тщательно и никогда не набивать рот едой.  Когда вы пытаетесь проглотить большой кусок неразжеванной пищи, он может застрять в горле. Тогда приходится долго откашливаться и выплевывать еду — очень неприятное зрелище! Когда мы жуем медленно и тщательно, то перемалываем зубами крупные куски пищи. Она успевает как следует перемешаться со слюной и после этого спокойно проходит изо рта в  пищевод, а затем - в желудок.    

В пищеварительной системе все органы могут подвергаться заболеваниям. Распространенные заболевания: печень – панкриатит; желудок – гастрит; поджелудочная железа – холецистит и т.д. Их надо оберегать от   различных   инфекций: вирусы могут легко попасть в  органы и вызвать их воспаление. Поэтому дети    должны     всегда    хорошо питаться.

Характер питания оказывает влияние на рост, физиологическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. А что же такое правильное или, иначе говоря, рациональное питание? Как вы считаете?

- Действительно, это полноценное питание с необходимым количеством белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды и витаминов. Белки содержатся в мясе, твороге, яйцах, рыбе. Минеральные соли нужны для роста и укрепления костей. Так как для движения требуется много энергии, организму нужно топливо, а именно жиры и углеводы. Жиры есть в масле, сале, орехах, шоколаде, сметане, сливках. А углеводами богаты хлеб, сахар, крупы, ягоды, фрукты, картофель. Витамины же нужны в небольших количествах, но они влияют на рост, развитие и здоровье всех органов, а также витамины повышают сопротивляемость организма болезням. Их недостаток или избыток может привести к тяжёлым заболеваниям. Витаминами богаты овощи, фрукты и ягоды.

 д) Терапевты.  Всё, о чём вам рассказал мой коллега – это правильно, но.. В организме человека ведь остаются и непереваренные вещества. Что же происходит с ними? А они продвигаются  в последний отдел пищеварительной системы в толстую кишку. Все, что от них осталось, — это вода и вредные вещества — отходы. Вода впитывается в стенки толстой кишки и оттуда поступает в наши ткани. Посмотрим, как это происходит. Сначала берем воду из   крана и наливаем  на поверхность. Теперь возьмем полотенце (оно может быть даже бумажным — это не имеет значения) и положим его прямо на разлитую воду.
Подождем несколько секунд, затем поднимем полотенце. Что произошло с водой? Ее больше нет на поверхности — она впиталась в ткань. То же самое происходит и в кишечнике.
Это очень важно, так как нашему организму для нормальной работы необходимо много воды.  Непереваренные остатки продвигаются вниз, в прямую кишку, и удаляются из организма.

IV.   Физминутка. – Я считаю нашу работу очень плодотворной, но пора немного отдохнуть и сделать зарядку, которая так полезна нашему организму.

V. Закрепление. Работа в группах.

- А теперь члены экспертного совета пройдут каждый в свою группу для раздачи заданий для делегатов. (После этого эксперты начинают работать над созданием проекта по ноутбуку и энциклопедиям).

 

1. Работа с ТПО  - Итак, путь завершен. Сейчас мы вспомним, через какие органы пищеварения  проходит пища, какую функцию выполняет каждый из этих органов? Сравните свои результаты с таблицей. (Уч-ся читают свои записи и сравнивают с таблицей).
- Откройте ТПО на стр.10. Даю минуту, чтобы выполнить это задание.

                                                          
2. Работа на SMART-  доске. Игра «Третий лишний»

Вычеркните лишнее. Объясните, почему вы убрали это понятие.

1.     Рот, желудок, сердце.

2.     Легкие, печень, поджелудочная железа.

3.     Пищевод, трахея, бронхи.

4.     Рёбра, тонкий кишечник, толстый кишечник

VI. Творческая работа «Создание проекта  «Модель питания здорового школьника» и его защита

- Давайте вспомним, какова же цель этого открытого заседания учёного совета: на основе практической деятельности создать проект «Модель здорового питания школьника».
Экспертная группа уже сделала некоторые наработки к проекту (передают флэшку учителю) и дополнит ими ваши выступления. (3 мин.)

Пока выходят делегаты эксперт-гигиенист говорит:

- Первым будет выступать делегат от гигиенистов, а пока все выходят, я бы хотел обозначить пару правил гигиены питания.

1) Нужно всегда за здоровьем следить,

И потому полагается мыть:

Фрукты и овощи перед едой

Очень старательно теплой водой…

Мытое яблоко ярче блестит,

Да и живот от него не болит…

2) Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы-поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот,
И от отравления
Доктор не спасёт…

- А что получилось у вас, коллеги?

(На защиту проекта выходят делегаты с листами (первым выступает гигиенист, затем – гастроэнтеролог, затем – стоматолог, последним – терапевт), на которых выполнены задания. Попутно с выступлениями уч-ся, идёт презентация. После выступления делегаты присаживаются на свои места).

VII. Итог урока.

Последний слайд озвучивает эксперт-стоматолог:

- Итак, сопоставив все выступления, мы пришли к следующему выводу: здоровое питание школьника – это питание, сбалансированное по соотношению: углеводы – белки – жиры, содержащее достаточно витаминов и минералов. Модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности. Ориентируясь на нее, вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.

 

VIII. Домашнее задание: стр. 34-38 пересказ.

 

IX. Рефлексия.

 

- Перед каждым из вас, ребята, лежат по два смайлика. Подпишите на обратной стороне каждого смайлика свою фамилию. А теперь внимательно послушайте: на первом смайлике изобразите своё отношение к уроку (по слайду), на втором аналогично оцените свою работу на уроке (по слайду). Оставьте смайлики на столах, я их потом соберу.

Автор Панкратова Юлия Юрьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 338
Номер материала 38380
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓