Муниципальное образование «Булунский улус (район)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Арктическая гимназия»
п. Тикси
УМК «Гармония», 2 класс
Урок окружающего мира
«Моя Родина»
Учитель начальных классов
Афанасьева Анжелика Валерьевна
Цели урока:
Образовательные: обучать детей работать самостоятельно.
Развивающие: развивать коммуникативные умения и творческие способности учащихся.
Воспитательные: повышать интерес к учебному процессу, воспитывать ответственность за порученное дело, уважительное отношение и чувство гордости за талант и мастерство народов России.
Метапредметными результатами изучения темы является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные: формирование умения действовать по плану, способность ставить цель и достигать ее выполнение; формирование умения взаимодействовать со сверстниками, умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность сверстников.
Познавательные: развитие познавательных интересов и мотивов, готовности к решению познавательных задач, работать с информационными источниками.
Коммуникативные: формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую...); учиться отвечать на поставленный вопрос; учиться строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения; учиться договариваться, находить общее решение, уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: учебники «Окружающий мир», О.Т. Поглазова 2 класс, рабочие карточки для групп (распечатка текстов для самостоятельной работы) (см. приложение).
Предварительная подготовка: класс разделен на 3 группы.
Организационный момент
- Я дарю вам свою улыбку,
А в ответ поделитесь своей.
Сразу станет на сердце теплей и светлей,
Ну, а мы сразу станем добрей.
Целеполагание
- Сегодня у нас необычный урок. Его тема нас всех объединяет и волнует.
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
- сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
-Какова же тема нашего урока?
- А какой вы видите свою родину?
- Что же такое Родина? А как мы называем нашу Родину?
- У нашего государства два названия. Какие?
- Что значит Федерация?
- Ответ на этот вопрос найдите пожалуйста в толковых словарях.
- Назовите из каких республик, краев, областей, округов состоит РФ.
- Почему у каждой республики свое название?
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите Республика Саха (Якутия)?
- Назовите слова, характеризующие, описывающие нашу Республику, какая она?
Беседа по теме: «Моя малая родина»
- Россия – наша большая родина. А как называется наша малая родина?
Что еще мы можем назвать Родиной?
- Наша малая Родина - Тикси. Люди каких национальностей живут в твоем родном крае?
- В нашей семье во 2 классе представители разных национальностей . Каких ?
- Какие национальные праздники, сказки, танцы, песни народов ты знаешь?
- Ребята, вы хотите больше узнать о культуре народов – обычаях, традициях, праздниках?
-Работать будем в группах. Каждая группа получает по одному тексту, который вы должны прочитать, обсудить содержание, провести по необходимости словарную работу, подготовить пересказ и выполнить творческое задание.
Групповая работа.
Представление проектов групп.
Итог урока.
- Какой вывод мы можем сделать по проделанной работе?
- Почему так говорят: “Народы нашей страны дружбой сильны?”
- И недаром президент РС(Я) Егор Борисов объявил 2012 годом единства, дружбы народов.
Домашнее задание. (По выбору)
Написать мини-сочинение на тему «Моя Родина».
Подготовить небольшое сообщение о любом народе.
Подобрать пословицы о Родине того народа, чьим представителем ты являешься.
с.67-71, читать. Выучить любое стихотворение наизусть.
Рефлексия.
* Сегодня на уроке я узнал….
*Я испытывал затруднения, когда…
*Меня заинтересовало задание…
- А закончить урок хочу стихотворением.
Я – якут
Я – якут, он – якутянин,
Русский – он, я – россиянин.
И одни мы песни с ним поем.
Породнила нас работа.
Подружила нас охота.
Мы в одной Республике живем.
Седыми небесами мы раздуем дружбы пламя
И расширим круг друзей.
Пусть становится все краше
Пусть восходит братство наше
Словно солнце над страной моей.
Приложение
1 группа
Ру́сские
1. Прочитайте текст. Выделите для себя самое главное. Подготовьте пересказ.
Славянский народ. Проживают преимущественно в России.
Традиционной религией среди русских является православное христианство. Национальный язык — русский.
Русская кухня – это блюда, как каши, щи, пельмени, блины, квас, окрошка, ржаной хлеб.
Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи, борщ, рассольник, солянка, калья, уха, ботвинья и окрошка.
Масленица - праздник, сохранившийся с давних времен. Русские справляли в этот период весенний праздник - встречу весны и проводы зимы. В народе масленица всегда была веселой порой. Считалось, что тот, кто откажется ее праздновать, будет жить «в горькой беде и худо кончит». В эти дни катались на санках с ледяных гор, зажиганием костров. В Масленицу принято печь блины, ведь блин - символ солнца.
2. Творческое задание (проект)
Докучные сказки
Рассказать ли тебе докучную сказочку? —
Расскажи. —
Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку? —
Не надо. —
Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д. —
***
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
***
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец.
2 группа
ЭВЕНЫ
1. Прочитайте текст. Выделите для себя самое главное. Подготовьте пересказ.
Сами себя называют — эвен (здешний, местный), орочел (оленные).
Эвены верили, что существуют "хозяева" природы: тайги, огня, воды. Особенно поклонялись солнцу, которому приносили в жертву оленей.
Эвены сочиняли очень много сказок о животных и птицах. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин.
Эвены поклонялись солнцу, которому в жертву приносили оленей. Поводом для жертвоприношения обычно была болезнь кого-либо из членов семьи. Жертвоприношение совершалось всеми родными, мясо съедалось, шкура вешалась на шест. Оленя для жертвоприношения указывал шаман или выбирали с помощью гадания.
2. Творческое задание (проект)
Иманаддан нёбанакан,
Иманаддан нэсэнэкэн.
Тор ойлан ням бидэн
Элбэддэн хэнкэнэкэн.
Перевод –
Падает снег, падает кружась
Чтоб земле было тепло
Покрывалом теплым укрывает.
Сказка про куропатку
Раньше куропатка, как только наступала зима, улетала с остальными птицами на юг. Но она очень медленно летела. Часто останавливалась на отдых. Птицы все время ее ждали. Однажды птицы собрались улетать на юг и не взяли куропатку с собой. Пришлось куропатке зимовать здесь.
Когда прошла зима, все птицы вернулись из теплых стран. Видят, а куропатка стала очень красивой. Мех у нее пушистый, на ногах теплые унты. Птицы очень удивились. Куропатка выглядела удивительно сытой и жирной. Даже глаза у нее покраснели от жира. Встретив своих друзей, она сказала:
- Я, оставшись здесь, всегда была сытой. Мне очень хорошо было. Хорошо, что вы меня оставили.
С тех пор куропатка перестала улетать в теплые края. Ей и здесь хорошо.
3 группа
Яку́ты
1. Прочитайте текст. Выделите для себя самое главное.
Сами себя называют — саха́; на якутском языке - сахалар – это коренное население Якутии.
Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.
Якуты каждый год празднуют праздник «Ысыах», на охоте или рыбалке кормят «Байанай» — это дух охоты и удачи, ставят «Сэргэ» при знаменательных событиях, кормят огонь, почитают священные места, слушают «Олонхо» и звучание «Хомуса».
Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус — якутский вариант варгана.
Другим известным самобытным культурным феноменом является якутский нож.
2. Творческое задание (проект)
Говорят, и вода не берет, и огонь не пожирает. (лед)
***
Говорят, есть невидимая белая плеть. (молния)
***
Не бьет, не ругает, да от него все плачут. (лук)
Собака и медведь
Бог создал сначала Собаку, а уж потом – Медведя. Собаке он не дал много силы, но сделал ее умной. Медведя же, напротив, сделал сильным, но обделил умом.
А еще не дал бог Медведю большого пальца с когтем на лапе. И хоть силы у него было много, но не всех он мог одолеть. Будь тот палец, любого зверя смог бы он подмять, надо – так и дерево с корнем мог бы вырвать.
И пошел Медведь к богу просить большой палец.
Узнав об этом, тотчас же прибежала к богу и Собака: «Если ты дашь Медведю большой палец, то мне дай ружье».
Бог подумал – подумал и сказал: «Если у Медведя будет большой палец, то он искорежит все кругом: если я дам Собаке ружье – она перестреляет все живое». И не дал Медведю большого пальца, а Собаке – ружья.
При составлении урока использовались:
Учебник «Окружающий мир» 2 класс УМК «Гармония» О.Т. Поглазовой.
Якутские сказки. Составители Суорун Омоллоон, П.Е.Ефремов.
Загадки и пословицы для детей младшего возраста. Составитель А.П.Оконешников.
Эвенские сказки. В.А.Роббек, М.Е.Роббек.
Материалы из интернета.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.