Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира "Лес-природное сообщество"

Урок окружающего мира "Лес-природное сообщество"

hello_html_m2a7690f7.gif

Конспект урока «Лес - природное сообщество».



Урок построен на основе технологии развития критического мышления, включающий в себя три основных этапа: стадию вызова, стадию осмысления, рефлексию.

Данная технология располагает огромным количеством приёмов и методов работы с информацией.

На стадии вызова активизируются имевшиеся ранее знания; пробуждается интерес к теме; осуществляется личностно-ориентированный подход, каждый ученик работает в зоне ближайшего развития; определяются цели изучения предстоящего учебного материала, появляется внутренняя мотивация. Использованы следующие приёмы:

- «мозговой штурм», кластер (составление вопросов). Фронтальная и парная форма работы.

На стадия осмысления происходит непосредственная, целенаправленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается действиями ученика (в данном случае использовалось «чтение с разметкой - ИНСЕРТ»). Также ребята отвечали на эвристические (Согласны ли вы с утверждением?), проблемно-поисковые (докажите, выскажите предположения) и творческие вопросы.

На стадии рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту; фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

При работе на данном этапе учащиеся вернулись к кластеру.

Здесь использовался ещё один приём технологии под названием «синквейн» - особое пятистрочное стихотворение.



Цель: показать тесную взаимосвязь живых организмов в экосистеме «лес».

Задачи:

  1. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

  2. Обучать умению преобразовывать текст в графическую модель;

  3. Развивать умение работать с информацией на основе смыслового чтения;

  4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к природе родного края.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Учитель: посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу, ведь все мы друзья нам друг без друга нельзя.

2. Стадия вызова.

Вопрос: Как обычно начинаются сказки?

Ответ: В некотором царстве, в некотором государстве.

Учитель: Мы сегодня с вами побываем в одном удивительном царстве, в каком попробуйте догадаться.

( включается аудиозапись «звуки леса»)

Учитель. О чем говорится в загадке? Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой.

Дети. О лесе.

У. Почему вы так думаете?(Выслушиваются ответы детей).

Мы живем в лесной зоне (показ на карте). Лесная зона тянется широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Найдите и покажите на карте наш город. Какие леса встречаются в Тюменской области? Д. Лиственные, хвойные, смешанные.


- Подумайте, о чём можно говорить на уроке, тема которого «Лес»? Через минуту
поделитесь своими предположениями с соседом?

  • Назовите свои идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) записываю на доску, задавая при этом вопрос: - Вы согласны с этими идеями?

  • Схема – кластер (на доске)


ЛЕС

животные

растения

грибы

Лесная подстилка

микробы

дом

Природное сообщество

птицы

земноводные

млекопитающие

пресмыкающиеся

насекомые

деревья

травы

кустарники



3. Стадия осмысления.

- Чтобы понять, как связаны эти понятия друг с другом, предлагаю вам прочитать текст

(Приложение 1). По ходу чтения вам разрешается делать пометы на полях:

V - уже знал;

+ - новое;

- - думал иначе;

? - не понял, есть вопросы.

Ученики читают текст, делают пометы. Затем идёт обсуждение прочитанного. Обращаемся к кластеру.

  • Какие новые сведения вы для себя отметили?

  • Всё ли вам понятно? Какие появились вопросы? (отправляю уч-ся к источникам).

Физминутка.

-Какой вопрос мы ещё не рассмотрели? (работа по иллюстрации учебника с. 124-125)

4. Животные леса.

Разнообразен животный мир леса: здесь можно встретить не только млекопитающих (волк, медведь, белка, лиса, заяц и др.), но и птиц (дятел, иволга, кукушка, дрозд и т. д.), насекомых (пчёлы, мухи, бабочки, жуки, стрекозы), пресмыкающихся (змеи), земноводных (лягушки, жабы) и червей.

Но нужно помнить о том, что животных в лесу меньше, чем растений. В лесу всё взаимосвязано и неразрывно.

- Как вы относитесь к этому высказыванию? Согласны ли вы с утверждением? Составьте цепи питания, пользуясь иллюстрацией.

3. Рефлексия.

  • Обратите внимание на нашу схему. Что в ней вы можете изменить? Чем дополнить? (дополнение кластера).

  • Что можно сказать о лесе, глядя на схему? (Лес - это связь, сообщество).

  • На каком основании мы делаем такой вывод?

  • Напишите, пожалуйста, небольшое сочинение на тему «Что случится, если… нарушить равновесие в лесу?»

  1. Домашнее задание (на выбор).

1. Составить синквейн на тему «Лес».

2. Найти интересную информацию и подготовить сообщение об обитателях леса.



Приложение 1.

1. Лесные этажи.

Лес можно сравнить с лестницей: каждая ступенька - это этаж. Учёные называют эти этажи ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Самые верхние ярусы образованы деревьями (ели, сосны, берёзы и т. д.). Ниже расположен ярус кустарников (малина, смородина, калина и др.). Ещё ниже - травы и маленькие кустарнички (черника, брусника, кислица, ландыш и др.). Самый нижний ярус - мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев.

К ярусам не относятся молодые, подрастающие деревца и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.

2. Нужны ли лесу грибы?

Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы (подземная часть гриба). Грибы очень нужны в лесу: 1) нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями; 2) ими питаются многие животные (олени, белки, сороки, слизни, насекомые); 3)__некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся; 4) грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы) и тем самым поддерживают круговорот веществ в лесу.

3. О лесной подстилке и микробах.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов, насекомых. Личинок она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным (ежам, божьим * коровкам, медведям, разным жукам лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов.








Урок окружающего мира "Лес-природное сообщество"
  • Начальные классы
Описание:

Урок  построен на основе технологии развития критического мышления,  включающий в себя три основных этапа: стадию вызова, стадию осмысления, рефлексию.

Данная технология располагает огромным количеством приёмов и методов работы с информацией.

На стадии вызова активизируются  имевшиеся ранее  знания; пробуждается интерес к теме; осуществляется личностно-ориентированный подход,  каждый ученик работает в зоне ближайшего развития; определяются цели изучения  предстоящего учебного  материала, появляется внутренняя мотивация. Использованы следующие  приёмы:

- «мозговой штурм», кластер (составление вопросов). Фронтальная и парная форма работы.

На стадия осмысления происходит непосредственная, целенаправленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается  действиями ученика (в данном случае использовалось «чтение с разметкой - ИНСЕРТ»). Также ребята отвечали на эвристические (Согласны ли вы с утверждением?), проблемно-поисковые (докажите, выскажите предположения) и творческие вопросы.

На стадии рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту; фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление  собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

При работе на данном этапе учащиеся вернулись к кластеру.

 

Здесь использовался ещё один приём технологии под названием «синквейн» - особое пятистрочное стихотворение.

Автор Евграфова Любовь Михайловна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 465
Номер материала 20773
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓