Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира по теме «Знаток русского народного творчества» (4 класс)

Урок окружающего мира по теме «Знаток русского народного творчества» (4 класс)


К О Н С П Е К Т У Р О К А

Предмет, класс Окружающий мир, 4класс

Тема Знаток русского народного

творчества

Программа 1 – 4

Система УМК «Начальная школа 21 века»

учебник «Окружающий мир»,

авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова

Тип урока Урок открытия новых знаний учащихся

Тема: Знаток русского народного творчества

Цели: Обучающие:

  1. Познакомить с наиболее яркими, значительными картинами жизненного и творческого пути В.И. Даля, проследить их взаимосвязь и взаимообусловленность.

  2. Научить приемами работы со словарём.

  3. Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас.

Развивающие:

  1. Развивать языковое чутье при работе над семантикой и формой слова.

  2. Развивать творческие способности, внимание, память, логику, познавательную активность учащихся.

Воспитывающие:

  1. Прививать интерес к книгам В.И. Даля.

Воспитывать коммуникативные умения, работать в парах, группах.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс.

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.,

рабочая тетрадь № 2 для 4 класса «Окружающий мир»,

презентация «Знаток русского народного творчества».

Книги: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4х томах;

Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка (современная версия);

Даль В.И. Пословицы русского народа в 2х томах;

Даль В.И. Русские сказки;

Даль В.И. Рассказы, сказки, очерки.

Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.


ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент, мотивация

II. Проверка домашнего задания

а) тесты (2,3,4 группы) (2 ученика за доской)

работа в тетради с. 30 № 54-56 (1 группа)

б) взаимопроверка.

в) Викторина по произведениям А.Пушкина

г) Сообщения о жизни А. Пушкина

III. Открытие новых знаний

1) Определение темы урока задач урока.

Друзьям принято дарить лучшее. А.С. Пушкин, написав «Сказку о рыбаке и рыбке» подарил её своему хорошо знакомому с такой надписью: «… Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

Слайд 1

- Кто же был этот знакомый?

Знаешь ли ты человека, который был:

  • морским офицером,

  • инженером моста-переправы через Вислу,

  • врачом,

  • автором учебников «Зоология» и «Ботаника»

  • избран Петербургской академией

членом-корреспондентом

по отделению естественных наук,

  • диалектологом, этнографом, лингвистом

  • писателем,

  • другом Пушкина, Жуковского, Тургенева…?

Слайд 2

  • Подсказка № 1 .Отрывок из сказки «Старик-годовик» (АУДИ)

Слайд 3

  • Подсказка № 2 . Он является автором-составителем

«Толкового словаря живого великорусского языка»


- Казак Луганский – имя вымышленное, литературный псевдоним. А звали В.И. Даль.

О чем вам говорят эти опорные слова?

Слайд 4

Опорные слова

Владимир Даль

Казак Луганский

Псевдоним

Луганск

Толковый словарь

Сказки

Пословицы и поговорки

- Урок посвятим В. Далю.

- Что вы знаете о В. Дале?

Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке?

(Какие сказки написал В. Даль? Биография В. Даля, основные события его жизни. Как он создавал свой словарь?)

- Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

(Познакомиться с его произведениями, в энциклопедии с биографией,…)

Слайд 4

- Знакомство с его жизнью и творчеством и есть тема нашего урока.

Всю свою жизнь он следовал этим словам

«Человек рожден на труд».

Давайте и мы с вами возьмём эти слова эпиграфом к нашему уроку.

2) Работа по учебнику с.102

- Прочитайте о нем в учебнике.

(чтение 1 абзаца)

- Что узнали об этом человеке?

- Даль творил в одно время с такими писателями и поэтами, как В.А. Жуковский, А.И. Одоевский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой и многими другими. Любой из них может являться символом ХIХ века. В.И. Даль – также знаменательный символ этого столетия. Он восполнил многие пробелы в нашей науке. Жизнь его интересна и поучительна. Читая рассказ о жизни Даля, обратите внимание на его портрет. Вглядитесь в это лицо. Поймайте на себе взгляд этого человека.


3) Самостоятельная работа с новой информацией (биографическая справка — см. тетрадь). Работа в группах

Самостоятельно поработайте с биографической справкой Даля. Что вы узнали об этом человеке? (ответы детей).

Слайд 7

Тексты для групп

I группа

Даль В.И. родился 10 (22) ноября 1801 г. в г. Луганске на Украине. Отсюда и его псевдоним. Но по происхождению он был не из казаков. Отец его, выходец из Дании, сначала служил придворным библиотекарем у Екатерины II. Затем окончил медицинский факультет и работал врачом. Мать Даля происходила из немецкой семьи.

Отец воспитывал детей в духе любви к России. «Гордитесь, что вы русские!» - завещал он сыновьям. Родители владели несколькими иностранными языками и передавали знания детям. Даль рано лишился отца, и мать все заботы о сыне взяла на себя, дав ему прекрасное домашнее образование. Она говорила: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретиться в пути», и Даль всю жизнь следовал этому правилу.

Благодаря хорошим знаниям Даль в 1815 г. поступил в Петербургский Морской кадетский корпус.

«ГАРДЕМАРИН – гвардеец морской» - так переводится с французского это звучное слово. Гардемаринами называли старшекурсников Морского кадетского корпуса. «В мундир нарядили, к тесаку прицепили, барабаном будили…» так в шутливых тонах описал свой морской период жизни Даль.

Гардемарин Владимир Даль в числе 12 самых успевающих товарищей был отправлен в заграничное учебное плавание на бриге «Феникс». С науками Даль ладил, а с морем не очень. Страдал от морской болезни. Это заставило его оставить флот и заняться изучением медицины.

Слайд 8

Учитель (дополн.)


II группа

Окончив университет, Даль поступил военным врачом в действующую армию. Здесь на фронтах русско-турецкой войны он стал работать под руководством знаменитого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Но он не только оперировал, вынимал пули, перевязывал раненых, но и продолжал ранее начатые литературные занятия – писал стихи, пьесы, прозаические произведения. А также собирал новые слова, поговорки, пословицы, интересовался бытом, обычаями, нравами и верованиями разных народов. А когда у него бывали короткие часы передышки, он любил подсаживаться к солдатскому костру, с удовольствием слушает незнакомые слова, пословицы, поговорки, сказки, песни, загадки; записывает их в тетрадки. Записей накапливается у него уже столько, что командование выделило ему вьючного верблюда. Собранный материал он складывал в чемодан и возил на верблюде. Однажды в военной суматохе верблюд и чемодан с записями пропал. Даль говорил об этом так: «Я осиротел, утратив свои записки, чемодан с одеждой меня мало заботит». Через неделю казаки обнаружили верблюда и привели его хозяину. Даль обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой шерсти, да так и стоял, ослабев. Он понял, что не увлечение это было, а призвание. Так “золотой верблюд” укрепил решение Даля – заниматься собиранием слов. Записи, которые были в чемодане, позже станут основой одного из трёх наиболее известных книг. «Словаря живого великорусского языка» в 4-х томах

Слайд 9

Учитель (дополн.)


Слайд 10

III группа .

- Как всё это начиналось…

Уже были оттепели, и снег стал серым, превратился в наст, по которому легко, будто под парусом, скользят сани. Ямщик, укутанный в тяжелый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. А тот молоденький совсем мальчик, но в форме мичмана, младшего морского офицера. Новая, с иголочки форма греет плохо. Мичман жмется от холода, поднял воротник, спрятал руки в рукава. Ямщик тычет кнутовищем в небо, басит, утешая:

-Замолаживает…

-То есть как «замолаживает»? – смотрит недоуменно мичман.

-Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. - К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, в Новгородской губернии, значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло всю его жизнь.

Отныне он колесил по России, менял профессии: морской офицер, военный хирург, чиновник особых поручений при губернаторе. Но главное дело его жизни было – собирать слова. И когда их собралось двести тысяч, он решил подарить их людям, чтобы сберечь это бесценное сокровище.

Этим замечательным человеком был Владимир Иванович Даль. Свой труд Даль назвал «Толковый словарь живого великорусского языка». Он шутил: словарь не оттого назван «толковым», что мог получиться и бестолковым, а оттого, что слова объясняет – растолковывает.

Слайд 11

Учитель (дополняет) - «Словарь живого великорусского языка» в 4-х томах (показ литературы) Первые читатели «Толкового словаря» Даля восхищались:

- Какой необычный словарь – совсем не похож на справочник! Какое занимательное чтение!

Многие заметки в словаре Даля – маленькие рассказы о жизни народа. Из этих заметок мы узнаем, какие дома строили русские люди, какую одежду носили, какие печи складывали и как их топили, на каких телегах ездили, как поле пахали, как хлеб убирали, как сады сажали, как рыбу ловили, как невест сватали, как детей учили, как кашу варили. 53 года работал Даль над созданием своего словаря.


Слайд 12

IV группа

В 1831 году В.И. Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши. И тут он поступил как опытный инженер. В громадном воинском соединении не нашлось ни одного офицера, который вызвался бы наладить разрушенную переправу. Это сделал лекарь Даль. Он построил понтонный сборный мост через реку Вислу из пустых бочек, лодок. Сооружение было с секретом. Как только русские войска переправились, мост был разрушен, неприятель остался на другом берегу.

За этот подвиг Далю вначале объявили выговор, так как он не занимался своими прямыми обязанностями, но позже царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским крестом с бантом. По его проекту, в кратчайший срок был создан великолепный мост. Книга В. Даля «Описание моста, наведённого на реке Висле» в качестве учебного пособия долго использовалось при подготовке военных инженеров даже во Франции.

Даль был еще и естествоиспытателем - им написаны два учебника "Ботаника" и "Зоология". Уровень знаний в этой области был высок, и в 1838 году Петербургской академией наук В.Даль был избран членом-корреспондентом по отделению естественных наук.

Следующие 26 лет Даль на правительственной службе. Поступает на службу чиновником особых поручений к военному губернатору Оренбургского края В.Перовскому, известному ценителю искусств, близко знавшему Пушкина, уважавшему литературные занятия Даля. Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде . И везде Даль следует сам и учит других: «Служите по совести, старайтесь делать добро». Он разбирает крестьянские жалобы, добивается открытия больниц, принятия в школы крестьянских детей на казенный счет. Народ называл Даля - «Правдивый Даль». Семь лет сопровождал губернатора в его разъездах по Уралу, продолжая собирать фольклорный материал. Кроме всего этого, Даль является основателем Русского географического общества зоологического музея, собирает коллекции местной флоры и фауны, публикует статьи по медицине.


Слайд 13

Учитель (дополн.)

В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. Большинство образованных русских людей в ту эпоху предпочитали общаться между собой по-французски или по-немецки. Русский же язык считался тогда грубым, и говорить на нем в высшем обществе не любили, поэтому Пушкин так хотел, чтобы яркая народная речь сказок Даля вошла и в разговорный язык!

Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин”.

Итог: Что теперь вы можете сказать об этом человеке?


5). «Словарь живого великорусского языка»

Работа по учебнику с. 103

- Рассмотрим внимательнее книги В. Даля. Прочитаем, сколько же слов собрал В.И. Даль.

(3 абзац)

- Ответьте на вопрос, который задан в учебнике.

6) Работа со словарями

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 группа

2 групп

3-4 группы

-Найдите значение слов: бочага, мендрюга, притурять

-Найдите 3-4 слова, которые не употребляются или мало употребляются.

- Сравните, как идёт трактовка слов по словарю Даля и Ожегова.

- В чём сходство и различие?

Проверка.

Словарь В. Даля - это энциклопедия – свод знаний о русском народе, о том, как он живёт, как говорит. С каждой страницы будто слетают слова необычные, причудливые, поразительные. Недаром словарь можно читать как увлекательную книгу.

V. Физкультминутка.

Кроме слов, Даль собирал игры. Вот сейчас мы с Вами поиграем в игру Даля «Полетушки».

Игра деревенских ребятишек позапрошлого века описана В.И. Далем. Года летят, меняются нравы, но детское желание проводить время с друзьями

остается неизменным.
Вокруг стола усаживаются дети и укладывают указательный палец на край столешницы. Тот, кто выбран ведущим, говорит название птицы или летучего насекомого. Сказав слово, ведущий поднимает палец вверх и крутит им, изображая полет. Остальные игроки должны повторить его движение.

Внимание! Ведущий может запутать, назвав вместо летающей твари, наземное животное, не летающее. Кто обманулся или не успел за ведущим, выкладывает выкуп.

«Вожак, подымая палец, говорит:

- Сова, летит, летит! – Дети подымают и опускают пальцы.
- Петушок летит, кочеток летит! – Пальцы подымаются и опускаются.
- Козелок летит! – Говорит вожак, подымая и опуская палец.
Кто из детей полетел с козелком, отдает залог».

Иногда в эту игру можно играть чуть иначе. Участники становятся в круг, и при назывании летающего предмета, все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

7) «Пословицы русского народа».

- Другая книга ученого – писателя – «Пословицы русского народа».

Кроме слов, игр В.И. Даль собирал народные изречения – пословицы, ведь пословица – недаром молвится.

В.И. Даль собрал более 3000 пословиц. Переписал их не по алфавиту, как обычно делается, а по смыслу: пословицы о Родине, о богатстве, и бедности, о правде и лжи и т.д.

Когда он хотел напечатать о пословицах, царские чиновники сделали все, чтобы ему помешать. Труд Даля объявили опасным. В нём были пословицы против властей, помещиков, судей. 10 лет добивался Даль, чтобы книга

«Пословицы русского народа» была напечатана

а) работа по учебнику с.103.

- Давайте прочитаем, по каким темам расположил В. Даль пословицы.

б) работа с пословицами

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 группа

2 группа

(работа в парах)

3-4 группа

(работа в парах)

Соедини начало и конец пословицы


-распредели пословицы по темам

· Счастье-удача

· Правда – кривда

·Человек

·Родина - чужбина

-Найдите пословицы и объясните значение и смысл этих пословиц

·Ученье-наука

·Ум-глупость

·Хорошо-худо

·Богатство-достаток


в) Проверка.

8) Конкурс скороговорок.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 группа

(работа в парах)

2 группа

(работа в парах)

3 и 4 группа

Проговорить 2 раза четко, быстро, правильно

Собрать скороговорку.

Кто кого переговорит?

Сочинить скороговорку, пользуясь памяткой.

Проверка.


9) «Русские сказки». (Выставка книг)

- Еще одна прекрасная книга В. Даля «Русские сказки».

Известность В.И. Далю как писателю принёс сборник русских сказок. Основными положительными героями своих сказок Даль избрал мужика, солдата или бездомного бедняка. Сказочник ориентировался на простых слушателей, на тех, кто поймет и сочувственно отнесется к его героям.

Одной из основных задач издания сказок Даль считал пропаганду русского народного языка. «Не сказки сами по себе были ему (сказочнику –Луганскому казаку) важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода, - и сказка служила предлогом.» Сейчас мало кто знает, что первая сказка нашего детства "Курочка Ряба" принадлежит сказочнику Казаку Луганскому

Народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких образных словечек, введенных в текст сказок.

- Вспомните сказки В. Даля с загадками (Старик-годовик, Дочь-семилетка)

- Какие загадки в них использует автор?


10)

- В 1853 г. вышел в свет сборник рассказов под названием «Матросские досуги». В эту книгу вошли не только рассказы, но и очерки.

-Что такое очерк? ( Очерк - небольшое прозаическое повествовательное произведение, в котором точно и достоверно рассказывается о событиях (фактах), происходивших в реальной жизни. Очеркисты (авторы).

- Я рекомендую прочитать эту книгу. Как Казак Луганский Даль опубликовал 10 томов художественных произведений. После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего-то не доставало. 22 сентября 1872 года В.И.Даль умер.

Толковый словарь живого великорусского языка” принес Далю бессмертие. Созданное В.И. Далем иначе как подвигом не назовешь - подвиг всей его жизни.

На родине Даля в городе Луганске в его честь названа улица. Здесь, на улице Даля, открыт музей писателя. Восточно-украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В.И.Даля. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель в последние годы жизни. Похоронен Даль на Ваганьковском кладбище в Москве.

Выходец из семьи датчанина, В. И. Даль считал себя русским: "Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски".

Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Он передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку.


VI. Рефлексия


Слайд 14-16

а) - Викторина

Надеюсь, что теперь свой путь вы продолжите вместе с Далем и его словарем. В напутствие я произнесу его слова: « Пришла пора подорожить народным языком… Русской речи предстоит одно из двух: либо испошлить донельзя, либо, образумясь, своротить на иной путь, захватив притом с собой все покинутые запасы…»

Слайд 17

б) - Так что же создал Даль?


в) Оцените урок и себя на этом уроке.

Интересно !

Работал активно

Было непонятно ?

Не хотел работать

Не узнал ничего -

Не все получалось

Узнал многое +

Старался на уроке.

г) Оценки. Урок окончен, спасибо всем.


IV. Домашнее задание.

- У. с.102-104

- Найти значение 2-3 слов по словарю Даля.

- Найдите загадки и игры В.И. Даля.

- оформите книжку-малышку «В. Даль»






Тексты для групп

I группа

Даль В.И. родился 22 ноября 1801 г. в г. Луганске на Украине. Отсюда и его псевдоним. Но по происхождению он был не из казаков. Отец его, выходец из Дании, сначала служил придворным библиотекарем у Екатерины II. Затем окончил медицинский факультет и работал врачом. Мать Даля происходила из немецкой семьи.

Отец воспитывал детей в духе любви к России. «Гордитесь, что вы русские!» - завещал он сыновьям. Родители владели несколькими иностранными языками и передавали знания детям. Даль рано лишился отца, и мать все заботы о сыне взяла на себя, дав ему прекрасное домашнее образование. Она говорила: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретиться в пути», и Даль всю жизнь следовал этому правилу.

Благодаря хорошим знаниям Даль в 1815 г. поступил в Петербургский Морской кадетский корпус.

«ГАРДЕМАРИН – гвардеец морской» - так переводится с французского это звучное слово. Гардемаринами называли старшекурсников Морского кадетского корпуса. «В мундир нарядили, к тесаку прицепили, барабаном будили…» так в шутливых тонах описал свой морской период жизни Даль.

Гардемарин Владимир Даль в числе 12 самых успевающих товарищей был отправлен в заграничное учебное плавание на бриге «Феникс». С науками Даль ладил, а с морем не очень. Страдал от морской болезни. Это заставило его оставить флот и заняться изучением медицины.









II группа

Окончив университет, Даль поступил военным врачом в действующую армию. Здесь на фронтах русско-турецкой войны он стал работать под руководством знаменитого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Но он не только оперировал, вынимал пули, перевязывал раненых, но и продолжал ранее начатые литературные занятия – писал стихи, пьесы, прозаические произведения. А также собирал новые слова, поговорки, пословицы, интересовался бытом, обычаями, нравами и верованиями разных народов. А когда у него бывали короткие часы передышки, он любил подсаживаться к солдатскому костру, с удовольствием слушает незнакомые слова, пословицы, поговорки, сказки, песни, загадки; записывает их в тетрадки. Записей накапливается у него уже столько, что командование выделило ему вьючного верблюда. Собранный материал он складывал в чемодан и возил на верблюде. Однажды в военной суматохе верблюд и чемодан с записями пропал. Даль говорил об этом так: «Я осиротел, утратив свои записки, чемодан с одеждой меня мало заботит». Через неделю казаки обнаружили верблюда и привели его хозяину. Даль обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой шерсти, да так и стоял, ослабев. Он понял, что не увлечение это было, а призвание. Так “золотой верблюд” укрепил решение Даля – заниматься собиранием слов. Записи, которые были в чемодане, позже станут основой одного из трёх наиболее известных книг. «Словаря живого великорусского языка» в 4-х томах.











III группа .

- Как всё это начиналось…

Уже были оттепели, и снег стал серым, превратился в наст, по которому легко, будто под парусом, скользят сани. Ямщик, укутанный в тяжелый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. А тот молоденький совсем мальчик, но в форме мичмана, младшего морского офицера. Новая, с иголочки форма греет плохо. Мичман жмется от холода, поднял воротник, спрятал руки в рукава. Ямщик тычет кнутовищем в небо, басит, утешая:

-Замолаживает…

-То есть как «замолаживает»? – смотрит недоуменно мичман.

-Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. - К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, в Новгородской губернии, значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло всю его жизнь.

Отныне он колесил по России, менял профессии: морской офицер, военный хирург, чиновник особых поручений при губернаторе. Но главное дело его жизни было – собирать слова. И когда их собралось двести тысяч, он решил подарить их людям, чтобы сберечь это бесценное сокровище.

Этим замечательным человеком был Владимир Иванович Даль. Свой труд Даль назвал «Толковый словарь живого великорусского языка». Он шутил: словарь не оттого назван «толковым», что мог получиться и бестолковым, а оттого, что слова объясняет – растолковывает.




IV группа

В 1831 году В.И. Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши. И тут он поступил как опытный инженер. В громадном воинском соединении не нашлось ни одного офицера, который вызвался бы наладить разрушенную переправу. Это сделал лекарь Даль. Он построил понтонный сборный мост через реку Вислу из пустых бочек, лодок. Сооружение было с секретом. Как только русские войска переправились, мост был разрушен, неприятель остался на другом берегу.

За этот подвиг Далю вначале объявили выговор, так как он не занимался своими прямыми обязанностями, но позже царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским крестом с бантом. По его проекту, в кратчайший срок был создан великолепный мост. Книга В. Даля «Описание моста, наведённого на реке Висле» в качестве учебного пособия долго использовалось при подготовке военных инженеров даже во Франции.

Даль был еще и естествоиспытателем - им написаны два учебника "Ботаника" и "Зоология". Уровень знаний в этой области был высок, и в 1838 году Петербургской академией наук В.Даль был избран членом-корреспондентом по отделению естественных наук.

Следующие 26 лет Даль на правительственной службе. Поступает на службу чиновником особых поручений к военному губернатору Оренбургского края В.Перовскому, известному ценителю искусств, близко знавшему Пушкина, уважавшему литературные занятия Даля. Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. И везде Даль следует сам и учит других: «Служите по совести, старайтесь делать добро». Он разбирает крестьянские жалобы, добивается открытия больниц, принятия в школы крестьянских детей на казенный счет. Народ называл Даля - «Правдивый Даль». Семь лет сопровождал губернатора в его разъездах по Уралу, продолжая собирать фольклорный материал. Кроме всего этого, Даль является основателем Русского географического общества зоологического музея, собирает коллекции местной флоры и фауны, публикует статьи по медицине.

Работа со словарём


1 группа

-Найдите значение слов: бочага, мендрюга,

притурять


Работа со словарём

2 группа

-Найдите 3-4 слова, которые не употребляются или мало употребляются.


Работа со словарём


3-4 группы

- Сравните, как идёт трактовка слов по словарю Даля и Ожегова.

- В чём сходство и различие?



Работа со словарём


3-4 группы

- Сравните, как идёт трактовка слов по словарю Даля и Ожегова.

- В чём сходство и различие?


Работа с пословицами


1 группа

Соедини начало и конец пословицы:


Кто хочет много знать… …так и душа на месте.


Кто в Москве не бывал… …а врозь скучно.


Вся семья вместе - … …тому надо мало спать.


Вместе тесно - … …красоты не видал.


Работа с пословицами


2 группа (работа в парах)

-распредели пословицы по темам

· Счастье-удача Береги платье снову, а честь с молоду.


· Правда – кривда На чужой сторонке и весна не красна.


·Человек В ком правды нет, в том добра мало.


·Родина – чужбина Счастье без ума – дырявая сума.



Работа с пословицами

2 группа (работа в парах)

-распредели пословицы по темам

· Счастье-удача Береги платье снову, а честь с молоду.


· Правда – кривда На чужой сторонке и весна не красна.


·Человек В ком правды нет, в том добра мало.


·Родина – чужбина Счастье без ума – дырявая сума.


Работа с пословицами


3 группа

-Найдите в разделах пословицы и объясните значение и смысл этих пословиц

·Ученье-наука ___________________________________________


·Ум-глупость ____________________________________________


·Хорошо-худо ___________________________________________


·Богатство-достаток ______________________________________








Работа с пословицами



4 группа

-Найдите в разделах пословицы и объясните значение и смысл этих пословиц

· Друг-недруг ______________________________________________


· Гость-хлебосольство ______________________________________


· Ремесло-мастеровой ______________________________________


. Молва- слава ____________________________________________






Конкурс скороговорок.


1 группа (работа в парах)

Проговорить 2 раза четко, быстро, правильно


Летят три пичужки через три пусты избушки.


Конкурс скороговорок.


2 группа (работа в парах)


Собрать скороговорку. Кто кого переговорит?


три мыши поплоше _______________________________________

Шли сорок мышей, ________________________________________

несли по два гроша. _________________________________________

несли сорок грошей, ________________________________________


Конкурс скороговорок.


3 группа

Найти в словаре скороговорку о пирогах и проговорить 2 раза четко, быстро, правильно.



Конкурс скороговорок.


4 группа

Сочинить скороговорку (повторение в словах одинаковых звуков).

____________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________







Технологическая карта урока по окружающему миру

Учитель: Литвинова Татьяна Павловна

МБОУ «Бехтеевская СОШ»

Класс: 4

Урок

Дата 19.02.2014

Окружающий мир


Тема урока

Знаток русского народного творчества

Цели урока

Познакомить с наиболее яркими, значительными картинами жизненного и творческого пути В.И. Даля, проследить их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Универсальные учебные действия

Личностные:

-осваивать новые социальные роли, строить бесконфликтные отношения с другими людьми

- оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- находить информацию, уметь анализировать, обобщать, представлять информацию в сжатом виде;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: планировать деятельность, определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, высказывать своё мнение.

Коммуникативные:

-излагать свое мнение, быть готовым изменить свою точку зрения,

-работать в группе, выполняя определённую роль, уметь договариваться

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся


ПК учителя, мультимедийное оборудование

учебник «Окружающий мир» 4 класс. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.,

Книги: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4х томах;

Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка (современная версия);

Даль В.И. Пословицы русского народа в 2х томах;

Даль В.И. Русские сказки;

Даль В.И. Рассказы, сказки, очерки.

Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

Ход урока

Этапы урока:

Содержание

(стр. учебника,

№ заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1) Организационный этап.

 



Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой занятия.

Приветствуют учителя, настраиваются на занятие.


2) Проверка дом. задания



- выполняют задание в тетради

- отвечают на вопросы лит. викторины

- сообщения о жизни и творчестве А. Пушкина

3) Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.


Слайд 1-3

На основе

соотнесения

полученных знаний и поставленной проблемой, подвести к её решению.

Вступают в диалог с учителем.

высказывают предположения.

4) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.



Слайд 4-5


Создает условия для определения детьми цели урока. Определение алгоритма достижения цели.

Вступают в диалог с учителем, высказывают предположения.

5) Самостоятельная работа с новой информацией

Слайд 6-14

Создает условия для решения проблемной задачи, используя работу в группах.

Контролирует и направляет работу.

Работают с дополнительными источниками информации. (Толковый словарь, библиографические статьи, книги В. Даля, карточки с заданиями)

Анализируют, обобщают, делают вывод.

Кратко излагают полученную информацию

6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)



Заинтересовывает обучающихся новой проблемой, предлагает самостоятельно исследовать ее по предложенному ранее алгоритму.

Самостоятельно ставят цель исследования.

Проводят опыт.

Фиксируют результаты.

Анализируют, обобщают, делают вывод.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)


Слайд 15-17

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.




Урок окружающего мира по теме «Знаток русского народного творчества» (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 Урок окружающего мира по теме «Знаток русского народного творчества» знакомит учащихся  с наиболее яркими, значительными картинами жизненного и творческого пути В.И. Даля, помогает проследить их взаимосвязь и взаимообусловленность, учит приемам работы со словарём и дополнительной информацией,  расширяет их  кругозор и обогащает словарный запас.    При работе над семантикой и формой слова развивается  языковое чутье. Работа в парах и группах формирует коммуникативные умения. Урок сопровождается презентацией с иллюстрациями к текстам и заданиям.

Автор Литвинова Татьяна Павловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 675
Номер материала 33627
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓