Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира по теме "Семейный бюджет" (3 класс)

Урок окружающего мира по теме "Семейный бюджет" (3 класс)

Название документа Приложения №№1-6.docx

Приложение №1.


Наименование товара

Цена товара

Количество товаров

Стоимость

Хлеб белый


2 шт


Хлеб чёрный


2 шт


Батон


1 шт


Молоко


3 шт


Кефир


3 шт


Масло


2 шт




Приложение №2.


Наименование товара

Цена товара

Количество товаров

Стоимость

Шоколадка


2 шт


Пицца


2 шт


Сок


1 шт


Пирожок с картошкой


3 шт


Пирожок с капустой


3 шт


Булочка


2 шт



Приложение №3.


Маршрут

Цена проезда

Стоимость проезда за 1 день

Стоимость проезда за 5 дней

Маршрутное такси


11 руб.


22 руб


110 руб

п. Морской




п. Степной





Приложение №4.


Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины победители – своих пленников.

Но обменивать вещи очень трудно, потому что ценность вещей разная. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Но деньги не должны портиться при хранении или передаче из рук в руки, должны хорошо делиться и не занимать много места, если их носить с собой.

Одними из первых денег были раковины моллюсков, которых ловили в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на верёвочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать 1000 раковин, что было неудобно.

Самыми удобными деньгами оказались металлические деньги, потому что их можно было чеканить: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. Но и у таких денег оказался недостаток - они были тяжелы и были неудобны при перевозке. Как ни прячь, разбойники и грабители сразу их найдут. Но люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него в дорогу брали бумажные расписки на это золото. Так появились бумажные деньги.

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты питания, услуги – всё, во что вложен труд человека.

Сейчас даже бумажные деньги носить с собой необязательно. В магазинах можно расплатиться пластиковыми картами.



Приложение №5.


Билет в кино


Оплата налогов.


Конфеты


Оплата проезда в автобусе.


Мобильный телефон


Новая кукла


Чипсы


Планшет


Оплата за свет, газ и воду.


Подарки родным, друзьям


Книга


Музыкальный диск.


Компьютерная игра


Питание.


Билет в музей


Ноутбук.



Приложение №6.


Советы по экономии воды и электроэнергии.


Выключайте воду во время чистки зубов 15 литров в минуту


Не включайте воду включенной во время бритья 380 литров в неделю


Не оставляйте воду в душе включенной на протяжении всего мытья около 20 литров при каждом посещении душа


Заполняйте ванну лишь наполовину Около 20 литров воды за раз


Используйте для мытья посуды 2 раковины, в одной из которых замачивайте посуду в воде, смешанной с моющим средством 60 литров в день


Не мойте фрукты и овощи под струей воды. Делайте это в заполненной водой емкости Около 10 литров в день


Почините унитаз, он не должен подтекать. Это то же самое, что держать кран постоянно открытым.


Установите на унитазе две кнопки слива. Одна кнопка использует полбака воды, вторая кнопка полностью весь бак

Если у вас нет возможности заменить кнопку слива, откройте сливной бачок и положите в него бутылку из-под колы, наполненную водой. Объем воды в бутылке – именно та экономия, которая будет сберегать деньги при каждом сливе. Управляя объемом слива воды в унитазе, вы можете сократить расход воды в 4 раза. Некоторые баки расходуют 12 литров за один спуск, а некоторые только 3 литра.


Повесьте в душ картинку, что нужно экономить воду. Вроде бы мелочь, но это действительно будет поторапливать вас хотя бы на минуту. А каждую минуту вы будете сохранять от 12 до 20 литров воды.


Не допускайте засыхания остатков еды в тарелке или в кастрюле. Даже если вы сможете помыть посуду через несколько часов, как минимум наберите в кастрюлю воды и в нее же положите тарелки и приборы.


Когда готовите, помните о том, что воду нужно экономить, даже если вы разрываетесь между плитой, холодильником, духовкой и раковиной. Когда вы чистите овощи (картошку, морковь, свеклу и прочее), не держите кран открытым. Сначала все почистите, а потом все помойте.


Во время уборки не позволяете воде литься из крана постоянно только потому, что вы подходите к крану каждые 2 минуты. Необходимо включать и выключать воду каждый раз, когда вы подходите к раковине, даже если это происходит ежеминутно. Помните, что в минуту вы теряете минимум 12 литров воды.



Проверенные методы экономии электроэнергии

1. Использование энергосберегающих ламп Одним из способов экономить свет является простая замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие. И хотя стоимость таких ламп колеблется от ста рублей и выше, служат они гораздо дольше. За счет того, что данные лампочки практически не нагреваются, затрачиваемая энергия уходит только на освещение. В среднем, срок их службы достигает трех лет, а годовая экономия от применения на семью из трех человек составляет в среднем 600 рублей.


2. При пользовании любой бытовой техникой следуйте прилагаемой к ней инструкции Например, если поставить холодильник рядом с плитой или отопительной системой, затраты электроэнергии возрастут в несколько раз, так как прибору придется работать в усиленном режиме для поддержания необходимой температуры. То же самое касается и моментов, когда вы ставите в холодильник горячую пищу. Кроме того, не забывайте его во время размораживать, так как из-за наличия наледи на стенках морозильной камеры потребление электроэнергии возрастает.


3. Уходя гасите свет Пожалуй, данное правило является самым простым способом экономить электроэнергию. Если вы не надеетесь на свою память, напишите записку с напоминанием и повесьте около входной двери. Данный совет является одним из самых эффективных.


4. Протрите лампочки. Задумываясь о том, как экономить электричество в квартире, мало кто вспоминает о необходимости протирать лампочки. Очень немногие прислушиваются к этому совету, так как гораздо проще заменить потускневшую лампу более мощной. Стоит знать, что пыль может «съедать» часть света от лампы. Кроме того, не стоит забывать и про плафоны.


5. Сделайте дома косметический ремонт. Небольшой косметический ремонт так же поможет сэкономить на электричестве. Для этого вам потребуется всего лишь поклеить светлые обои и покрасить потолок в белый цвет. Светлые стены способны возвращать до восьмидесяти процентов лучей. Чем темнее обои, тем меньшей будет светоотдача, например черный цвет отдает лишь девять процентов света.


6. Утеплите комнату Помимо всего вышеперечисленного, можно экономить энергию, приняв простые меры по утеплению помещения. Во-первых, утеплите окна, заткнув все щели или поменяйте деревянные стеклопакеты на более качественные пластиковые. Через окна может уходить до 50% тепла. Во-вторых, повесьте на окна теплые плотные ночные занавески. В-третьих, утеплите входную дверь и лоджию, а так же пол в помещении.


7. Не оставляйте электроприборы в режиме «ожидания» Телевизоры, компьютеры, музыкальные центры активно эксплуатируются лишь по несколько часов в сутки. В остальное время, они находятся в режиме ожидания, поглощая при этом электроэнергию. Так же, очень часто люди думают о том, что выключив прибор основной кнопкой, прекращается и потребление им электричества. На самом деле это не всегда так, и поэтому, более эффективным решением будет выключение прибора из сети.


Название документа титульный лист.docx

Город Ейск Краснодарского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Анатолия Васильевича Ляпидевского

города Ейска муниципального образования Ейский район







СЦЕНАРИЙ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ПО ТЕМЕ


«СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»







Автор-составитель: О.С. Пятова

учитель начальных классов





г. Ейск

2014 год.

Название документа урок Семейный бюждет.docx

Одной из главных задач школы является подготовка детей к жизни. Семья – это маленькая ячейка нашего государства. В современных российском обществе, в условиях экономико – политического реформирования, в ходе которого изменилась жизнь людей, произошли изменения во взглядах, мнениях людей. Наблюдая за ребятами, посещая их семьи, можно увидеть насколько разные их жилищные условия и уровень жизни. Поэтому важно на уроке объяснить ребятам, что такое семейный бюджет, из каких частей он состоит. Я считаю, что дети уже в младшем возрасте должны понимать, что расходы всей семьи и их запросы не должны превышать доходы семьи. Особенность этого урока заключается в том, что дети, работая самостоятельно и в группах, решают математические задачи, связанные с проблемами семейного бюджета.

Класс: 3

Урок: Окружающий мир

Тема урока: «Семейный бюджет»

Цели и задачи урока:

  • Познакомить с понятиями « Семейный бюджет», «Доходы», «Расходы». Научить определять составные части семейных доходов, расходов и обосновывать своё мнение. Приучать детей делать выбор при покупках;

  • Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление, активность, память; способствовать обогащению словарного запаса детей, формировать умение объяснять смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение; учить работать в группах, самостоятельно, с учебником, дополнительной литературой; учить выполнять взаимопроверку, корректировку учебного задания;

  • Формировать умение учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога, воспитывать уважение к членам своей семьи, к их труду, учить детей быть бережливыми, экономными.

Планируемый результат.

Учащиеся узнают, из каких частей состоит семейный доход, куда расходуются деньги, как можно сэкономить.

Тип урока – изучение нового учебного материала.

Техническое обеспечение урока – компьютер, интерактивная доска IQ Board, электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир», 3 класс, М., «Просвещение», 2013 год. электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир», 3 класс, М., «Просвещение», 2013 год.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир», 3 класс, М., «Просвещение», 2013 год.

маркеры, карточки для выполнения заданий.

Подготовительная работа: Класс заранее делится на 3 группы, каждая из которых получает своё задание. Кроме того ребятам, в индивидуальном порядке, предлагается подготовить сообщения об истории денег, воспользовавшись дополнительной литературой, подготовить коллекцию денег (по возможности).

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

Работа с пословицами и крылатыми выражениями.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

  2. Работа по теме урока.

  3. Первичное закрепление.

  4. Рефлексия.

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.

Этапы урока

Ход урока.

Характеристика деятельности учащихся.

Организационный момент.


Проверка готовности к восприятию учебного материала.

Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути


- Как понять эти слова? (ответы детей)


Актуализация знаний учащихся


Подготовка учащихся к открытию нового знания.

- На прошлом занятии каждая группа получила задание. Сегодня ребята готовы представить результат своего труда.


От каждой группы выходит представитель и рассказывает о проделанной работе.



Проверка домашнего задания.

1 группа. Узнать цену продуктов питания и записать их в таблицу. (см. приложение №1)


2 группа. Узнать цену продуктов в школьной столовой и записать их в таблицу. (см. приложение №2)


3 группа. Узнать стоимость проезда в маршрутном такси и автобусе, и рассчитать количество денег на проезд на неделю. ( см. приложение №3)


Индивидуальные задания.

  • Что такое деньги? Какие бывают деньги? (сообщение об истории денег – см. приложение №4)

  • Коллекция денег разных стран.


Нумизматика – наука о монетах.

Работа в группах.


Цель:

проявлять интерес к познанию мира; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

формировать уважительное отношение к культурному многообразию человечества, рассказывать о появлении денег и типах денежных единиц Российской Федерации разного достоинства;

рассказывать о денежных единицах разных стран;

Работа с пословицами о деньгах





Деньги – дело наживное. - Говорится с желанием подбодрить, когда кто-либо испытывает денежные затруднения или несет материальные потери.


Деньги счет любят. - Говорится в оправдание бережливости или усердного пересчитывания денег.


Долг платежом красен. - Как отнесешься к чему-либо, так отнесутся и к тебе. Говорится тогда, когда в ответ на какое-либо действие или отношение поступают так же.


Копейка рубль бережет. - Если будешь беречь копейку, то тем самым и рубль сбережешь. Говорится как совет быть экономным, не тратить безрассудно деньги.


Коллективная работа на интерактивной доске. (Слайд №1)

Цель:hello_html_m1fb819e1.png

научить раскрывать смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


Самоопределение к учебной деятельности


Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности.

О чём эти пословицы?

Догадались, о чём сегодня речь на уроке?


Цель:

учить анализировать полученную информацию и делать правильный вывод.

Работа по теме урока


Организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного действия.

- Ребята, у вас на столе лежит лист бумаги. Прочитайте задание и маркером отметьте те позиции, на которые бы вы охотнее потратили деньги.

( Листы с выполненным заданием вывешиваются на доску. Результаты работ сравниваются, обсуждаются - см. приложение №5).

Вывод: Охотнее тратили деньги на развлечения, сладости и игры.

Работа по группам.


Цель:

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


Работа по учебнику.


















Ребята, предлагаю вам прочитать статью в учебнике на с. 76-77 и выполнить следующие задания.


1 группа – Работа с определениями. К каждому понятию необходимо подобрать определение. «ДОХОД», «РАСХОД», «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ», «ЭКОНОМИЯ».


2 группа- Работает у доски. Необходимо карточки распределить в 2 столбика: «ДОХОД» и «РАСХОД» (Карточки: питание, одежда, обувь, оплата жилья, оплата транспорта, оплата лечения, оплата обучения, игрушки, книги, посещение театра, посещение музея, туристические поездки, книги, сладости, заработная плата папы, заработная плата мамы, пенсия дедушки, пенсия бабушки, пособие на малыша, стипендия)


3 группа – Работает у интерактивной доски. (Слайд №2) Учащиеся определяют «Доходы» «Необходимые расходы» «Основные расходы» « Дополнительные расходы»


После выполненной работы, выслушиваем представителя каждой группы.


- Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?

Ответ:

доходы могут быть равны расходам,

доходы могут превышать расходы,

доходы могут быть меньше расходов.

Правильно. А какая формула будет лучшей?

Ответ:

та, в которой доходы больше, чем расходы.


Данное утверждение проверяется по электронному приложению к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир», 3 класс.

Работа по группам.



Цель:

ввести понятия «доход», «расход», «семейный бюджет», «экономия»; выполнять взаимопроверку, корректировку учебного задания;

выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания; учить анализировать полученную информацию и делать правильный вывод.


hello_html_m600aa86.png

Физ. минутка.

Один ученик показывает движения, все – повторяют движения за ним.


Наша Муха-Цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

Пошла Муха на базар

И купила самовар…


Цель:

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.










Первичное закрепление.



Решение типовых заданий на новый способ действия.

- Расскажите, какие могут возникнуть разногласия между родителями и детьми из-за непонимания расходов семейного бюджета? (дети приводят примеры)

- Как правильно относиться к расходам семейного бюджета? (Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи).

-Как помочь родителям в оптимальном расходе семейного бюджета?

-Почему нужно быть экономным?


Коллективная работа

Цель:

формировать интерес к познанию мира определять составные части семейных доходов, расходов и обосновывать своё мнение; учить детей быть бережливыми, экономными, выполнять корректировку задания в соответствии с полученными знаниями.





hello_html_m1b52d688.png







-Как сэкономить семейный бюджет? (Дети приводят примеры)

-Какие способы экономии электроэнергии и воды вы знаете? (Учащиеся приводят примеры)


Под сиденьем у детей наклеены небольшие листки бумаги с «Советами из интернета» (Слайд № 3)по экономному использованию воды, электроэнергии и прочее. Детям предлагается прочитать эти советы, заполнить таблицу и подсчитать сколько воды и денег возможно сэкономить. (см. приложение №6)

Рефлексия





Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, соотносятся цель работы и её результат.

-Какие платежи необходимо сделать в первую очередь?


-Ребята, в самом начале урока вы заполняли листы. Сейчас я предлагаю вам снова заполнить такие же листы, но так, чтобы не нанести вреда семейному бюджету. (см. приложение №5)


(Вывешиваем листы. Сравниваем результат.)


Вывод: В первую очередь необходимо произвести необходимые и основные расходы. Затем, исходя из доходов каждой семьи, вести расчёт и определять дополнительные расходы.

Работа в группах


Цель:

выполнять корректировку задания в соответствии с полученными знаниями, привлекать детей к разумному распределению семейного бюджета;

Итог урока

Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.


- Что нового узнали на уроке?

- Для чего важно знать семейный бюджет?


Продолжи:

- Мне было трудно…

- Я сомневался..

- Я узнал…


Цель:

выполнять взаимооценку и самооценку своей работы, фиксирование полученного результата действий.

Домашнее задание



Тренировка полученных навыков в жизни и повторение материала, необходимого для дальнейшего изучения темы.

Прочитать текст на с. 76-79 учебника.

Ответить на вопросы на с. 79 в рубрике «Проверь себя»

Выполнить задания в рабочей тетради на с. 50-51.

Цель:

привлекать детей к распределению семейного бюджета, приучать детей делать выбор при покупках , научиться соотносить доходы (пока только родителей) и необходимые расходы; формирование умения быть бережливым и экономным





Источники:

13


Урок окружающего мира по теме "Семейный бюджет" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Одной из главных задач школы является подготовка детей к жизни.

Семья – это маленькая ячейка нашего государства. В современных российском обществе,  в условиях экономико – политического  реформирования, в ходе которого изменилась жизнь людей, произошли изменения во взглядах, мнениях людей.

Наблюдая за ребятами, посещая их семьи, можно увидеть насколько разные их жилищные условия и уровень жизни. Поэтому важно на уроке объяснить ребятам, что такое семейный бюджет, из каких частей он состоит.

Я считаю, что дети уже в младшем возрасте должны понимать, что расходы всей семьи и их  запросы не должны превышать доходы семьи.

Особенность этого урока заключается в том, что дети, работая самостоятельно и в группах, решают математические задачи, связанные с проблемами семейного бюджета.

Автор Пятова Ольга Сергеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1210
Номер материала 44473
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓