Урок окружающего мира
3 класс, программа «Школа XXI века»
Пояснительная записка.
Тема урока: Основные черты характера славянина
(патриотизм, смелость,
трудолюбие, добросердечность, гостеприимство)
Цель: формирование
у учащихся представлений об основных качествах
характера русского человека.
Задачи:
1. выделить основные черты характера русского человека:
патриотизм, трудолюбие, гостеприимство, умение
дружить,
жизнерадостность;
2. развивать умение сравнивать, выделять главное;
3. способствовать воспитанию у школьников чувства
гордости за
свой народ и Родину.
Тип урока: комбинированный;
Форма урока: урок – виртуальная экскурсия;
Виды деятельности: фронтальная беседа, работа в парах, поисковая
деятельность, индивидуальная творческая работа, практическая работа в группах,
работа с текстом учебника.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация, карточки для
работы в группах, тестовые задания.
Формируемые УУД:
Предметные – обобщить знания об особенностях жизни в далекие
времена;
Метапредметные –
познавательные: находить дополнительную
информацию, используя справочную литературу;
регулятивные: оценивать результаты деятельности (самопроверка,
взаимопроверка);
коммуникативные: выделять общее и частное (существенные и
несущественные признаки характера славянина)
Ход урока.
1. Организационный
момент.
- Все, что окружает
нас,
Радует и восхищает
глаз.
На уроке – не болтаем
–
Мир вокруг мы
изучаем!
Приветствуем гостей.
2. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание на сегодня вы получили дифференцированно:
подготовиться к тесту по пройденному материалу(общее задание) и задание и
группа учеников подбирала материал для участия в виртуальной экскурсии.
Для проведения экскурсии вы уже получили билеты, в которых вы будете
выполнять задания.
Итак, 1 экскурсовод готов рассказать вам о прошлом. Приглашаем всех в
виртуальный исторический музей.
Экскурсовод 1. Итак, мы входим в первый зал. Как мы узнаем о
прошлом? Существует отдельная наука, которая изучает памятники древности. Отметьте
в своих билетах, как называется эта наука. Во время раскопок ученые часто
находят зерна различных злаков, орудия труда, оружие, осколки посуды, игрушки,
украшения. Часто именно археологам удается ответить на вопросы, которые не
могли решить многие поколения ученых.
Слайд 1. История России начинается в 9 веке.
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живем, находились
непроходимые леса, полные зверей и птиц, а также топкие болота. Жить в таких
условиях могли только очень сильные, выносливые люди.
Отметьте
в билетах, как их называли. Их часто звали русами за светлые волосы,
поэтому их земли стали называть Русской землей, или Русью. Это лишь одно из
предположений ученых.
Слайд 2 Мужчины охотились, женщины собирали в лесу
съедобные растения, выращивали пшеницу, рожь, овес. Правда, полей тогда было
мало. Чтобы получить луг или поле, приходилось вырубать часть леса,
выкорчевывать пни.
Экскурсовод 2.
Слайд 3. А в следующем зале мы узнаем о том, что на
Русь часто нападали враги. Особенно опасными были жители степей – кочевники.
Они грабили селения, угоняли жителей в плен. Для защиты от врагов славяне
огораживали свои поселения земляным валом и стеной из бревен. Так появились
первые города – огороженные участки. Отметьте, как назывался центральный
укрепленный участок города.
Экскурсовод 3.
Слайд 4. А это столица современной России – Москва. Москва строилась
вокруг Кремля – крепости, которая защищала жителей от врагов. Сначала
Кремль построили деревянный. Дома соединялись между собой галереями и
переходами. Украшениями служили крылечки с резными столбиками. Позднее стены
Кремля возводились из красного кирпича. Стены заканчивались острыми зубцами, за
которыми могли прятаться от стрел защитники Кремля.
До наших дней сохранились прекрасные соборы, стены и башни Кремля – украшение и
гордость Москвы. Отметьте как называется главная площадь Москвы.
Экскурсовод 4.
Слайд 5. Перед вами – первый русский царь Иван Четвертый.
Он правил в 16 веке. С этого времени наше государство стали называть Московской
Русью. Первый царь был подозрительным и жестоким. Отметьте, как называл его
народ.
Слайд 6. К концу 17 века Русь стали называть Россией. Правил Россией Петр
Первый. Он построил новый город – Санкт-Петербург, который стал главным морским
портом России. Вскоре он превратился в столицу Российского государства. При
Петре Первом наша страна стала империей – большим, сильным государством, а
царь стал называться императором. С этого времени Петра Первого стали
называть Великим. Отметьте, созданием какого рода войск прославился Петр
Великий?
Экскурсовод 5.
Слайд 7. Последний русский император – Николай Второй. Российская империя
перестала существовать в 1917 году. К власти пришли большевики во главе с
Владимиром Ильичем Лениным. Наша страна стала называться Советская Россия. Отметьте,
в каком году большевики создали Советский Союз. Советский Союз стал
могущественной державой. Он выдержал многие суровые испытания. Самым страшным
из них стала война с фашистской Германией. Отметьте дату начала и окончания
ВОВ.
В 1991 году Советский Союз разделился на независимые государства. Россия –
самое большое из них. В ее состав входит множество областей, краев, республик.
Поэтому Россию называют Российской Федерацией.
Самопроверка
- Молодцы, вы отметили на билетах ответы, а теперь поменяйтесь билетами
с соседом и проверьте ответы. Поставьте оценку.
Физминутка 1.
3. Определение
темы урока, постановка целей.
На дверях следующего
зала нашего виртуального музея – кодовый замок. Отгадав ребус, вы узнаете
ключевое слово темы нашего урока.
~
Ха + +
- Как вы думаете о
характере какого народа мы будем говорить? (портрет славянина) - Как определили
по портрету, что это славянин?
(русые волосы,
светлые глаза, белая кожа)
Назовите теперь точно
тему урока:
Черты характера славянина.
Определим, что хотим
узнать на уроке.
Что…..?
Какими …?
В чём мы …?
Итак, мы определили
план экскурсии по виртуальному музею
1.
поисковая работа –
библиотека
2.
кладовая научных знаний
(работа с учебником)
3.
вывод
4.
портрет на память
5.
книга отзывов.
Итак, переходим в
научную библиотеку за новыми знаниями. Знаний так много, что нам, наверное, не
успеть всё освоить за урок. Как же поступить?
На экране пословица:
Дружно – грузно, а
врозь – хоть брось.
- Что означает эта
подсказка?
(что лучше работать
всем вместе, а значит, мы работаем сейчас в группах)
4. Работа над
новым материалом
Задания для групп –
уже на ваших столах.
1. – словарь,
пословицы
2. с. 36 – Как
работали
3. с. 37-38 Как
помогали друг другу
4. с. 38 Как
принимали гостей
5. с. 39 Как отдыхали
6. С. 37 – Как
защищали родину
Задания группам:
Группа № 1
1.
Прочитайте слова, которые
встретились вам в тексте. С помощью толкового словаря и текстов учебника
объясните смысл этих слов.
Характер -
Молотить –
Род -
Скарб –
Смекалка –
Благоговение –
Песни – причитания -
2.
Дайте толкование
пословицам:
Каков характер, таковы и поступки
Группа № 2
1.
Прочитайте текст «Как
работали» на с. 36
2.
Ответьте на вопросы
рубрики «Выскажем предположение»
3.
Подберите к тексту опорное
слово, обоснуйте.
Мы выбрали слово …………………………., потому что
Группа № 3
1.
Прочитайте текст «Как
помогали друг другу) на с. 37
2.
Как понимаете выражение «всем миром». Что можно было делать таким
способом?
3.
Соедини части пословиц.
Берись дружно – в беде.
С миру по нитке – не воин
Один в поле – не будет грузно.
Друзья познаются бедному рубаха
Группа № 4.
1.
Прочитайте текст «Как
принимали гостей» на с. 38.
2.
Почему именно хлеб был
самым дорогим продуктом в доме?
3.
Придумайте несколько
вежливых слов приветствия, которыми можно встретить гостей в доме
Группа № 5
1.
Прочитайте текст «Как
отдыхали» на с. 39.
Назовите виды песен:
Группа № 6
1.
Прочитайте текст «Как
защищали Родину» на с. 37
2.
Объясните любую пословицу
из текста
3.
Узнай, что такое пядь,
вершок, объясни выражение: «Нам чужой земли не нужно ни пяди, но и своей вершка
не отдадим»
Как понимаете смысл слова патриот?
Организация «Юный патриот»
Вывод – каждая группа рассказывает о том, что прочитала (кратко),
выбирает опорное слово (6 комплектов), прикрепляет к доске.
Физминутка
5. Обобщение
изученного на уроке
А сейчас мы переходим
в самый интересный зал – былинный.
О каких богатырях
спрашивает вас хранитель этого зала?
1. Этот богатырь был
из села Корочарова, что под городом, под Муромом.
Илья Муромец
Какого врага он
победил? (Соловья – разбойника)
Какие качества
характера ему помогли?
Сила, мужество,
отвага, настойчивость, смекалка, доброта
Это качества
славянина?
2. Этот богатырь
служил у князя Владимира, защищал Великий Новгород
Добрыня Никитич
Какого врага он
победил? (змея) на Пучай реке?
Смекалка, храбрость,
находчивость
3. Этот богатырь –
самый молодой из богатырей
Алеше Попович
Находчивость, удаль,
смелость, смекалка
Кто придумывал
былины? Почему в их героях отобразились черты характера славян?
6. Итог урока.
Добро пожаловать в
последний зал нашего виртуального музея. Как называется этот зал? Наши
дни.
- Как вы думаете,
черты характера славян сохраняются ли в наши дни? Давайте примерим на себя
черты характера славянина и расскажем, где эти черты проявляются.
Я считаю, что мне свойственно….
Одна из черт моего характера …
Для меня основное качество …
И наконец
главный вопрос: А
правильно ли будет сказать, что славянином может быть только русский человек?
Нет, главное не национальность, а качества характера.
Давайте еще раз назовем эти нужные для нас
качества.
7. Рефлексия
Составление портрета
на память.
Встаньте те, кто
считает, что качества его характера соответствуют характеру славянина.
Приложение1.
Тест.
Входной билет
в виртуальный музей истории
Фамилия
1.
Как называется
наука, изучающая памятники древности?
а) биология в) архитектура
б) археология
2. как называли наших предков?
а) славяне в) россияне
б) крестьяне
3. Как называли центральный укрепленный участок
города?
а) площадь в) кремль
б) крепость
4. как называется главная площадь Москвы?
а) Соборная в) Кремлевская
б) Красная
5. Как называли в народе царя Ивана 4?
а) Великий в) Грозный
б) Могучий
6. Созданием какого вида войск в России
прославился Петр 1?
а) стрелковое дело в) флот
б) пушкарное дело
7. В каком году большевики создали Советский
Союз?
а) 1922 г. в) 1991
г.
б) 1917 г.
8. Дата начала и окончания Великой
Отечественной войны:
а) 1922 – 1924
г. в) 1812 – 1815 г.
б) 1941 – 1945
г.
|
|
Приложение 2.
Задания группам:
Группа № 1
3.
Прочитайте слова, которые
встретились вам в тексте. С помощью толкового словаря и текстов учебника
объясните смысл этих слов.
Характер -
Молотить –
Род -
Скарб –
Смекалка –
Благоговение –
Песни – причитания -
4.
Дайте толкование
пословицам:
Каков характер, таковы и поступки
Группа № 2
4.
Прочитайте текст «Как
работали» на с. 36
5.
Ответьте на вопросы
рубрики «Выскажем предположение»
6.
Подберите к тексту опорное
слово, обоснуйте.
Мы выбрали слово …………………………., потому что
Группа № 3
4.
Прочитайте текст «Как
помогали друг другу) на с. 37
5.
Как понимаете выражение «всем миром». Что можно было делать таким
способом?
6.
Соедини части пословиц.
Берись дружно – в беде.
С миру по нитке – не воин
Один в поле – не будет грузно.
Друзья познаются бедному рубаха
Группа № 4.
4.
Прочитайте текст «Как
принимали гостей» на с. 38.
5.
Почему именно хлеб был
самым дорогим продуктом в доме?
6.
Придумайте несколько
вежливых слов приветствия, которыми можно встретить гостей в доме
Группа № 5
2.
Прочитайте текст «Как
отдыхали» на с. 39.
Назовите виды песен:
Группа № 6
4.
Прочитайте текст «Как
защищали Родину» на с. 37
5.
Объясните любую пословицу
из текста
6.
Узнай, что такое пядь,
вершок, объясни выражение: «Нам чужой земли не нужно ни пяди, но и своей вершка
не отдадим»
Как понимаете смысл слова патриот?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.