Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира по теме: «Что такое семья?" 2 класс "Начальная школа 21 века"

Урок окружающего мира по теме: «Что такое семья?" 2 класс "Начальная школа 21 века"



Урок окружающего мира по теме: «Что такое семья?

Цель: Раскрыть понятие семьи как социального института.

Задачи урока:

1. Предметные:
а) Выявить представление детей о том, что такое «семья»;
б) Учить объяснять свои суждения;

в) Создать условия для формирования новых понятий «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.

г) Создать генеалогическое древо своей семьи.


2. Метапредметные:
а) Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;
- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
- формирование умение работать в парах
б)
Познавательные:
- формировать умение находить необходимую информацию (в учебнике, словаре);
- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
- формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение)
в)
Регулятивные:
-
формировать умение определять цель учебной деятельности;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
- формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки

3. Личностные:
1) Формировать положительную мотивацию к обучению;
2) Формировать умение ценить и принимать базовые ценности («семья»)

3)Создать условия для воспитания любви и уважительного отношения к родным и близким.


Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах






Ресурсы: - экран, интерактивная доска, компьютер;
- презентация к уроку;
- учебник: УМК «Начальная школа 21 века» «Окружающий мир», 2класс,1 ч. Автор: Н.Ф.Виноградова «Вентана-Граф»,
2012;
-рабочая тетрадь: УМК «Начальная школа 21 века» «Окружающий мир», 2класс,1 часть Автор: Н.Ф.Виноградова «Вентана-Граф»,2012;
- иллюстративный материал для индивидуальной работы (дерево, фото);
- смайлики для рефлексии.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент




2. Психологический настрой


Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?


Касаются друг друга ладошками.

3. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.


-Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой». Где мы можем узнать, о чём пойдёт речь в новом разделе?

- Откройте учебник на странице 71.

О чём мы узнаем в этом разделе?

На какие вопросы ответим?


Чтение детьми текста учебника с.71.


4.Постановка учебной задачи.


-Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется 

-Кто догадался? и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Семья». О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

-Сегодня на уроке мы должны будем выяснить:

  • Что такое семья?

  • Что объединяет членов семьи?

  • Чем семья отличается от



другой группы людей?

  • Как называют членов семьи?

  • Как называют людей одного возраста?




Ответы детей.



















Чтение детьми с доски








5.Открытие нового знания.


1). Работа над смыслом слова «семья»

-Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

-Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?

-А где мы ещё можем узнать толкование слова «семья»?



- Давайте прочитайте значение слова «семья» в толковом словаре.

Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

-Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?

-А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

-До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те



времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.

2). Выставка работ

-Дома вы нарисовали рисунок своей семьи. Давайте посмотрим какая выставка у вас получилась. (Открываю доску).

-Кто расскажет о том, что вы отразили в своем рисунке?

Как бы вы назвали нашу выставку?





3). Физминутка для глаз «Метка на стекле».



4).Работа над понятием «семья»

- Что же объединяет всех членов семьи? Давайте подумаем, что на уроке нам может помочь ответить на этот вопрос?

Давайте обратимся к учебнику с. 72 и узнаем ответ на этот вопрос.

-Что же объединяет всех членов семьи? Давайте найдем правильные высказывания. Если высказывание подходит, то мы его вставляем в таблицу, а если нет - оставляем на месте.

Работа на интерактивной доске.

  • Члены семьи любят и уважают друг друга;

  • живут в одной квартире;

  • распределяют деньги на покупки в хозяйство;

  • вместе отдыхают и проводят свободное время;

  • занимаются домашним хозяйством.

Сверьте свой ответ с информацией в учебнике на с.73.

-Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем



семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?



Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

5)Итог

Интерактивная доска

-На какие вопросы мы уже нашли ответ?



6). Работа над смыслом слова «поколение»

В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? Давайте уточним значение слова с. 73 учебника.







-Прочитайте, что такое поколение?

-Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.

-Сколько поколений в вашей семье?

7).Физминутка: «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише-тише-тише.

Деревцо всё выше-выше.


Чтение детьми с доски

















Ответы детей.

Ответы детей





Чтение детьми с доски



























Ответы детей.





Ответы детей.



























Ответы 3детей









Ответы детей: Моя семья. Мои родные. Мои родственники.



Выполнение детьми упражнения.





Ответы детей







Ответы детей









Читает 1 учащийся.







Работа на интерактивной доске.

Заполнение таблицы













Чтение. Показывают своё отношение.

Ответы детей

















Работа с информацией на интерактивной доске.

















Дети самостоятельно читают текст учебника.



Дети читают вслух.













Ответы детей



Выполнение детьми упражнения.


6. Усвоение новых знаний.

-У вас на партах есть рисунок дерева и в конвертах фото ваших родственников. Давайте разместим их на этом древе. Это будет дерево вашей семьи.

Чьи фото мы наклеим у корня дерева? Почему? (старшее



поколение)

Чьи фото мы наклеим над стволом? Почему? (среднее поколение)

Чьи фото мы наклеим на кроне? Почему? (младшее поколение)





-В семье каждый из нас имеет множество ролей. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.



Игра « Кто кому кто?»

Даша, ты кто для мамы? (дочь)
– Женя, кто называет тебя сыном? (папа)
– Кирилл, ты кто для бабушки? (внук)
– Маша, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

Серёжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

Тимофей, у папиного брата есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)



Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.




Рассуждения детей и практическое выполнение задания.



















Выставка 5 детских работ.



















Ответы детей



























Выполнение детьми упражнения.


7. Включение в систему знаний.




1).Работа в тетради

р.т. с. 32 №1

Заполни пропуски.

Папин папа – это...
Внучка – это дочка сына или 
...
Бабушка – это мама мамы или ..
Тетя – это сестра мамы или 
Дядя – это брат мамы или 



Учитель: У кого в парах совпали слова?

-Это значит вы дружно поработали.

Проверка правильности выполнения на интерактивной доске.

Работа в парах

8. Итог урока.


Интерактивная доска.

-На какие вопросы мы уже нашли ответ?


-В конце нашего урока хочется прочитать стихотворение Валентин Берестов

из цикла «Перекрёсток детства»:

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь, до конца твоих дней -
Останется тайной опорой твоей.


Работа с информацией на интерактивной доске.


9. Рефлексия


-Если вам было интересно на уроке, и вы активно работали, вам есть за что похвалить себя – то покажите весёлого смайлика.

Если вам не понравилось на уроке или было скучно – то покажите грустного смайлика.


Дети показывают смайликов.

10. Оценка работы учащихся.


Выставление оценок.

Выставление в дневник оценки.

11. Домашнее задание:

с. 72-73 чит., р.т.с. 32 доделать




Списывают с доски в дневник.



Урок окружающего мира по теме: «Что такое семья?" 2 класс "Начальная школа 21 века"
  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира по теме: «Что такое семья?

Цель: Раскрыть понятие семьи как социального института.

 Задачи урока:

   1. Предметные:
          а) Выявить представление детей о том, что такое «семья»;
          б) Учить объяснять свои суждения;

          в) Создать условия для формирования новых понятий «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.

            г) Создать генеалогическое древо своей семьи.

 

 2. Метапредметные:
         а) Коммуникативные УУД:
                - формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;
                - формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
               - формирование умение работать  в парах
         б) Познавательные:
              - формировать умение находить необходимую информацию (в учебнике,    словаре);
               - формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;
              - формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в   устной   речи;
              - формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение)
         в) Регулятивные:
                - формировать умение определять цель учебной деятельности;
                - формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
              - формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
              - формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки

 3. Личностные:
          1) Формировать положительную мотивацию к обучению;
          2) Формировать умение ценить и принимать базовые ценности («семья»)

          3)Создать условия для воспитания любви и уважительного отношения к родным и близким.

 

 

           Тип урока: изучение нового материала.

Автор Гаврилова Вера Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3006
Номер материала 31934
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓