Тема урока окружающего мира: «Умеем ли мы дружить?»
УМК:
«Начальная школа 21 века»
учеб
Н.В. Виноградова «Окружающий мир»
М. Изд. центр «Вентана – Граф», 2011
Класс: 2
Форма проведения: проблемный урок
Цель:
учить детей ценить дружбу.
Задачи:
·
учить детей дорожить друзьями и дружескими
отношениями со всеми одноклассниками;
·
выявить представления детей о том, что
такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
·
помочь в приобретении положительного
социального опыта, необходимого для эффективной социальной адаптации;
·
развивать умения работать в группе,
общаться, вести рассуждение
Знания,
умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока:
Личностные
УУД:
·
развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки
·
развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных поступках и умение находить
выходы из спорных ситуаций
·
способность к самооценке
Регулятивные
УУД:
·
умение планировать свои действия в
соответствии с поставленной целью
Познавательные
УУД:
·
уметь сопоставлять разные точки зрения и
разные источники информации
·
уметь осуществлять анализ объектов с
выделением существенных признаков по теме
Коммуникативные
УУД:
·
умение отвечать на вопросы, строить
понятные высказывания
·
умение работать в группе, вести диалог,
учитывать разные мнения и приходить к общему решению
·
умение формулировать собственное мнение и
свою позицию к оценке героя
·
умение договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности
- Технические
средства обучения: медиапроектор;
экран; компьютер
Необходимое оборудование и материалы:
- Учебник
Н.В. Виноградовой «Окружающий мир» - М. Изд. центр «Вентана – Граф», 2011
- мультимедийная
презентация;
- “Цветик-семицветик”
– игра;
Ход урока:
Ι. Организационный
момент. Мотивация
- Иногда случается
так, что буквы, как и люди, ссорятся. Тогда они могут меняться местами и …
слово теряет свое значение и даже всяческий смысл. Так и произошло сегодня.
В одном прекрасном слове
буквы стали спорить, кто важнее. Они шумели, толкали друг друга, кричали до
хрипоты, никто не желал уступать другому, даже слушать другие буквы никто не
хотел. И вот что из их спора получилось.
- Прочитайте
рассыпавшиеся буквы.
у, р, д, а, ж, б
- Эти буквы отделены друг от друга запятыми. Невозможно догадаться,
что когда-то они были очень дружны и обозначали замечательное и очень важное
понятие.
- Давайте подумаем, что
нужно сделать, чтобы буквы опять объединились и стали словом.
(-Нужно расположить
буквы в правильной последовательности)
- Чтобы получилось
слово, буквам нужно подружиться. Давайте найдем место каждой букве.
(Дети собирают из букв
слово)
-Какое слово вы получили?
(-ДРУЖБА)
- Можете ли вы
определить, если в этом слове главная буква?
(- Главной буквы нет,
потому что каждая буква в слове важна.)
-Как вы считаете, нужно
было буквам затевать спор и ссориться?
(- Буквы спорили
совершенно напрасно.)
- Молодцы, ребята, вы преподали буквам хороший урок: ссориться и
выяснять отношения некрасиво, неправильно. Важно уметь находить друг с другом
общий язык, дружить.
- Предположите, о чем мы
будем говорить сегодня на уроке?
2. Совместное открытие
нового знания.
- Простое слово «дружба»,
всего 6 букв! А какой смысл в этом слове!
- А какие у вас ощущения
вызывает слово – «дружба»?
Игра «Ваши
ощущения»
- Какая она на ощупь?
- На вкус?
- С какими животными
можно связать слово «дружба»?
- С какой погодой вы бы
сравнили это слово?
-Какие краски вы
возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
3. Проблемная ситуация.
Работа в группах
- Вы
так много знаете о дружбе, помогите разобраться с ситуациями, которые произошли
с ребятами. Откройте учебник.
Работа
по учебнику с текстом на 86-87 странице.
Учебный диалог.
Умеешь ли ты дружить?
Один
ученик читает историю. (из 1 группы)
-
Выскажите свое мнение о поведении детей.
1. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей
мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене
всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.
-
Выскажите свое мнение о поведении детей.
-
Как бы вы поступили. Почему?
Читает
(2 группа)
2. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил «3». Вова засмеялся: «Тоже
мне отличник! Так тебе и надо!»
-
Кто из вас поступит так же? Почему?
-
А кто считает по – другому?
Читает
(3 группа)
3. Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: «У нас в классе все
девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света некрасивая... Будешь
со мной дружить?»
-
Стали бы вы дружить с такой девочкой?
-
Что она сделала неправильно?
Читает
(4 группа)
4.Алёша опрокинул компот на платье Милы. «Дурак», — крикнула девочка и выбежала
из буфета. Алёша обиделся и перестал дружить с Милой.
-
Почему Алеша перестал дружить с Милой?
-
Кто из ребят прав?
-
Что можно им предложить?
-
К чему может привести такое поведение ребят?
Учитель.
Молодцы. Вы хорошо поработали. Я надеюсь, что вы никогда не поступите так, как
эти ребята.
А сейчас давайте немного отдохнем.
-
Вспомните, когда вы ссоритесь, вам приходиться мириться. Как вы это делаете?
Покажите!
4. Физминутка «Мирилка».
Дети берутся мизинцами в парах и произносят слова:
Мирись,
мирись,
Больше
не дерись.
Если
будешь драться,
Я
буду кусаться.
А
кусаться не при чем,
Буду
драться кирпичом,
А
кирпич ломается,
Дружба
начинается.
Как
сделать так, чтобы у тебя было много друзей?
(Нужно
уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и
т. д.)
5. Работа в группах.
А)
Моделирование. «Составь цветок дружбы» (ассоциации)
- Наверно, ребята, вы со
мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить.
-
Ребята двух групп попробуют сейчас составить ЦВЕТОК ДРУЖБЫ.
(каждой
группе раздаются карточки – лепестки с определением дружбы)
(Помощь,
преданность, доброта, внимание, отзывчивость, жадность, трусость, доверие,
честность, радость, злость, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть,
искренность)
-
А другие группы займутся не менее важной работой – составлением правил дружбы.
Проверка работы в группе:
-
А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему? (ответы детей)
Вот
и получился цветок дружбы.
-
Чтобы цветок дружбы не завял надо соблюдать правила и сейчас вы
расскажите, что получилось у вас в группе....
Золотые
правила дружбы. ( на слайде )
1.
Помогай другу в беде.
2.
Умей разделить с другом радость.
3.
Не смейся над недостатками друга.
4.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
5.
Умей принять помощь, совет.
6.
Не обманывай друга.
7.
Не предавай друга.
8.
Умей признавать свои ошибки.
9.
Относись к другу как к себе.
- Какие из этих правил ты
уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?
- Какое правило тебе
кажется самым легким?
- Какое правило тебе
кажется самым сложным?
(Высказывания детей).
- Вывод. Обобщение
учителя.
Дружба – дело нелегкое.
Нужно быть искренним с другом, уметь сказать правду, а это не всегда просто.
7. Рефлексия
деятельности.
-
Какова была цель урока?
-
Удалось ли достичь цели?
-
Что для вас оказалось самым интересным на уроке?
-
Должны ли быть у дружбы выходные дни? (дети исполняют песню: «Дружба – это
не работа»)
Дружба - главное чудо всегда.
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда не беда, если рядом друзья настоящие.
Учитель . Я желаю каждому из
вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Давайте не будем
никогда ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного
героя, кота Леопольда: « Ребята, давайте жить дружно!»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.