Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира на тему "Разнообразие природы нашей Родины" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Разнообразие природы нашей Родины" (4 класс)

4 класс

Урок окружающего мира

Учитель: Тумаева В.Г.

Тема урока: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах.

Класс: 4

УМК: Перспективная начальная школа

Цели урока:

1.Образовательная: обобщить и углубить знания учащихся; установить основные причины изменения природы с севера на юг; показать значение разнообразия природы для развития хозяйства.

2.Развивающая: учить детей анализировать изученный материал и делать выводы.

3.Воспитательная: воспитывать чувство гордости за нашу любимую Родину.

Оборудование: компьютер с проектором, карта природных зон России, картины природных зон, рефераты о животных, таблица «В Красную книгу занесены…», индивидуальные цифровые сигналы, перфокарты.

Ход урока

  1. Сообщение темы урока, его целей.

  2. Два ученика получают задание у доски.

Первое задание: на доске картинки с изображением животных (северный олень, морж, песец, белка, белая сова, лемминг). –В какой природной зоне обитают эти животные? Кто из них заблудился? Кратко рассказать о природной зоне.

Второе задание: прочитать названия растений, записанные на доске справа (саксаул, липа, морошка, полярная берёза, ковыль, верблюжья колючка, ель, ягель, клён, тюльпан). Стрелкой указать принадлежность каждого растения определённой зоне, записанной слева (тундра, степь, лес, пустыня). Кратко рассказать о природе зоны, расположенной к северу от тундры.

  1. Говорит гидрометеоцентр.

- Какие изменения в неживой природе произошли за последнюю неделю?

- Вспомните, как связана температура воздуха с облачностью в зимнее время?

- Зависит ли вид осадков от температуры? Каким образом?

- Как изменения в неживой природе влияют на живую природу, жизнь человека?

4. Проверка выполнения работ учащихся у доски. Дополнительные вопросы:

- В какой природной зоне расположен наш Хабаровский край?

- Отличается ли климат и природа нашего края от северных районов?

- Почему в направлении с севера на юг так заметно меняются климат, флора и фауна нашей Родины?

5. Сообщение учителя:

Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. Почему? Наша страна велика, что когда на севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. Площадь, которую занимает наша Родина, равна 17,1 млн. кв.км. на территории нашей страны могут поместиться почти 2 таких государства, как США; 48 таких государств, как Германия; 56 таких государств, как Италия; 31 такое государство, как Франция; 46 таких государств, как Япония. Протяжённость границ России в 1,5 раза больше длины экватора.

6. И везде живут люди…

Давайте на эту тему немного пофантазируем. Представьте себе, что я, ваша учительница, получила несколько писем из «прекрасного далёка». Эти письма от вас. Послушаем несколько отрывков из них и постараемся догадаться, откуда пришли эти письма и от человека какой профессии. Как только вам станет ясно, откуда весточка, вы покажете сигнал с номером природной зоны.

На доске плакат:

Крайний Север 1

Тундра 2

Лесная полоса 3

Степь 4

Пустыня 5

Читая письма, написанные на отдельных листочках, на экране появляются картины соответствующей природной зоны.

Первое письмо.

Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям …

Второе письмо.

В холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую Землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет ваши друзья …

Третье письмо.

Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки, и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуемся этой красотой …

Четвёртое письмо.

Здесь очень длинная суровая зима и совсем короткое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев. Люди здесь закалённые и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится …

Пятое письмо.

Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, и ветви их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас одна забота – сохранить это богатство от огня.

7. А сейчас мы с вами побываем в тех местах, откуда пришли письма, и вспомним, чем занимается население этих районов

По ходу выступления детей на экране появляются картинки, раскрывающие содержание выступлений

1 ученик.

Люди давно изучают суровую природу Крайнего Севера. На многих островах созданы научные полярные станции, где ведутся наблюдения за погодой и жизнью океана. Население, живущее на северных островах, занимается охотой на морского зверя, ловлей рыбы, добычей полезных ископаемых.

2 ученик.

Главное занятие населения тундры – оленеводство. Олень для жителя тундры – это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища, одежды, обуви. Кроме того, население тундры занимается охотой, рыболовством, добычей полезных ископаемых.

3 ученик.

В лесной полосе главное богатство – лес. Поэтому население этих районов занимается лесным хозяйством, заготовкой древесины и её обработкой, заготовкой пушнины, грибов, ягод. Скотоводству и земледелию также отводится большое место в жизни людей. Кроме того, здесь много крупных городов, население которых занято добычей полезных ископаемых, выплавкой металла, производством электроэнергии.

4 ученик.

Степная полоса – основной поставщик хлеба для всей нашей Родины. Поэтому основное занятие населения в степной полосе – это земледелие. Люди выращивают не только пшеницу, но и кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади заняты под бахчами, огородами и садами. Хорошо развито и животноводство.

Пятый ученик.

Самое старинное занятие пустынь – животноводство. На скудных пастбищах пустынь пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкурки – знаменитый на весь мир каракуль. На поливных землях выращивают хлопчатник.

8. Вопрос учителя:

- В каком направлении мы совершили путешествие?

- Как изменяются природные условия, растительность, животный мир?

- От чего зависит вид деятельности населения каждой полосы?

- Чем в основном занимается население нашего края?

8. Проверочная работа с использованием перфокарт

1. В первой строке отметить животных, обитающих на Крайнем Севере:

Белый медведь, северный олень, песец, тюлень, кайра, полярная сова, гагарка, морж.

2. Во второй строке отметить животных, которых можно встретить в тундре:

Чистик, белая куропатка, лемминг, соболь, волк, северный олень, крот, песец.



3.В третьей строке отметить животных лесной полосы:

Лось, белая сова, барсук, куница, суслик, бобр, розовый скворец, дятел



4.В четвёртой строке отметить животных, встречающихся в степной полосе:

Олень, лисица, орёл, хомяк, белка, горностай, дрофа, жаворонок



5.В пятой строке отметить животных пустыни:

Суслик, верблюд, тушканчик, заяц, антилопа-джейран, кобра, лиса, варан



Прямоугольник 42

Овал 43Овал 45Овал 46Овал 47Овал 48Овал 49Овал 50Овал 51Овал 52Овал 54Овал 56Овал 57Овал 58Овал 59Овал 60Овал 61Овал 62Овал 63Овал 64Овал 65Овал 66Овал 70Овал 72Овал 73Овал 74Овал 75Овал 76Овал 77Овал 78Овал 79Овал 45

Овал 53



Овал 44Овал 80





Овал 68

Овал 55Овал 71

Овал 81Овал 82

Овал 69Овал 45



9. Подведём итог.

От чего же зависит климат, растительный и животный мир, занятия населения каждой природной зоны? (Ответы детей)

Как вы считаете, зависит ли состояние природы от жизнедеятельности человека? В чём этот проявляется?

/Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Всё больше загрязняются воздух, вода. Об этом сейчас говорят и пишут. В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречаться крайне редко. Такие представители растительного и животного мира занесены в Красную книгу./

Кто из вас может объяснить, почему эта книга получила такое название? (Ответы)

На экране появляется таблица «В Красную книгу занесены:

- белый медведь, морж

- северный олень, лебедь, краснозобая казарка, розовая чайка

- амурский тигр, выхухоль, зубр, пятнистый олень, орёл, журавль

- дрофа, аист, сокол

- туранский тигр, гепард, джейран

На этой таблице вы видите далеко не полный перечень животных, внесённых в Красную книгу. Они находятся под охраной человека.

К сожалению, ещё не все люди хотят и умеют беречь природу. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Повторяем правила поведения в природе)

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: «Охранять природу – значит, охранять Родину»

Урок окружающего мира на тему "Разнообразие природы нашей Родины" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

   Цели и задачи урока

   Сообщение гидрометеоцентра об изменениях в неживой природе за неделю.

   Письма  из "прекрасного далёка": по описанию определить, из какой природной зоны пришли письма и от человека какой профессии.

   Занятия людей. По ходу выступления детей на экране появляются картины, раскрывающие содержание выступлений.

   Проверочная работа с использованием перфокарт

    По страницам Красной книги природных зон России: на экране появляется таблица "В Красную книгу занесены:...".

     Итог урока: от чего зависит климат, растительный и животный мир, занятия населения природных зон.

   

Автор Тумаева Валентина Григорьевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 658
Номер материала 8111
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓