Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира на тему " Кто что ест? Цепи питания" ( 3 класс)

Урок окружающего мира на тему " Кто что ест? Цепи питания" ( 3 класс)



Тема урока: «Кто что ест? Цепи питания».



Тип урока: изучение нового материала.

Учебник: “Мир вокруг нас 3 класс 1 часть” (авт. А.А. Плешаков).

Цели: 1.познакомить учеников с классификацией животных по типу питания; 2.изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов; 3.рассмотреть цепи питания животных; 4.закрепить знания о разнообразии животных; 5.воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, раздаточные карточки



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания .

Блиц спрос.

1. Какая наука изучает жизнь животных?

зоология

2. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?

иглокожие


3. К какой группе животных относятся креветки и крабы?

ракообразные


4. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?

паукообразные


5. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?

насекомые

6. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

рыбы


7. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?

Звери или млекопитающие


8. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?

земноводные


ВЫВОД: Назовите 7 групп животных? Иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, звери, земноводные.

Назовите признаки жизни животных. (дышат, питаются, двигаются, растут, развиваются, размножаются, умирают)

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель. А что же необходимо для роста и развития животных?

( питание)

Сегодня на уроке вы узнаете «Кто что ест».

Вы познакомитесь с классификацией животных по типу питания, научитесь составлять цепи питания.

В конце урока нам надо ответить на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания.

4. Новый материал. Богат животный мир. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы. Животные в лесу обитают всюду: на поверхности почвы, в почве, на ветвях деревьев и под корой.
Послушайте загадку, определите о каком животном идет речь.

  • Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось

Познакомьтесь это...(Лось)

Лось крупное животное, почти с лошадь. Лоси кормятся ветками молодых деревьев, сочной травой, грибами, папоротниками и другими растениями. Трудно лосю находить пищу зимой под снегом. Тогда он ест кору деревьев, ищет старую засохшую траву.





Как вы думаете, как называются животные, которые питаются растительной пищей? (растительноядные)

Правильно. Им нужна растительная пища. Это растения, листья, тонкие ветки, кора, ягоды, грибы, орехи. Называем хором растительноядных животных (белка, заяц, олень, косуля, бобр)


  • Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, кур в деревне крадёт.(лиса)


Чем питается лиса? ( зайцами, мышами ) Лиса питается другими животными.

Мясную пищу предпочитают многие звери: волки, куницы, соболи. Животные, которые питаются другими животными называют (хищниками).


  • В чаще он лесной живет,

Сладкоежкою слывет.

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может громко зареветь,

А зовут его….(Медведь)


Чем питается медведь? (Медведь питается ягодами, корнями, насекомыми, мёдом. А ещё он питается рыбой, мелкими животными). Как называются животных которые питаются животными и растениями? (всеядными)

Так к какой группе можно отнести медведя?

Какие еще животные относятся к группе всеядных? (ёж, дикий кабан)

  • Снится ночью пауку
    Чудо – юдо на суку.
    Длинный клюв и два крыла,
    Прилетит – плохи дела.
    А кого паук боится?
    Догадались? Это…
    (Птица.)

.




Учитель. Почему паук боится птиц?

Дети. Паук – это насекомое, а многие птицы питаются насекомыми, то есть являются насекомоядными.

Учитель. Называем птиц, которые питаются насекомыми Синица, дятел, соловей, поползень, кукушка . Таких птиц называют насекомоядные птицы.

Они приносят большую пользу, уничтожая насекомых – вредителей растений. Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Некоторые птицы питаются семенами и плодами – это растительноядные птицы. К ним относятся клёст, снегирь.

Есть птицы, которые питаются мясом других птиц и мелких животных. Это хищники. Сокол, коршун, ястреб, филин, сова – хищные птицы.

Есть и всеядные птицы. Это ворона, сорок, скворец. Они едят всё подряд – насекомых, мелких птиц, зерно, зелёные части растений, ягоды, фрукты.


ОБОБЩЕНИЕ – составление схемы на доске. ЖИВОТНЫЕ ДЕЛЯТСЯ ПО ТИПУ ПИТАНИЯ


Все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания.

Цепь питания - связь нескольких видов организмов.

5. Работа по учебнику.

Откроем учебник на стр. 96. Рассмотрим составленные цепи питания.

  • В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Цепь питания: осина-заяц-волк.

  • Лесные мыши кормятся желудями дубов. Мыши кормятся желудями. Но сами мыши - добыча сов. Цепь питания: дуб - лесная мышь – сова.





На примере этих цепей питания рассмотрим закономерность:

1 звено – растения

2 звено – растительноядные животные. Почему второе звено – растительноядные животные?

3 звено – хищники



Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.

Где вам придется трудиться, решит жеребьевка. От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают конверт с названием места и заданием.

А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся. По сигналу ребята начинают работать в группах. Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки



Все готовые цепи развешиваются на доске.



Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Например:

1) Д.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.





2) Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).



3) Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).



4) Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).



5) Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).

Ребята, как вы думаете есть ли в цепи питания конечное звено?

( обсуждение в группах)

- Что такое почва? (верхний плодородный слой земли)

- От чего зависит плодородие почвы? ( от кол-ва перегноя)

-А что такое перегной? (останки растений и животных)

- С помощью чего растения и животные превращаются в перегной? (под действием бактерий)


Одни бактерия превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа. Существует круговорот в живой природе.



Физкультминутка.

Итак, с чего начинается цепь питания? (С растения.)

Чем она заканчивается? (Грибами и бактериями.)

Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.





Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.

(Дети обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить примером. Например: Если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т.д.)

Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

Двое наших экологов побывали в Китае, и вот какое сообщение они нам оттуда привезли.

Найдите взаимосвязь и составьте цепь питания

Хулиганы воробьишки –

Превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай –

Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,

Сколько зерен потеряли,

И издали свой декрет –

Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд,

Ждут – каков же результат?

Поначалу, в самом деле

Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –

Отворяйте ворота!

Все посевы, урожаи

Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе

Прежде не было нигде.

Оказалось, воробьята

Не едят совсем зерна–то:

Им родители с полей

Тащат мошек и червей.

Стало тут властям понятно –

Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев

Из чужих возить краев.

Если все сплеча рубить,

Можно дело загубить.

Найдите взаимосвязь и составьте цепь питания

Какая цепь питания в Китае была нарушена?

Пшеница – насекомые – воробьи.



Если есть время, читаем статью с. 99 «Доброе слово о хищниках». Вывод.





Зачем человеку знания о цепях питания?

Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

  • В природе все животные приспособились добывать себе пищу. Возникает вопрос : почему одни животные могут, есть растительную пищу, а другие нет, а также что им помогает добывать себе пищу?

(Выступление 1 ученика, выполнившего исследование.)

Однажды я с отцом отправился в лес. Я стал собирать шишки, валяющиеся внизу, присмотрелся и заметил, что они уже обработаны какими - то зверьками и имеют разный внешний вид.

Отец мне сказал, что это так разные животные приспособились объедать шишки.

Тогда я решил провести исследование и поставил перед собой

Задачу: выяснить почему одни и те же шишки- еловые, сосновые, кедровые выглядят по– разному, после того, как ими полакомились разные животные.

И какие животные придают им такой внешний вид. Я предположил, что это может быть из-за того ,что животные, питающиеся их семенами имеют разное строение тела.

Чтобы решить поставленную задачу, я

  • читал различные энциклопедии,

  • книги о растениях и животных,

  • использовал информацию в Интернете,

  • расспросил родителей, что они знают по этому вопросу.





Изучив всю информацию, я узнал, что обработанные белкой шишки выглядят, как пустой стержень с небольшим количеством неотделённых чешуек на верху. Это происходит потому, что сорвав шишку белка поворачивает её лапками, обгрызает чешуйки и выбирает из-под них семена.

Почти также выглядят шишки после бурундука, только он отгрызает чешуйки не так близко к стержню. Поэтому стержень более толстый, с более длинными остатками чешуи.

Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам. Сорвав с дерева шишку, дятел летит к своей кузнице- щели в стволе дерева, втискивает туда шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки, вынимает семена.

Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много неотогнутой чешуи и невынутых семян. Причем на сорванной клестом шишке остаются зелёные веточки, так как птица срывает их неаккуратно, не так как делает это дятел и белка.

Рассмотрев внимательно изображения данных птиц и зверей в энциклопедии, я понял, почему одни и те же шишки выглядят по –разному, после того, как ими полакомились разные животные. Сейчас я предлагаю задание на карточках, выполняя которое и вы, ребята, придете к тому выводу, к которому пришёл я, проводя своё исследование.

Вывод: животным помогает добывать себе пищу строение их тела.





  • Что говорить, каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.

(Выступление 2 ученика, выполнившего исследование.)

Однажды я стал свидетелем того, как моя кошка охотится за мышью, которая ничего не подозревая грызла корку хлеба. Я стал следить, поймает она мышку и как это произойдет. Я видел, что кошка притаилась, навострила уши и тихонько и осторожно стала подбираться к мышке. Потом она резко прыгнула, и мышка оказалась у неё в зубах. Я понял, что моей кошке, как и другим хищникам в природе помогают охотиться тихие шаги, прекрасный слух и нюх, острые зубы. А как приспособлены защищаться те животные, которые могут стать их добычей?

Тогда я поставил пред собой

задачу выяснить, как приспособлены животные к тому, чтобы защищаться от врагов.

Я предположил, что в этом им может помогать строение их тела.

Чтобы это выяснить я

  • читал различные энциклопедии,

  • книги о животных,

  • использовал информацию в Интернете,

  • расспросил деда, который в прошлом был охотник и любил охотиться на зайцев.









Я выяснил, что зайцу помогают, во-первых, его окрас: зимой белый, маскирующий его под снег, а летом серый маскирующий его в пестроте леса. Во-вторых, у зайца быстрые ноги, его трудно догнать. Также заяц любит путать свои следы, чтобы хищник, разыскивая его по запаху, был сбит с толку. В-третьих, зайчата рождаются без запаха, то есть хищник, вынюхивая себе добычу, их уже не найдет.

Как приспособились к защите от врагов другие животные, вы узнаете, выполнив мои задания на карточках.

Вывод: все животные приспособились выживать в окружающем их мире – им помогает строение их тела.

Итог урока. Итак, давайте подведём итоги всего, о чём мы говорили сегодня на уроке.



2. По типу питания животные делятся на ….

  • Растительноядных.

  • Насекомоядных

  • Хищников

  • Всеядных

3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились… ( добывать себе пищу и спасаться от врагов).

4. А помогает им в этом…. (строение их тела).

Теперь напишем резюме,

А это значит, братцы,

Что обговорено сейчас,

Мы подытожим вкратце.





Наука экология показывает нам,

Что в мире все завязано по четырем углам.

Растения, животные, земля и человек

Не могут друг без друга существовать вовек.

Земля вкруг Солнца вертится,

И жизнь идет по кругу,

А “стол” наш тем и держится,

Что мы “едим” друг друга.

Чтоб в мире не было беды,

Не рви больших кусков.

Ты – царь природы,

Но – один из четырех углов.

Кому понравился урок?

Мне тоже было приятно работать с вами, наблюдать за вашим тесным сотрудничеством в группах.

6. Инструктаж домашнего задания.

На доске: д/з с. 96–99.; зад. №1


























Урок окружающего мира на тему " Кто что ест? Цепи питания" ( 3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира на тему " Кто что ест? Цепи питания" по программе УМК "Школа России", по учебнику "Окружающий мир" автор  А.А. Плешаков.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Цели: 1.познакомить учеников с классификацией животных по типу питания; 2.изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов; 3.рассмотреть цепи питания животных; 4.закрепить знания о разнообразии животных; 5.воспитывать интерес к предмету.

Урок разработан в игровой форме. Предусматривает разнообразные игры, работу в группах, исследовательскую деятельность.

Автор Бессонова Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1723
Номер материала 22416
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓