Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира на тему: "Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны" 4 класс ПНШ

Урок окружающего мира на тему: "Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны" 4 класс ПНШ

Тема: Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны


Цель урока: Расширить представление о деятельности людей в зоне арктических пустынь, научить рассказывать о мерах и охраны природы северного края.

Ход урока.


  1. Организационный момент:


Здравствуйте, ребята. Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке.
Проверили? Садитесь!


2. Проверка домашнего задания.

  1. Природная зона арктических пустьшь расположена на ост­ровах Тихого океана. (-)

  2. Территория Арктики не имеет коренного населения. (+)

  3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. (+)

  4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.(-)

  5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени. (+)

6) Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)

7) Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки». (+)


  1. Работа по теме.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по нашей огромной стране. Посмотрите на фотографию презентации и скажите, чем они отличаются – слайд 2.

- Назовите, какие природные зоны изображены?

- Сегодня мы отправляемся в зону льдов – на Северный полюс Земли. А помогать нам будет, в изучении этой природной зоны, аналитическая карта, которая поможет вам обобщить знания о зоне арктических пустынь – слайд 6


- На севере зоны льды никогда не тают, но приближаясь к югу можно заметить подтаивание льда на несколько недель в году – слайд 9.

- Как вы думаете, с чем же это связано? Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать? – слайд 10. (Ответы учащихся: Солнце неравномерно освещает Землю. У северного полюса солнечные лучи падают на поверхность Земли под наклоном, поэтому не прогревают ее)


- Давайте вместе сделаем вывод: Где расположена изучаемая нами зона? (в районе Северного полюса) Почему там всегда холодно? (Солнечные лучи падают под наклоном и не прогревают поверхность Земли)


- Район, в который мы рассмотрели, называется Арктика. Здесь суровая, очень холодная, но и в то же время удивительная и очень красивая природа. Здесь встречается одно из самых красивых природных явлений – северное сияние – слайд 6. А вы, когда-нибудь задумывались над тем, отчего происходит северное сияние?


(Если дети не смогут дать ответ, то это может объяснить учитель)


Физминутка:


Что за чудо-чудеса?
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой шатёр небесный.
Никого за тучей нет,
Это с неба льётся свет! (Дети выполняют движения за учителем, отгадывают загадку, руки вверх, плавное покачивание руками в стороны, повороты в стороны, руки вверх.)


- Глядя на фотографии пустынных пейзажей, можно сказать, что от этой местности нет никакого толка. С одной стороны, это мало изученный край, который хранит в своих недрах огромные запасы разных природных богатств. С другой стороны, это самая чистая от деятельности людей территория, которая способствует очищению воздуха.

- В зависимости от угла падения солнечных лучей природа Арктики делится на две зоны – арктическую пустыню, которая приходится на острова Северного Ледовитого океана, и арктическую тундру, которая расположена на севере материка. Мы отправляемся в арктическую пустыню.


- Давайте рассмотрим внимательно слайды и попытаемся дать характеристику климата этой зоны – слайд 7. (Ответы учащихся: очень низкие температуры, почти всегда лежит снег, толстый слой льда, нет почвы. Вместе с учащимися делаем вывод о неживой природе этого района - дети с помощью учителя делают запись в листы анализа)


- Так что же это за место? Безжизненная пустыня или все же здесь есть жизнь? Выскажите свое мнение. (Ответы учащихся)


- Давайте рассмотрим фотографии растений и животных, которые обитают на ледяных просторах Арктики. Подумайте, что объединяет их, что у них общего, почему именно такие живые существа могут здесь жить – слайд 13 (Растительность), слайды 14 - 17 (Животные)


- Для того чтобы ответить на вопрос, как выживают в этой холодной северной зоне живые существа, необходимо обратиться к источнику ( учебник с.79-82 – работа в группах).


На работу выделяется 10 минут. Затем каждая группа 2 минуты делает сообщение по своему заданию. После выступления каждой группы заполняются оставшиеся строки аналитической карты.


Задания для групп:


1) Есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями. Обоснуйте свою точку зрения.


2) По рисунку на с. 80-81 составьте две цепи питания. Расскажите об экологических связях в Арктике.


3) Расскажите об экологических проблемах Арктики.


4)Как используется Арктика в хозяйственной деятельности человека.


  1. Итог урока.

- Итак, мы совершили с вами путешествие на северный полюс и узнали, как живет ледяное царство Арктики.

- Почему зону арктических пустынь необходимо охранять и защищать?

- Что новое, интересное вы сегодня для себя узнали?

  1. Домашнее задание: Прочитать с. 78-85

Составить кроссворд «Природные зоны. Зона арктических пустынь»

Нарисовать представителей флоры и фауны зоны арктических пустынь.






















Подробный конспект урока.


Организационная информация

Тема урока

«Природные зоны России. Зона арктических пустынь»

Предмет

Окружающий мир

Класс

4 класс

Автор/ы урока (ФИО, должность)


Габдулхаликова Надежда Вячеславовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №! С.Чекмагуш

Федеральный округ России

Поволжский Федеральный округ

Республика/край

Республика Башкортостан

Город/поселение

село Чекмагуш

Методическая информация

Тип урока

комбинированный

Цели урока

- сформировать у учащихся представление о
зоне арктических пустынь; познакомить с
географическим положением зоны; познакомить с растительным и животным миром; знакомство с экологическими проблемами зоны арктических пустынь.
- развивать познавательную активность
детей, умение работать с картой, развитие
общеучебных умений и навыков.
- воспитание бережного отношения к окружающему миру и к природе; развитие
коммуникативной компетенции.

Задачи урока

знакомство с природной зоной:

- показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.

- формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять экологические проблемы каждой из зон, особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями, вызвать интерес к предмету – окружающий мир.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Наблюдение, беседа, объяснение, проблемный диалог, работа в группе, работа с картой.

Время реализации урока

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока обучающиеся учатся распознавать, классифицировать, обобщать изученный материал, делать выводы. Работа по учебнику, в рабочих тетрадях, просмотр презентации и роликов позволяет учащимся сравнивать, отстаивать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

Необходимое оборудование и материалы

ноутбук, экран, проектор, флеш-карта, презентация к уроку «Природные зоны. Зона Арктических пустынь», атласы, глобус, учебники, видеофрагменты.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

На парте у каждого ученика учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь-словарь по окружающему миру, фотографии с изображением природной зоны (растительный мир, животный мир), карточки с заданиями для работы в группах, карта «Природные зоны России»

Список учебной и дополнительной литературы

 Плешаков А.А. Зелёный дом. Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Москва. Просвещение. 1997 г.

 Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Москва. Просвещение. 2006 г.

 Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь к учебнику 4 класса. 1 часть. Москва. Просвещение. 2008 г.

 Брыкина Н.Г., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2004.

 Мир вокруг нас. 4 класс: Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова. В 2 частях / Автор-составитель Н. В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2006.

 Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – Москва. Издательство “Первое сентября”, 2000.



Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся


Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия):

Мобилизующий этап.

Оргмомент: Здравствуйте, ребята. Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке.
Проверили? Садитесь!

Проверка домашнего задания.

Проверочная работа по теме «Горы, равнины, моря, реки, озёра России» (5 мин.)

- Работа с картой «Природные зоны России»:


Работа по теме.


Предлагаем отправиться в путешествие. Работа по атласам и карте природных зон России. Карточки на партах у детей


Физкультминутка

Что за чудо-чудеса?
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой шатёр небесный.
Никого за тучей нет,
Это с неба льётся свет!

Изучение нового материала (продолжение)

Работа со слайдами. Работа с картой, оформление записей в аналитической справке, оформление в рабочих тетрадях.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Итог урока: Вспомните всё то, о чём мы говорили на уроке и изобразите в тетрадях своё впечатление от урока. Если вам всё понравилось, нарисуйте такую мордашку – если что-то не понятно – если совсем не понравилось.

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

Прочитать с. 78-85. Составить кроссворд «Природные зоны. Зона арктических пустынь».

Нарисовать представителей флоры и фауны

зоны арктических пустынь.


Дополнительная необходимая информация


Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f5-1000-4ddd-c28a-2d0047fe0b0f/?getZip;

http://crazy.werd.ru/2007/03/26/arktika.html - Арктика лед

http://news.rin.ru/news/164084/3/ - северный полюс

http://www.regions-city.ru/okrug/urfo/articles/22296/22379.html моржи

http://viparmenia.com/vb/forum22/a-1099/ арктическая пустыня

http://www.svobodalip.ru/view_cat.php?cat=3&page=14 Арктика

http://www.redbook.ru/foto/displayimage.php?pos=-610 лишайник

http://www.photobase.ru/index.php?p=gallery&a=view&id=557 полярный мак

http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/small_school/class3/urok2/rasteniy.htm мох и камнеломка

http://www.lod.4host.ru/index.php?part=16&article_id=1668 чайка

http://www.mad-love.ru/zoo.php?grp=10&page=44 гагарка

http://news.made.ru/science/news349313.html тупики

http://www.photosight.ru/photos/2156524/ кайра

http://postupaemvmeste.ru/content/polyarnoe-siyanie полярное сияние

http://schools.keldysh.ru/sch1216/materials/sun_sys_do/season.htm освещенность Земли

http://artslab.com.ua/2007/10/page/46 Солнце

http://viptur.by/Public/Photo-Gallery/Photo-Collection.aspx?StartIndex=1600 Арктика закат

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740ddef1-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/karta_pravlennoe.jpg - карта природных зон мира


В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Презентация создает положительный настрой на работу, повышает мотивацию для восприятия нового материала, помогает наглядно представить изучаемый материал при введении новых географических понятий, визуально запоминать новый материал. Мультимедийная презентация сокращает время учителя для объяснения нового материала и значительно повышает эффективность урока.

Другое


Материалы урока можно использовать как при групповой работе учащихся в компьютерном классе, так и фронтально, при наличии в кабинете медиапроектора и одного компьютера.






Описание мультимедийных компонентов проекта


Автор/ы проекта (ФИО)

Габдулхаликова Надежда Вячеславовна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №1 с.Чекмагуш

Название проекта

Природные зоны. Зона Арктических пустынь.

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент

Операционная система - Windows

Форма

Мультимедийная презентация

Размер ресурса


Технические данные

Ноутбук, экран, проектор, флеш-карта

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

4 класс

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч.

Рабочая программа по окр. Миру составлена на основе «Примерных программ начального общего образования» сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев и др., Москва, Дрофа, 2007

Название темы или раздела учебного курса

Природа России

Формат ресурса - основного файла

Формат ресурса - основного файла - doc

Вид ресурса


презентация

Образовательный тип


Поясняющий текст

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

Mcrosoft Office Power Point

Цели, задачи дидактического материала

Создать условия для развития познавательного интереса, закрепления полученных знаний. Это уникальная возможность показать детям те далекие места и диковинных животных, которых они не видели в жизни, а некоторых и вообще не увидят, возможно, как знать, куда их жизнь поведет в будущем. Учителю в работе его, эти презентации powerpoint помогают работать не просто так или как бы, а с отдачей и нацеленностью на результат обучения.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

В презентации дано описание основных климатических особенностей зоны, описание растительного и животного мира. Представлена информация о заповедниках расположенных на данной территории. В презентации раскрываются основные понятия темы, дан богатый иллюстративный материал.

Ресурсы дидактического материала

фото, графические изображения,

Используемые источники информации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f5-1000-4ddd-c28a-2d0047fe0b0f/?getZip;

http://crazy.werd.ru/2007/03/26/arktika.html - Арктика лед

http://news.rin.ru/news/164084/3/ - северный полюс

http://www.regions-city.ru/okrug/urfo/articles/22296/22379.html моржи

http://viparmenia.com/vb/forum22/a-1099/ арктическая пустыня

http://www.svobodalip.ru/view_cat.php?cat=3&page=14 Арктика

http://www.redbook.ru/foto/displayimage.php?pos=-610 лишайник

http://www.photobase.ru/index.php?p=gallery&a=view&id=557 полярный мак

http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/small_school/class3/urok2/rasteniy.htm мох и камнеломка

http://www.lod.4host.ru/index.php?part=16&article_id=1668 чайка

http://www.mad-love.ru/zoo.php?grp=10&page=44 гагарка

http://news.made.ru/science/news349313.html тупики

http://www.photosight.ru/photos/2156524/ кайра

http://postupaemvmeste.ru/content/polyarnoe-siyanie полярное сияние

http://schools.keldysh.ru/sch1216/materials/sun_sys_do/season.htm освещенность Земли

http://artslab.com.ua/2007/10/page/46 Солнце

http://viptur.by/Public/Photo-Gallery/Photo-Collection.aspx?StartIndex=1600 Арктика закат

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740ddef1-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/karta_pravlennoe.jpg - карта природных зон мира


Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Изучение нового материала

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет












Приложение 1.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ


Название зоны _____________________________________________________

Расположение на карте______________________________________________

__________________________________________________________________

Особенности климата_______________________________________________

Неживая природа___________________________________________________

Животные_________________________________________________________

Растения__________________________________________________________

Особенности приспособления живых организмов к жизни в этой зоне:

Животные:________________________________________________________

Растения:__________________________________________________________

Использование этой зоны человеком__________________________________

Экологические проблемы:___________________________________________

__________________________________________________________________

Охрана природы:___________________________________________________

__________________________________________________________________


Урок окружающего мира на тему: "Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны" 4 класс ПНШ
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок разработан по программе  "Перспективная начальная школа".Для учащихся 4 класса.

Тема: Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны

Цель урока: Расширить представление о деятельности людей в зоне арктических пустынь, научить рассказывать о мерах и охраны природы северного края.

Ход урока.

 

1.     Организационный момент:

 

Здравствуйте, ребята. Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке.
Проверили? Садитесь!

 

2. Проверка домашнего задания.

1)   Природная зона арктических пустьшь расположена на ост­ровах Тихого океана. (-)

2)  Территория Арктики не имеет коренного населения. (+)

3)  В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. (+)

4)  В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.(-)

5)  В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени. (+)

6) Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)

7)  Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи  рынки». (+)

Автор Хвостикова Наталья Михайловна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 4694
Номер материала 2802
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓