Главная / Начальные классы / урок окружающего мира на тему

урок окружающего мира на тему

Тема урока: Что такое глобус?

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цель урока: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Задачи урока:

Предметные:

-познакомить учащихся с понятием глобуса и карты полушарий;

-формировать понимание того. что глобус – это модель Земли;

-развивать представление о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;

-ознакомить детей с расположением географических объектов на глобусе и карте полушарий;

Личностные:

-создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных нормах морального поведения;

-понимание причин успеха в учёбе, понимание предложений и оценок учителя, одноклассников.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий;

-принимать роль в учебном сотрудничестве;

-выполнять учебные действия в устной , письменной речи и во внутреннем плане;

Познавательные :

-анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, паре);

-строить сообщения в устной форме, уметь находить ответ на заданный вопрос;

Коммуникативные:

-использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем ,одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение;

-учить навыкам взаимодействия в паре, группе;

-уметь осуществлять самоконтроль;

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах, группах

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Оборудование: глобус ,карта полушарий, интерактивная доска, презентация, муз. Композиция группы «Земляне», музыкальная композиция группы «ППК», цветная бумага, тесты, модель машинки, самолёта, вертолёта.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок – путешествие. А мы, необычные путешественники , мы – астронавты. Может кто-то знает, кто такие астронавты? ( Люди ,которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. ( звучит космическая музыка)

2. Повторение пройденного.

-Внимание, наш экипаж сбился с курса. В иллюминаторе неизвестное расположение планет. Давайте разберёмся и внесём название планет на нашу карту- схему (слайд с изображением Солнечной системы без названия планет). Дети называют планеты по порядку у доски.

Проблемная ситуация.

-Выбираем маршрут. Куда же мы полетим? Давайте полетим на Плутон. (ответ детей в группе « Нет. Плутон находится далеко от Солнца и , поэтому там очень холодно и темно)

-Хорошо, тогда полетим на Меркурий. (Ответ .Нет. Меркурий находится очень близко к Солнцу и , поэтому там очень жарко)

-Тогда. на Сатурн, там, наверное , ни холодно, ни жарко. ( Ответ. Нет. Сатурн окружён кольцами из камней и глыб , наш корабль разобьётся).

-А куда же мы полетим? ( Ответ .На Землю).

- Почему? ( Ответ. На Земле - самые благоприятные условия для жизни).

-Итак ,летим на Землю!

3.Изучение новой темы.

- Мы приземлились на чудесной планете Земля и переносимся в наши научные лаборатории, их у нас целых три. В каждой будет работать своя группа учёных.

А) Формирование понятий «модель», «глобус».

- Как назвать одним словом предметы, лежащие на моём столе?

(лежат игрушки: самолёт, вертолёт, машинка)

-На что похожи эти игрушки? (Ответ. На машину, самолёт и вертолёт)

-Чем они похожи на настоящие предметы? ( Ответ. Похожи формой)

-Чем они отличаются от настоящих предметов? (Ответ. Размером).

- Как моно назвать эти предметы одним словом? ( Ответ .Модель).

-Как вы понимаете слово «модель»?

-Модель – это уменьшенное изображение предмета.

-Как называется предмет, который стоит у вас на партах? (Ответ. Глобус).

-Что такое глобус? (Ответ. Глобус- это модель Земли. )

-Какую форму имеет глобус? ( Ответ. Глобус имеет форму шара). Как вы думаете .почему? Глобус -лат.слово, оно означает шар.

-Давайте запишем значение слова глобус в наши листы исследований.

- А вот как выглядел первый глобус , расскажут нам девочки. (Рассказ и показ слайдов подготовленными учениками).

Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.

Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.

Какие глобусы бывают?

Глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.

Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.

Глобус стран мира.

Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.

Как устроен глобус?

Когда мы смотрим на него, то превращаемся в космонавтов, которые смотрят на нашу планету из космоса. Что сразу бросается в глаза? (Глобус немного наклонен.)

Почему глобус наклонили? (В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.)

Что это за стержень торчит на Северном полюсе? (Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.)

Можно потрогать или увидеть земную ось? (На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.)

что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси?

Посредине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором. Зачем нужен экватор?

Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария. Покажите их на глобусе.

Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.



4.Работа в парах, группах.

-Сегодня на уроке вам предстоит изучить глобус, как когда –то ученые исследовали нашу Землю.

Задание для первой группы. Найдите на глобусе океаны. Запишите их названия на ваших лабораторных листах.

1._________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________

Как называются одним словом все океаны мира? Запишите____________________________________________

Задание для второй группы.

  1. Определите самый большой материк. Запишите его название._____________________________________________________________

  2. Определите самый маленький материк. Запишите его название._____________________________________________________________

  3. Определите саамы большой океан. Запишите его название.___________________

  4. Определите самый маленький океан. Запишите его название._____________________________________________________________

  5. Определите самый холодный материк Земли. Запишите его название._____________________________________________________________

Задание для третьей группы.

Запишите ,каким цветом на глобусе обозначены:

1Моря и океаны__________________________________________________________________

2.Горы__________________________________________________________________

3.Пустыни______________________________________________________________

4.Леса и степи___________________________________________________________________5.Как вы думаете ,отчего зависит цвет воды на глобусе ? ___________________________________________________________________

6 Как вы думаете ,отчего зависит цвет гор на глобусе ? ________________________________________________________________

По завершению задания ,выступает 1 представитель от группы, который показывает на карте ответы на свои задания.

5.Продолжение изучения новой темы.

- Ребята, скажите, удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность Земли видна? (Ответ. Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам),

- Учёные условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась карта полушарий с Западным и Восточным полушарием. На ней можно увидеть поверхность всего земного шара.

-Рассмотрите карту полушарий и скажите, что вы на ней видите?( Ответ. Огромные участки суши и воды).

физминутка

6.Практическая работа в группах.

а)-А сейчас , ребята, вы будете работать в своих лабораториях. Первая группа будет делать глобус из бумаги. Вторая группа поработает с картой полушарий, разбейтесь на пары ,1 человек работает с картой Западного полушария,2 с картой Восточного полушария, нанесите на карту названия материков и океанов. Третья группа работает с глобусом, ваша задача, вырезать из бумаги контуры материков и наклеить их на глобус.

б)Выступление детей.



7.Итог урока.

Учитель.

- Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи. Игра "Гонка за лидером" начинается! Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают и показывают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША,СНЕГ,ПЯТЬ,ШЕСТЬ,БЕРЕЧЬ. 
Модель Земли - ... .
 
Это слово в переводе с латинского означает - ... .
 
На глобусе синим цветом обозначена - ... ,
 
коричневым, желтым, зеленым - .
На земном шаре океанов - ... ,
 
материков

- Планета Земля наш общий дом и её надо - ... !

-Как называется модель Земли?

Чтение учеником стихотворения Е.Шкловского "Ты береги нас". 
  
Смотрю на глобус – шар земной. 
И вдруг вздохнул он, как живой.
 
И шепчут мне материки:
 
"Ты береги нас, береги!"
 
В тревоге рощи и леса.
 
Роса на травах, как слеза.
 
И тихо просят родники:
 
"Ты береги нас, береги!"
 
Остановил олень свой бег:
 
"Будь Человеком, человек.
 
В тебя мы верим – не солги,
 
Ты береги нас, береги!".
 
Грустит глубокая река,
 
Свои, теряя берега.
 
И слышу голос я реки:
 
"Ты береги нас, береги!"
 
Смотрю на глобус – шар земной,
 
Такой прекрасный и родной.
 
И шепчут губы: "Не солгу.
 
Я сберегу вас, сберегу!"
 


8.Рефлексия.

-Что сегодня нового вы узнали для себя?

-Оцените , пожалуйста, свою работу и работу группы на сегодняшнем уроке. Прикрепит кружок нужного цвета на наше чудо-дерево.



урок окружающего мира на тему
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: Что такое глобус?

Тип урока : урок открытия новых знаний.     

Цель урока: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Задачи урока:

Предметные:

-познакомить учащихся  с понятием глобуса и карты полушарий;

-формировать понимание того. что глобус – это модель Земли;

-развивать представление о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;

-ознакомить детей с расположением географических объектов на глобусе и карте полушарий;

Личностные:

-создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных нормах  морального поведения;

-понимание причин успеха в учёбе, понимание предложений и оценок учителя, одноклассников.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий;

-принимать роль в учебном сотрудничестве;

-выполнять учебные действия в устной , письменной речи и во внутреннем плане;

Познавательные :

-анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, паре);

-строить сообщения в устной форме,  уметь находить ответ на заданный вопрос;

Коммуникативные:

-использовать адекватные речевые средства  в диалоге с учителем ,одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение;

-учить навыкам взаимодействия в паре, группе;

-уметь осуществлять самоконтроль;

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах, группах

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Оборудование: глобус ,карта полушарий, интерактивная доска, презентация, муз. Композиция группы «Земляне», музыкальная композиция группы «ППК», цветная бумага, тесты, модель  машинки, самолёта, вертолёта.

 

                                                       Ход урока.

1.     Организационный момент.

- Ребята,  у нас сегодня необычный урок, урок – путешествие. А мы, необычные путешественники , мы – астронавты. Может кто-то знает, кто такие астронавты? ( Люди ,которые изучают космическое пространство) Итак, в путь.  ( звучит космическая музыка)

2. Повторение пройденного.

-Внимание, наш экипаж сбился с курса. В иллюминаторе неизвестное расположение планет. Давайте разберёмся и внесём название планет на нашу карту- схему (слайд  с изображением Солнечной системы без названия планет). Дети называют планеты по порядку  у доски.

Проблемная ситуация.

-Выбираем маршрут. Куда же мы полетим? Давайте полетим на Плутон. (ответ детей в группе « Нет. Плутон находится далеко от Солнца и , поэтому там очень холодно и темно)

-Хорошо, тогда полетим на Меркурий. (Ответ .Нет. Меркурий находится очень близко к Солнцу и , поэтому там очень жарко)

-Тогда. на Сатурн, там, наверное , ни холодно, ни жарко. ( Ответ. Нет. Сатурн окружён кольцами из камней и глыб , наш корабль разобьётся).

-А куда же мы полетим? ( Ответ .На Землю).

- Почему?  ( Ответ. На Земле - самые благоприятные условия для жизни).

-Итак ,летим на Землю!

3.Изучение новой темы.

- Мы приземлились на чудесной планете  Земля и переносимся в наши  научные лаборатории, их у нас целых три. В каждой будет работать своя группа учёных.

А) Формирование понятий «модель», «глобус».

- Как назвать одним словом предметы, лежащие на моём столе?

(лежат игрушки: самолёт, вертолёт, машинка)

-На что похожи эти игрушки? (Ответ.  На  машину, самолёт и вертолёт)

-Чем  они похожи  на настоящие   предметы?  ( Ответ.  Похожи формой)  

-Чем они отличаются от настоящих предметов? (Ответ. Размером).

- Как моно назвать эти предметы одним словом? ( Ответ .Модель).

-Как вы понимаете слово «модель»?

-Модель – это уменьшенное изображение предмета.

-Как называется предмет, который стоит у вас на партах? (Ответ. Глобус).

-Что такое  глобус? (Ответ. Глобус- это модель Земли. )

-Какую форму имеет глобус? ( Ответ. Глобус имеет форму шара). Как вы думаете .почему? Глобус -лат.слово, оно означает шар.

-Давайте запишем значение слова глобус  в наши листы исследований.

- А вот как выглядел первый глобус , расскажут нам девочки. (Рассказ и показ слайдов подготовленными учениками).

– Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.

Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.

– Какие глобусы бывают?

– Глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.

– Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.

– Глобус стран мира.

– Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.

– Как устроен глобус?

– Когда мы смотрим на него, то превращаемся в космонавтов, которые смотрят на нашу планету из космоса. Что сразу бросается в глаза? (Глобус немного наклонен.)

– Почему глобус наклонили? (В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.)

– Что это за стержень торчит на Северном полюсе? (Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.)

– Можно потрогать или увидеть земную ось? (На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.)

что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси?

– Посредине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором. Зачем нужен экватор?

– Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария. Покажите их на глобусе.

– Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.

 

 

4.Работа в  парах, группах.

-Сегодня на уроке вам предстоит изучить глобус, как когда –то ученые исследовали нашу Землю.

Задание для первой группы.  Найдите на глобусе океаны. Запишите их названия  на ваших лабораторных листах.

1._________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________

Как называются одним словом все океаны мира? Запишите____________________________________________

Задание для второй группы.

1.     Определите самый большой материк. Запишите его название._____________________________________________________________

2.     Определите самый маленький материк. Запишите его название._____________________________________________________________

3.     Определите саамы большой океан. Запишите его название.___________________

4.     Определите самый маленький океан. Запишите его название._____________________________________________________________

5.     Определите самый холодный материк Земли. Запишите его название._____________________________________________________________

Задание для третьей группы.   

Запишите ,каким цветом на глобусе обозначены:

1Моря и океаны__________________________________________________________________

2.Горы__________________________________________________________________

3.Пустыни______________________________________________________________

4.Леса и степи___________________________________________________________________5.Как вы думаете ,отчего зависит  цвет воды  на глобусе ? ___________________________________________________________________

6 Как вы думаете ,отчего зависит  цвет гор на глобусе ? ________________________________________________________________

 По завершению задания ,выступает 1 представитель от группы, который показывает на карте ответы на свои задания.

5.Продолжение изучения новой темы.

- Ребята, скажите, удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность  Земли видна? (Ответ. Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам),

- Учёные условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась карта полушарий с Западным и Восточным полушарием. На ней можно увидеть поверхность всего земного шара.

-Рассмотрите карту полушарий и скажите, что вы на ней видите?( Ответ. Огромные участки суши  и воды).

                                                               физминутка

6.Практическая работа в группах.

а)-А сейчас , ребята, вы будете работать в своих лабораториях. Первая группа будет делать  глобус из бумаги. Вторая группа поработает с  картой полушарий, разбейтесь на пары ,1 человек работает с картой Западного полушария,2 с картой Восточного полушария, нанесите на карту названия материков и океанов. Третья группа работает с глобусом, ваша задача, вырезать из бумаги контуры материков и  наклеить их на глобус.

б)Выступление детей.         

 

7.Итог урока.           

Учитель.

- Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи. Игра "Гонка за лидером" начинается! Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают и показывают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША,СНЕГ,ПЯТЬ,ШЕСТЬ,БЕРЕЧЬ. 
Модель Земли - ... . 
Это слово в переводе с латинского означает - ... . 
На глобусе синим цветом обозначена - ... , 
коричневым, желтым, зеленым - .
На земном шаре океанов - ... , 
материков

- Планета Земля наш общий дом и её надо - ... !

-Как называется модель Земли?

Чтение учеником стихотворения Е.Шкловского "Ты береги нас". 
  
Смотрю на глобус – шар земной. 
И вдруг вздохнул он, как живой. 
И шепчут мне материки: 
"Ты береги нас, береги!" 
В тревоге рощи и леса. 
Роса на травах, как слеза. 
И тихо просят родники: 
"Ты береги нас, береги!" 
Остановил олень свой бег: 
"Будь Человеком, человек. 
В тебя мы верим – не солги, 
Ты береги нас, береги!". 
Грустит глубокая река, 
Свои, теряя берега. 
И слышу голос я реки: 
"Ты береги нас, береги!" 
Смотрю на глобус – шар земной, 
Такой прекрасный и родной. 
И шепчут губы: "Не солгу. 
Я сберегу вас, сберегу!"
 

8.Рефлексия.

-Что сегодня нового вы узнали для себя?

-Оцените , пожалуйста, свою работу и работу группы на сегодняшнем уроке. Прикрепит кружок нужного цвета на наше чудо-дерево.

 

 

Автор Соболева Елена Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 323
Номер материала 25680
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓