Главная / Начальные классы / Урок окружающего мира «Экосистема поля» (3 класс)

Урок окружающего мира «Экосистема поля» (3 класс)

Урок окружающего мира «Экосистема поля»

(3 класс)


Цели:

- дать представление о поле как об экологической системе;

-уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;

-приводить примеры организмов разных профессий.

Оборудование: иллюстрации экосистем: озеро, болото, луг, лес, поле; иллюстрации полей: картофельного , пшеничного, хлопкового и т.д., иллюстрации культурных растений, сорняков и потребителей урожая.


Ход урока.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1.Организационный момент.

Урок наш начнем,

Он о природе – природа наш дом!

- Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Самопроверка готовности рабочего места к уроку.

2.Актуализаци знаний.

-Посмотрите на доску, здесь записаны слова. Прочитайте их.

- Луг, болото, озеро, лес. Как вы думаете, что их объединяет? (Это названия экосистем).

-Экосистема- что это такое? ( Экосистема – это содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ).

-Давайте вспомним, что мы знаем об этих экосистемах?

(проводится работа в парах по Сингапурской структуре «ПЛЭЙСМЭТ КОНСЕНСУС»

Познавательные УУД.

1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Постановка проблемного вопроса.

-Мы с вами повторили те экосистемы, которые изучили. Попробуйте догадаться, о какой экосистеме речь пойдет сегодня.

-Посмотрите на иллюстрацию. Что это такое? (овощи, хлеб)

-Как вы думаете, где выращивают овощи и хлеб? ( в садах, на полях). А может ли человек вырастить в саду большое количество овощей? (нет).

-Для чего же нужны нам поля? (ответы детей: чтобы собрать урожай и накормить большое количество людей, животных).

-Так о какой экосистеме сегодня пойдет речь на уроке? (Экосистеме поля). И наша задача – чем экосистема поля отличается от других экосистем?

Какие поля вы знаете? (пшеничное, картофельное и т.д.);

-Есть ли в нашем городе поля? Назовите, какие? (Пшеничные, картофельные, свекольные, кукурузные и т.д.)

-Рассмотрите фотографии разных полей. Какие у вас будут предположения? (на полях больше всего растет один вид растений, тот, который был посажен человеком).

3.Выявлять сущность, особенность объектов.

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться по учебнику.

7.Находить ответы на вопросы и иллюстрации.

4.Совместное открытие знаний.

Работа в учебнике.

-Прочитайте предложенный вам текст. Выделите отличительные особенности поля.

-Как человек ухаживает за полем и растением, которое на нем растет?

- Найдите в тексте объяснение главного отличия поля от природных экосистем? (поле – искусственная экосистема, созданная человеком; на поле выращивается одна культура, человек сначала поле вспахивает, затем засевает, вносит удобрения, поливает, удаляет сорняки, собирает урожай; если за полем не ухаживать, то оно зарастет сорняками и превратиться в природную экосистему). Ученики работают с текстом и отвечают на вопросы учителя.

-А хотите узнать, как раньше люди создавали поля?

( Учитель показывает презентацию «История поля»)

-Какие вы заметили сходства и отличия? ( ученики высказывают своё мнение).

Физминутка:

В поле я гуляю, ноги поднимаю ( руки на пояс, ходьба на месте)

Наклонюсь к цветам поближе (повороты вправо, влево)

Красоту их всю увижу, (повороты вправо, влево)

Нежный чудный аромат ( руки поочередно в стороны и на пояс)

Ощутить я тоже рад!

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки вверх).

-Какие из представленных организмов на фотографиях можно отнести к производителям, потребителям, разрушителям? ( Ученики рассказывают о потребителях, производителях и разрушителях полей, узнав из энциклопедии).

Производители – культурные растения.

Пшеница - одна из важнейших зерновых культур. Получаемая из зерен мука идет на выпечку белого хлеба и производство других пищевых продуктов.

Хлопок- это своего рода шерсть. Географическое происхождение хлопчатника – Южная Азия. На кустах высотой в 6, а то более 12 метров к осени вызревали худосочные коробочки с семенами. Коробочки с хлопком обычно собирают вручную, и это очень тяжелый труд. 

Историю картофеля в России связывают с Петровской эпохой.  Повсюду, первое время, картофель считался диковинным экзотическим овощем. Россия не была исключением. На дворцовых балах и банкетах его подавали как редкое и лакомое блюдо, посыпая его сахаром, а не солью.

Подсолнух на языке цветов – символ оптимизма, веселья и благополучия, цветок тепла и солнца.  Подсолнух, пожалуй, один из самых ярких цветов земли.  Является основной масличной культурой в России и на Украине и одной из важнейших масличных культур в мире. Промышленное производство подсолнечного масла впервые было запатентовано в 1716 году в Англии.

Рожь - ценная продовольственная и кормовая культура. Она является второй
после пшеницы хлебной культурой и выращивается в нашей стране свыше 1000лет.

Производители – сорняки.

Одуванчик . В природе можно встретить одуванчик повсеместно, да и в садах это частый непрошеный гость. Но с древних времён одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни» не зря: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.

Потребители.

Полевая мышь живет на лугах, полях, на опушках смешанных и лиственных лесов. Ночью под покровом темноты разыскивают корм: семена диких и культурных растений, насекомых. Этот корм рассеян на большом пространстве луга или поля, и чтобы его найти, им приходится отбегать далеко от норки. В поисках корма помогают такие приспособления, как хорошо развитые ноги, способствующие быстрому бегу, и длинный хвост, выполняющий роль балансира.

Невинная внешность божьей коровки очень обманчива.  Божья коровка хищник и её в основном она промышляет охотой. Жертвами божьих коровок становятся малоподвижные мягкие насекомые, живущие огромными скоплениями и питающимися соками растений – в основном это тли. 

Разрушители.

Дождевые черви знакомы каждому, кто когда-либо держал в руках удочку или лопату, вскапывая огород. Их вклад в формирование плодородной почвы трудно переоценить. Эти неутомимые подземные труженики разрыхляют и перемешивают почву, увлажняют ее и насыщают кислородом.



Коммуникативные УУД.

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Уметь работать в паре и группах.














Личностные результаты.

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5.Самостоятельное применение знаний.

Работа в рабочей тетради.

-Выполните задание из рабочей тетради 2 стр.33. Найдите ещё отличия поля от других экосистем . ( В экосистеме поля роль потребителя и разрушителя берет на себя человек. Круговорот веществ будет замкнут, только если человек ухаживает за полем).


Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом в тетради.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


6.Итог урока.

-Что вы узнали о поле? Какая это экосистема? (поле – это искусственная экосистема)

- Какое основное отличие поля от природных экосистем? (оно зависит от человека)

-Почему поле не может существовать без заботы человека? (Круговорот веществ на поле замыкает человек, если не ухаживать за полем, то оно со временем превратиться в природную экосистему).

-А теперь подведем итог вашей работы на уроке.(Учитель раздает детям лист самооценки)

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7.Домашнее задание.

Выполнение двух заданий на выбор из рабочей тетради.




Урок окружающего мира «Экосистема поля» (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели:

- дать представление о поле как об экологической системе;

-уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;

-приводить примеры организмов разных профессий.

Оборудование: иллюстрации экосистем: озеро, болото, луг, лес, поле; иллюстрации полей: картофельного , пшеничного, хлопкового и т.д., иллюстрации культурных растений, сорняков и потребителей урожая.

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1.Организационный момент.

Урок наш начнем,

Он о природе – природа наш дом!

- Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Самопроверка готовности рабочего места к уроку.

2.Актуализаци знаний.

-Посмотрите на доску, здесь записаны слова. Прочитайте их.

- Луг, болото, озеро, лес. Как вы думаете, что их объединяет?  (Это названия экосистем).

-Экосистема- что это такое? ( Экосистема – это содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ).

-Давайте вспомним, что мы знаем об этих экосистемах?

(проводится работа в парах по Сингапурской структуре «ПЛЭЙСМЭТ КОНСЕНСУС»

Познавательные УУД.

1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Постановка проблемного вопроса.

-Мы с вами повторили те экосистемы, которые изучили. Попробуйте догадаться, о какой экосистеме речь пойдет сегодня.

-Посмотрите на иллюстрацию. Что это такое? (овощи, хлеб)

-Как вы думаете,  где выращивают овощи и хлеб? ( в садах, на полях). А может ли человек вырастить в саду большое количество овощей? (нет).

-Для чего же нужны нам поля? (ответы детей: чтобы собрать урожай и  накормить большое количество людей, животных).

-Так о какой экосистеме сегодня пойдет речь на уроке? (Экосистеме поля). И наша задача – чем экосистема поля отличается от других экосистем?

Какие поля вы знаете? (пшеничное, картофельное и т.д.);

-Есть ли в нашем городе поля? Назовите, какие? (Пшеничные, картофельные, свекольные, кукурузные и т.д.)

-Рассмотрите фотографии разных полей. Какие у вас будут предположения? (на полях больше всего растет один вид растений, тот, который был посажен человеком).

3.Выявлять сущность, особенность объектов.

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться по учебнику.

7.Находить ответы на вопросы и иллюстрации.

4.Совместное открытие знаний.

Работа  в учебнике.

-Прочитайте предложенный вам текст. Выделите отличительные особенности поля.

-Как человек ухаживает за полем и растением, которое на нем растет?

- Найдите в тексте объяснение главного отличия поля от природных экосистем? (поле – искусственная экосистема, созданная человеком; на поле выращивается одна культура, человек сначала поле вспахивает, затем засевает, вносит удобрения, поливает, удаляет сорняки, собирает урожай; если за полем не ухаживать, то оно зарастет сорняками и превратиться в природную экосистему). Ученики работают с текстом и отвечают на вопросы учителя.

-А хотите узнать, как раньше люди создавали поля?

 ( Учитель показывает презентацию «История поля»)

-Какие вы заметили сходства и отличия? ( ученики высказывают своё мнение).

Физминутка:

В поле я гуляю, ноги поднимаю ( руки на пояс, ходьба на месте)

Наклонюсь к цветам поближе (повороты вправо, влево)

Красоту их всю увижу, (повороты вправо, влево)

Нежный чудный аромат ( руки поочередно в стороны и на пояс)

Ощутить я тоже рад!

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки вверх).

-Какие из представленных организмов  на фотографиях можно отнести к производителям, потребителям, разрушителям? ( Ученики рассказывают о потребителях, производителях и разрушителях полей, узнав из энциклопедии).

Производители – культурные растения.

Пшеница - одна из важнейших зерновых культур. Получаемая из зерен мука идет на выпечку белого хлеба и производство других пищевых продуктов.

Хлопок- это своего рода шерсть. Географическое происхождение хлопчатника – Южная Азия. На кустах высотой в 6, а то более 12 метров к осени вызревали худосочные коробочки с семенами. Коробочки с хлопком обычно собирают вручную, и это очень тяжелый труд. 

Историю картофеля в России связывают с Петровской эпохой.  Повсюду, первое время, картофель считался диковинным экзотическим овощем. Россия не была исключением. На дворцовых балах и банкетах его подавали как редкое и лакомое блюдо, посыпая его сахаром, а не солью.

Подсолнух на языке цветов – символ оптимизма, веселья и благополучия, цветок тепла и солнца.  Подсолнух, пожалуй, один из самых ярких цветов земли.  Является основной масличной культурой в России и на Украине и одной из важнейших масличных культур в мире. Промышленное производство подсолнечного масла впервые было запатентовано в 1716 году в Англии.

Рожь - ценная продовольственная и кормовая культура. Она является второй
после пшеницы хлебной культурой и выращивается в нашей стране свыше 1000лет.

Производители – сорняки.

Одуванчик . В природе можно встретить одуванчик повсеместно, да и в садах это частый непрошеный гость. Но с древних времён одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни» не зря: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.

Потребители.

Полевая мышь живет на лугах, полях, на опушках смешанных и лиственных лесов. Ночью под покровом темноты разыскивают корм: семена диких и культурных растений, насекомых. Этот корм рассеян на большом пространстве луга или поля, и чтобы его найти, им приходится отбегать далеко от норки. В поисках корма помогают такие приспособления, как хорошо развитые ноги, способствующие быстрому бегу, и длинный хвост, выполняющий роль балансира.

Невинная внешность божьей коровки очень обманчива.  Божья коровка хищник и её в основном она промышляет охотой. Жертвами божьих коровок становятся малоподвижные мягкие насекомые, живущие огромными скоплениями и питающимися соками растений – в основном это тли. 

Разрушители.

Дождевые черви знакомы каждому, кто когда-либо держал в руках удочку или лопату, вскапывая огород. Их вклад в формирование плодородной почвы трудно переоценить. Эти неутомимые подземные труженики разрыхляют и перемешивают почву, увлажняют ее и насыщают кислородом.

 

 

Коммуникативные УУД.

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Уметь работать в паре и группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты.

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5.Самостоятельное применение знаний.

Работа в рабочей тетради.

-Выполните задание из рабочей тетради 2 стр.33. Найдите ещё отличия поля от других экосистем . ( В экосистеме поля роль потребителя и разрушителя берет на себя человек. Круговорот веществ будет замкнут, только если человек ухаживает за полем).

 

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом в тетради.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

6.Итог урока.

-Что вы узнали о поле? Какая это экосистема? (поле – это искусственная экосистема)

- Какое основное отличие поля от природных экосистем? (оно зависит от человека)

-Почему поле не может существовать без заботы человека? (Круговорот веществ на поле замыкает человек, если не ухаживать за полем, то оно со временем превратиться в природную экосистему).

-А теперь подведем итог вашей работы на уроке.(Учитель раздает детям лист самооценки)

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7.Домашнее задание.

Выполнение двух заданий на выбор из рабочей тетради.

 

 

 

Автор Борисова Марина Анатольевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 5465
Номер материала 2289
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓